10 ноября 2018 10.11.18 5 4016

«ELEX» — религиозная философия игры и недооценённая идейная глубина

+19

Не так давно один интересный You-Tube канал видеоигровой тематики выпустил видео на тему 10-ти религий в видеоиграх. Понятно, что обозреть все самые интересные и, главное, придуманные сугубо в видеоигровом пространстве религиозные течения в рамках десяти пунктов нельзя, что было признано и самими авторами видео. Обещание второй части пусть и устроило человека, который любит поспекулировать на данную тему, однако вместе с тем оставило с чувством, что такой формат не явит из себя сколько-нибудь основательное рассуждение на тему одной религии из игр последних лет, которая, по мнению этого же человека, является крайне примечательным и требующим анализа предметом внутриигрового ЛОРа. Этот человек – я. А религия – культ Калаана из РПГ-игры “ELEX” немецкой студии Piranha Bytes.

Здесь я должен предупредить, что в дальнейшем читателя ждут спойлеры по вышеназванной РПГ. А потому, если игру вы не прошли, но желание имеете, лучше не читайте. Или читайте, если спойлеров не боитесь. Вам решать, в любом случае, моё дело – лишь предупредить =)

Итак. Сперва следует начать с того, что из себя представляет мир “ELEX”. Благодаря неуёмной фантазии разработчиков, мир игры представляет из себя пространный симбиоз фэнтези (на манер “Готики” тех же авторов) в лице фракции Берсерков, пустынной постапокалиптики (вроде “Mad Max” Миллера), за которую отвечают Изгои, и научной фантастики по канонам “StarTrek” и иных подобных произведений жанра – это фракция Клириков.

Этот самый мир для многих и стал яблоком раздора: подобный винегрет отпугивает своей неестественностью на первый взгляд, без углубления в ЛОР и его специфику, и это совершенно не удивительно. Да что там говорить, когда даже объяснения сотворения такого мира, изученные внутри игры, могут являться для людей недостаточными. Лично я вижу в этом первичное предубеждение, не дающее вовлечься в мир “ELEX”. Но в то же время признаю, что такой контраст – смелый и не во всём удавшийся эксперимент. В котором, что я уже хочу доказать, есть всё-таки один однозначно проработанный момент, сильно выделяющийся на фоне не только этой РПГ, но и в целом игр любых жанров и стилей.

Этот элемент – фракция Клириков. А точнее – их религия.

Клирики – это технически развитый клан, который во главу своих способностей поставил псионику. Их государственный строй представляет из себя полицейское государство с четкими практиками контроля над гражданами. Основным государственным аппаратом является церковь, посвящённая Калаану – божеству, в которого верит и которому поклоняется каждый клирик. Расхождение во взглядах со спецификой религии автоматически ставит человека в расхождения со взглядами всей политической системы Клириков. Таким образом и вырисовывается фракция с отнюдь не светским строем, однако с сильным преобладанием научных знаний в общественной и военной жизни.
Как такое может грамотно взаимодействовать? Может, но об этом после того, как я вновь упомяну о спойлерах, ибо они начинаются именно с этого момента.

В общем, что же такое Калаан? Лучше меня об этом скажут скриншоты самой игры, расположенные ниже. Прошу заметить, что уже в них я обозначаю позицию касательно Калаана со стороны приверженцев иных фракций (Берсерки), со стороны граждан Хорта, и со стороны главенствующих чинов (блюстителей) клириков:

Сперва рассмотрим позицию обычного клирика – члена сего социума, принимающего Калаана как нечто должное и светлое. Однако в век критического мышления всякую догму требуется предавать сомнению (это, мне кажется, таковой очень неплохой комментарий касательно нашего с вами общества), почему в игре и имеет место быть квест “Вопрос веры”. И вот этот самый квест уже даёт возможность взглянуть на божество Калаана с другой, не богословской, стороны действительности.

