27 ноября 2018 27.11.18 1 6872

История серии Contra. Часть №1

+25

Что для вас Contra? В зависимости от возраста и наличия консоли в детстве, у вас в может возникнуть один из 2-х вариантов. Если вы подумали о сетевом шутане про спецназ и террористов, то я вас огорчу, поговорим мы о другой игре. А вот если вы росли в 90-е и у вас была денди, то наверняка перед глазами под фирменную музыку и звуки взрывов выехало главное меню игры с двумя накачанными мужиками. Эх, да-а, было время. Если вкратце, то суть игры сводится к тотальному уничтожению всего на экране (кроме себя и напарника конечно) и это было весело и зубодробительно! А между тем игра уже вышла 30 лет назад и стала самой популярной игрой жанра Run and Gun, того времени. Начну я, пожалуй, с первого представителя этой игры — Contra 1987 года, последующие игры я постараюсь осветить в новых выпусках в рамках этой истории серии игр Contra (если конечно не ударю в грязь лицом).

Начало
Начнем с самого начала. Компания Konami была образована в 1969 году тремя единомышленниками, это были: Кагэмаса Кодзуки, Ёсинобу Накама и Татсуо Миясако, над названием долго не думали, а собрали из имен — Кодзуки, Накама, Миясако.

В начале своего пути они занимались арендой и ремонтом музыкальных автоматов, но уже через 3 года бизнес преобразовался и вылился в производство игровых аркадных автоматов. Contra была не первая игра в подобном жанре, созданная компанией. В 1985 году был выпущен автомат с игрой Green Beret — ставшей довольно популярной в свое время, ее даже издали в 1987 году в Америке под названием Rush’n Attack (собственно под таким именем я ее и помню у себя на консоли).

Игра использовала горизонтальный скролл слева направо, мы управляли неким спецназовцем, заброшенным предположительно на некую советскую военную базу. В основном приходилось орудовать ножом, но было и оружие, которое можно было собрать с убитых врагов.
Заметив, что Green Beret отлично зашла аудитории, в Konami решили заняться разработкой похожего концепта и уже в 1987 году в продажу поступил автомат с игрой Contra и она так хорошо выстрелила, что ее на следующий год начали уже активно портировать на все возможные платформы. Интересно, что игра имеет целых 3 названия — привычная Contra, Probotector — европейская версия игры для NES, где все персонажи были заменены на роботов, видимо цензура уже тогда вставляла палки в колеса игровой индустрии, и Gryzor — тоже европейская версия, но для аркадных автоматов и портов на домашние компьютеры ZX Spectrum, Commodore 64, and Amstrad CPC.

NES версия
Несмотря на огромное количество портов, самой каноничной считаются версии под NES, а самой полной и проработанной японская версия, в которой благодаря использованию микросхемы собственной разработки Konami VRC2 присутствуют улучшенные спрайты и анимированный задний фон (на первом уровне трепещут листья деревьев; на пятом уровне от ветра колышутся ветки ёлок и иногда начинает идти снег; на восьмом уровне создается впечатление нахождения главных героев внутри живого организма). Также в японской версии присутствует небольшое интро, кратко описывающее сюжет игры, а перед началом каждого уровня отображаются анимационные вставки и карта острова. Кстати, в сети существует образ японской версии игры, полностью переведенной на русский язык, крайне рекомендую!

Действие игры начинается 12 сентября 2631 года. В архипелаге Галуго, расположенном двадцатью километрами северо-восточнее берега Новой Зеландии, падает метеорит. Два года спустя, террористическая организация под названием Red Falcon захватила остров в приготовлении уничтожить человечество. Для нейтрализации террористов правительство отправило на остров двух бойцов, Била Райзера и Ланса Бина. По мере прохождения игры, становится понятно, что за Red Falcon стоят пришельцы с того самого метеорита и их надо стереть с лица Земли. Успешно выполнив задание игрок покидает остров на вертолете. Кстати их имена основаны на именах актеров из фильма «Чужие»:Bill Paxton, Paul Reiser, Lance Henriksen, Michael Biehn.

Обложку игры украшают знакомые лица. Сходство героев с известными актерами оказалось неслучайным. Работу по созданию запоминающегося постера-обложки, который украсил коробки с игрой, доверили художнику Бобу Вакелину. В 80-ые он был одним из самых востребованных мастеров кисти, чьи рисунки украсили не один десяток игр. Приступая к созданию обложки к Contra, Вакелин рассуждал так: «Смесь фильмов «Хищник» и «Чужие» – вот чем была эта игра. Потому я и решил сделать такую картинку – с парнем, похожим на Арни».

