«Они остановили движущиеся пески». Видеоигровые воплощения «Дюны» Фрэнка Герберта.
Широки и необъятны бескрайние поля жанра научной фантастики. Мрачный киберпанк, живущий по принципу «high tech – low life», масштабные и пафосные космические оперы, очерки о путешествиях во времени и пространстве, геополитические опусы об альтернативной истории, фанфики о злосчастных «попаданцах» — все эти концепты любой среднестатистический гик лицезрел в кино и литературе уже не один десяток раз. Но даже в наши дни, когда человеку кажется, что все возможные Sci-Fi сценарии уже придуманы и воплощены в жизнь, терпеливые нёрды всё ещё умудряются нарыть в поросшей мхом классике нечто уникальное.
Конечно, великую и нестареющую «Дюну» Фрэнка Герберта непопулярным произведением назвать никак нельзя. Но, как показывает практика, на немногие на постсоветском пространстве знакомы с этой эпической сагой. А ведь книжному циклу о галактических масштабов «Игре Престолов», развернувшейся на пустынной планете, населённой гигантскими червями-людоедами есть чем заинтересовать любителей хорошей фантастики.
Действие саги «Хроники Дюны» происходит в далёком будущем, когда человечество давно покинуло Солнечную Систему и ударилось в активную колонизацию более экзотических миров, нежели старушка Земля. Главенствующим политическим режимом стала аристократическая монархия, состоящая из нескольких Великих Домов, которые выполняют роль своего рода межгалактических княжеств и королевств.
В этой Вселенной отказались от использования компьютерных технологий и искусственного интеллекта из-за случившегося много столетий назад разрушительного восстания разумных машин. Теперь же человечество сделало упор на развитие своего мыслительного и экстрасенсорного восприятия. Эту цель облегчило обнаружение пустынной планеты Арракис, являющейся единственным известным пунктом добычи меланжа (также его называют пряностью или спайсом). При регулярном употреблении это вещество замедляет старение, в разы улучшает восприятие и наделяет человека пророческими способностями, что широко используется в межзвёздной навигации, политике и дипломатии.
Чудодейственные свойства меланажа сделали его одним из самых дорогостоящих ресурсов Вселенной, а Арракис превратился в эксклюзивную точку распространения пряности, за власть над которой Великие Дома грызут друг другу глотки уже не одну сотню лет.
Именно в таком сеттинге и развиваются события романов Герберта, а также нескольких фильмов и видеоигр по мотивам. И, как вы уже могли догадаться по заголовку данного поста, сегодня я поведаем именно об интерактивных итерациях великой фантастической саги. О книжной «Дюне» за полувековую историю существования цикла не рассказывал разве что ленивый. Тоже самое можно сказать и о кинопроизведениях, представленных упоротой полнометражкой Дэвида Линча и двумя относительно неплохими сезонами одноимённого мини-сериала от «Sci Fi Channel». А вот о видеоиграх, связанных с творением Фрэнка Герберта, обитатели Сети почему-то заикаются редко.
Dune (1992)
Стоит начать с «Dune» от тогда ещё молодой французской студии Cryo Interactive. Игра вышла за несколько месяцев до релиза забравшей себе все лавры «The Building of a Dynasty», но обо всём по порядку.
«Dune» представляет собой очень удачную комбинацию квестовой адвенчуры и стратегии в реальном времени. Новоявленному игроку предстоит взять на себя роль Пола Атрейдейса – наследника фамильной династии, которому выпадает шанс развязать войну против контролирующего планету Дома Харконненов, чтобы захватить Арракис и отомстить давним врагам своей семьи.
