29 марта 2017 29.03.17 6 5481

В синем море, в белой пене: как я играла в Sunless Sea

+30

Всем привет! Сегодня я хотела бы поделиться своим немудреным опытом знакомства с прекрасной игрой Sunless Sea. Хочу обратить ваше внимание на то, что это не обзор, а именно рассказ о личном опыте. Я не слишком люблю писать обзоры – в них нужно ставить оценки, давать разработчикам советы и вообще быть уверенным в себе человеком. Я же предпочитаю просто рассказывать истории и надеяться, что кому-то они покажутся интересными.

«Sunless Sea представляет собой спин-офф к браузерной ролевой игре Fallen London от тех же разработчиков — её действие происходит в той же вселенной и в то же время. Вселенная обеих игр совмещает в себе декорации Викторианской эпохи и темы мистики и фэнтези в духе мифов Ктулху. Игрок принимает на себя роль капитана парохода, который плавает по подземному морю, посещая различные острова и сталкиваясь со многими опасностями. Игрок может «выиграть», добившись определённой цели — например, богатства или звания самого прославленного морехода — открывая новые места на карте мира, перевозя товары из одного порта в другой и выполняя различные текстовые квесты. Смерть персонажа Sunless Sea является необратимой — после гибели капитана или его корабля игрок обязан начать игру заново, хотя следующий капитан может унаследовать, по выбору игрока, часть имущества или команды предшественника.»

Википедия

Часть первая, постыдная

Долговязый Джимми стоял на причале, прислонившись плечом к одному из многочисленных нагромождений тюков и ящиков, разбросанных вокруг в обманчивом беспорядке. То, что на взгляд непосвященного выглядело сущим хаосом, на самом деле представляло собой сложную организованную структуру. Между завалов то и дело сновали матросы и портовые рабочие, беспризорные мальчишки рыскали повсюду в поисках легкого заработка или возможности что-нибудь стянуть, со всех сторон доносился несмолкающий гул разговоров, лязг, топот и писк летучих мышей. Иногда старому боцману казалось, что порт – живой организм, а ритмичные удары волн не что иное, как биение его огромного сердца. Но в это утро Джимми не суждено было предаться философским размышлениям. Странный человек в светлом костюме вышел из здания портовой администрации и решительным шагом направился к боцману. То есть это, должно быть, подразумевалось как «решительный шаг», но на деле выглядело довольно подозрительно. Словно некая загадочная сила надела на себя это тело, как перчатку, не совсем понимая, как оно должно двигаться. Жесты были резкими, нервными и несуразными. «Должно быть, бедняга только вышел из паралича», — хмыкнул про себя Долговязый. — «Кой черт его сюда принес? Такому самое место в лазарете». — Эй ты, девочка! – начал разговор незнакомец. – Где здесь штуки… эээ… такие штуки… для моря. Плавать! Я хочу плавать на море. Я интриган! — Чегооо? – боцман от удивления едва не проглотил свою трубку. За долгую, богатую разнообразными событиями жизнь его еще никогда не называли девочкой. – Может, тебе врача? — Нет, не надо первача. Я марципан. Шарлатан. – Он вдруг быстро-быстро заморгал и задергал руками. – Мне надо на море. Я ваш новый капеллан. — Священник что ли? Вас куда-то отвезти, святой отец? — Не меня отвезти. Я сам отвезти. Эээ… вспомнил. Капитан! Я ваш новый капитан. Странный тип расплылся в радостной улыбке и широко раскинул руки, будто собираясь обнять старика. Но промахнулся и обнял стоящую рядом бочку с копченой сельдью. — Девочка. Веди меня в корабль! Мы будем плавать на море.

В первый раз запуская игру, я решила действовать по своему любимому принципу – «Главное — ввязаться в драку, а там посмотрим!». Хотя, казалось бы, судьба его автора должна настораживать. Презрев все возможные гайды, пояснения и советы бывалых игроков, я ринулась в бой. Ни один подробный обзор, ни секунды просмотра геймплейного видео не потревожили незамутненную пустоту чистоту моего сознания. Даже языковые настройки остались в исходном состоянии, так как я оптимистично решила заодно подтянуть оставлявшее желать лучшего знание английского. Все, что мне было известно об игре, умещалось в один абзац текста с Википедии.

