Всем привет.
В общем-то, по картинкам и видео все должно быть понятно, ну а если эстетика не зацепила, то какими словами я могу это сделать?
Хочется как-то искренне и без выпендрежа. Игра хорошая. Положа руку на сердце. Ну и в любом случае, вы всегда можете сделать рефанд…
Йео, выдержка из описания «The friends of Ringo Ishikawa» в магазине Steam
Не так уж и давно, 17 мая, на прилавках сервиса Steam появилась неприметная инди-игра «The friends of Ringo Ishikawa» от нашего соотечественника, скрывающегося под псевдонимом Йео. Эта игра находилась в разработке больше года, и люди «в теме» знали о её существовании ещё с февраля 2017 года, когда смелый авторский проект молодого российского геймдизайнера получил добро на цифровой релиз от сообщества Steam Greenlight.
Те же потенциальные покупатели, которым имя Йео было незнакомо, после ухода «The friends of Ringo Ishikawa» «на золото» при переходе на страницу игры увидели не только привлекательные скриншоты и занимательный трейлер, но и также могли ознакомиться с описанием данного продукта. Описанием настолько искренним и честным, что даже случайно забредший туда обыватель мгновенно проникался словами независимого разработчика. Я не смог устоять перед шармом «Друзей Ринго Ишикавы», посему и подготовил для Блогов небольшой рассказ о том, кто такой этот загадочный Йео, чем геймеров сможет удивить непосредственно сама игра и почему в заголовке этого поста присутствует слово «beat’em up».
«Избей их всех».
Начало этой истории было положено очень давно, а именно в 1981 году, когда в Стране восходящего солнца родилась студия Technos Japan Corporation. Свои ранние творения компания выпускала под торговой маркой DataEast, но первый по-настоящему самостоятельный проект фирмы увидел свет только в 1986 году. Эту разработку одарили именем «Nekketsu Kouha Kunio-kun» (американское название — «Renegade»), и именно она определила всю дальнейшую судьбу Technos, так как используемые там элементы геймдизайна отлично приживались и в последующих играх умелых японских программистов.
В те времена, когда детишки часами зависали в залах игровых автоматов, а восьмибитные домашние консоли казались верхом технического прогресса, огромную популярность обрели так называемые игры в жанре beat’em up. Суть подобного вида интерактивных развлечений, исходя из названия, состояла в последовательном изничтожении толп компьютерных болванчиков в беспощадных рукопашных схватках не на жизнь, а на смерть. Данный концепт крайне консервативен и однообразен, поэтому редкий разработчик мог разбавить безостановочный спрайтовый мордобой разного рода второстепенными активностями.
Программисты из Technos Japan тоже побаивались экспериментов в своих ранних играх. Конечно, их знаменитая серия «Double Dragon» и разномастные «спортивные симуляторы без правил» (чего только стоят убийственные вышибалы в «Nekketsu Koukou Dodgeball bu») оставались достойными битэмапами и были крайне тепло приняты публикой, но самое интересное ожидало компанию впереди.
В 1989 году на свет появилась «Downtown Nekketsu Monogatari» (американское название – «River City Ransom»), ставшая самой успешной игрой от Technos. Хоть до Запада она добралась только спустя пять лет после релиза в родной Японии, именно эта часть серии «Kunio-kun» оказалась самой «интернациональной» разработкой компании. Ключевой фактор успеха «RCN» заключался в том, что тамошний beat’em up был знатно разбавлен RPG-элементами, включающими в себя прокачку персонажа путём пожирания не бесплатной ресторанной еды и исследования хоть и небольшого, но очень притягательно игрового мира. Всё это 2D-безумие было подправлено впоследствии ставшей фирменной для Technos «пацанской» историей, повествующей о буднях обычной японской шпаны, которая борется с колоритными бандами из конкурирующих школ и районов.
