2 февраля 2017 2.02.17 7 3039

Resident Evil 7: biohazard [Обзор игры]

+3

Немного лирики
Resident Evil это не просто словосочетание, и даже не просто название игры. Игровая индустрия существует уже не первое десятилетие, и мы повидали множество франшиз, как просто популярных, так и ставших легендарными, культовыми и просто великими. Но все они, так или иначе, закончились или стали не актуальны, и лишь недавно некоторым из них дали еще один шанс, как DOOM например. Конечно, Resident Evil не единственная долгоиграющая серия, которая выходит по сей день, здесь можно вспомнить Final Fantasy, Divinity, Call of Duty и другие. Но давайте будем честны: многие из них превратились в банальное выдаивание денег из фанатов, другие не столь популярны или выходят слишком редко, а некоторые бросаются из крайности в крайность, словно разработчики сами не знают, чего хотят (привет BioWare). Тогда как за двадцать один год существования Resident Evil в сумме вышло 29 игр, спин-оффов, переизданий и ремейков. Конечно не все из них были удобоваримы, но все мы знаем поговорку про тех, кто не ошибается. И при этом, когда основная серия заходила в логический тупик, происходило либо переосмысление (Resident Evil 4), либо попытки нащупать верный путь, смешивая старое и новое (дилогия Revelations). И это вызывает еще большее уважение к Capcom. Столько лет экспериментировать с популярной франшизой, и при этом не потопить ее, а наоборот, привлекать все больше и больше поклонников — это что-то сродни магии. И мало того. Практически каждая игра основной серии обладала настолько мощной харизмой, что можно встретить людей, являющихся адептами одной конкретной части. В отличие от большинства франшиз, здесь нет однозначно лучшей. Например, в моем окружении особой любовью пользуется Resident Evil 5, но я прекрасно понимаю людей, которые не приняли переход от хоррора к экшену.

В общем, говорить про Resident Evil можно практически бесконечно, но если бы меня попросили выбрать одно слово, описывающее всю серию, этим словом было бы — «феномен». Тем интересней выглядит седьмая часть франшизы, которая только начала вставать на ноги после провала Resident Evil 6. Сможет ли серия переродиться вновь? Тот ли это Biohazard или нечто иное, рассчитанное на совсем других людей?

По правде, чистокровные хорроры я перевариваю плохо. Спасибо за это, кстати, все той же Resident Evil, которая в детстве так меня напугала, что долгие годы я не переваривал ужасы в любом виде. Естественно, если это не похождения брутального мужика по имени Эш. В следствие чего я бы пропустил данный проект, но это же Resident Evil. Разве можно устоять? Но разумеется, для начала я пробежал тизер Beginning Hour, точнее, прополз на корточках. Он произвел такое впечатление, что если честно, я перегорел. Сейчас это выглядит глупо, и мне даже стыдно, но, возвращаясь во вторник с работы, я нервничал. А когда включал компьютер, у меня даже тряслись руки. Но вот игра запущена, и деваться уже некуда. Обитель зла поглотил меня полностью…

Важное примечание. Само собой, после прохождения данной игры у меня сформировалось собственное мнение. Уделю ему пару строк в конце. Но далее я постараюсь быть максимально объективным и отодвинуть на задний план мои личные переживания.