Интересный факт — название Contra получила благодаря войне, которая в 80-ые бушевала в Латинской Америке. В Никарагуа появилось ополчение, которое вело вооруженную борьбу с правящим сандинистским режимом. Повстанцы называли себя contrarrevolucionarios, т.е. контрреволюционеры. Или попросту Contras. Это название очень понравилось разработчикам, в представлении которых главные герои игры были точно такими же воинами: солдатами с первоклассной тактикой повстанца и партизана.

Чуть не забыл упомянуть про Konami code. Для тех, кто не знает, это секретная комбинация клавиш, которая часто встречается в играх от Konami, впервые была введена в игре Gradius. Так вот, этот код давал аж целых 30 жизней!

Локации игры
Итак, давайте пройдемся по всем локациям в игре. Всего для NES было создано 8 уровней игры:
Джунгли. Игра начинается с ночной высадки на остров, где нам необходимо найти вход на базу Red Falcon. Поднимается тревога и на игрока прут толпы террористов, выезжают из скрытых панелей турели, из кустов стреляют снайперы. Боссом выступает входная дверь в базу террористов (это никого не удивляет?), и после расстрела ядра системы, все красиво взрывается и мы продвигаемся дальше.

Террористическая база № 1. Неожиданно вид игры меняется на псевдо-3Д и мы уже смотрим на наших контра со спины, перед нами линейная проекция комнаты. Цель — пройти сквозь все заслоны и выйти наружу. Впрочем ничего необычного — на нас так же выбегают враги и выезжают пушки, из новшеств — появляются бочки которые катятся на нас по полу и новый вид террористов, которые после смерти роняют оружие для игрока. Финальный босс — некая конструкция с ядрами и пушками. Я вот даже не знаю как ее назвать, да и предназначение остается загадкой. Босс разносится довольно тривиально — целься во все красненькое и стреляющее.
Водопад. Опять изменение геймплея! Вместо того-чтобы двигаться слева-направо, нас заставляют карабкаться наверх. Теперь противники стали умнее — научились перепрыгивать между уступами и перестали бросаться толпами под пули. В целом такая закономерность будет проявляться и на следующих уровнях, изображая более опытных солдат. На самом верху — очередной босс — огромный Чужой (не ну явно же создатели вдохновлялись этим фильмом! Типичный гигеровский стиль), который охраняет вход в базу № 2.

Террористическая база № 2. Вот теперь, к сожалению, разработчики стали повторяться. Практически не отличается от первой базы, включая босса, за исключением возросшей сложности.
Заснеженный лес. Здесь у некоторых игроков могут начаться проблемы. Во первых — появились гранаты, которые какие-то хитрые партизаны бросают из леса в сторону игрока, и поэтому приходится бежать под звуки взрывов одновременно уклоняясь от пуль. Во вторых ввели 2 минибосса — бульдозеры с пушкой и шипами, которые вроде бы и не очень проблемные, но могут и задавить. В конце босс вертол… Ой нет, это из другой части. Ладно, не вертолет, но тоже некая летающая байда, из которой веером выпадают дроны с шипами. Разбирается настолько быстро что даже непонятно почему это босс.

Электростанция. Трубы, много труб, из которых вырываются столбы пламени, что может подгадить дальнейшее прохождение. Напролом лучше не переть. Сам по себе уровень довольно короткий, врагов мало и если не торопиться, пробегается сравнительно легко. Босс здесь какой-то большой мужик в броне, который умеет аж целых 3 вещи — прыгать с ударом ноги, ходить и бросать какие-то умные мины. Толстокожий, если замешкаться то можно и помереть.

Ангар. Очень похож на завод, тут тебе и вагонетки и опускающиеся зубчатые манипуляторы и выдвигающиеся стены с шипами… Погодите, стены с шипами, какого хрена? Хотя впрочем спишем на систему обороны. Уровень сложный, враги появляются в неожиданных местах и стреляют уже гораздо чаще чем раньше. Но вот босс в конце конечно разочаровывает — аналог босса из джунглей, стреляй себе в ядро в стене и пройдешь дальше, особой сложности не представляет.
Логово пришельцев. Последняя локация, здесь вы не найдете привычных противников с предыдущих уровней. Это территория чужих и выглядит живой, все вокруг сделано из биоматериалов. В самом начале нас встречает огромная голова, которая изрыгает эмбрионы, вот так сходу и минибосс! Ну ладно, разобравшись с ней, мы совершаем забег мимо зубастых ртов которые опять же плюются сгустками плазмы. Больше противников на уровне нет. Финальный босс это сердце королевы, окруженное яйцами, из которых вылупляются фэйсхаггеры (ну похожи же один в один).