Неудивительно, что «River City Ransom» приобрела культовый статус, а франшиза «Kunio-kun» и по сей день может похвастаться немаленьким и очень преданным фэндомом. Разумеется, народная любовь не обошла стороной и российских геймеров, многие из которых начинали свой игровой путь с кривых портов классических битэмапов на взломанных Dandy. И как вы уже могли догадаться, ранее упомянутый нами Йео именно к этой категории фанатов и относится.
«Ну, в общем, заставили меня писать про битэмапы, потому что типа больше некому, мол, никому они не нужны, Йео, битэмапы твои!»
Существует на просторах Рунета широко известный в узких кругах портал gamin.me, посвящённый авторскому игрострою и всему, что с ним связано. Этот веб-сайт объединил немалое количество любителей инди-игр на всём постсоветском пространстве, каждый из которых вносит свою лепту в развитие ресурса любительскими ревью, техническими статьями о процессе создания видеоигр своей мечты и подробной информацией о проектах, разрабатываемых в данный момент. Также гаминовцы периодически проводят разнообразные комьюнити-ивенты, наподобие серии состязаний геймдизайнеров-любителей под названием Gaminator. Иными словами, gamin.me – место крайне дружелюбное и полное интересных людей.
Одним из таких персонажей является и Йео, топчущий просторы сайта с мая 2008 года. За долгие годы служения Гамину этот уважаемый старожил написал немало постов и статей различной направленности для любимого сайта. Однако, любой прожжённый обитатель портала знает, что Йео – большой любитель олдскульных beat’em up’ов всех мастей, среди которых творения Technos Corporation занимают особенное место в сердце героя нашей статьи. Помимо деятельности на родном gamin.me, он также держал фан-сайт, посвящённый серии «Kunio-kun», и даже вёл блог «Битэмап Доджо имени Йео», где делился мнением о других представителях любимого игрового направления.
Ближе к середине 2016 года Йео стал появляться на Гамине всё реже и реже. Доподлинно неизвестно, что именно послужило причиной такому своеобразному «уходу на пенсию», но мы смеем предположить, что это случилось из-за начала разработки «The friends of Ringo Ishikawa». Тогда проект носил название «The Friends of Riki Samejima» и позиционировал себя как старомодынй битэмап с социальными элементами в духе «Persona» и «Shenmue». В качестве графической основы использовались задники и модели персонажей из наработок Technos Corporation. Сюжет будущей игры также был посвящён будням шебутных японских школьников, жизни своей не представляющих без хорошей драки и пары бутылок пива, пропущенных перед началом уроков. Разительными отличием от всё той же «Downtown Nekketsu Monogatari» являлся тот факт, что история стала более драматичной, а симуляция жизни дворового хулигана стремилась выглядеть максимально приближенной к реальности.
Однако, оказалось, что многие из запланированных механик игры не так-то просто реализовать на практике, а внешняя оболочка, позаимствованная у Technos, требует тотальной переработки. В июне 2016 года на профильных форумах российских игровых разработчиков стали появляться темы за авторством Йео, где он демонстрировал существующий на тот момент прототип и просил помощи у сторонних художников и композиторов. Именно тогда и началось полноценное производство сменившей своё имя «The friends of Ringo Ishikawa», продолжавшееся почти два года.
«Заблудший ронин шел в цвету сакуры,
Вспоминая наивной юности старые раны:
«Игра хорошая, и удары чувствуются...»
«Друзья Ринго Ишикавы» прошли через самый настоящий производственный Ад, и мы очень рады, что команда Йео смогла довести это нелёгкое дело до конца. Разумеется, некоторые элементы игрового процесса, описанные в самых первых авторских превью были упразднены, однако это никоим образом не отразилось на качестве конечного продукта. Игра действительно хороша. Иначе и не скажешь.