Жуткая Семейка

Resident Evil 7 начинается с ролика, в котором Миа, жена нашего протагониста Итана, просит за что-то прощения и умоляет не искать ее. Спустя три года главный герой вновь получает весточку от жены. В коротком сообщении она просит его приехать в поместье неких Бэйкеров, находящееся в городке Далви, штат Луизиана. Собственно тут нам передают управление Итаном. Мы оказываемся перед запертыми воротами, за которыми виднеется явно заброшенный дом. И как только мы проникаем в это обветшалое здание, начинает твориться какой-то ад. Динамика зашкаливает, одна кат сцена сменяется другой, а гнетущая атмосфера мрака и безысходности буквально осязаема. Но спустя час-полтора все потихоньку успокаивается. И вместо развития истории мы получаем блуждания по жуткому особняку. Проблема тут вот в чем. Неужели сюжеты серии Resident Evil являются основной причиной покупать эти игры? Если подбирать эпитеты, то истории, рассказанные нам ранее, могли быть какими угодно: мрачными, пугающими, иногда забавными, трешовыми, но никак не логичными и оригинальными. Предъявлять претензии сюжетам Resident Evil, это как идти на летний блокбастер, ожидая серьезную драму, и, не получив оной, строчить в интернет — какой же тупой дятел сценарист. А может быть это вы виноваты и ошиблись сеансом? Так же и тут. За другие вещи любим Resident Evil, и мы прощаем все дыры в повествовании. У нас есть крутые главные герои, биоугроза, интересное приключение и захватывающее противостояние людей и ужасных вирусов. И к черту логику. Следовательно, это должно относиться и к новой части. Не так ли? Но тут нашла коса на камень. Уже упомянутый тизер Beginning Hour, трейлеры да и сама игра в первый час настраивают на совершенно другой лад. Над особняком Бейкеров витает атмосфера загадочности и даже мистицизма, несвойственного серии. Словно в недрах подвала скрыта некая кошмарная тайна, которую нам нужно раскрыть. Действительно, есть тут секрет, но настолько банальный и клишированный, что даже я, человек, который все время повторял себе: «Это Resident Evil, не жди ничего особенного », был слегка разочарован. Да даже предполагать, что все окажется настолько просто, мне было как-то стыдно. Но ощущения — величины крайне субъективные. И я более чем уверен, что есть люди, которые никакой таинственности не почувствовали.

Так что, у сюжетной части Resident Evil 7 по большому счету есть всего один недостаток — это практически полное отсутствие связи с ее предшественницами. Каждая новая игра в основной серии дополняла и расширяла этот мир. Мы понимали, что это одна большая история противостояния, длящаяся на протяжение не одного десятилетия. Здесь же нам предлагают абсолютно камерное приключение, словно вырванное из общей вселенной. Да, фан сервис имеется, и в конце вроде как появляется один из главных героев предыдущих игр, с которым не все пока ясно. И неважно, тот ли он, кем представляется, или кто-то другой, важно то, что пары фраз, одного имени и знакомого логотипа недостаточно, чтобы прочно привязать игру к основной вселенной. Опять же это больше похоже на фан сервис или заделку на DLC. Будь Resident Evil 7 спин-оффом, вопросов бы не возникло. А так я могу понять недовольных фанатов: вместо полноценного развития мира перед нами по факту небольшое происшествие. При этом, зная вселенную Resident Evil, не удивлюсь, если нечто подобное происходит несколько раз за год. В общем сюжет может расстроить фанатов, а людям со стороны он скорее всего покажется слишком простым.

Ну а что же персонажи? Ведь пусть Крис, Леон, Ада, Джилл, Клэр, простоваты, а про глубокий внутренний мир и речи не идет. Но каждый обладает умопомрачительной харизмой. Они являются олицетворением разных качеств, которыми каждый из нас хотел бы обладать в повседневной жизни. Мы помним и любим их как старых друзей. Но главный герой Resident Evil 7 вряд ли сможет пополнить их ряды, во всяком случае пока. Итан стал жертвой того самого переосмысления серии. Напомню, что теперь мы наблюдаем за всем происходящим глазами героя, а не из-за плеча или со стороны. И Capcom изо всех сил старается сделать так, чтобы мы ассоциировали себя с главным героем как можно сильнее. Вследствие чего Итан немногословен. Он реагирует на происходящий вокруг трешак, но крайне вяло. И в целом о персонаже практически ничего неизвестно. По началу, как и в случае с сюжетом, кажется, что Итан проработанный герой, но в итоге ничего подобного. Кроме мотивации спасти свою жену, в данном персонаже нет ничего сколь-либо запоминающегося.