Плюс целый ворох потрясающих картинок со скриншотами.

Редактор персонажа (если можно так назвать задание начальных настроек характера и предыстории) уже как бы намекал, что решение оставить английский язык было не лучшим в моей жизни. Большую часть пунктов пришлось ткнуть наугад, и, скрестив пальцы, надеяться, что удалось создать приличного человека, а не какого-нибудь маньяка-убийцу со склонностью к плюшевому белью.

«Ничего», — успокаивала себя я. – «Главное выйти в море, а там уж как-нибудь разберемся. Не может же она быть сложнее Цивилизации. Ха-ха-ха.» Ну что тут скажешь — сложнее и правда не было. Было страннее.

На корабль пришлось прорываться чуть ли не с боем. Со всех сторон неслись люди, которым от меня было что-то нужно: подвезти до соседнего острова, исследовать новые территории, поцеловать три килограмма гуся (эй! Я ведь предупредила, что плохо понимаю по-английски). Из темных переулков высовывались подозрительные личности и, подмигивая, косились на мешки с контрабандой. Сотрудники адмиралтейства и королевского географического общества трясли перед носом свитками, украшенными вычурными восковыми печатями. Матросы, инженеры, старшие помощники – каждый, буквально каждый норовил влить в мои уши свою печальную повесть и убедить, что именно его я должна взять в путешествие.

В ужасе тыкая на многочисленные кнопки, я заключала сделки, отменяла сделки, ввязывалась в сомнительные истории и перераспределяла непонятно откуда взявшиеся очки характеристик.
В результате всей этой суматохи в море мы вышли, как проспавший на экзамен нерадивый студент – весело, стремительно и совершенно неподготовленными. Не буду даже упоминать про покупку экзотических товаров, которые можно было бы выгодно толкнуть на зарубежных рынках. Мы не взяли про запас даже топлива и провианта. Теперь, имея некоторый опыт, я понимаю, что это было равносильно самоубийству… Но в тот первый раз все не было так легко.

Подземное море встретило нас тишиной и непроглядным мраком, тусклое освещение островных набережных и дрожащие отблески фонаря на корме только усиливали это впечатление. Поразительно, как в довольно просто сделанной, не претендующей на лавры ААА игрушке удалось передать такую насыщенную атмосферу. Наша команда, полная надежд на будущее, смело двинулась вперед, в неизвестность.

Обнаружить первый остров в этом темном безмолвии – как в детстве найти под елкой красочно упакованный подарочек. Тут тебе и радость, и волнение, и предвкушение чего-то волшебного. Что же ждет нас на берегу, какие загадки он приготовил?.. Но… погодите-ка… А как на этот берег попасть-то? Мой маленький кораблик, как безумный тыкался носом в причал, подплывал к нему разными бортами, изворачивался так и этак – все бесполезно. Во время этого представления в бортовом журнале вдруг стали появляться тревожные сообщения о грядущем голоде. Оказывается, вот уже стуки команда доедала последние сухари, а капитан и в ус не дул, запутавшись в незнакомом интерфейсе. До земли рукой подать, всего в нескольких метрах кипит сытая городская жизнь, а мои матросы гибнут от истощения, забыв, как спускать трап. Получив ачивку за каннибализм, я поняла, что дальше так продолжаться не может. Со словами «Помирать, так с музыкой» мы снова отправилась в путь. Не зная, что еще придумать, я решила обойти остров по периметру – вдруг дальше найдется что-то более подходящее.

Если моя история вас растрогала и вы переживаете, не настигла ли команду голодная смерть, спешу вас успокоить. Голодная смерть не настигла, настиг притаившийся на другой стороне острова гигантский краб. Я испытываю сложные чувства к крабам. В некоторых своих проявлениях эти создания похожи на насекомых, а насекомых я боюсь до ужаса. Поэтому я внимательно, ооочень внимательно посмотрела, как, булькая, мой кораблик опускался на дно, и закрыла игру. Как мне тогда казалось, навсегда.

