Стивен Кинг — самый экранизируемый современный писатель. Более ста пятидесяти раз его произведения были воплощены в виде художественных фильмов — короткометражных, телевизионных или же полноценных игровых.
Однако, количество игр по его произведениям стремится к нулю. Именно игр по лицензии, а не вдохновленных Кингом — таких, полагаю, можно набрать не один десяток. А уж хороших экземпляров можно сказать и вовсе нет.
Но специально для вас я подраскопал глубины интернета и кое-что нашел.
Лично для меня, Кинг, пожалуй, один из самых любимых авторов. Да, он довольно однообразен, постоянно повторяется и с завидной регулярностью сливает концовки своих произведений. Но настолько вкусного и, в тоже время, простого языка мне встречать не доводилось. И это даже учитывая переводы, в которых львиная доля обаяния Мастера теряется.
Когда читаешь его романы, в атмосферу происходящего погружаешься буквально с головой. Настолько сильного и живого описания США (особенно 60-70-х годов) я не встречал практически нигде (но это может говорить лишь о том, что я мало читаю).
Сразу скажу, что не всё мною найденное является играми в привычном понимании — но я постарался отыскать как можно больше игроизаций Короля. Приступим.
The Mist (1985)
Apple II, DOS, Macintosh
Повесть «Туман» была издана в 1980 году, и рассказывала о группе людей, оказавшихся в супермаркете, когда всё вокруг заволокло, как ни странно, туманом. А потом из тумана пришли ОНИ. И ОНИ захотели человеческой крови.
Довольно типичное для Кинга произведение, повествующее, как и всегда, больше о людях и о том зле, которое они могут принести, а совсем не о монстрах где-то в ночи.
Игра — совершенно типичный для того времени представитель текстовых квестов.
W
N
W
LOOK
TAKE KEY
и так далее.
Лично мне в подобных проектах всегда недоставало музыкального сопровождения, хотя в 1985-м году легкое потрескивание дисковода (вы ведь не думаете, что у обычного пользователя был жесткий диск?) вполне можно сравнить с атмосферным эмбиентом.
Тем не менее, при наличии должной фантазии (а при ее отсутствии — зачем вы вообще играете в текстовые квесты?) — The Mist может нагнать жути.
Разумеется, знание английского обязательно (хотя игра может стать неплохим полигоном для изучения языка — включайте в соседнем окне переводчик и отправляйтесь исследовать туман).
Jerusalem's Lot (2009)
ZX Spectrum
Совершенно необязательный (но все равно достаточно интересный) для прочтения оммаж Кинга Дракуле Брема Стокера. Всё как обычно — в тихий маленький городок, где все друг друга знают, приезжают новые постояльцы. И начинают пропадать люди. А потом они вернулись. Но что-то с ними было не так…
На мой взгляд, роман не привносит в вампирскую мифологию ничего нового и свежего, но, как и всегда, читать про Америку 70-х одно удовольствие. Плюс гибель некоторых (да чего уж там, почти всех) второстепенных героев вносит определенную изюминку.
Про игру многого рассказать мне не удастся, потому что это не просто текстовый квест, но текстовый квест на испанском! А платформа и год выхода как бы намекают нам о том, что вряд ли автор имел лицензию на разработку своего творения. Ну а кого это волнует, если душа требует полета.
La Torre Oscura [Dark Tower] (1993)
ZX Spectrum
Грандиозная эпопея, на написание которой Мастер потратил больше 30 лет. Кажется, в этих книгах переплетено почти всё, что только можно — и фэнтези, и научная фантастика, и вестерн, и хоррор. Какой богатый материал для создания по нему видеоигр, не правда ли?
Неправда. Лично мне удалось найти только две, и конкретно этот экземпляр — ещё один текстовый квест, на всё том же испанском языке. Что-то дельное сказать про него мне все еще нечего, поэтому просто отметим факт его существования.
Lawnmower Man (1993-1995)
SNES, Sega Genesis, Sega CD, DOS, Macintosh
Кинг никогда не скрывал, что ряд своих произведений написал под сильным воздействием различных допинговых средств — от сигарет и алкоголя до наркотиков. И, на мой взгляд, коротенький рассказ Газонокосильщик явно относится к этому периоду его творчества.
Позволю себе процитировать небольшой фрагмент:
Красная газонокосилка, которую толстяк выкатил из минивэна, двигалась сама по себе. Никто ее не толкал, не направлял. Собственно, в пяти футах от нее никого не было. Она вгрызалась в высоченную траву, словно красный дьявол, вырвавшийся из ада. Она визжала, ревела, плевалась сизым дизельным дымом — механический монстр, от одного вида которого Гарольду стало нехорошо. А воздух уже пропитался запахом свежескошенной травы.