Поскольку главный герой (который впоследствии возьмёт себе имя Муад’Диб) является молодым монархом, то и задачи перед ним ставятся поистине королевские, а именно — управление собственной империей. Основной игровой компонент «Dune» — стратегия в реальном времени, поэтому большую часть прохождения игрок проведёт, назначая приказы своим подчинённым и наблюдая за тем, как развивается Дом Атрейдесов на глобальной карте Арракиса. Игроку необходимо грамотно балансировать между добычей меланжа и накоплением военной мощи для борьбы с превосходящими силами противника. Недостаточное количество драгоценного ресурса может привести к тому, что регулярно требующий денежный налог Падишах-Император Арракиса будет постоянно накладывать штрафные пени на Пола. Промедление в военном развитии же обернётся тем, что слабо охраняемые поселения будут атакованы и захвачены Харконеннами.
Стоит заметить, что в начале игры Атрейдесы не имеют собственных вооружённых сил и добытчиков пряности, поэтому Муад’Дибу приходится самолично летать по планете, заключая соглашения о сотрудничестве с фременами – кочевниками, живущими в пустынях и свободных от власти Великих Домов. Тут в игру и вступает адвенчурная механика. Чтобы с нуля отстроить собственное королевство, Полу необходимо не только контактировать с местными аборигенами, но и часто общаться с другими власть имущими Арракиса и выполнять их небольшие квестовые поручения.
Получается следующая картина: чтобы пройти игру, геймер должен заниматься добычей меланжа и наращиванием боевой мощи на стратегической карте, дабы дать последний бой армии Харконеннов. Однако, многие глобальные улучшения нельзя приобрести в начале истории, и игрок сможет получить их только продвигаясь по основному сюжету, представленному в виде незамысловатой point-n-click адвенчуры. Такое чередование игровых механик не только не даёт заскучать от монотонного управления династией, но и прекрасно играет на атмосферу игры. Как ни крути, но настоящий правитель не всегда раздаёт приказы, восседая в тронном зале, но и регулярно покидает свой дворец, дабы лично разобраться с некоторыми политическими неурядицами.
Кроме того, на высоком уровне выполнено и аудиовизуальное оформление. Действующие лица превосходно анимированы и озвучены для своего времени, интерфейс крайне дружелюбен для игр подобного жанра, а выпущенный отдельным сборником саундтрек «Spice Opera» не грех занести в свой плейлист. Многие персонажи и локации в игре скопированы с фильма Дэвида Линча, однако не смотря на визуальную схожесть с известной кинолентой, именно эта игра ближе всех своих коллег подобралась к книжному первоисточнику.
В итоге мы имеем замечательный гибрид адвенчуры и стратегии, который даже спустя 25 лет после выхода может дать фору многим современным видеоиграм. Увлекательный и сложный игровой процесс, красивое художественное исполнение, оригинальный подход к отыгрышу роли межзвёздного монарха и дух той самой «Дюны» помогли этому проекту навсегда засесть в сердцах тысяч геймеров по всему земному шару.
Dune II: The Building of a Dynasty (1992)
Эта игра вышла в один год с оригинальной «Dune» и вызвала необычайный фурор среди геймеров, мгновенно получив статус самой инновационной RTS своего времени. К сожалению, близость релизов сыграла злую шутку с разработчиками из Cryo Interactive, детище которых осталось в тени мастодонта Westwood Studios.
Несмотря на цифру два в названии, этот проект не имеет ничего общего с творением французской студии, кроме сеттинга. Правда, сюда он прикручен исключительно для галочки. Всё-таки «Dune II» — это, в первую очередь, геймплейно-ориентированное развлечение, которое может себе позволить некоторые фактические допущения.
Это сказано не просто так. «Вторая Дюна» считается именно тем творением, без которого не смогли бы появиться ни «Command & Conquer», ни «Total Annihilation», ни «Warcraft» со «Starcraft’ом». Хоть в те времена жанр RTS насчитывал десятки достойных представителей, именно формула «Dune II» стала фундаментом для большинства современных соревновательных стратегий, в основе которых лежит дерзкий микроконтроль и стремительные игровые сессии.
Кампания состоит из череды последовательных миссий, набор задач в которых варьируется от «накопить энное количество ресурса» до «уничтожить всех врагов на карте». Всего в наличии имеются три игровых фракции – знакомые нам Атрейдесы и Харконенны. Новичками в серии выступили Ордосы, не мелькавшие в книгах Герберта. Также в игре имеются недоступные для управления фремены, мощнейшие песчаные черви и элитный корпус Падишаха-Императора, который станет основным противником в заключительных миссиях.
