Автор: Tvadimka
God Of War — Ghost Of Sparta
Платформа: PlayStation Portable, PlayStation 3
Жанр: Action, Slasher
Разработчик: Ready At Dawn Studios
Издатель: Sony Computer Entertaiment
Игроков: 1
И вновь разрешите вас поприветствовать, дорогие мои единомышленники и просто любители хороших игр. Сегодня я бы хотел отбросить в сторону всё мрачное, жестокое и кровавое, что наводнило виртуальную реальность, и… и слить в единое целое, предварительно обмазав клеем неплохого сюжета, берущего за основу греческую мифологию и творящего с ней такое, что Олимп наверняка уже не раз вздрогнул от подобного цинизма и своенравия. Нет, я не о «Битве титанов» (хотя этот фильм убедил меня в том, что в США читать умеют считанные единицы). Речь пойдёт об игре God Of War — Ghost Of Sparta, выпущенной в 2010 году для моей любимой платформы, имя которой PlayStation Portable. Как обычно, с этой игрой у меня связаны некоторые воспоминания из уже зрелой (сравнительно, конечно) жизни. А случай такой — после года работы программистом промышленных контроллеров (самообучение, самообучение...) я наконец-то добился, чтобы меня послали на обучение этому самому программированию, правда, на обучение для самых, так сказать, неискушённых лиц. Но пропить казённые деньги — это я завсегда пожалуйста, поэтому прямо с вахты (этакий пятачок посреди Бетпак-Далы) направился я в славный город Алматы. Правда, направился не без приключений — меня довезли до посёлка Шиели, чуть более цивилизованного, чем среднестатичтическая деревня и с такой же транспортной инфраструктурой, и дали денег на билет (и совсем не на самолёт). Только не учли, что сезон был, что называется «горячий», и бронировать места в поезде нужно было недели за две. Даже туалеты — и те были все заняты. И я впервые в жизни проехался по своей широкой стране автостопом, потратив приперно раза в два больше, чем стоит билет в спальный вагон. Из кошелька доносился грустный романс, командировочные мне забыли перевести, и денег у меня хватило только на пачку сигарет и на некое подобие гостиницы на автовокзале. Понятное дело, в таком районе и с такими возможностями особенно не разгуляешься, и потому я решил заменить блуждания по кабакам виртуальными забавами, что были доступны мне на весьма кстати захваченной с собой карманной приставке. Я потратил на игру суммарно день, если считать перерывы на обед и перекуры, и из этого времени не жалею ни секунды. Тем более, переваривать ту пищу, которая была мне по карману, лучше всего было лёжа.
Сразу уточню такой момент — к моменту своего знакомства с игрой я вообще не знал о том, кто такой Кратос, и с каких таких он вдруг занял место Ареса на Олимпе. И к чести игры, оные знания для погружения в историю не важны. Являясь ответвлением линейки игр, выходивших на домашних приставках, игра рассказывает самостоятельную историю о Деймосе, брате Кратоса, которого новоиспечённый бог войны не смог когда-то спасти. Да, временами нам чего-то недоговаривают, мол, вы же это уже знаете из прошлых игр. Но таких белых пятен в истории не так уж много, и в целом они её восприятию не мешают. Кроме того, согласитесь, поиски брата — мотив куда более благородный, нежели «боги меня обидели, я злой!». Впрочем, показать ожесточенного человека, чью жизнь боги превратили в ад, удалось и в прошлых играх, поэтому говорить о том, что GOW — это бессюжетная поноживщина без какого-либо драматизма может лишь человек, игравший в игры серии по youtube. Кратос — весьма колоритный персонаж, сравнить которого можно с поблитым налысо, лишённым сострадания к ближнему Гераклом. Впрочем, если последний против Олимпа не восставал, то у первого есть причины такое сделать, и он непременно это делает. Попутно из истории мы узнаем о том, что брата Кратоса похитил Танатос, потому что некогда было предсказано о меченом спартанце, который уничтожит Олимп. Но боги явно ошиблись в истолковании пророчества. По сравнению со своим лысым родственником, Деймос мухи не обидит. Впрочем, не так уж много олимпийцев в «Призраке Спарты» падут от руки нашего альтер эго. Всё больше герои да просто именитые персонажи греческой мифологии, вроде Мидаса, которого Кратос зашвыривает в стену лавы, чтобы она превратилась