Но куда больше поразил Гарольда газонокосильщик. Он разделся — догола. Одежду аккуратной стопкой сложил посреди лужайки. В чем мать родила, перепачканный в зелени, он на четвереньках ковылял за газонокосилкой, в пяти футах от нее, и ел траву. Зеленый сок тек по подбородку, пятнал толстый живот. И всякий раз, когда газонокосилка поворачивала, он поднимался и исполнял какой-то странный прыжок или пируэт, прежде чем вновь припасть к земле.
Ну да опустим тёмные стороны творчества Мастера и вернемся к играм. А точнее к фильмам. Забавно то, что даже такой рассказ получил свою экранизацию, которая, вот сюрприз, не имела с первоисточником абсолютно ничего общего. Ну вот совсем. Совпадение имелось лишь в роде деятельности одного из персонажей — и там и там оба косили лужайки.
Фильм же повествовал об опытах на умственно отсталом человеке, которого для облегчения процесса обучения засунули в виртуальную реальность. В результате, тот нехило так прокачался, освоил проникновение в разум других людей, а позже и вовсе распространил себя по всей планете с помощью этих ваших интернетов.
Кинг, узнав о таком, потребовал убрать свое имя из титров (и правильно сделал), однако, продюсеры, судя по всему, вполне позволяли себе ставить имя Мастера на рекламные продукты. Поэтому, вполне можно заявлять, что проекты, о которых речь будет идти далее, являются официальными игроизациями.
Как часто это бывало раньше, версии игр для разных платформ довольно сильно отличаются. Если варианты для консолей это вполне себе стандартные платформеры (с некоторыми вкраплениями других жанров), то для PC и Mac вышли уже некоторые подобия интерактивных фильмов.
Рассмотрим каждую версию поподробней.
Genesis
На платформе от Sega игра представляет собой микс из некого подобия раннера от первого лица, run-n-gun’a и шутера с небольшим вкраплением головоломок.
К сожалению, ничего хорошего о ней я сказать не могу. «Газонокосильщик» ощущается как винегрет из непонятно чего — разработчики словно побросали в кастрюлю всё, что нашли в холодильнике, на заботясь о том, как ингредиенты будут сочетаться друг с другом. На экране творится какой-то сумбур и мешанина. Управление отвратительное, а на то чтобы пройти первый уровень, мне потребовалось около 20 минут (здесь есть вариант, что у меня руки растут не из того места, поэтому предлагаю вам попробовать самим).
Эту игру рекомендовать я бы не стал никому.
Да и Кингу как таковому, «Газонокосильщик», как и фильм, отношения не имеет никакого.
SNES
Здесь практически тоже самое, что и на Genesis, только нет. Графика стала чуть поприятней, но самое главное — если в версии для Sega вас ждет одна финальная битва с боссом, то здесь же битв будет две, и первая произойдет где-то в середине игры, после которой антагонист сбежит, а вас наградят совершенно новыми уровнями и даже геймплейными механиками.
А еще здесь нельзя выбирать сложность, и на уровнях от первого лица дается всего одна попытка, в отличии от версии для Sega. Но, субъективно, SNES-версия проще в аркадных уровнях, да и музыка там звучит гораздо чище чем в Genesis (вполне вероятно, что это вкусовщина).
В целом, если выбирать из этих двух версий, я бы порекомендовал никакую (SNES чуть получше Genesis).
DOS/Sega CD
Я бы назвал это — экспириенс. «Игра» представляет собой очень странное сочетание QTE, акробатики и уровней от первого лица. Опять же, с Кингом ничего общего, но если вы хотите получить странный игровой опыт — советую попробовать.
Правда игра очень, ОЧЕНЬ чувствительна к таймингу — малейшее непопадание грозит мгновенной смертью. Да и в целом ощущение непередаваемого апокалипсиса, творящегося на экране, не отпускает уже с начальной заставки.
Просто посмотрите эти 52 секунды, чтобы оценить весь посыл.
А еще было продолжение — Cyberwar, но его мы рассматривать, конечно же, не будем, потому что игра сделана в качестве промо второй части «Газонокосильщика» и с Кингом не имеет ничего общего от слова совсем.
Dark Half (1992)
DOS
Тёмная половина рассказывает о страхах, которые, вероятно, испытывал сам Кинг.
Многим известно, что Мастер творил под несколькими псевдонимами, самым известным из которых был Ричард Бахман. Но довольно быстро его разоблачили и Кингу пришлось признаться, что Бахманом был он сам. На основе этих событий и была написана книга.
Тед Бомонт успешно творит под псевдонимом Джорджа Старка, но один из фанатов его раскусил и начинает шантажировать. Не захотев идти на поводу, Тед признается и совершает символические похороны (с настоящей могилой) своего альтер-эго.