Враждующие стороны мало чем отличаются друг от друга. Большинство юнитов идентичны по внешнему виду и характеристикам. Однако, у каждого Дома есть собственные уникальные отряды. Например, Атрейдесы могут построить отлично разрушающий здания Звуковой Танк, Ордосы способны послать в стан врага Саботажника-Смертника, а Харконеннам позволено выслать на поле брани медленный, но крайне толстый и больно бьющий осадный танк Devastator.
Если вы играли в любую часть «Command and Conquer» (далее «CnC) »или «Red Alert», то и с игровой механикой «The Building of a Dynasty» разберётесь без особого труда. У нас имеется здание Construction Yard, которое занимается постройкой всех остальных сооружений. Оттуда в пустыню за меланжем отправляется собирающий ресурсы Харвестер. На привезённую им пряность совершаются покупки новой недвижимости и тренировка юнитов. Кроме того, каждая возведённая конструкция отнимает определённое количество энергии, поэтому игроку также необходимо следить за тем, чтобы на базе хватало электростанций. Строительные работы ведутся либо на песке, либо на специально-построенных бетонных плитах и каменистом грунте. В первом случае здание начнёт постепенно разрушаться, а твёрдая земля под ногами, наоборот, обеспечивает долгую жизнь вашим постройкам.
Боестолкновения проходят по принципу камень-ножницы-бумага. Каждый вид войск эффективен по-своему: танки безнаказанно бьют лёгких пехотинцев, тяжёлая пехота без проблем взрывает танки, быстрые трёхколёсные мопеды легко давят пеших солдат. Сейчас такой принцип геймдизайна стратегий не кажется особо впечатляющим, но в далёком 1992 году эта формула была в новинку. Именно благодаря «Dune II» знаменитые танковый раш, угоны харвестеров и туман войны стали обязательным атрибутом каждой уважающей себя RTS.
«Dune II: The Building of a Dynasty» славится не сильной атмосферой и аутентичным сюжетом, а новаторским для своего времени игровым процессом и дичайшей сложностью. Это сегодня игроки могут выделять свои войска рамочкой и посылать пачки солдат на убой в два клика. Раньше приходилось выбирать и направлять каждый юнит в индивидуальном порядке. Сегодня «Вторая Дюна» кажется несколько топорной, если не примитивной. Но откажись Westwood Studios от разработки игры, то, вполне возможно, что большинство так любимых нами стратегических серий выглядели бы совсем по-другому.
Dune 2000: Long Live the Fighters! (1998)
Про этот проект даже при желании много сказать не получиться. Всё та же Westwood Studio, успевшая неплохо подняться на «CnC» и «Red Alert», решила срубить немного зелёных, соорудив ремейк «Dune II».
Графика стала спрайтовой, камера перешла в приятную глазу изометрическую перспективу, а текстовые брифинги между миссиями были заменены на фирменные вествудские ролики с живыми актёрами. Основы игры практически не поменялись, но внешне «Дюна» стала более красивой и приятной на слух. Однако, геймплейная механика осталась практически той же, что в 1992 году, изменившись лишь косметически.
В итоге, вышел занятный ремастер, который обязательно понравиться всем фанатам серии «CnC». В случае с «Long Live the Fighters!» разработчики не первый раз в своей карьере изобрели велосипед, но сделали это очень качественно и, как говорится, с толком и расстановкой.
Emperor: Battle for Dune (2001)
Этот проект является своего рода логическим завершением истории, связывающей Westwood Studio и серию «Dune». «Emperor» не сыскала коммерческого успеха, так как выходила почти одновременно с «Warcraft III», но всё равно надолго запомнилась любителям олдскульных RTS. Преимущественно с положительной стороны.
