31 марта 2016 31.03.16 0 1814

Resident Evil 4 [Обзор игры]

-1

Случалось ли вам, дорогие читатели, бывать в какой-нибудь глухой европейской деревеньке? Ну, или хотя бы в каком-нибудь Гадюкино местного разлива? Вот представьте — приезжаете вы такой красивый с укладочкой и педикюром, на дорогой машине, а местные, почуяв «поганых городских» на вас с вилами. «Не смешно, так и было»? Ну конечно, такое поведение вполне объяснимо с точки зрения психологии, на худой конец — с позиции поговорки «со своим уставом в чужой монастырь… ». И так везде — даже в Техасе. Только в Японии, видимо, по другому — потому как Синдзи Миками, «папаша» знаменитейшей серии Resident Evil, предпочёл объяснить агрессию к «городским» чужеродным паразитом в самой продаваемой по состоянию на 2012 год (более 7 миллионов копий) игре из цикла о Леоне Кеннеди, Джилл Вэлентайн и братосёстрах Рэдфилд. Resident Evil 4. Игра, которую одни смешивали с грязью, а другие боготворили. Как человек, прошедший программу на ПК и PS2, я склонен обосноваться где-то посередине этих полярных мнений, и просто описать вам то, что я в этой игре увидел — и что увидите вы, если задумаете сыграть. Но сначала давайте слегка коснёмся истории сериала. Первая игра, озаглавленная Resident Evil, вышла двадцать лет назад, в 1996-м. Правда, оригинальным названием программы было Biohazard, что в большей степени соответствовало её содержанию, и лишь проблемы с торговой маркой в самой защищённой авторским правом стране — США — стали причиной проведения конкурса на новый тайтл для проекта. Победило «Долго живущее Зло» (а не «Обитель Зла», как умудрились перевести наши прокатчики экранизаций), что позволяло игроку додумать исход событий в зловещем особняке для выживших персонажей. Мол, не волнуйтесь, злодеи всё равно живы-здоровы, а вы только «шестёрок» положили. И да — если вы не знали, то игра задумывалась как римейк одного из первых Survival Horror, игры Sweet Home за авторством всё той же Capcom, вышедшей в 1989 году только на Famicom (то бишь, не дальше Японии). Сейчас, кстати, можно невозбранно достать ром и сыграть, программа действительно неплохая.
 

Не менее интересен тот факт, что изначально игра должна была стать шутером от первого лица, и в целом, идея-то была хороша — достаточно вспомнить System Shock, где «пугалки» органично сочетались с фантастикой и боевиком. Но Миками-сан решил, что в таком жанре программа будет недостаточно хороша технически, и было решено повернуть рельсы механики в сторону «Alone In The Dark». Вот пусть в меня швыряются колбами с Т-вирусом фанаты первых частей сериала, но по мне так то, что работало в приключениях Эдварда Карнби, в отношении спецотряда S.T.A.R.S смотрится, мягко говоря, странно. Ну ладно, когда частный детектив, запитое существо, всё в долгах, сталкивается с зомби и мутантами. Понятно, что он вопит от страха и бежит. Но когда группа специального назначения, вроде SWAT или нашего ОМОН, ведут себя как толпа баб с канала «Культура» — пищат, визжат, то у них ногти ломаются, то оружия нет, то патронов. Ребята, вы куда шли, стесняюсь спросить? Главное, один отряд пропал, ясно, что дело нечисто — так нет же, на всех один пистолет, а мужской главгерой вообще с ножиком (женщине хоть пистолет в начале дадут). Подготовка бойцов вызывает сомнение и тогда, когда начинается боёвка — рукожопые «здездюки» не могут победить тупого медлительного зомби в открытом бою, а ведь всего-то нужно ножик в башку воткнуть. Про то, как все стоят толпой и смотрят, как их сослуживца жрут собаки, я вообще молчу. Видимо, традиция торговать полицайскими корочками проникла и в Раккун-Сити. Так и хочется крикнуть героям — «вы чего, да вас очкарик из Half Life уделает всех скопом!». Даже не будь он таким крутым, каким его изобразили Valve.
 