Через какое-то время начинают происходить убийства, в которых подозревают самого Теда, ведь на местах преступлений находят его отпечатки. А могила Старка оказывается раскопанной…
Не самый плохой сюжет для игровой реализации, и компания Symtus в 1992 году выкатила классическую адвенчуру для PC. Правда, истинное ее предназначение было в рекламе выходящей одноименной киноадаптации, поэтому в качестве игра немного пострадала.
Внешность персонажей, атмосфера и общий сюжет позаимствован напрямую из фильма, что, на мой взгляд, повредило игре. Точнее, Dark Half могла бы получиться лучше, не будь разработчики так сильно привязаны к фильму.
В целом, как я уже сказал ранее, геймплей классический, с неотъемлемой для тех лет панелью действий внизу экрана. Графика не блещет, но лично мне рисовка 2D-квестов 90-х безумно нравится и я готов прощать мелкие огрехи. Музыка и звук вполне себе ничего, атмосферы нагоняет.
Основная проблема игры — нелогичность некоторых пазлов и зияющие дыры в повествовании. А некоторые задачи вызывают настоящее раздражение, как, например, постоянная потребность находить для Теда листы бумаги и сигареты, чтобы он мог начать писать (а пишет он каждый день). Безусловно, очень реалистично, что у писателя в доме нет писчей бумаги.
Но, всё же, я бы порекомендовал игру как наиболее близкую к первоначальному замыслу Кинга из всего, что я нашёл. Да, она не идеальна, но идею книги передаёт вполне себе неплохо, а симпатичная графика и музыка не даст заскучать. Главное перетерпеть странную логику разработчиков (или воспользоваться прохождением).
Stephen King’s F13 (1999)
PC, Mac OS
А этому я вручаю приз — Кучка Дерьма 1999. Даже не куча, а так — мелкая кучка. Если откуда Кингу и надо было убирать свое имя, так F13 кандидат номер один.
Давайте почитаем описание с ign.com
Вопрос, волнующий фанатов хоррора и пользователей компьютеров, но остающийся без ответа. Скоро STEPHEN KING'S F13 даст на него ответ, но достаточно ли вы храбры для него? В F13 Стивен Кинг принесет интерактивный ужас на экраны ваших компьютеров. F13 проста в использовании. Это интерактивный тайм-киллер и необыкновенный спутник для вашего компьютера, наполненный леденящим кровь реализмом в фирменной Кинговской обертке".
Звучит довольно интригующе, не правда ли?
На самом деле, F13 представитель довольно популярного в 90-е жанра «мультимедиа» — ну знаете, это когда напихали ненужного мусора и продают за полную цену в красивой коробке. Здесь же всё ещё хуже.
Пройдемся по фактам.
На диске присутствует: три «игры», десяток скринсейверов, пачка обоин, набор звуковых эффектов (которые вы можете использовать в качестве звуковой темы Windows [помните все эти Джунгли, Детектив и прочее?]) ииии… Всё!
Ну ладно, есть еще повесть «Всё предельно», ранее (до 1999 года) не издававшаяся. Вот ради нее эту поделку можно засунуть в CD-привод, всё остальное не выдерживает никакой критики.
Хотя в две представленные игры можно позалипать (здесь жанр тайм-киллер вполне себя оправдывает) — давить насекомых и крошить зомби лопатой — для конца 90-х вполне себе нормальное развлечение, только обычно это размещалось на всяких сайтах с флеш-играми и предоставлялось бесплатно.
Мне было бы интересно взглянуть на человека, который купил это за полную цену.
The Running Man (1989-1990)
Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64, MSX, ZX Spectrum
Как и в случае с «Газонокосильщиком», игра также основана на экранизации, которая с романом Кинга имеет довольно мало общего (хотя и больше, чем в случае с Lawnmower Man).
И если фильм с Арнольдом был вполне себе неплохим боевиком из 90-х (лично мною нежно любимым) со вполне себе хеппи-эндом, то книга отсылает к мрачному будущему, антиутопии и вот этому всему. А уж какая там концовка…
Я испытал настоящую боль, пытаясь запустить хоть одну из этих игр. И это скорее говорит о моей недалекости, чем о неинтуитивности эмуляторов перечисленных платформ, но всё таки.
Специально для вас я справился, и могу сказать следующее.
Знаете, у каждого человека есть какой-то предел. В том числе это касается и видеоигр.
Лично мне не кажутся красивыми игры в СGA-палитре (но есть исключения — например, однобитная Return to Obra Dinn), то же относится и к ретро-компьютерам наподобие C64 или Amstrad CPC. Но это всё вкусовщина, потому что, например, EGA-палитра или качество графики на Spectrum’e мне кажутся вполне себе красивыми и стильными.
Ну а раз игры по «Бегущему человеку» имеют мало общего с романом Кинга, попытаемся их оценивать их как самостоятельные проекты.
И это… Скажем так, не очень хорошие игры.