Идеи, заложенные в предыдущих «Дюнах», были окончательно доведены до ума и приправлены некоторыми скромными, но от этого не менее радующими нововведениями.
Игровой процесс вновь действовал по законам «CnC»: Construction Yard возводит электрогенераторы и казармы, Харвестер собирает ресурсы, многочисленные юниты со скоростью света «рождаются» в казармах и бегут навстречу смерти, песчаные черви едят всех кого не попадя, а большинство проблем всё ещё спокойно решается грамотным танковым рашем. И хоть тактическая составляющая игры изменилась незначительно, в «Battle for Dune» появились геймплейные возможности, работающие за пределами тактических сражений.
Отныне карта Арракиса служит не только в качестве интерфейса для выбора миссий. Каждый регион планеты контролируется либо большими фракциями из классической тройки Ордосы-Атрейдесы-Харконенны, либо так называемыми Маленькими Домами – бывшими Сардукарами, Фременами, Космической Гильдией и другими обитателями пустыни. Выполняя их задания во время тактических сражений, игрок может заключить союз с одним из этих Домов. После этого уникальные юниты фракции становятся доступными для найма. Кроме того, в зависимости от расположения войск союзников на карте, они могут присылать в бой подкрепления из регионов, соседствующих с той территорией, где в данный момент ведётся бой. Также захваченные геймером земли могут быть отвоёваны обратно, что обустроено в качестве дополнительных миссий на оборону своей базы. Все эти новаторства, быть может, не выглядят монументальными, но свою основную функцию выполняют превосходно, привнося в заготовленные разработчиками миссии разнообразия.
С графической точки зрения игра воспринималась весьма своеобразно. «Emperor» был выполнен в полном 3D, однако дизайн юнитов и зданий вышел очень вырвиглазным. Цвета стали слишком пёстрыми, а сами войска, в большинстве своём, похожи на дешёвые китайские игрушки, нежели на полноценные боевые единицы. Но зато теперь фракции стали отличаться друг от друга визуально, что несколько сглаживает общую кислотность и аляповатость картинки.
Сюжет здесь подаётся в виде всё тех же роликов с живыми актёрами, как и в любой другой игре серии «CnC». С этим аспектом творения Westwood Studio, как обычно, всё в полнейшем порядке. Также на славу постарался композитор Фрэнк Клепаки, сочинивший воистину забойный саундтрек, который не стыдно было бы использовать в голливудском полном метре.
Сценарий, быть может, был хорош в качестве простенькой основы для истории в RTS, но он максимально далеко ушёл от «Дюны», написанной Фрэнком Гербертом. Если в предыдущих играх серии градус неканоничности старался не превышать заоблачной нормы, то «Emperor: Battle for Dune» больше похожа на «Звёздных Войн» категории B, чем на ту проникновенную политически-философскую драму, выпущенную в твёрдом переплёте больше полувека назад.
Но если отбросить негативные моменты, связанные с лютейшим несоответствием первоисточнику и не самой привлекательной картинкой, то последняя «Дюна» от вествудских умельцев в целом оставляет приятные впечатления. Эта команда своё дело знает, и соорудить крепко сбитую RTS во многим полюбившемся сеттинге для них задача не из сложных. Как ни крути, но играются классические стратегии Westwood бодро даже сейчас. «Император» исключением не стал.
Frank Herbert's Dune (2001)
Эту игру разработала студия Widescreen Games, и, в отличии от всех своих предшественников, «Frank Herbert's Dune» была чистой воды адвенчурой. Очень немногие из игровых адаптаций «Дюны» были изготовлены с упором на первоисточник, что не обошло стороной и это творение. В этот раз французские игроделы решили обратиться к сериальному воплощению первого романа цикла. И вышло у них, мягко говоря, не очень хорошо…
Игрок брал на себя управление всё тем же Полом Атрейдесом, который только-только пережил нападение Харконеннов и вместе со своей матушкой сбежал в глубокое подполье к революционно настроенным фременам. Сценарий «Frank Herbert's Dune» призван продемонстрировать геймерам то, чем занимался будущий Муад’Диб в перерывах между сюжетными арками сериала.