Часть вторая, утомительная

Долговязый Джимми стоял на причале, прислонившись плечом к одному из многочисленных нагромождений тюков и ящиков, разбросанных вокруг в обманчивом беспорядке. Старушка «Фелиция» всего пару часов, как дотащилась до порта и была в срочном порядке отбуксирована на верфи – латать пробоины, искать источник подозрительных шумов в двигателе, освежить краску на облупившихся зеленых бортах. Да мало ли что еще может понадобиться после таких передряг. Удивительно, как корабль вообще дотянул до Лондона, не рассыпавшись по пути и не похоронив всю команду в не знающих жалости водах подземного моря. О да, им всем нужен был отдых. Старик с наслаждением потянулся, хрустнув костями, и собрался было сделать очередную затяжку из вяло чадящей трубки, как вдруг его внимание привлекла странная фигура, стремительно приближающаяся со стороны портовой администрации. Взволнованный лохматый незнакомец несся прямо на боцмана, чудом огибая препятствия и перескакивая через лужи. Карманы его когда-то дорогого, а сейчас до крайности замусоленного костюма, казалось, вот-вот оторвутся под напором набитых туда вещей. Рыболовные снасти, надкусанные яблоки, мотки веревок, конверты с восковыми печатями, загадочно поблескивающие склянки — из нагрудного кармана вместо платка вызывающе торчал черноухий котенок, ошалело вращая глазами. О происходящем он явно был осведомлен не лучше боцмана. — Как, вы все еще здесь?! – Не сбавляя скорости, завопил незнакомец. — Быстро все на борт, мы ужасно опаздываем. Время – деньги. А денег у нас нет. — На какой борт, сэр? Вы, верно, ошиблись. Мы пришвартовались нынче утром. — «Фелиция» — пароход класса Лигейя, вместимость трюма 40 регистровых тонн, команда 10 человек? Джимми кивнул и с досадой застучал трубкой о бочку копченой сельди, вытряхивая тлеющие остатки. Слухи о новом капитане оказались правдой, об отдыхе теперь можно забыть. Человек в костюме вдруг дико сверкнул глазами и, резко выставив руку, поймал табачные крошки почти у самой земли, после чего осторожно ссыпал их в один из карманов. Потревоженный рывком котенок возмущенно мявкнул. — Продадим на Бараньем острове, там сейчас дефицит курева. – Ответил странный тип на застывший в глазах Долговязого немой вопрос. – Быстро собирай команду, отплываем через 15 минут. — 15 минут, сэр?! Парни только зашли в «Хохотушку Жоржетту», их сейчас от тамошних девиц не отгонишь залпом с дредноута. — Значит, тащи вместе с девицами. Так даже лучше. Продадим в Пиратском лесу… — Новый капитан на секунду запнулся под осуждающим взглядом боцмана. – Эээ… То есть прокатим. Да-да. Конечно же. Прокатим. Тащи на корабль ВСЕ!

Перед тем, как штурмовать игру еще раз, я сделала две вещи: установила русскую версию и загуглила расположение кнопки «Причалить». Которая, внезапно, оказалась в самом центре экрана и погрузила меня в неприятные размышления о собственной внимательности.

Первые путешествия были неудачными. Несколько слишком смелых экспедиций без должной подготовки, несколько поспешных решений с далеко идущими последствиями, несколько импульсивных покупок – и вот стартовый капитал с легкими начальными заработками утекли, как песок сквозь пальцы. Призрак грядущего голода снова замаячил на горизонте. Мой капитан усиленно чесал затылок, изучал бухгалтерские отчеты и, наконец, решил воспользоваться народной мудростью «Тише едешь – дальше будешь». Проведя пару вечеров за конторскими книгами и картами, мы наметили безопасные маршруты, сулящие пусть небольшой, но стабильный заработок.

Но море не любит бухгалтерию. Ему по вкусу азарт, жажда наживы и страсть к неизведанному. Самые темные и самые светлые стороны человеческой натуры проявляются вдали от привычных мест обитания. Поэтому на знакомых дорогах можно забыть об открытиях и баснословных барышах. Очень скоро я осознала, что мы попали в заколдованный круг: денег хватало только на закупку небольшого количества припасов, которых хватало на путешествие к ближайшим островам, где можно заработать на небольшое количество припасов, которых хватает – и так далее до бесконечности…

Досада усугублялась тем, что выгодная сделка совсем рядом – нужно всего лишь накопить на сфинксовый камень, который на рынках Лондона втридорога оторвут с руками.

