7 ноября 2016 7.11.16 1 2401

У кого ствол больше, или лучшие линкоры в истории. Первая часть.

+2

Итак, начать стоит с краткого рассказа о том, что такое линейный корабль последних поколений и с чем его едят. И вообще, как былой “царь морей” дошел до жизни такой.
До 1906 года в сфере тяжелых броненосных кораблей все было спокойно, даже, можно сказать, скучновато. Все крупнейшие боевые суда строились примерно по одному шаблону: около 15 тысяч тонн водоизмещения, 4 пушки калибра 305 миллиметров (главный калибр, ГК), 12 152-миллиметровок (средний, он же противоминный калибр, СК), кол-во орудий поменьше — по вкусу, бронирование, по сути надежно хранящее от всего, кроме орудий ГК других броненосцев, все это плывет по морю на 18 узлах. Вот такой он, сферический броненосец в вакууме, с небольшими отклонениями такие корабли составляли основу ведущих флотов.
<spoiler title=«К примеру, наш „Ретвизан“»>

Но в 1906 году мир изменился. И почувствовали новые веяния адмиралы не в воде, а тем более не в земле и воздухе, а прочитав в газетах о новом корабле британского флота — “Dreadnought”. Это была революция. Настолько успешная, что все последующие корабли этого класса так и стали называть “дредноуты”.
Англичане немного увеличили водоизмещение нового корабля, полностью отказались от орудий СК, поставили вместо паровых машин паровые турбины и аж 10 орудий калибра 305 миллиметров. В результате получился корабль, быстрее (скорость за 20 узлов) и мощнее любого другого “капитального” корабля! Предшественникам оставалось только одно — дружно, стройными рядами, отправляться на слом.
Естественно, весь мир охватила дредноудомания. Почесать эго приобретением подобного корабля хотели все страны, начиная от Германии, США и заканчивая Чили и Грецией. Началась стремительная гонка дредноутов, через 7 лет сам родоначальник уже выглядел безнадежно устаревшим.
В 1909 появляются первые “сверхдредноуты” с 343 миллиметровыми пушками, а эталонным линкором первой мировой и прототипом следующего поколения в итоге становится “Queen Elisabeth” (вступил в строй в 1915 году): 8 орудий диаметром 381 миллиметр, прочнейшая броня, скорость в 24-25 узлов, позволяющая обогнать любой другой линкор того времени. Линкор, но не линейный крейсер (ЛК).

Говоря о дредноутах, нельзя не упомянуть эту побочную ветвь развития артиллерийских кораблей 1-го класса. Если говорить очень грубо, то любой линейный корабль получается по формуле “пушки+броня+скорость”. В линейных крейсерах сделан упор на последний компонент, за счет жертв каким-то из первых двух. Британцы поступились броней, немцы — артиллерией. Как показал Ютланд, последний подход оказался более жизнеспособен.
Вершиной капитальных кораблей первой мировой стал именно линейный крейсер “Hood” (опять британский, ага), ставший крупнейшим судном своего времени (45 тысяч тонн водоизмещения!) и ЛК считавшийся только номинально: ни броня, ни пушки не уступали другим линкорам. А еще “Hood” был непомерно дорогим.
Гонка продолжалась и после войны. Американцы уже закладывают 6 кораблей типа “South Dakota” с 12(!) пушками калибра 406 миллиметров, японцы тоже не отстают со своей гигантоманией, британцы вновь готовят революцию с проектом G-3.
Конец этому безумию, оказавшемуся слишком обременительному для любой экономики, решили положить искусственно на вашингтонской конференции 1922 года. Тоннажи флотов зафиксированы в определенном соотношении, постройка линкоров временно заморожена, строить новые капитальные корабли можно только на замену старых, не менее чем 20-летних, водоизмещение и калибр артиллерии ограничивается: 35 тысяч тонн и не более 406 миллиметров соответственно. И если второе условие особо не накладывало препятствий, то уложиться в тоннаж вашингтонского линкора надо было еще постараться.
После соглашения Великобритания, как наиболее разоруженная страна, получила право построить два линкора, “Nelson” и “Rodney”. Это был облегченный до 35 тысяч тонн вариант уже упомянутого проекта G-3, в котором урезали скоростные характеристики. Поэтому эти корабли тоже не смогут принять участие в нашем соревновании, так как все еще принадлежат поколению дредноутов.
А вершиной развития линейных кораблей стали так называемые быстроходные линкоры, коими и должны были стать корабли G-3, являвшие собой симбиоз дредноута и линейного крейсера. Они были еще впереди, после “линкорных каникул”.
Итак, с неимоверно долгой предысторией разобрались. Перейдем к сравнению.
Будет три весовые категории: до 35 тысяч тонн стандартного водоизмещения, до 45 тысяч тонн (“вашингтонцы”), ну и, как понятно, все, кто выше. Стандартное водоизмещение — водоизмещение без запасов топлива, воды и тд, но с экипажем. Большая часть линкоров, вроде бразильского “Minas Gerais” или нашего “Марата” я отброшу сразу, так как с ними все понятно.
Итак, категория “До 35 тысяч тонн”:
Встречайте конкурсантов!
Элегантный француз “Dunkerque” со своим братом “Strasbourg”! Первые из скоростных линкоров, охотники на рейдеров!