Как оказалось, протагонист на протяжении целых пяти миссий как ошалелый носился по пустыне, в криво слепленном стелс-режиме вырубал со спины пехотинцев Харконеннов, подрывал добывающее оборудование и сверкая пятками улепётывал от разгневанных песчаных червей. В свободное от диверсий время Пол возвращался в поселение фременов, чтобы пообщаться с сюжетными NPC, получить новое задание, выслушать скучный брифинг и вновь отправиться в бой.
Реализованы все эти геймплейные «чудеса» крайне скудно. Стелс неимоверно раздражает своей унылостью, любые попытки открытого боестолкновения заведомо провальны, происходящие в хаб-локации интеракции с сюжетными персонажами ощущаются лишними, да и техническая реализация хромает на обе ноги. Другими словами, «Frank Herbert's Dune» можно назвать играбельной лишь с натяжкой.
Но у этого проекта есть и положительные стороны. Во-первых, это превосходная музыка от Грэма Ревелла – композитора, работающего над одноимённым телесериалом. Во-вторых, неплохая для своего времени графика и анимация. В-третьих, игра достаточно коротка, чтобы вызывать все вышеупомянутые негодования у игрока только ближе к завершению.
С одной стороны, детище французов никуда не годиться с геймплейной точки зрения. Но в то же время в «Frank Herbert's Dune» ощущается влияние эстетики книжного первоисточника, а эффект «безрыбья» по отношению к видеоигровым адаптациям «Дюны» позволяют простить некоторые огрехи здешнего геймдизайна. Пробовать данный продукт стоит только в том случае, если вы всеми фибрами души любите «Дюну» и вам неймётся посетить трёхмерный Арракис с поломанной механикой «Thief», просто чтобы на несколько часов окунуться в любимую Вселенную. Для всех остальных существует «Dune» от Cryo Interactive.
Who controls Arrakis, controls the Spice. And who controls the Spice, controls the Universe.
С выхода последней видеоигры по мотивам легендарной «Дюны» прошло уже семнадцать лет, но ни один разработчик так и не решился вновь взяться за достойную игроизацию одноимённых романов. А ведь Вселенная, придуманная Фрэнком Гербертом – идеальное место для создания интересного игрового концепта. Только представьте, как было бы классно, если деловые ребята из Firaxis выставили на полки магазинов пошаговую «Дюну», скроенную по лекалам «Civilization»… Или Naughty Dog выпустили бы зубодробительный приключенческий экшн о катающемся на песчаном черве Муад’Дибе в стиле «Uncharted»…
Мечтать, конечно, не вредно, но и перебарщивать с этим делом тоже не стоит. Скорее всего, новые игровые проекты по «Дюне» мы если и увидим, то случится это совсем не скоро. Вполне возможно, что грядущая экранизация книги от Дени Вильнёва встряхнёт простых обывателей и скучающих олдфагов, а может утонет в океане «авторского видения», как это случилось с картиной Линча. Этого мы не знаем наверняка, да и меланжем для ясновидческих практик судьба нас обделила. Но, кто знает… Быть может, звёзды сойдутся в верном направлении, талантливые игроделы возьмут себя в руки и тысячи геймеров по всему миру смогут вновь окунуться в атмосферу жаркого и не прощающего ошибок Арракиса. Как бы там ни было, мы будем ждать этого момента до самого конца. Не иначе.
Spice must flow!
Вновь призываю вас, блоговчане, обратить внимание на наш скромный паблик в ВК, где я и пара моих друганов периодически пишем про всякое разное. Ссылка для интересующихся: vk.com/public157815640
Лучшие комментарии
<пека=«ru.wikipedia.org/wiki/Dune_II#/media/File:Dune_II_-_The_Building_of_a_Dynasty.png»>
<сега=«2ch.hk/b/arch/2017-12-27/src/167720373/15143674053840.png»>
ага как минимум ост земля и небо сравни