Конечно, вполне возможно, на момент выхода они были вполне себе ничего, но сейчас играть в них я бы не рекомендовал никому.
Никаких различий (кроме графики и музыки) во всех версиях нету — в роли персонажа Арнольда нас запускают в игру и мы, совсем как в фильме, пробегаем по уровням, попутно втаптывая в грязь атакующих нас сталкеров. А еще собак и прочее дерьмо. Хотя, скорее всего, всё будет наоборот, потому что помимо противников игра имеет в запасе убийственный козырь — управление.
Оно отвратительно, персонажем по настоящему тяжело управлять. Хотя, вполне возможно, что в начале 90-х на перечисленных платформах это считалось за норму, знающие люди могут меня поправить.
Мне физически больно смотреть это видео, ведь я знаю, НАСКОЛЬКО тяжело оно далось автору.
К сожалению, опыта игры ни в одну из этих платформ в 90-е у меня не было, поэтому оценить, насколько «Бегущий Человек» соответствует средней температуре по больнице я не могу — лично мне показалось, что это малоиграбельные куски кода, но своё мнение вы можете высказать в комментариях.
Discordia (2009)
Flash
Вполне себе официальная игровая часть вселенной Тёмной Башни. Представляет собой квест от первого лица (или скорее вариацию hidden objects) с небольшими action-вкраплениями в мире Dark Tower.
Игровой процесс довольно прост — осматриваем локации, выполняем задания из журнала, ищем всякие магические штуки. Ничего особенного, но фанатам ТБ должно зайти (если они, конечно, ещё не ознакомились с проектом, иначе какие они фанаты?).
К сожалению, изначально задумывавшееся продолжение так и не вышло и разработчики ограничились одной главой. Так что развитие истории, спустя почти 10 лет, уже, видимо, не последует никогда
Pet Sematary (2009)
iOS
Совсем не обязательная для ознакомления игра в популярном (на момент выхода) жанре tap-to-kill.
На 15 уровнях тапаем по восставшим из мёртвых животных, помогая жителям Ладлоу добраться до карет скорой помощи.
Удивительно, зачем бы понадобилось подразделению компании Paramount выпускать это в 2009 году, ведь свежая экранизация подоспеет только в 2019. Видимо, хотелось попробовать свои силы на новых типах устройств.
IT (2017)
Web-based
И последняя, с позволения сказать, игра, выпущенная в качестве промо для новой экранизации, возможно, главного труда Кинга — романа «ОНО».
Управляя бумажным корабликом, собираем шарики и уклоняемся от Пеннивайза. Быстро, просто и совершенно необязательно.
Ознакомившись со всеми найденными мною играми, могу сказать следующее: лично на мой взгляд, наиболее близки к оригинальному тексту и задумке Стивена Кинга только три игры — Dark Half, The Mist и Discordia (вполне возможно следует ознакомиться с Jerusalem’s Lot и La Torre Oscura, но здесь на моём пути встал языковой барьер, поэтому выводы лучше сделать знатокам испанского).
Подводя итоги, хочется задать вопрос: почему по наследию настолько плодовитого и популярного писателя было разработано столь мало игр? Быть может потому, что сам Король совсем не фанат такого рода развлечений, а может причина в том, что подобный материал слишком трудно поддается переносу в цифровой вид?
Свои варианты оставляйте в комментариях.
P.S. Есть ещё одна игра по мотивам Мизери, но с ней вам лучше ознакомиться самим.
Лучшие комментарии
К сожалению, приходится работать работу, чтобы содержать семью, поэтому постоянно уделять время своему «творчеству» не удается, увы.
Ни исправления ошибок от него, ни комментов
В «Silent hill» были пасхалки на Кинга, плакаты вроде (но могу ошибаться).
Это что навскидку вспомнил.
Уж больно значимая личность и влияние его творчества очень велико.
*fix
Ну так тема-то реально интересная.)
Лови более развёрнуто:
Silent Hill
отсылки: «Мгла», «Сияние», «Мертвая зона», «Безнадега»;
Alan Wake
отсылки: «Секретное окно, секретный сад», «Мгла», «Мешок с костями»;
Half-Life
отсылки: «Мгла»
Beyond: Two Souls
отсылки: «Кэрри», «Воспламеняющая взглядом»;
Prison Architect
отсылки: «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля»
отсылки: есть мнение, что образ главного героя из фильма «Сияние» был взят за основу при создании Тревора.
Только неделю назад обсуждали с другими авторами блогов, что читатели пассивные стали: ни оценку теме не поставят (одна оценка на 50-100 просмотров в среднем), ни комментарий не напишут (темы тонут в ленте не успев взлететь).
Так теперь ещё и авторы себя так вести начинают: выложил тему и ушел в закат.)
Мне показалось, что хоть ты и обошел этот вопрос в своей теме, абсолютно не лишним будет вспомнить об этом в комментариях.)