И с данной стороны Калаан – это огромная ракета, стоящая посреди жерла вулкана, которая предназначалась для того, чтобы спасти пару тысяч людей от гибели, которая грозила всему миру Магалан от приближающейся к нему кометы. Проект этот был продуктом мозговой деятельности Доктора Докинза, который позже, не реализовав сей амбициозный план, будет свергнут со своего поста, иначе сохранит несколько сот человек и, в первых рядах выжившего человечества узрев блага, принесённый кометой, станет предводителем Альбов – антагонистической стороны в сюжете “ELEX”. Но не в этом суть. Суть в том, что на место Докинза на правах главного управителя проектом Калаан от корпорации “Бескрайние небеса” (да, это именно корпорация Старого Мира), а это они финансировали проект, был поставлен Аврид – человек, позже ставший пророком для клириков только благодаря тому, что именно его записи о ракете были найдены блюстителем Хорта Райнхольдом. Собственно, Райнхольд по-своему и интерпретировал полученную информацию, полностью отдавая себе отчёт в том, что это, по сути, бред. Но также понимая, что этот бред поможет развиться людям, поставит их на ноги и даст цель двигаться дальше. Всю доказательную базу рассказанного мною переплетения сюжетов и сценариев можете увидеть ниже в скриншотах:

Аудиозапись разговора Арвида и руководителей проекта касательно невозможности исполнения первоначальной идеи, в которой ракета «Калаан» призвана эвакуировать часть населения с Магалана, на который надвигается комета.

3-я, 4-я и 5-я часть мемуаров доктора Докинза.

«Учение Арвида» — главная религиозная книга преверженцев веры в Калаана.

Таким образом, что здесь видит игрок в плане философии того вероисповедания, которого придерживаются обычные клирики, и главы клириков?

Для обычного клирика вера в Калаана – это чистейший образчик богооткровенной теологии, или богословия. Копировать текст с Википедии я смысла не вижу, потому объясню на примере из игры: клири Освальд на главной площади, проповедующий о неисповедимых путях Калаана, о его стремлении всех клириков причислить к безбедной жизни в далёких далях технократического будущего.

Ничего не напоминает? Подобной риторики, но в условяих своего богослужения, придерживается почти каждая ортодоксальная церковь. Для нас, как для жителей СНГ, проще всего сопоставить данное явление с православной церковью. Не хочу никаких комментариев давать касательно православной церкви, но комментарии авторов “ELEX” касательно таких “богу угодных служений”, ясны и понятны. Особенно на контрасте с истинным положением вещей, которое открывается уже в обозрении на религию со стороны глав клириков. Их философская модель – антитеизм по отношению к вере Калаана по вполне объективным причинам: ввиду знания, что сама фигура бога – мистификация.

Слова Ульбрихта после того, как главный герой сообщает ему, что узнал секрет Калаана и его истинную природу.

Они вполне могут быть приверженцами другой веры уже погибшего, Старого мира (почему и было сказано “антитеизм”, что нельзя путать с “атеизмом”), но этого игра нам не сообщает. И вместе с тем они же принимают веру в Калаана ввиду её, опять же объективных, положительных воздействий на общество клириков. Такое отношение к вере как к философии улучшения и развития в некотором роде напоминает трансцендентальную теологию Иммануила Канта.
Трансцендентным здесь по отношению ко всей вероисповедальнической культуре клириков является познание блюстителей Хорта о природе Калаана и его сущности. Теологический момент – их принятие веры, несмотря на её, в общем-то, беспочвенность. То есть, возвращаясь к описанию Канта, можно узреть проблему, которую обозначил сам философ – невозможность доказательства Бога. И вместе с этим преподношение Бога общественности, как концентрата морального триединства: святой законодатель, святой правитель и справедливый судья.

Но вернёмся к неортодоксальным вопросам, наполненным скептицизма и жаждой познания: квесту “Вопрос Веры”. Игровым НПС, который выдаёт игроку этот квест, является клирик Ева.

Заключительная часть диалога с Евой, в котором она выдаёт герою квест «Вопрос веры» и вместе с тем рассказывает об интересующих её странностях и «белых дырах» учения Арвида о Калаане.

По её характеру и стремлению узнавать сущность тех или иных вещей, правящих в обществе, в котором она живёт, становится понятно, что это один из тех людей, которые верят в то, что введено стороной правящей верхушки в качестве догматической идеи социума, но которые также хотят узнать об этой догме больше, чем знает социум.