Так же вы наверняка помните девушку, разговаривающую с главным героем по телефону в некоторых трейлерах и тизере. Я не скажу вам, кто она и почему застряла в этом особняке, но сразу же огорчу. Этот персонаж находится в игре всего с одной целью — двигать нас по сюжету, и, следовательно, раздавать задания. Да, можно найти несколько записок, раскрывающих прошлое героя, но на этом все. Она — это голос из телефона, подсказывающий что делать дальше — ни больше ни меньше. Здесь на помошь приходит Миа, та самая жена главного героя. Она единственная из еще неупомянутых действующих лиц, кто с некоторой периодичностью не хочет убивать Итана. Помимо мотивации выжить, в ней действительно виден прописанный характер. Заботливая, но в то же время настойчивая. Со своими секретами и тайнами. Она действительно любит Итана и заботится о нем больше, чем о себе. ЗаМией приятно наблюдать, и она практически единственная, кто действительно запоминается из всей игры.

Что же до семейства Бэйкеров, то тут все совсем не ровно. Глава семьи Джек — самый харизматичный из них. Безумный бессмертный старик с лопатой наперевес, вечно толкающий монологи о семье. Он действительно вселяет чувство страха и подстерегающей опасности. Джек словно Немезис из Resident Evil 3 вечно настигает Итана. Противостояние с ним — одна из самых интересных и захватывающих частей игры. Но вот беда, долго это не продлится, хотя впоследствии мы еще встретимся с ним. И если внимательно вслушиваться в его слова, то в конце станет даже немного жаль этого старика. А вот жена Джека Маргарита — полная его противоположность. Ее катастрофически мало. Она не пугает, и действительно эффектный момент с ней всего один. Ну а Лукас, их сын, нечто среднее между ними. Он в разы интересней матери. Но если не изучить его комнату и пропускать записки, разбросанные по дому, то Лукас окажется просто безумной и плоской пародией на главного героя фильмов «Пила». Есть и еще один злодей, главный виновник всего этого безумия. Он крайне скучен, банален и абсолютно не харизматичен. Да что там, Алекс Вескер из Resident Evil: Revelations 2 на фоне местного злодея выглядит просто эталонным антагонистом. И в конце, когда личность персонажа раскрывается, возникает только один вопрос: «Почему ты не прикончил Итана раньше? У тебя же были все шансы! Ну а теперь я готов. Поздравляю!» Да и финальный бой напоминает скорее QTE, нежели полноценную схватку.

Поиски во Тьме...

Перейдем к геймплею. И в целом ругать его не хочется, хотя претензии к нему есть. По началу может показаться, что худшие опасения сбылись. Перед нами Outlast с пушками, где оружие выполняет функцию сдерживания противника, чтобы легче было сбежать. Но это не так. Буквально через тридцать — сорок минут перед нами предстает тот самый классический Resident Evil. Нам доступен довольно обширный особняк, из которого нужно сбежать. Мы исследуем его в поисках спасительного лута и способов попасть в еще закрытые части дома. Безопасные комнаты, межпространственный ящик для вещей, простые загадки, как обязательные, так и побочные, особые ключи, бэктрекинг, в общем, все на своих местах. И куда же без крафта аптечек.

К сожалению здесь есть пара важных «но». Во-первых, этот этап долго не продлиться. А после того, как мы выберемся из особняка, игра станет практически линейной. И возвращаться, если этогог не требует сюжет, есть смысл только в этот же особняк. Остальные локации на один заход. Во-вторых, все ключи от всех дверей мы найдем по ходу сюжета. И посетим все комнаты в обязательном порядке, за исключением одной. Но забыть про нее довольно сложно, и это мало. По началу, глядя на карту, складывается впечатление, что где-то я пропустил ключ вот от этой двери. Может еще раз обойти локацию? Но нет. Вы все делаете правильно. Просто вам сюда еще рано. И это выглядит несколько халтурно. Зачем вводить механику, которой игра практически не пользуется? Создать эффект старины? Ну так сделайте несколько необязательных комнат, ключи от которых придется еще поискать. Или разработчики решили, что юные или незнакомые с серией геймеры не сообразят, что надо делать? Очень спорное решение.