Прихорошившийся “Andrea Doria”, феникс из солнечной Италии!

Суровый немец “Scharnhorst”, наследник славных традиций “Флота Открытого моря”!

Все остальные корабли уж больно сильно проседают по скоростным характеристикам. Да и технологии, по которым были сработаны конкурсанты, ушли вперед по сравнению с технологиями “старичков”.
Начнем с номера 2, как с самого сомнительного участника этого соревнования. Итальянцы не стали строить новые корабли, в первую очередь по финансовым соображениям, а провели реконструкцию имеющихся. Элегантное решение, позволившее старикам обрести второе дыхание, но хватит ли этого, чтобы соперничать с новым поколением?
Итак:
Скорость. Тут итальянец однозначно аутсайдер. Модернизация позволила достичь пиковых скоростей порядка 27 узлов, но его соперники делают за 30 узлов без особого напряжения.
Защита. Опять неудача. Цифры выглядят неплохо, пояс даже толще “Dunkerque”, но большая часть итальянской брони старого типа, несколько меньшей эффективности чем новые варианты французов и немцев. Немец выигрывает по сухим цифрам, француз — за счет новомодных фишек, вроде скоса бронепояса. Усиленные броневые палубы смотрятся неплохо, на уровне, но не более того. Мудреная система противоторпедной защиты Пульезе, несмотря на громкие заявляемые параметры, была сравнительно неэффективной. Но стоит отметить ее глубину: около 7 метров, очень хорошо.
Артиллерия. 305 миллиметров, рассверленные до 320, это все, что нужно знать. Не большой спец по пушкам, но могу однозначно сказать о проблемах с живучестью ствола. То есть скорость снаряда будет сокращаться буквально от выстрела к выстрелу! Плюсом наверняка идут проблемы с кучностью, плохое качество боеприпасов (итальянская болячка) и ужасная выучка моряков. Но последний пункт в расчет не берем, так как сравниваем сами корабли, а не их экипажи.
В целом, вынужден констатировать, что “Andrea Doria” выбывает из борьбы. Дальше интереснее, так как мы видим противоборство концепций: охотник на рейдеров против этого самого рейдера!
Первым на свет появился “Dunkerque”. По финансовым соображениям (опять!) французы не стали строить линкор максимально допустимых вашингтонскими договоренностями параметров, ограничив стандартное водоизмещение 26 с небольшим тысячами тонн. Это повлекло за собой относительную слабость проекта, но, тем не менее, корабль был новаторским: 8 орудий ГК калибра 330 миллиметров впервые в мире были размещены в четырехорудийных башнях, впервые СК (16 стволов по 130 мм) претендует на универсальность. На деле недостаточный угол возвышения, неповоротливые бронированные башни вкупе с малой скорострельностью не позволяли вести эффективный огонь по самолетам.
Броневой пояс линкора был толщиной всего 225 миллиметров, однако наклон в 11,3 градусов давал эквивалентную толщину в 283 мм вертикальной брони. Уже лучше, но по-прежнему маловато для боя с одноклассниками. Скосы четвертой броневой палубы толщиной в 50 миллиметров не были эффективны: они могли поражаться даже осколками пробитого броневого пояса, не говоря уже о случаях, когда и сам снаряд проникает внутрь корабля.
Француз получил мощное горизонтальное бронирование из четырех бронепалуб, но расположены они были немного неудачно: верхние две были слишком тонкими (8 и 20 миллиметров), из-за чего снаряд линкорного калибра мог пробить их и даже не заметить. Надо сказать, что задача первых бронепалуб — взвести взрыватель снаряда, в идеале, ободрать с него АРС (“макаровский” колпачок). Если это происходило, то снаряд взрывался над основной бронепалубой (115 миллиметров, 125 над погребами), поражая ее лишь своими осколками. В противном случае снаряж обрушивается на нее со всей своей мощью, пробивая, и на его пути остается только 40 миллиметровая четвертая бронепалуба, которая не факт, что удержит осколки.