Сюжетная затравка осталась всё той же, какой её описывали пару лет назад. Подконтрольный игроку Ринго Ишикава является учеником выпускного класса и по совместительству возглавляет собственную школьную банду. Протагонист вместе со своей верной шайкой обитает в тихой японской провинции, где не происходит ничего из ряда вон выходящего. Никто не ворует у героя возлюбленную и не развязывает полномасштабной войны уличных банд, как это часто бывало в «River City Ransom». Наши юнцы просто-напросто проживают один день за другим, постоянно находясь в поисках своего места в жизни и провожая последние школьные деньки в компании лучших друзей. Недаром сам Йео говорил, что «The friends of Ringo Ishikawa» игра не столько про захват территорий и избиение старшеклассников, сколько про взросление и честный отыгрыш роли обычного японского гопника.
Последний пункт в данном случае крайне важен, так как только от действий игрока зависит то, чем именно будет заниматься главный герой до наступления финальных титров. Вы можете отыгрывать прилежного ученика, ходить на все уроки, при свете дня зависать в кафе с книжкой в руках и ночами напролёт сидеть за тетрадкой, чтобы подтянуть оценки и получить-таки долгожданную стипендию в 10 000 йен. Но если спокойный образ жизни не для вас, то никто не помешает вам со спокойной совестью забивать на занятия, ежедневно созывать свою банду и вместе с ними наезжать на хулиганов из соседней школы. Деньги на пропитание и приобретение подростковых радостей наподобие телевизора или подержанной игровой приставки можно добыть как и легальными путями в виде академических выплат и подработок, так и более примитивными занятиями навроде гоп-стопов, сдачи ворованных сумок в ломбард и игрой на одноруком бандите. Кроме того, никто не запрещает вам совмещать типичного уличного борца и книжного червя в одном персонаже – лишь бы внутриигрового времени на все эти активности хватило.
Социальные аспекты «The friends of Ringo Ishikawa» очень схожи с таковыми в упоминаемых в качестве источников вдохновения «Persona» и «Shenmue». От первой игры проекту Йео достались школьная рутина и невозможность обратить игровое время вспять, а от второй – динамическая смена времени суток и игровой мир, живущий по определённому расписанию. Классика Technos легла в основу простенькой, но крайне драйвовой боевой системы, основанной на долбёжке по трём кнопкам, как в старые добрые времена расцвета NES. Чтобы Ринго эффективнее дубасил своих недругов, он может улучшать свои бойцовские навыки в различных спортивных секциях или на дворовых брусьях да турниках.
Игра полна неочевидных игровых механик и правил, раскрытие которых и приносит наибольшее удовольствие от геймплея. С самого начала повествования геймера без всяких объяснений выбрасывают в этот небольшой, но очень богатый на детали мир, сходу освоиться в котором просто невозможно. Поэтому любые обнаруженные вами мелочи будут восприниматься как самое настоящее открытие, приносящее массу чисто «соулсовского» удовлетворения. Мы и так раскрыли некоторые аспекты данного процесса, поэтому много о здешнем эксплоринге говорить не придётся. «The friends of Ringo Ishikawa» — это тот самый случай, когда разбрасывание геймплейными спойлерами однозначно не приведёт ни к чему хорошему.
Однако, каким бы комплексным не казался местный геймплей, рано или поздно геймер сможет назубок выучить расположение самых важных зданий и поймёт, как работают потребности его альтер эго. После наступления этого этапа жизнь Ринго могла бы превратиться в мучительную рутину, если бы не многочисленные сюжетные вставки. Даже хорошо освоившийся игрок не сможет держать абсолютно все аспекты выживания Ишикавы под контролем, а периодически встречаемые на его пути сценарные события будут постоянно рушить и без того ненадёжные планы на ближайшую неделю. Однако, это нисколько не раздражает, так как подобные ивенты не только привносят разнообразия в несколько монотонный игровой процесс, но и отлично работают на раскрытие главного героя и его друзей.