Расстреливаем сердце и готово. Игра заканчивается, показывая нам катсцену где вертолет покидает взрывающийся остров. В титрах нас поздравляют и называют героями. Игра окончена!

Оружие
Пришло время поговорить об оружии. Игрок начинает с винтовкой, пули которой летят с невысокой скоростью. После смерти он появляется с ней же. Оружие и улучшения находятся в контейнерах, иногда пролетающих по экрану или расположенных на месте, а также выпадают из врагов в красном одеянии на уровнях с видом сзади. Чтобы содержимое контейнера выпало, его нужно подстрелить.
(M) (Machinegun, пулемет) — стреляет автоматически, поэтому прост и удобен в обращении — не приходится постоянно и часто нажимать на кнопку огня самому. Пули летят быстро.
(S) (Spreadgun) — выпускает пять пуль средней скорости за выстрел. Пули летят расширяющимся веером, что позволяет стрелять не точно, попадать по нескольким целям сразу или повреждать цели несколькими пулями, нанося большие повреждения. Если на кнопку огня нажимать очень часто, то Spreadgun может создавать очень плотный поток огня, которым можно уничтожить почти любого врага за секунды. На практике такая стрельба получается на геймпадах с кнопками Turbo. Самое эффективное оружие.
(F) (Firegun) — неэффективное оружие. Медленно летящие сгустки пламени, двигаются в направлении выстрела широкими кругами, захватывая большую площадь. В уровнях с видом сзади оно еще бесполезнее, так как пули имеют точечную область поражения (как и все, кроме S).
(L) (Laser) — стреляет лучом, фактически, цепочкой коротких лучей, летящих со средней скоростью. Перезаряжается мгновенно. Если выстрелить, когда есть предыдущий луч, то он исчезнет. При стрельбе кнопкой «турбо» получается, что луч всегда находится перед игроком. Очень мощное оружие.
(B) (Barrier) — временная неуязвимость. Противники сами гибнут при столкновении с игроком.
Значок орла убивает всех врагов в пределах экрана.
® (Rapid) — увеличивает максимальное количество одновременно летящих пуль и их скорость.

В Contra существует некий лимит одновременно летящих пуль на экране, и если вы замечали что spreadgun после нескольких выстрелов начинает выплевывать по одной-две пули вместо веера — это как раз то, о чем я говорю. К этой особенности привязывается еще одна фича — если стоять к противнику очень близко то spreadgun будет генерировать каждый выстрел полный веер пуль, ведь ограничение не успевает включаться. Соответственно, если стрелять в упор, босс получает полный заряд дроби, и очень быстро разбирается на запчасти.

Музыка
Почти вся музыка в Contra пришла из аркадной игры, которая была составлена ​​Кадзуки Мураокой. Ее просто перенесли в Famiсom версию Хиденори Маезава и Киехиро Сада. Они также создали все звуковые эффекты к игре. Это довольно впечатляющий саундтрек для 1988 года, где каждый уровень игры имеет свою уникальную тему.

Версия под аркадный автомат
Как я говорил ранее — Contra была портирована на множество систем, включая денди, но давайте посмотрим как же выглядела игра в оригинале на аркадном автомате. Во первых графика здесь выглядит более детализированной и проработанной, а пули летят по экрану без лагов даже в большом количестве! Я на самом деле был удивлен что прародитель Контры на денди был создан так хорошо. Первым делом я изучил железо этого автомата, может там просто был более производительный чип? Все оказалось сложнее.

Платы для таких машин содержат множество компонентов и за музыку там отвечает один чип, за расчеты другой а за графику третий и в итоге сравнивать не имеет смысла, нагрузка распределена и поэтому проблем производительности нет. Еще примечательно что в аркадной версии уровней ровно в 2 раза меньше. Дело в том, что в Contra для Famicom последние 4 уровня (начиная с заснеженного леса) объединяет в себе финальный, длинный и сложный уровень предшественника, разделенный на 4 части.
Еще существует отличие во 2 и 4 уровнях: там, во первых, отображали план базы, по которому нужно было ее пройти, а во вторых время на их прохождение было ограничено (70 сек. и 110 сек. соответственно).