Однако, при всех своих недостатках — а к ним я намерен отнести ещё и особняк Спенсера, где нормальному человеку с развитой логикой делать нечего — игра получилась атмосферной и сложной, и каким-то немыслимым способом заставляла бояться (да мыслимым — просто врагов всегда много, а патронов всегда мало). Оттого и продалась на пять миллионов, а если со всеми римейками и переизданиями — то и на все двенадцать. А Capcom никогда не бросала то, что хорошо продаётся — и на PSX (где и был выпущен оригинал) вышли два сиквелла, ставшие более динамичными, а главное — более убедительными. В RE2 я могу поверить, что Леон со спичками и желудями противостоит целому городу зомби — ведь он новичок, только перевёлся. А в RE3 — я наконец реабилитирую для себя Джилл Вэлентайн, она начинает вести себя как боец, ходит с самого начала с автоматом, видно, что готовилась. Но к моменту выхода RE3, «капкомовцам» начал наступать на пятки Silent Hill, где всё окружение было трёхмерным, впику отрендеренным задникам из RE. И сериал начал метаться от спин-оффов к виртуальным тирам, пока в 2005 году свет не увидела настоящая номерная часть сериала — Resident Evil 4.
 

Служители культа Sony, считавшие сериал «своим», тут же возопили — первой программа осчастливила обладателей Nintendo GameCube, а уж потом, почти через год, игра доплелась до модной тогда PS2. «Компьютерщики» вообще оказались обиженнее всех — во-первых, порт для Windows вышел аж в 2007-м, а во-вторых, он оказался таким ущербным, что даже Devil May Cry 3 покажется конфеткой. И тем не менее — впервые я игру прошёл на ПК, а уж потом узнал, насколько порт проигрывает даже PS2-версии. В основном, это касается картинки — то, что на PS2 «ретушируется» развёрткой телевизора (а именно, внутриигровые ролики низкого разрешения), на мониторе смотрятся чуть-чуть получше Mad Dog McRee на SegaCD. Я согласен, что PS2 «разгрузили», заменив роики на «моторе» игры (как было в версии для GameCube) пререндеренным видео, но ведь GameCube была порезвее PS2 в плане железа, а ПК в 2007 году (да что там — и в 2005-м) были порезвее обеих приставок вместе взятых. Налицо работа спустя рукава, бессмысленная и беспощадная. Второй атрибут картинки на ПК — это пропавшее в неведомых краях освещение и тени. Ну и в качестве соуса к этому безобразию — совершенно отвратное управление. Мышку можете смело отрезать, здесь она вам не понадобится. А когда дойдёте до QTE, ставьте на паузу и потренируйтесь на рояле заживать по 10 клавиш сразу — потому что во время таких сценок высвечиваются кнопки для… dualshock! Аха! И вот гадайте где и что имеется в виду. А народ ещё Ninja Blade ругает...
 

