«Звезды — это миллиарды маяков, стоящих на другом конце неба»
Границы понятия «искусство» очень размыты – кто-то принимает только академические идеалы красоты, чьи-то взгляды простираются дальше и они находят прекрасное в весьма странных порой вещах. Споры о том, считать ли видеоигровую индустрию новой вехой развития искусства как такового не утихают по сей день, хоть эта тема и стала уже столь избитой, что многие при малейшем упоминании о ней закатывают глаза и уходят подальше, бормоча под нос что-то неразборчивое.
Этот маяк вы будете помнить еще очень долго
Но зачем нужно искусство, как продукт творчества в целом? Разве не для того, чтобы вызывать в нас какой-то эмоциональный отклик? Заставлять задуматься над вещами, поразмыслить над которыми в повседневной жизни получается далеко не всегда?
Так вот, со всей ответственностью заявляю, что проект, о котором сегодня пойдет речь, справляется с данной задачей на все сто процентов.
В то время, когда крупные кампании в погоне за прибылью делают пусть и высокобюджетные, но все-таки весьма шаблонные проекты, которые тонут в бесконечном потоке сиквелов, триквелов и прочих дополнений, маленькие, независимые студии пытаются робко вставить свое слово. Разумеется, не будем лукавить, нынешнее заселье различного бородатого инди в Стиме тоже не слишком радует, но даже там можно найти свои жемчужины.
To the Moon стала той самой звездой, что затерялась в бескрайнем ночном небе
Именно такой жемчужиной и стала To the Moon – игра канадской независимой студии Freebird games, выпущенная в 2011 году. Местная история весьма проста и незамысловата, но в этой простоте и кроется, если можно так сказать, душа игры.
Итак, в мире есть так называемое «Агентство генерации жизни «Зигмунд»», и занимается оно тем, что помогает умирающим людям уйти из жизни счастливыми. Каким образом? Для этого существует специальная машина, позволяющая проникать в память человека и менять воспоминания таким образом, чтобы исполнить желание клиента. Хотите умереть миллиардером? — Пожалуйста – наши агенты сделают так, что в молодости вы купите очень удачный лотерейный билет и в итоге сколотите целое состояние! Или, быть может, ваши цели менее корыстны и вам хочется вернуть близкого человека, которого жизнь отняла у вас? – Нет ничего проще! Наши люди сделают так, что рокового момента не случится, и вы до конца жизни будете счастливы с тем, кто вам дорог.
А о чем мечтаете вы?
Ну а наш сегодняшний клиент – Джон Уайлс просто… хочет полететь на Луну. Именно в этом ему и будут помогать доктор Нил Уоттс и доктор Ева Розалин. Уайлс далеко не первый их клиент и, разумеется, не последний, поэтому прибыв к нему домой и подключив всю необходимую аппаратуру наши герои сразу приступают к работе. На этом обсуждение истории предлагаю закончить, так как очень хочется, чтобы каждый из вас сам открыл для себя все прелести местного сюжета. Скажу лишь в общих чертах: повествование будет развиваться от конца к началу, так как продвигаться по памяти Джона придется от старости к раннему детству. И знаете что? За каких-то четыре часа игра умудряется рассказать настолько яркую и сильную историю, что на финальных титрах действительно складывается ощущение, будто только что ты сам прожил целую жизнь, полную радостей и горестей, побед и поражений. И, разумеется, никуда не денется любовная линия – вокруг нее здесь вращается абсолютно весь сюжет. История о том, как главный герой потерял жену, рассказанная при этом в обратном порядке, дает колоссальный эффект. Ты словно наблюдаешь крушение поезда, но все равно вместе с героем радуешься всем счастливым моментам.
Freebird games точно знает как рассказать трогательную историю
История подается фрагментарно, через небольшие сцены воспоминаний Джона, однако, как ни странно, обрывочности повествования не чувствуется. Скорее наоборот – каждая сцена задает нужное настроение и взаимно дополняет следующий за ней отрывок. В плане передачи атмосферы, огромную роль играют главные герои – доктора Нил и Ева. Абсолютно противоположные персонажи, на диалогах которых можно выстроить целый фильм. В их разговорах то и дело всплывают отсылки к массовой культуре, их незамысловатые шутки, тем не менее, заставляют искренне улыбнуться, а за их внутренним конфликтом хочется следить с таким же интересом, как и за основной сюжетной линией Джона. И, что очень приятно, эти персонажи не статичны – они меняются и развиваются по ходу сюжета, становясь, порой, перед сложными моральными выборами и вынужденные делать то, что от них требуется, как бы тяжело это ни было.