Мы кряхтели и ужимали расходы. Только самые короткие маршруты на максимальной скорости. Только необходимый минимум покупок. Гигантские крабы, в чьих клешнях мы закончили жизнь в прошлый раз, теперь сами разбегались с дороги, впрочем, недалеко – ведь, как оказалось, их тоже можно есть. В оборот поступало все, что можно продать или обменять: газетные утки — на провиант, сплетни островитян – на топливо, даже подслушанные в штиль моряцкие байки пересказывались в университете любопытным студентам. Не бесплатно, естественно.

Миля за милей, монетка за монеткой, мы приближались к цели со скоростью упорной черепахи, разбитой параличом. Пока в один прекрасный день хитрые мстительные крабы не устроили нам засаду, напав на корабль целой толпой. Все накопленные излишки ушли на ремонт, а мы вновь оказались в самом начале пути к обогащению.

Казалось бы, стратегия теперь известна: знай плыви по знакомым местам. Но я вдруг представила: вот сидишь ты весь день на работе, упорно трудишься, добывая средства к существованию, а вечером уставший приходишь домой, запускаешь игру и … упорно трудишься, добывая средства к существованию. От этой мысли стало вдруг так грустно, что я зарыдала, выключила игру и решила больше никогда в нее не возвращаться.
Хотя теперь уже подозревала, что продлится это недолго.

Часть третья, героическая

Долговязый Джимми стоял на причале, прислонившись плечом к одному из многочисленных нагромождений тюков и ящиков, разбросанных вокруг в обманчивом беспорядке. Многоголосый портовый гул доносился словно издалека, приглушенный туманом, как стеганым одеялом. Вокруг боцмана сгустилась непривычная тишина, такая, что можно было расслышать стук собственного сердца. Монотонный плеск невидимого отсюда, но такого близкого моря, сливался в бесконечный всепроникающий шепот: — Ты скоро умрешь, старик, — шептало оно. – Тебе не спрятаться в этих смешных человеческих коробках на берегу. Я всегда рядом. Всегда в тебе. И скоро ты будешь во мне. На дне. В глубине. Ты чувствуешь холод? Чувствуешь, как тина оплетает ноги? Как крохотные серебристые рыбки снуют в волосах? Не противься, спи. В глубине. Долговязый закашлялся и дернул плечами. Он чувствовал холод. Вдруг его внимание привлекла странная фигура, бесшумно скользящая сквозь туман со стороны администрации порта. Незнакомец держал перед собой свечу… нет, уличные фонари отражались от светлого костюма… нет, мгла потихоньку рассеивалась… или просто он сиял сам по себе? Красивое, волевое лицо с твердым подбородком, казалось, высечено из гранита. Безукоризненная осанка выдавала бывшего военного, скорее всего, офицера. Движения были четкими и отточенными. Весь облик излучал уверенность и силу, как будто в это хмурое утро над проклятым подземным Лондоном вновь взошло давно позабытое солнце. По щекам старика катились слезы. Он сам не понимал, откуда они взялись, и что означают, но вместе с ними из его души как будто выходили вся боль и страх, что таились там долгие годы. В конце концов он, не скрывая, разрыдался, как мальчишка. В этот самый миг на грязном, пропитанном вонью и лужами темном портовом закоулке старый боцман почувствовал, что снова может быть счастлив. Незнакомец положил руку ему на плечо, взглянул в глаза и произнес: — Вперед, товарищ! Дорога ждет.

Когда я в третий раз запускала игру, мой бравый капитан…
Ой, да кого я обманываю? Третий тоже погиб. И следующий. И следующий. И следующий. Седьмой сошел с ума от ужаса. Восьмой заплыл за край света и уже не смог вернуться обратно. Девятого в подворотне зарезал контрабандист, с которым мы до того провернули немало темных делишек. Десятый умер от потери крови, нанося себе раны во славу суровых морских богов, в попытках раздобыть хоть немного припасов для команды.