Сама игра проходится примерно за 8-9 часов при более-менее прямых руках, но даже за такой короткий промежуток времени она может успеть надоесть. Дело в том, что этот проект целиком и полностью создан для максимально честного отыгрыша. Это значит, что в «Друзьях Ринго Ишикавы» получать эстетическое удовольствие от школьной рутины смогут только геймеры, привыкшие максимально вживаться в свою внутриигровую роль. Любителям динамичных развлечений, пробегающих крупные open-world проекты без внимания к деталям и необязательным активностям здесь делать явно нечего. Даже сам Йео предупреждал потенциальных покупателей о следующем:
Я дизайнил игру так, чтобы вы могли там жить, чтобы если ночью приспичило и вам захотелось бы вдруг покурить, облокотившись на балконные перила, вы могли это сделать.
Пожалуй, эти слова наиболее полно описывают то, с чем придётся столкнуться геймерам, ставящих сам процесс превыше «чистого экспириенса». Здесь недостаточно просто разобраться в механиках и заучить схемы работы игрового мира. «The friends of Ringo Ishikawa» — это произведение, требующее от игрока максимальной вовлеченности в процесс. Честный и вдумчивый отыгрыш здесь куда важнее поднятия характеристик и прокачки циферок в чарлисте. В здешнюю Вселенную нужно вжиться, подобно тому, как бывалые геймеры проводили десятки часов, изучая сказочный Вварденфелл или остров Хоринис.
Благо такой глубокой степени интеракции способствует достойное техническое исполнение. Пиксельные задники и модельки персонажей отрисованы на славу, а ритмичный джаз-рэп саундтрек не вылезает из головы даже после завершения истории. Правда, в игре до сих пор имеется немало раздражающих ошибок и багов, но своевременно выходящие патчи быстро исправляют ситуацию. Как бы вы не бесились от застреваний в текстурах или очередной несработки скрипта, действительно сильную атмосферу проекта эти мелочи испоганить просто-напросто не в силах.
Куда же без счастливого финала?
Действительно, а как же хэппи-энд? На самом-то деле, говорить о нём ещё рановато. Игра вышла в свет не так уж и давно, и мы даже примерно не можем предсказать, удастся ли ей полноценно окупиться. Тем не менее, существующие на момент написания этой статьи отзывы являются преимущественно положительными, в том числе и оценки людей, с деятельностью Йео ранее не знакомых.
«The friends of Ringo Ishikawa» — это действительно стоящее произведение, способное не на шутку увлечь впечатлительного геймера. За время разработки игра прошла через огонь, воду и море огрехов программного кода, поэтому гордость за команду Йео переполняет наши чувствительные геймерсике сердца. Обычная, казалось бы, инди-развлекаловка в духе старой школы на поверку оказалась проектом очень атмосферным и запоминающимся. В наше время мало какой ААА-тайтл способен вызывать настолько мощный душевный отклик, а большое пространство для отыгрыша вкупе с хоть и хаотичной, но такой жизненной и проникновенной историей не позволяют назвать «Друзей Ринго Ишикавы» очередной индюшкой на пару вечеров.
Йео и его бравые сопартийцы относятся к редкой категории разработчиков, которые до сих пор помнят о том, что не умопомрачительная картинка и миллионы полигонов делают игры бессмертными, а такая древняя и незыблемая материя, как «душа». И со своей задачей сделать игру, о которой захочется рассказывать всем и каждому без разбора, они справились на ура. И хотя финал здешней истории сложно назвать счастливым, о проведённых в «Друзьях Ринго Ишикавы» часах жалеть попросту не получается. Потому и хочется верить, что эту душераздирающую историю о создании игры своей мечты, в конце концов, будет ожидать счастливый финал.
Полезные ссылки:
Страница игры в магазине Steam — store.steampowered.com/app/846110/The_friends_of_Ringo_Ishikawa/
Битэмап доджо им. Йео — beatemup-dojo.ru
Сообщество ВКонтакте, где я с парой своих друганов пишу статейки о всяком разном — vk.com/public157815640
Лучшие комментарии
ДжифкиГифки — новый уровень оформления. А за статью спасибо)