Давайте присмотримся к другим портам, которые были выпущены примерно в то же время что и NES версия. Я отсортировал их исключительно по моему чувству прекрасного, начну с лучших и закончу худшими.

MSX2
Machines with Software eXchangeability — название стандарта для бытовых компьютеров 1980-х годов. Он являлся попыткой создания единых стандартов для разработчиков аппаратного обеспечения, инициированной японским отделением компании Microsoft.
Сюда приехал порт — всем портам порт. Начну с плюса — в нем аж целых 16 уровней, в четыре раза больше оригинальной игры. Плюсы кончились. Графика хоть и яркая, но потеряла анимации, часть противников нарисованы на заднике и вообще никак не двигаются. Нет скроллинга, мы переходим между экранами. Особой динамики не ощущается. Есть претензии звуковому сопровождению — оно заимствовано c версии под Famicom и с 9 по 16 уровень начинает повторяться.

Вернемся к левел дизайну — первые восемь уровней соответствуют NES версии, но дальше начинается лютая отсебятина, лишенная интересных решений — нас ждут пещеры чередующиеся с прохождением таких же баз как и на 2 и 4 этапах оригинальной игры, что смахивает на дрочильню. Здесь явно “больше — не значит лучше”. И самое главное для меня разочарование — здесь был выпилен Spread Gun, никаких вам вееров пуль, обойдетесь. Его заменили на Rear Gun — который стрелял как перед игроком так и за его спиной, странное оружие.

Commodore 64
Учитывая что этот домашний ПК мог выводить только 4 цвета (по 16 оттенков каждого) то не стоит удивляться деградации графики. Да и звук в сравнении с nes версией звучит намного хуже. Из игры вырезали уровень 3 (водопад) зато оставили на уровнях баз террористов время на прохождение и карту с планом. Ну и последний уровень выглядит как один большой и длинный забег как в аркадной версии.

Amstrad CPC
Еще один персональный компьютер, о существовании оного я не подозревал (кстати был конкурентом ZX Spectrum). CPC в названии означало Colour Personal Computer — «цветной персональный компьютер». Итак что мы имеем? Бросается в глаза очень низкое разрешение, 160x200 пикселей, в таком виде Amstrad мог аж в 16 цветов на точку и поэтому перед нами очень яркая и сочная картинка.

Но есть и проблемы — скроллинг экрана не завезли, придется довольствоваться скачкообразной прогрузкой. Музыки не было, а звук выводился через спикер материнской платы, ужас какой. Уровни перекочевали с аркадной версии почти в том же виде, кроме последнего — был нещадно вырезан этап с заснеженным лесом.

ZX Spectrum
Хуже этой версии только DOS версия, серьезно. Графика выглядит особенно убогой. По сути все черно-белое, и местами фон залит каким то цветом, причем игрок и враги окрашиваются в цвета фона. Особенно это видно на уровне “Водопад”. Уровни перенесены в соответствии с аркадной версией, здесь претензий нет. Звуки и музыка… ну они есть. Музыкальная тема остается одной и той-же с самого первого уровня и в конце прохождения наверняка начинает сводить с ума.

DOS
Итак, представляю самый днищенский порт Contra. Это просто ужасно! Благодаря технологии CGA, на экране одновременно отображалось 4 цвета, причем из фиксированного набора цветов. ПОэтому мы видим прекрасную картинку того как художники выеживались пытаясь хоть как то передать графику оригинала, вы можете сами оценить как у них получилось. Уровни также перекочевали из аркадной машины. Музыки нет, звуки — унылое попердывание спикера, которого лучше бы вообще не было. Скроллинг экрана все же есть, он он нещадно тормозит, как и все в этом порте.
Из отличий — ввели новый вид вооружения (взамен лазера) — High Impact Gun (H) — работает так же, как и стандартная винтовка, но стреляет большими пулями, которые пролетают сквозь врагов и стены.

Заключение
На самом деле портов намного больше, но они появились позже. Contra портировали на мобильную Java, Windows, Nintendo DS, XBox,Playstation, Android, IOS и прочие устройства. Но это либо почти полный клон, либо ремейк, так что это не очень интересно в контексте оригинальной игры.
Кроме того я еще нарыл информацию о том, что по контре в китае хотят снять фильм. Фильм, Карл! Но более подробной информации, кроме тизера и даты 2019, к сожалению найти не смог.

Если вам было интересно, то проголосуйте лайком, я так смогу понять, стоит ли продолжать. Ну и засим откланиваюсь, спасибо за внимание!


Теги

Лучшие комментарии

Читай также