в золото и стала пригодной для древнего альпинизма. Фантазия сценаристов разыгрывается не на шутку — внезапно окажется, что Атлантида затонула по вине Кратоса, да и в целом сюжет пестрит яркими и запоминающимися сценами, доводящих до абсурда и без того весьма своеобразные мифы Древней Греции. Мы посетим Спарту, где можно будет предаться утехам со жрицами любви, увидим зарождающийся культ Кратоса. А попутно будем узнавать основные моменты греческого эпоса в кратком изложении, попадающиеся в виде небольших записок по ходу игры. Это весьма похвально — молодые люди в нынешнее время совершенно не хотят заниматься своим образованием, так хоть в игре их немного просветят. Скрестим пальцы и будем ждать игровых адаптаций Байрона и Вольтера.
Но хватит уже о сюжете, в GOW играют не для того, чтобы прослезиться. Перед нами пособие для начинающих мясников, слегка сглаженное невозможностью сделать реалистичную расчленёнку на карманной приставке, но всё же брутальное и бескомпромисное. Само название жанра «слэшер» пробуждает в недрах разума надежды на то, что герой будет прыткий и верткий, оружия для шинкования противников дадут в избытке, а крови хватит на сотню реципиентов. Смею заверить, похождения Кратоса не разочаруют ни разу. Бог войны прыгает, рубит, швыряет, выучивает новые комбинации ударов (путём траты специальной валюты — красных сфер), подбрасывает врагов в воздух, а особенно упитанных отправляет в Аид зрелищными Quick Time Event. В процессе игры мы научимся поджигать оружие, чтобы разбивать броню некоторых врагов, раздобудем в Спарте копьё и щит, научимся метанию молний и некоторым другим фокусам, и вдобавок ко всему этому периодически будем решать несложные головоломки. Да, я с удовольствием отмечу тот факт, что в этой части «бога войны» игрока не заставляют расчёсывать в кровь затылок изощрёнными логическими ходами, как было, например, в GOW2, и игра от этого только выиграла. На мой взгляд, вплетание в игровой процесс пятиминуток мозгового штурма — это, несомненно, разнообразие, однако не стоит забывать о том, в каком жанре вы делаете игру. Если это боевик, то динамика его не должна теряться от часовых танцев с бубном, как это было в первом Half Life (это, кстати, одна из основных причин, по которым Opposing Force мне нравится в разы больше оригинального полураспада). и по мне, так в «Призраке Спарты» разработчикам удалось соблюсти тот едва уловимый баланс, при котором не успевает надоесть боёвка, потому как разбавлена «мирной» акробатикой и головоломками, но при этом и последних строго в меру, и ровно перед тем, как становится скучно, нас вновь окунают в горнило битв. Играть не так сложно, как это было, скажем, в Ninja Gaiden, и это не минус. По мне так игра должна чувствовать игрока, погружать в реальность, заставлять переживать, а не беситься от того, что, допустив ошибку в 34-х минутном комбо на боссе он внезапно умирает и начинает игру сначала. Dendy с её зубодробильной сложностью проектов осталась в нашем детстве и в наших сердцах, господа, мы повзрослели и уже не можем тратить на игры по 6-8 часов в день. И игры повзрослели вместе с нами, в чём, я считаю, нашему поколению повезло. Впрочем, мы не о поколениях говорим. Как я уже упоминал ранее, Кратос разучивает великое множество ударов и приёмов, и это разнообразие не может не радовать. Клинки Афины, с которыми мы начинаем игру (цепями прикованные к рукам Кратоса) при всей своей универсальности не обеспечивают защиты от Борея, и здесь пригождается оружие Спарты (копье и щит). Копьё можно метать, но им Кратос не может закрепиться на стене. Ну а магические фокусы, приобретаемые по мере приватизации некоторых реликвий у поверженных главарей, могут здорово помочь в бою. Словом, каждая деталь этого огромного механизма к месту, и даже продолжительность игры ровно такая, при которой не возникает утомления затянутостью. А ведь у многих игр, и не только современных, именно такая болезнь. С другой стороны, «Призрак Спарты» не кончается внезапно через час игры, а размеренным шагом идёт к мощному и запоминающемуся финалу. Студии Ready At Dawn неплохо бы написать пособие о том, как следует делать игры, глядишь, таких замечательных проектов было бы больше.