Но главной фишкой старых Resident Evil была возможность выбора сражаться, тратя ценные патроны и аптечки, или убежать от противника. Разработчики обещали вернуть этот элемент геймплея, и они это сделали. Но и здесь не обошлось без сомнительных моментов. Действительно, иногда лучшем способом выжить является побег. Противники мощные и смертоносные, а через некоторое время появляются еще и шустрые. Но вот в чем загвоздка: действительно убегать от врагов мне приходилось всего раз пять. И лишь два из них были связаны с нехваткой тех или иных ресурсов. Тут дело в том, что все зависит от вашей внимательности. Поиск снаряжения важная и лучше всех реализованная геймпленая часть Resident Evil 7. Предметы запрятаны хорошо и изобретательно. Вам может казаться, что вы обшарили каждый уголок, но стоит принять специальную таблетку, подсвечивающую лут в определенном радиусе, как выяснится, что половина нычек не найдено. Вследствие чего, если недостаточно тщательно обыскивать комнаты, то и ресурсов у вас будет мало, и бегать от противников придется чаще. В ином случае аптечек и патронов вы найдете более чем достаточно, чтобы непросто пережить схватку с врагом, но и отстреливать всех, кто решит, что вы его ужин.

Тут мы коснулись стрельбы. И я буду крайне осторожен в ее оценке. Дело в том, что здесь происходит конфликт платформ. Лично я играл на PC, и проблем с отстрелом врагов не возникало. Дефицит патронов ощущался только вначале, а противники не слишком быстры и живучи. Но я смотрел прохождения на PS4, как просто на геймпаде, так и в VR. И там у людей возникало больше проблем. Они тратили на тех же самых монстров больше патронов. И дело тут не в опыте игроков. Все просто и прозаично. Разработчики, по все видимости — и эта претензия не только к Capcom — вновь не адаптировали игру под разные платформы. Были бы на PC противники немного живучей или слегка шустрее, никаких вопросов бы не возникло. А так, лично я никакого криминала не заметил, но есть шанс, что при игре на PC стрелять вам через какое-то время наскучит. И здесь я обязан рассказать вам про последнюю треть игры, где все превращается в обычный коридорный шутер без какого-либо намека на выживание. Нет, нас попытаются убедить, что мы вновь попали в локацию, которую надо исследовать и обшаривать. Но это лишь плохая иллюзия. К сожалению, тут выплывают некоторые огрехи боевой системы. Связаны они с оружием. Если дробовики и огнемет ощущаются хорошо, видно, что противникам наносится урон, а у первых есть какая-никакая отдача, то пистолет-пулемет «Бизон» — просто тихий ужас. Мало того, что он ощущается, как страйкбольная реплика, да и звучит также. Так еще и вечно разъезжающийся во все стороны от короткой очереди или во время движения прицел все это усугубляет. Плюс мощности «Бизону» очень не хватает. В итоге все это превращается в клоунаду. Очередь-две, отбежал, очередь, отбежал. Хоть музыку из Бенни Хила вставляй. Благо, у нас появятся удобные в применении мины, а затем и дробовик вернут. И все вновь станет хорошо.

Нужно еще упомянуть технический аспект игры. Но здесь все хорошо. Отличная графика, всецело работающая на атмосферу. Прекрасное освящение, и никаких проблем с оптимизацией. Всего один раз заметил падение fps с шестидесяти до тридцати. Единственное — иногда AI противников ведет себя немного странно, не замечая Итана буквально перед своим носом. Это относится как к Бэйкерам, так и к рядовым противникам. Но это все частные случаи.

Закончить, конечно же, нужно на позитивной ноте. Помните, я писал, что лучшая геймплейная часть игры, это поиск снаряжения? Так вот, лучшее из всего что есть в Resident Evil 7, это звуковое оформление. Ничего подобного я не слышал в хоррорах со времен первой Dead Space. Дома скрепят и постанывают, заставляя постоянно оглядываться и проверять, не идет ли кто за вами. Отдаленные раскаты грома словно предвосхищают тот ужас, что ждет вас дальше. А шелест деревьев побуждает всматриваться в листву, не спрятался ли там кто? Восхитительно! Звуки в Resident Evil 7 пугают зачастую сильней, чем скримеры, коих здесь в принципе немного. Малость подкачала музыка. Она слишком стандартна и совершенно не запоминается, хотя безусловно тоже работает на атмосферу. В принципе, несмотря ни на что, атмосфера — это именно то, чем Resident Evil 7 может зацепить практически каждого.

