8 мая 2016 8.05.16 1 13K

Corpse Party: Blood Covered Repeated Fear [Обзор игры]

+8

В последнее время среди разработчиков появилась практика делать переиздания старых, но любимых сообществом игр. Взять, к примеру, Resident Evil HD Remaster или грядущий Modern Warfare Remaster. Однако такая практика существовала уже давно, а переиздание первой части Обителей Зла фактически является переизданием переиздания версии игры с GameCube. Вот и мне сегодня хотелось бы рассказать об одном проекте жанра Survival Horror Adventure, который, как и Resident Evil HD Remaster, представляет собой такое же переиздание переиздания с относительно длинным названием — Corpse Party: Blood Covered Repeated Fear. Начнём же сей сказ с краткой истории серии, вплоть до обозреваемой части.

Изначальная версия CORPSE-PARTY вышла в далёком 1996-ом году для PC-98 и представляла собой простенькую, но любопытную поделку на PG Tkool XP program (Наиболее известный аналог — RPG-Maker). Среди других JRPG её выделяло то, что от жанра JRGP там остался лишь движок, а игровой процесс соответствовал жанру survival horror. Это был одним из первых экспериментов по использованию движка для создания чего-то иного, нежели стандартной фэнтези-JRPG с группой персонажей, выполняющих глобальный квест во имя спасения королевства/мира/родного села.

Игра так и осталось бы известной небольшому кругу лиц японской национальности, если бы разработчики оригинала не обратили внимания на большой круг игр со схожей концепцией (Ярчайший пример — Yume Nikki) и в 2008-ом году не выпустили на PC ремейк, носящий название Corpse Party: Blood Covered, а XSEED Games не локализовали игру на английский язык. Изменениям подверглось всё: сюжет, графика, спрайты персонажей, звуки окружения, музыкальное сопровождение, да и сами персонажи были частично озвучены. Спустя пару лет, точнее в 2010-ом году, Team GrisGris выпустили ещё один ремейк на платформу PSP в сотрудничестве с 5pb. Версия, локализованная на английский, вышла спустя год и снова от XSEED Games. Название игры удлинилось на ещё два слова, заодно снова улучшилось всё то, что подверглось изменениям в предыдущем ремейке: графика стала ещё чётче, спрайты персонажей стали похожи на людей, а в их озвучке приняли участие уже профессиональные актёры. Так появилась наиболее известная и доработанная версия — Corpse Party: Blood Covered Repeated Fear.

В самом начале можно навестить короткую справку о каждом персонаже, что довольно занятно.

Сюжетная завязка довольно проста: группа из семи школьников решает остаться в классе после фестиваля и отметить перевод подруги Маю Судзумото в другую школу вечером страшных историй. Факт перевода крайне расстраивает одноклассников, и староста класса Аюми Синодзаки предлагает всем провести «Счастливый ритуал Сатико-сан», участники которого, в теории, должны навсегда остаться друзьями. В ритуале также принимает участие за компанию учительница английского языка Юи Сисидо и не вовремя забредшая младшая сестра главного героя Юка Мочида.

Как ни странно, происходит чудо, но не то, которого все ожидали. Сразу после ритуала происходит землетрясение, и друзья переносятся в альтернативное измерение старшей школы Тендзин («Heavenly Gods Elementary School» в английской локализации), закрытой и снесённой ещё в середине семидесятых годов после убийства четырёх учеников обезумевшим учителем. Измерение крайне недружелюбно ко всем живым людям и выглядит как жуткая переделка планеты Шелезяка: еды нет, воды нет, полезных ископаемых нет, растительности нет, населена роботами призраками. Атмосферы нагнетают то и дело встречающиеся мёртвые тела таких же неудачливых спиритистов и их истязаемые души, по-разному относящиеся к новоприбывшим жертвам. Кто-то разъясняет им ситуацию и даёт советы, дабы те могли прожить подольше, кто-то не хочет мириться с тем, что живые до сих пор живые и не страдают как они, ведь после смерти душа обрекается на вечные страдания в виде испытания своих последних и ужасных мгновений жизни. Примерно что-то похожее испытывал дух Брего из Arcanum. Просто взять и сбежать из школы не представляется возможным, поскольку тёмные окна и входные ворота, да и часть дверей в кабинеты, ощущаются как рельефные обои. То есть с виду деревянную дверь не просто нельзя открыть или выбить, но даже просто пошатать за ручку. Но и это не самое главное — в школе имеется почти несчётное число мелочами отличающихся друг от друга и постоянно изменяющихся измерений (где-то открылась дверь, где-то затянулась пропасть в полу и наоборот), а все друзья, разделённые по группам в 2-3 человека, не имеют возможности встретить друг друга, даже находясь в одном помещении. Впрочем, границы измерений довольно прозрачны. До параллельного мира можно буквально докричаться или найти в своём измерении скелетированый труп из другого, ведь привычные законы времени в школе Тендзин не действуют. Таким образом, каждая группа задаётся целью сначала найти способ соединить измерения воедино и лишь потом, или в процессе поисков, озаботиться о побеге из проклятой школы.