Следить за сюжетом интересно еще и за счет постоянного изменения настроения повествования. Вот вроде только что вы с замиранием сердца слушали действительно глубокие диалоги между мужем и его умирающей женой, а уже в следующей сцене происходит нечто настолько забавное, что заставляет вас рассмеяться, но вдруг случается что-то, что дает вам серьезный такой повод волноваться за персонажей – настолько вдруг стала напряженной атмосфера. И так постоянно! Игра не дает заскучать ни на секунду.
Яркие, запоминающиеся герои — одна из самых сильных сторон игры
Как-то за всеми этими разговорами о местной истории, я совершенно забыл уделить внимание трем не менее важным вещам, а именно – геймплею, визуальной составляющей и, разумеется, музыкальной.
Начнем с игрового процесса, так как его здесь не очень много. Перед нами в целом стандартная point-and-click адвенчура с видом сверху. В каждом воспоминании Джона есть, так называемые, Memento – ключевые предметы, нужные Нилу и Еве для дальнейшего продвижения по памяти клиента. Предметы эти должны быть важны для него и лишь найдя их все, можно двигаться дальше. И делать это – сплошное удовольствие! Каждая локация прорисована до мелочей, везде можно найти что-то интересное, залезть туда, куда не следует и найти для себя немало приключений на свою… голову. Здесь нет ни одного случайного предмета – все, что герои находят по мере прохождения, имеет смысл. Каждая находка – это часть какой-либо истории персонажа и даже ничем не примечательные поначалу предметы, затем могут оказаться ключевыми в сюжете. И, кстати говоря, разработчики очень грамотно смогли разнообразить геймплей – за время игры нам придется и на лошадях покататься и сыграть на ярмарке в «Убей крота», и даже поучаствовать в битве с лесной белкой в стиле JRPG! А однажды игра даже превращается в чистокровный scroll-shooter.
Да что вы знаете об эпичных битвах?
С визуальной точки зрения To the Moon – чистокровный пиксель-арт. Однако это совершенно не мешает наслаждаться диалогами и историей. Все локации и персонажи отрисованны просто до мелочей, в мире игры просто приятно находиться чисто с эстетической точки зрения. Все декорации задают нужное настроение и, вступая в симбиоз с мощной историей и потрясающей музыкой, действительно оживают прямо на глазах. Но чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть.
И, наконец, музыка. Она волшебна. Вот серьезно, она настолько великолепна, что ее можно слушать и в отрыве от основной игры. Потрясающие, душевные мелодии Кена Гао – автора и по совместительству композитора игры, трогают самые глубинные стороны души. Здесь музыка никогда не бывает не в тему – наоборот, она всегда подчеркивает происходящее, позволяет словам персонажей, словно звучать у вас в голове именно с той интонацией, которую задумали разработчики. Ну а ночные пейзажи с одиноко стоящим маяком, плавно уходящие вдаль под главную тему игры For River – это просто непередаваемо.
Каково это, быть там, за пределами привычного мира?
Итак, что же мы имеем? Перед нами игра, безусловно, не блещущая графикой, однако выжимающая все из выбранного визуального стиля и по красоте, порой, дающая фору многим современным инди-проектам. С простым сюжетом и персонажами, которым, однако, веришь, с замиранием сердца слушаешь историю, которую они рассказывают и, действительно, проживаешь с ними целую жизнь. А также это игра с чудесной, волшебной музыкой, которая очень надолго западет в душу и уже никуда не уйдет.
Все составные элементы To the Moon вместе работают так замечательно, что игра натурально проходится за один присест. Другими словами, обязательно попробуйте, если еще не.
Оценка: Изумительно
С вами был Игорь Фесс. До встречи на страницах StopGame. Ru!
Лучшие комментарии
* видеоверсию лучше в начало — не заставлять же людей уже прочитанный текст слушать *