С каждым разом я чуть дальше продвигалась в исследованиях. Заключала чуть более выгодные сделки. Все лучше запоминала береговую линию и расположение островов – карта хоть и генерируется заново, но общие очертания сохраняются. Капитаны потихоньку поднимались по карьерной лестнице и обзаводились жильем. Там чуть получше кораблик, здесь чуть помощнее орудия, квест за квестом, миля за милей, после странствий теперь мы возвращались не в пустую халупу – в приличном доме ждали жена и дети.

И вот, когда с грузом, продажа которого не просто упрочила бы мое положение в обществе – стремительно вознесла бы в его сияющие вершины! – прорвавшись сквозь беды и опасности, мы уже подходили к Лондону… В каких-то паре метров от причала… В шаге от исполнения желаний… Снова закончилось топливо.

Мы нашли свою погибель, как и в тот самый первый раз: почти у цели, одной ногой в порту. Так близко, что можно докричаться до гуляющих по улицам людей. Так близко, что пара мощных гребков – и уткнешься носом в портовый кабак. Так близко и одновременно космически далеко, потому что они жили, а у нас шансов на спасение уже не осталось. Я сделала самое разумное, что возможно в такой ситуации — вспомнила все нехорошие слова, которые говорила, тестируя ранний доступ к Darkest Dungeon. Добавила к ним парочку новых. Закрыла игру. Пообещала больше никогда к ней не возвращаться. Интересно, как долго…

 

Sunless Sea

Платформы
PC | Mac | PS4 | XONE | NSW | iOS
Жанр
Дата выхода
6 февраля 2015
148
3.7
80 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Я из тех странных людей, которые любят монотонность и тягучесть) спасибо большое за отзыв!
Полностью согласна) Атмосфера в игре передана потрясающе.
Хорошо написано, понравилось.
Смерть персонажа Sunless Sea является необратимой — после гибели капитана или его корабля игрок обязан начать игру заново, хотя следующий капитан может унаследовать, по выбору игрока, часть имущества или команды предшественника.

В игре можно сохраняться.

Сама игра прекрасна, это чувство неизведанного и чудного мира держит и не отпускает. Игровой процесс же… слаб. На самом деле слаб, монотонен и тягуч. Sunless Sea про тексты и атмосферу, но не про геймплей. Лично для меня плюсы значительно перевесили минусы и десятки часов провел с удовольствием.

Что касается торговых путей, то я воспользовался каким-то маршрутом через Лондон — Остров Обезьян (или как там, сейчас не вспомню) — Ирем. Так же торговля солнечным светом может помочь скопить стартовый капитал, но есть некое ограничение на количество подобных ходок.
Как говорится «Ты умрешь в этом море… одна могила на всех, а если не умрешь… ты увидишь её: непроглядную тьму и все поймешь… огромные крабы, рифы возвышающиеся в море, Кошмары в ночи в мире где ночь не переходящее явление, какая разница между кошмаром и реальностью, корабль и свет лишь островки за которые мы держимся словно за юбку… У моря нет края нет защиты от него оно меня зовет… я понял куда идти… ухватится за островок реальности и плыть… тело слабо безумие безгранично»… ну и так далее короче охренительная игра.
Цепляюсь за каждого капитана как за верёвочный трап, сброшенный утопающему. Не раз и не два я говорил себе «Какое завещание? Мы с вами ещё поживём!» и откатывалось сохранение, и маршрут через половину карты к тёплому, манящему Лондону видоизменялся, избегая пиратов и морских существ.
А потом, когда становилось понятно, что топлива не хватает на последний рывок, то вновь загружалось сохранение и начиналось не бегство — начиналась охота.
На пиратов, на медуз, на крабов, на мегалодонов, на имперские фрегаты — всё, что могло дать припасы и топливо безжалостно (но с осторожностью и экономией) уничтожалось, и радостные вопли команды, казалось, были слышны через динамики, когда очередной уничтоженный корабль давал ЦЕЛЫХ ДВА ПРИПАСА, которые тут же шли в топку ради ещё сотни метров к родному Лондону.
И когда последняя галера потонула, оставив нам на прощание пять штук топлива, наш верный капитан Nimrod плясал на палубе, вознося хвалу Шторму, Камню и Соли и повторяя только одно: «Мы дойдём! Мы дойдём!»
Читай также