В Тендзине можно встретить ещё живых учеников из других школ, правда не все из них остались в своём уме.

Вообще, сюжет и атмосфера являются основными причинами, по которым стоит проходить игру. Если поначалу первый кажется незамысловатым, напоминая сюжет типичного слэшера про подростков-идиотов, накликавших беду на свою голову, то со временем обрастает различными подробностями и новыми вопросами. При этом ответы на последние сначала приходят быстро, но быстро затыкаются вопросами поновей и так на протяжении пяти глав, вплоть до самого финала, пока вы не вытрясете всех скелетов из шкафов школы Тендзин. Концовок, кстати, в игре, особенно ложных, довольно много и для открытия каждой вам может понадобиться до нескольких ночей. Умирают персонажи очень разнообразно и почти каждая смерть уникальна. Тут вам и сжигание заживо, и закалывание ножницами в глаз, и закапывание под землю, опять же заживо. В некоторых случаях под отключённое изображение на пару с качественными звуками металлического скрежета, клацанья ножниц и кровавого бульканья, хорошо раззадоривая вашу фантазию, а она способна рисовать гораздо более страшные вещи, нежели все игровые иллюстрации вместе взятые. И раз уж зашла речь о звуках, то стоит упомянуть саундтрек — он шикарен и умеет задавать правильную атмосферу своим эмбиентом в каждой сцене. Пожалуй, сказать про него больше нечего.

Как было упомянуто выше, одноклассники были разделены на несколько групп: парень с задатками лидера Сатоси Мочида и его младшая сестра Юка Мочида; вечно весёлая даже в таком месте Сэйко Синохара и её лучшая подруга с непоколебимой волей Наоми Накасима; решительный псевдохулиган Ёсики Кисинума, боязливая староста класса Аюми Синодзаки и их непотопляемый школьный учитель Юи Сисидо; а также добрейшая Маю Судзумото и театрал с богатым внутренним миром Сакутаро Морисиге, вот только этим двоим не повезло быть порознь от всех остальных и друг друга. Герои, опять же в отличии от тех же слэшеров, может и школьники, но всё-таки далеко не идиоты. Да, они иногда конфликтуют, часто нервничают, ревнуют друг к другу или просто ноют. Порой действительно ведут себя так, что можно ругаться и шлёпать ладонью о лицо, однако не раздражают до такой степени, что начинаешь «болеть за убийцу» и искренне радоваться каждому плохому концу пока не задаёшься целью накопить все плохие концовки. Их поведение такое, какому положено быть у напуганных школьников, и ведут себя так, как и положено вести себя напуганным школьникам. Со временем героями проникаешься и действительно начинаешь верить им, сопереживать, а во время плохих концовок даже жалеть параллельно радуясь пополнению концовочной коллекции. Главным же элементом формирования веры в персонажей, безусловно, является озвучка, выполненная на столь же высоком уровне, что музыка и звуки, вместе с ними создавая львиную долю атмосферы в игре.

Несмотря на наличие шкалы HP, применение она находит два раза за всю игру и приплетена сюда просто так.

В плане игрового процесса Corpse Party мало чем отличается от игр на RPG-Maker (To the Moon) или старых JRPG (Ранние Final Fantasy) со своими вкраплениями. То есть, управляя чиби-спрайтом нынешнего протагониста и наблюдая за его перемещением сверху, вы бродите по двухмерному пространству школы, по пути осматривая каждый шкаф и читая записки, оставленные ныне усопшими учениками других школ, под комментарии сопровождающего вас персонажа, время от времени сохраняясь у зажжённых свечей. Главное геймплейное отличие от большей части JRPG — полное отсутствие боевой системы, вообще. За всю игру вам ни разу не представится возможности храбро сразиться с населяющими школу агрессивными субъектами. Вместо этого вы решаете простенькие, действительно простенькие, головоломки или напряжённо убегаете от разгневанных духов. Частенько, как в какой-нибудь ВН, перед вами ставят выбор по типу «Дёрнуть за рычаг или лучше не надо?» с ответами «-Да. -Нет. -Рычаг? -[САРКАЗМ]». Иногда от этого выбора даже зависит жизнь персонажа, но, к сожалению, выбирать отказ в большинстве случаев вообще не имеет смысла, а действительно серьёзные, более интересные и требующие решимости ситуации встречаются редко.