Такие люди однозначно появлялись и до неё. И, как видно из примера с Евой, когда игрок отказывается рассказать ей правду о Калаане, с подобными индивидуумами главы Хорта общаются двумя способами. Первый – заключение с последующей более тщательной вербовкой в ряды служителей Калаана (по-другому “промывка мозгов”) или, если с “промывкой” всё обломилось, схваткой на плацу с палачом, из которой, чтобы перестать быть заключённым, надо победить, а это по многим причинам сделать не так легко.

Здесь, кстати, нужно уточнить, как происходит эта “промывка мозгов”. Дело в том, что клирики пользуют психопатитические способности. То есть они прямо воздействуют на психическое состояние человека, его мировосприятие и осознание веры вокруг. Пример действия этих способностей можно узреть в локации “Яма” в Хорте, следуя по квестам “Руки прочь” или “Волк в овечьей шкуре”, где от выборов зависит, увидите ли вы, как заключённому по имени Илай проводят эту своеобразную терапию. Собственно, её же этот самый заключённый всеми правдами и неправдами сторонится, что выставляет игроку общество клириков, вновь, как общество с насильственным принуждением к определённому вероисповеданию. Это уже в некотором роде похоже на секту.

А секта ли общество клириков? Скорее нет, чем да. Секта, по определению, — это некоторая коммуна, имеющая свою религиозную идею, отличительную от общей идеологии и, более того, противящуюся ей. В мире погибающего Магалана как таковой “общей” идеологии и модели вероисповедания нет. В обществе клириков – это и есть вера в Калаана. То сеть уже отступники от этой веры – сектанты. Потому это, скорее, технократическое закрытое сообщество со своей религиозной идеей, имеющее некоторые признаки секты: то же насильственное вовлечение в общую религию тех, кто от этой религии отвернулся, а также физических лидеров и сказителей учений Бога, что были придуманы этими же лидерами.

Но вернёмся к способам. Второй способ – аудиенцая с Райнхольдом.

Предмет её остаётся неизвестным для игрока, но сущность её явно наклонена в сторону измышлений естественной теологии: философской идеи, строящейся на том, что природа Бога, или Богов, ясна и понятна ввиду каждодневного личностного опыта человека и социума, в котором он обитает. А сама природа Бога и аргументация в пользу его существования или невозможности его существования – не существенны. Таким образом, на примере глобальной продвинутости общества клириков, усиленного развития научных познаний можно легко выстроить убедительный диалог на тему того, что Калаан есть и Он есть помощь во всём. А кто и что Он – не столь значительно. Это сугубо предположение. Но это, как мне кажется, способ, который и подразумевали авторы, оставив его за гранью возможности восприятия игрока, в условиях общей политики клириков по отношению к своему богу и своим гражданам.

Из прошлого предложения видно ещё одна интересная особенность клириков, которая у человека, знающего чуждую науке догматичность веры, вызовет некоторый когнитивный диссонанс: технократия и научный рост клириков.

В этом отображается уже упомянутый мною ранее религиозный паттерн, по которому и работает вера клириков – она не мешает, а только подбадривает технологическое развитие сей фракции. Конечно, в отдалении данная особенность может привести к тому, что сама тайна Калаана, вся видимость непогрешимости веры в него рухнет ввиду масштабного технологического прогресса. То есть, ещё большего, чем имеется у клириков сейчас. Но то, судя по всему, — мысли сугубо будущего времени, на момент действий игры не имеющие места быть. Хотя, если вернуться к Еве, вновь же заметны некоторые заусенцы в обществе, которые, даже будучи верующими, примечают странность теологических сказаний и задают вопросы.

Но если рассуждать на тему фундамента: обман, лежащий в основе всей религии – это благо или зло? Здесь сложно. Здесь важно, с какой стороны смотреть. Весь данный текст предназначается для того, чтобы обозреть философию данной религии со стороны общества, со стороны тех, кто знает правду о сей религии, и таким образом поговорить о её философии и глубине мысли. И вот если смотреть со стороны общества – это однозначное зло и манипулирование чужими жизнями. Но если смотреть со стороны тех, кто придумал и взрастил эту идею, то это – благо, использованное ради того, чтобы люди могли выжить и продолжали жить, развиваться.