Итог
На просторах интернета я несколько раз натыкался на мнение, что последняя треть игры сырая и недоделанная. Что разработчикам, по всей видимости, не хватало времени довести все до ума. Я с этим высказыванием не совсем согласен. Resident Evil 7 при всех ее откровенных недостатках выглядит вполне законченным продуктом. Просто, по всей видимости, на каком-то этапе разработки было решено запихнуть в игру как можно больше всего. Вот и получается, что Resident Evil 7 слишком откровенно дробиться на составные части. Тут нам и обычные пугалки со скримерами, и классический survival horror, и шутер от первого лица, и VR. Да, нельзя забывать, что игра заточена под шлем виртуальной реальности от Sony. На что, кстати, можно списать камерность игры и проблемы с боевой системой. Напрашивается вывод, что Capcom стремятся угодить всем и вся, превращая игу в сборную солянку. Но давайте прикинем, если бы Resident Evil 7 оказалась чистокровным хоррором, где оружие выполняло бы лишь функцию сдерживания, о чем я упоминал выше, или же наоборот, простой шутер с линейными локациями. Такой проект не приняли бы фанаты. А если делать тот самый survival horror, то непонятно, насколько эта концепция в том виде, в каком мы ее помним, жизнеспособна в нынешних реалиях. И не забываем, что игра должна продаться. Так может быть, Capcom двигала не жажда охватить как можно большее число геймеров, а желание найти верный путь? Посмотреть, что именно нам понравится, и дальше двигаться в этом направлении? Узнаем в будущем. А на данный момент расклад таков. С технической и атмосферной точкек зрения Resident Evil 7 хороша. Геймпленые претензии скорее напоминают недочеты разной величины в интересных и многообещающих механиках. Их просто надо довести до ума, чтобы игру так не штормило. Но то, насколько плохо различные жанры сплетены между собой, а так же откровенно слабый сюжет и персонажи не позволяет поставить Resident Evil 7 высокую оценку. По этому только 7 из 10. И то, что survival horror сейчас практически не выходят, не повод возносить эту игру. Конечно, приятно было вновь прикоснуться к данному жанру, но это не делает Resident Evil 7 автоматически шедевром. Прорыва в индустрии, коим была Resident Evil 4, не произошло. Но переосмысление серии состоялось, и довольно удачное. Ждем продолжения.

Я обещал свое личное мнение. И тут все просто. Когда игра закончилась, я был немного смущен. Мое объективное начало хотело критиковать, рвать и метать. Но эмоционально я был в полном восторге. И хочу еще.

P.S. Просматривая страничку игры в Steam, я неоднократно встречал утверждение, что Resident Evil 7 хорошая игра, но плохая Resident Evil. Я этого не понимаю. Так как считаю, что игра не может считаться хорошей, если разработчики вырезают все то, за что мы ее любили. Dragon Age 2 и Fallout 4 вам в пример. Но относится ли это к Resident Evil 7? Тут все зависит от того, чего вы ждете. Если экшен четвертой-шестой части с коопом, то нет, это не Resident Evil. Ну а если нечто подобное оригинальным играм, то однозначно да. Resident Evil вернулся.


Лучшие комментарии

Ох, ещё один обзор на RE7…
Я бегло прочел несколько кусков, и могу сказать, что вроде бы написано и оформлено хорошо, но тут слишком много уже обзоров на эту игру, народ устал, поэтому могут набежать минусующие. Поставил автору плюс, чтобы хоть как-то смягчить возможную угрозу)
Ну тут их достаточно много выкатилось за эту неделю, но твой как минимум качественный, пожалуйста)
Отличная рецензия. С удовольствием прочитал.
Обзор RE7, без «на». А в-общем неплохо, правда уж слишком много обзоров седьмого Резидента.
Не знал, что много обзоров. Последнюю неделю как в танке) Просто захотелось про RE7 высказаться… в любом случае спасибо)
Обзор RE7, без «на»
Ты лучше качество собственных обзоров улучшай, а не лови других на опечатках в комментариях.
Читай также