Графически игра выглядит приятно, не понравиться может лишь радикальному неприятелю пикселей или/и аниме-рисовки. Вроде бы и сказать больше нечего, однако тут присутствуют мелкие огрехи. К примеру, игровые спрайты Аюми и Маю не были перерисованы под CG-иллюстрации и разговорные спрайты, где у одной должны быть синие волосы, а у другой хвостик свисать с другой части головы. Да и изображения некоторых кровавых сцен и призраков выглядят куда более жутко на игровых спрайтах, чем на CG, поскольку анимешность последних умудряется смягчать их жестокость. Ещё один минус — повторяющиеся спрайты тел и скелетов. Ну, ладно повторяющиеся, но ведь не четыре одинаковых скелета сложенных в кучку в одной комнате!

У каждого умершего при себе есть бейджик с именем и названием школы, а его причину смерти можно прочесть в главном меню. Отдельный плюс для коллекционеров.

Что же, теперь пришла очередь недостатков, по каким-то причинам не описанным выше. Сюжет замечателен, что не отменяет общую унылость третьей главы, где Сатоси, вместо поисков друзей, ищет рабочий туалет для сестры. Героям хочется сопереживать, но их реакции на некоторые вещи бывают странными. Нахождение первого трупа у каждой группы всегда сопровождается криками «ОБОЖЕМОЙ!!», когда как первая встреча с привидением похожа на знакомство со случайным прохожим с целью спросить дорогу. Погони напряжённые только поначалу, а ИИ преследователей даже не может обойти стул, от чего оставляет желать лучшего. Исследовать школу интересно до того момента, пока вы не начнёте заново посещать те же самые одинаковые кабинеты в тех же самых измерениях или пока не зададитесь вопросом «А куда мне надо?». Теперь самое ужасное — диалоги нельзя пропускать. То есть вообще никак, разве что скорость заполнения текста можно сделать мгновенной, но и этого недостаточно! Поэтому после каждой смерти или перепрохождения главы вам постоянно приходится вручную пропускать горы ранее прочитанного текста, при том, что в некоторых местах умереть очень легко, и вы просто вынуждены снова и снова пропускать те буквенные горы. Это не так ужасает при первом прохождении, но когда вы перепроходите главы ради новых концовок или тел, это может конкретно отбить желание заработать себе полную коллекцию. Самое весёлое, что в предыдущем ремейке функция пропуска была, но мне искренне непонятно почему разработчики не смогли перенести её в версию для PSP. Также для меня остаются неясными причины удаления из игры нескольких экстра-концовок и отсутствия объёмной экстра-главы под названием «Зуб», которые опять же присутствовали в PC-версии. Зато вместо них добавили небольшое количество флэшбековых экстра-глав помельче. Небольшое утешение на самом деле.

А PC-версия… Всем известно, что «графика в играх не главное». И если кривые спрайты и отсутствие доброй половины CG пережить можно, то частичная озвучка от японских любителей вместо профессиональных актёров больно ударяет по атмосфере. Они вроде бы и стараются, но до того уровня, к сожалению, не доходят. С другой стороны выше было упомянуто о большей сюжетной насыщенности PC-версии в сравнении с версией для PSP. К тому же версия для PC недавно стала доступна к покупке в сервисах цифровой дистрибуции GOG и Steam с поддержкой разрешения 1920x1080, чего небольшой экран PSP себе позволить не может, правда на версии с английской локализацией не ложится русификатор. Так что выбирайте, что для вас важнее — внешнее совершенство и атмосфера или дополнительное сюжетное наполнение.

Сейчас вы видите основную причину наименьшей популярности PC-версии. Да, графически она выглядит ещё больше на любителя, чем версия для PSP.

***

В итоге можно сказать, что Corpse Party: Blood Covered Repeated Fear игра на любителя, в первую очередь из-за её игрового процесса и анимешности, да и просто кому-то придётся не по вкусу, но занимает хорошую нишу в своём жанре. Если же вас не отпугнут минусы данного проекта, а плюсы более чем устраивают, то Corpse Party подарит вам множество интересных часов проведённых в игре и бессонницу особо впечатлительным, особенно любителям хорроров. Из небольшой поделки для PC-98 серия смогла превратиться в крупную франшизу с несколькими продолжениями, спин-оффами, фанатскими играми, аниме-адаптацией, манга-адаптацией и фильму по мотивам. Что-то из вышеперечисленного вышло спорным, что-то достойным, а что-то и вовсе требует забвения, однако именно Corpse Party: Blood Covered Repeated Fear навсегда останется для фанатов франшизы чем-то таким же сакральным, как S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl или Call of Duty: Modern Warfare для соответствующих фэндомов.

P.S. Попытки выложить собственные скриншоты с PSP заканчивались неудачей в виде чёрных квадратов Малеевича, потому их пришлось искать в сети.

Лучшие комментарии

Хоть и считаю, что сюжет главнее графики, но после версии ПСП на ПК версию в 2016 смотришь со слезами на глазах.
Читай также