Главный город Клириков — Хорт.

Вера в Калаана в “ELEX” – это многоступенчатая иерархия идей и философских практик. Для обычного человека – это вера в наилучшее будущее, ради которого стоит развивать свои психические способности, свой разум и бытность вокруг. Для правящей верхушки – своеобразный способ сохранить жизнь и настрой умирающего человечества. “Ложь во благо” – очень сомнительная в своём смысле фраза, которая всё же отлично отражает данную ситуацию.
Вера в Калаана в игре от Piranha Bytes – это не столько религиозное, сколько философское познание. Правителям Хорта необходимо, чтобы люди верили во что-то и, веря в это что-то, возрождали некогда чуть не погибшее человечество. Потому они даровали это “что-то”, полностью понимая его фиктивность. Даровали с философией общего роста, ради общего роста. Для них Калаан – сущность, что всегда есть и никогда не оставит остатки человечества в одиночестве, таком губительном и страшном для и без того находящегося на грани социума. Такую философию поклонники GEEK-культуры уже могли наблюдать в одном крайне известном творении. Каком? “Легендариум Средиземья” профессора Толкина.

В мире Арды, придуманном профессором, Боги есть сущности живые и вполне не обделённые телесной оболочкой, что однозначно утверждается в «Сильмариллионе». Потому вопросы об их существенности для мира Толкина – не существенны.

Силы Средиземья знают, что на их стороне есть божество, отвечающее за них и блюдущее за ними, потому остаётся лишь осознание своего места в социальной иерархии и четкое понимание того, что ты никогда не остаёшься один. Из этого вытекает и жизнь, и войны, и радость, и смерть – обычные детали бытия, без вопросов о том, “есть ли нечто кроме нас?” и “блудные ли мы сыны пока неизвестных нам родителей?”.

Подобную философию попытались организовать и авторы “ELEX” в своей игре, но уже взяв за основу не христианство и скандинавскую с англо-саксонской мифологию, как то сделал ортодоксальный католик Джон Рональд Руэл Толкин, а философию наукоцентризма, для которой Бог – фиктивная сущность, по всем выявленным научным данным не имеющая подтверждения и являющаяся анахронизмом. У глав Клириков именно создание этой фикции – создание физического тела, в которое и должны безоговорочно верить клирики ради того, чтобы развиваться и жить. И что уж сказать, относительно (если упустить некоторые спорные моменты социальной политики, указанные выше), это у клириков получилось.

Такая нетипичная религиозная модель, явно имеющая под собой немалый такой комментарий касательно религиозной полемики нашей реальности, — нечто интересное и необычное не то что для игровой культуры, для культуры масс-медиа в общем. Это – отличный пример глубокой задумки, на основе которой можно выстроить масштабный диалог. Да что там, вся игра “Far Cry 5”, которую я также прошёл, имеющая под собой религиозную основу уже на стадии основного сюжета не способна побудить на столь глобальные рассуждения, как “ELEX”, в котором “Вопрос Веры” – всего лишь побочный квест… По крайней мере, меня побудить не смогла.

Целью данного блока было представить вам один увесистый факт, — личностный по многим пунктам, конечно, — почему я считаю “ELEX” сильно недооценённой игрой с отличными подводными камнями в мыслях и идеях, а также узнать, что касательно этой игры в целом и вопросов религии Калаана думаете вы.

Как мне кажется, такая философия религии вполне осуществима и в реальности и, более того, имеет место на право существования большее, чем стагнация на различных догмах, явленных народу уже несколько десятков веков назад. Да, исполнение её должно быть другим, но вместе с тем – лучше ли она того, что имеем мы? Что Вы скажите? Пожалуйста, попрошу не устраивать желчных дискурсов касательно места веры в нашем современном мире и не переходить на личности и определённые конфессии. Давайте ограничимся теми аллюзиями, которые дал нам “ELEX”, прочие игры с подобными деталями, о которых вы, возможно, знаете и Ваша же смекалка. Я же с радостью прочту комментарии и пообщаюсь с вами на эту многогранную тему. Ведь, согласно Сократу, истина рождается в диалоге.