Что ж, подошли мы к самому аппетитному — к графическому оформлению игры. Я вряд ли сильно преувеличу, сказав, что «Призрак Спарты» — самая технически продвинутая и красивая игра на приставке. Визуально проект приближается к своим сородичам на PS2, и при этом идёт достаточно бодро. Нет размытых тяп-ляповых текстур, как в «Принцах Персии», резкость картинки на месте; дым, огонь и вода на твёрдую пятерку, а зверинец мифических существ по меркам PSP прорисован просто шикарно. Движения персонажей плавные и достоверные, а спецэффекты делают своё дело. Конечно, сравнивая здешние визуальные красоты в версией для PS3, найдёшь немало огрехов, но, как говорил мой бывший шеф, «каждый баран должен отвечать за свою шерсть». По традиции проекта, камера принимает весьма удачные ракурсы, тем самым придавая кинематографичности происходящему на экране. Многие объекты разрушаемы, хотя это не относится к противникам — они стабильно разлетаются в кровавые сопли, что в целом не так уж и плохо, потому как детализированная жестокость в кадре — далеко не признак хорошего вкуса и хороших продаж (в цивилизованных странах, конечно). Впрочем, жестокие сцены есть, и их брутальность достигается не за счёт реалистичного показа вытекания мозгов из ушей, а за счет хорошей режиссуры. Живописные локации вызывают восхищение, особенно это относится к Атлантиде. Просто диву даёшься, как всё это, да ещё и с приличным FPS удалось «засунуть» в игру для карманной приставки. Видимо, создатели проекта в детстве сказали не «мама», а «оптимизация». Про оптимизацию, кстати, пару слов скажу, как программист АСУ. Достался нам уже готовый программный комплекс для управления цехом, и мы в него не особенно заглядывали, когда ничего не ломалось. И вот однажды под ночь взорвался один резервуар (громко сказано, по факту — «хлопок» и океаны ядовитой чачи). Стал я искать, отчего. Ну и нашёл — фирма, продавшая нам комплекс, писала в «удобной» среде программирования, которая при компилляции создавала кучу пустых строк в программе и запускала ненужные счётчики. Ну наш контроллер однажды не выдержал и «висанул» на 0,5 секунды. Этого хватило, чтобы по системе проскочило ошибочное состояние, и под давлением открылась крышка резервуара, из-за чего и произошёл взрыв. Хорошо хоть, что не было пострадавших. Поэтому, господа программисты, помните, что оптимизация кода — это не «нудятина и мозголомство» с языками низкого уровня, а иногда — жизненно важная вещь.
Завершая свой рассказ о приключениях Кратоса, я по традиции пожелаю вам, дорогие мои читатели, играть в хорошие игры и получать от них удовольствие. И добавлю, что «Призрак Спарты» к таким определённо относится, поэтому не стоит оставлять его без внимания и хотя бы одного-двух прохождений.
Оценка: 4,5
Лучшие комментарии