На “Strasbourg” бортовое бронирование усилили, доведя его до 283 миллиметров (340 в вертикальном эквиваленте). Это уже гораздо серьезнее, позволяя второму кораблю серии выглядеть гораздо более сбалансированно.
ПТЗ французских кораблей была глубокой (7 метров) и надежной (противостояла взрыву заряда 300 кг в тротиловом эквиваленте). Также стоит отметить прекрасную мореходность и автономность. “Dunkerque” создавался как охотник на “карманные линкоры”, и под эти требования он подходит идеально, но вот справится с “Scharnhorst” ему будет гораздо труднее.
Немец — полная противоположность французского корабля. Если тот забронирован по американской схеме “все или ничего”, то гитлеровский линкор создан в соответствии с идеологией еще кайзеровского флота: ближний бой “стенка на стенку”. Довольно узкий бортовой пояс имеет толщину в 350 миллиметров, к нему примыкает скос броневой палубы толщиной 105-110 миллиметров под углом в 65 градусов. На реальных дистанциях боя такую цитадель не сможет поразить даже японский гигант “Yamato”!
С горизонтальной броней по цифрам все хорошо, 50 миллиметров верхняя, небронированная вторая (около 12 миллиметров стали), 80-95 миллиметров главная броневая. Тут конструкторы перебронировали первую палубу: 40 миллиметров было бы достаточно, лучше бы усилили третью. Из-за большой толщины первой палубы, снаряд, летевший под углом, могло развернуть по нормали. В результате мы имеем (на основании расчетов по М79АРСLC снарядом немецкой 381 миллиметровой пушки, стоявшей на “Бисмарке”) аномальный участок пробития на дистанции порядка 14 километров. Так же стоит отметить слишком большой межпалубный объем, отданный на растерзание и выступ бронепалубы над котлами. Этот гласис толщиной всего 80 миллиметров был аххилесовой пятой немецких кораблей. Это и погубило “Scharnhorst” в 1943 году. Слабые места как магнит притягивают снаряды, это всем известно. В том бою у мыса Нордкап “Scharnhorst”, казалось, оторвался от перехватившей его эскадры. Легкие корабли англичан не могли держать высокую скорость во время шторма, линкор “Duke of York” отставал от более быстроходного немца. Но один из его снарядов попал в 45 миллиметровый каземат, ударил в бронепалубу у самого гласиса над котлами, отразился от нее, пробил вертикальный выступ и влетел в котельное отделение, где и взорвался. Скорость сразу же упала и преследователи настигли рейдера.
Стоит отметить слабую ПТЗ немецких линкоров, всего 4,5 метра максимальной глубиной. Скоростные обводы дают знать свое.
Теперь об артиллерии. Немцы использовали 283 миллиметровые пушки, уже зарекомендовавшие себя, идеальный калибр для истребителя конвоев. Но их СК не был универсальным, и во время авианалетов мог лишь курить бамбук.
Но вернемся к основному инструменту в разборках линкоров, пушкам ГК. “Scharnhorst” сможет поразить французского оппонента с 16,5(“Dunkerque”) и 13(“Strasbourg”) километров. Скосы французских бронепалуб поддадутся на дистанции в 14 и 11 километров соответственно.
Французские очень неплохие 330 миллиметровки прошьют пояс “Scharnhorst” уже с 20 километров. Но дальше толстенные скосы палубы, пробить которые снаряды не способны от слова совсем, не считая, естественно, уязвимого выступа над котлами.
Сложный выбор, говоря откровенно. На ближней дистанции, например в условиях ограниченной видимости Северного моря, победит немецкий корабль, но в ясной Атлантике французы успеют изрешетить “Scharnhorst” с безопасной дистанции. В целом, “Dunkerque” выглядит послабее своего брата и немецких кораблей, в первую очередь за счет довольно тонкого бронепояса. Поэтому я отдам победу “Scharnhorst”, несмотря на то, что “Strasbourg” выглядит сбалансированнее немцев и способен соперничать с некоторыми кораблями следующей весовой категории.
За сим откланиваюсь до второй части, надеюсь, вам было интересно)
<spoiler title=«В качестве позитиватора вот вам „Iowa“, дающая бортовой залп)»>


Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также