P.S. Спасибо за внимание.


Gothic

Платформы
PC | NSW
Жанр
Дата выхода
15 марта 2001
1.7K
4.5
1 124 оценки
Моя оценка

ELEX

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
17 октября 2017
525
3.7
331 оценка
Моя оценка

Far Cry 5

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанр
Дата выхода
27 марта 2018
2.2K
3.7
1 648 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читать было очень интересно. Как приятно осознавать то, что не я один любит искать в играх глубинные смыслы и интерпретировать эти смыслы под философские концепции. Но хотелось бы больше примеров на реальные течения в философии. Например, когда ты описывал веру в Бога, как истину, которая не нуждается в научных доказательствах, а есть неопровержимым фактом для человека, то ты мог привести в пример концепцию Декарта. Также можно было бы привести в пример концепцию о религии, как о необходимом факторе развития общества, который формирует естественную иерархию и необходимую догматику, и концепцию о Боге как о реальном сущем, воле которого мы обязаны повиноваться. В первой концепции факт личности Бога отсутствует, во второй же он имеет первичное значение. Вера в Калаана в игре от Piranha Bytes – это не столько религиозное, сколько философское познание. Правителям Хорта необходимо, чтобы люди верили во что-то и, веря в это что-то, возрождали некогда чуть не погибшее человечество. Потому они даровали это “что-то”, полностью понимая его фиктивность. Даровали с философией общего роста, ради общего роста. Для них Калаан – сущность, что всегда есть и никогда не оставит остатки человечества в одиночестве, таком губительном и страшном для и без того находящегося на грани социума. . Тут и возникает вопрос. Какой концепции следуют Клирики? Их вера похожа на веру в Аллаха или их вера более походит на веру философа-рационалиста? Ты достаточно хорошо дал понять, что вариант скорее второй, нежели первый. Но приведи пример Спинозы, взгляды которого очень похожи на взгляды клириков, а в противовес концепцию Ислама. Я думаю что это важно, так как тема блога была именно в концептуальном анализе и и сравнении игры с реальной теологией, а в этом случае необходимо более детальное рассмотрение и изучение уже существующих практик. Я знаю, притянул придирку за уши, извини, просто к вопросам философским я отношусь крайне серьезно. А так, повторюсь, стать отличная. Хоть какая-то оригинальность среди вечных историй серии и обзоров на старые игры.
ИМХО, игроков отпугивает корявая боевая система и кривая сложности, когда в начале дохнешь от парочки крыс, а к середине игры становишься терминатором.
О, вот в этом плане полноценно с вами соглашусь — это действительные проблемы игры, которые, хочется верить, разработчики решат, коль сиквел состояится. Статьёй я постарался обратить внимание на то, что вместе с тем в игре есть и нечто большее, нечто, что достойно внимание даже в подобном, не самом удобном для слаживания с ним, обрамлении.
Знаете, мне кажется, что своим комментарием вы в должной мере дополнили мой блог, за что вам большое спасибо)
Упомянутые вами философы и их концепции не были мною рассмотрены по вполне тривиальной причины: о них я не мог сказать чего-то стоящего, потому как толком их учения не изучал. Понимаете, я сам довольно трепетно отношуся к вопросам философии, вот только мой основной объект воззрений — это философия западной Европы начала нашей Эры, то есть греческие и римские, в основном, философы, а также 19-ый-20-ый век, притом в основном течение скептицизма. Даже на основе данных знаний я увидел множество примечательных и интересующих меня моментов, почему и попытался спекулировать на их основе. Однако ваши познания — это должное дополнение, которому вообще, по правде говоря, следовало бы быть внутри самого блога. Потому благодарен за столь конструктивный отзыв)
За свой же блог говорю: «Всегда пожалуйста». Ни в коем случае не обижен, а только очень рад, что имеются люди, готовые хотя бы стараться, в силу их способностей, посомтреть глубже в такое средства развлечения и досуга, как видеоигры)
Читай также