 Ну да ладно, давайте оставим на совести Capcom их политику в отношении владельцев ПК (где и прошлые номерные части были не сказать, чтобы идеальными переносами), и чуть поближе посмотрим на программу. Итак, Леон Кеннеди, один из главных героев второй части «Долгоиграющего Зла», возмужал и стал специальным правительственным агентом по особо деликатным делам. И нынче дело у него куда уж деликатнее — где-то в глубокой Европе пропала дочка президента США, Эшли. Прибыв по горячим следам (ооочень горячим, если учитывать, что Эшли по любому поводу писается кипятком) в глухую деревушку, Леон мигов вляпывается в местное гостеприимство — и убивает первого своего противника, сбрендившего мужика, бросившегося на него. Думаете, зомби? А вот и нет! И Леон подтверждает этот тезис своей смазливой коллеге по рации. Впоследствии выяснится, что жители деревушки подверглись заражению неким паразитом, Лас Плагас, причём паразит этот для паразита ну прямо-таки чересчур умный — даже секту забабахал, «Лос Иллюминадос». Разумеется, Эшли попала в руки этой секты, и товарищу Кеннеди придётся лезть в самое пекло, чтобы выполнить задание. Попутно Леон и Эшли заразятся паразитом (что сделано главой секты с целью — что бы вы подумали? — мирового господства через заражение президента США, хотя проще было китайца какого-нибудь заразить, да и незаметнее), и во всей этой каше всплывёт зловещая «Амбрелла». На самом деле, история, расказанная игрой, достаточно линейная, и на культовую, конечно же, не тянет. В общем-то, какая-то интрига была в первой части серии, тот факт, что под особняком оказалась лаборатория, откуда и пошли беды Раккуна, был неожиданностью, а предательство Вескера, наравне с резким поворотом от Ромеровской «Ночи живых мертвецов» к научной (ладно, не совсем научной) фантастике, попадали в точку, как в своё время в точку попал первый «Чужой». В сиквелах всё предсказуемо — вы уже знаете, что Раккун полон зомби и мутантов, и всё повествование сводится к тому, какого очередного гипермонстра вам надлежить сразить. Я не беру в расчёт мелкие детали о грязных делишках жителей города — да, они есть, и сюжет оживляют, но, на мой взгляд, во 2-й и 3-й частях сериал сделал гигантский прыжок от мрачноватого европейского кино к японскому трэшу. Четвёртая часть попыталась сменить тему, дабы снова показать что-то необычное, но раскрытие почти всех карт раньше положенного срока, значительно портит общее впечатление от сюжета. Да и «Амбрелла», если честно, лишняя. Мне кажется, сценаристам серии нужно брать пример с Silent Hill — игры этой серии не пытаются продолжать друг друга, каждый раз они рассказывают новую историю (за редкими исключениями), отчего большей своей частью удачны. Вот убери из повествования в RE4 Леона и «Амбреллу» — да она бы только выиграла от этого. Конечно, фанаты бы побурлили, но на то они и фанаты. Сколько можно высасывать из пальца эти заговоры с вирусами и бесконечных мутантов? А так, получился бы отличный сюжетец в категории «Б» о неком агенте, противостоящем секте одержимых паразитами Ганадо. Поменять кардинально историю вместе с кардинальной сменой игровой механики.
 

 Да, друзья. Игра больше не прикидывается «ужастиком» с деревянными ногами и руками, она полностью перешла в ипостась боевика от третьего лица. Грузного, не до конца осознавшего себя в новой роли, но боевика. Леон перемещается по игровому миру так, что камера демонстрирует нам его мужественный затылок. При необходимости, он достаёт оружие, целится (не одной кнопкой и автоприцелом, а по-настоящему) и стреляет. Оружие и предметы теперь измеряются в клетках в чумодане. Если раньше вы могли таскать в кармане пулемёт, ракетницу и дробовик одновременно, то теперь придётся тщательно продумывать своё вооружение, иначе можно попасть в щекотливую ситуацию. Я, например, дойдя до Регенераторов, которых можно убить только снайперской винтовкой с тепловизором, с ужасом обнаружил, что снайперскую винтовку выкинул в прошлой главе… Но и в таком случае разработчики бросают вам соломинку — в игре появился торговец. Похожий на адепта из Warcraft 3, этот персонаж охотно купит у вас драгоценности, которые вы найдёте на уровнях, а взамен вы сможете приобрести патроны, оружие и спреи первой помощи. Всё это добро вам пригодится, потому как враги теперь — не ползающие как улитки мертвяки, а очень даже живые деревенские отморозки. Это добавляет динамики в процесс, и заставляет некоторых игроков плеваться ядовитой слюной. Внезапно появившиеся в серии сцены QTE вообще расцениваются диванными инквизиторами как повод для сожжения на костре всех копий игры и Миками лично. На самом деле, не всё так плохо. Темп жизни меняется, меняется мировосприятие у всего поколения — и то, что развлекало в 90-х, а именно — один зомби из десятка полигонов и два патрона в обойме — ныне вызовут желание выключить это и включить чего повеселее. Вот почему первые игры про зомби были «пугалками», а современные в большинстве своём — филиал мясокомбината. И то, что игра стала другой — не повод называть её плохой. За год до выхода RE4 её путь прошёл Doom, что не помешало ему заиметь внушительные продажи и остаться в памяти игроков всего мира. И тот факт, что «четвёрка» побила рекорды продаж в рамках сериала, не означает, что это «игра для быдла», это всего лишь признак качества.
 

Хотя… не идеального. Удовольствие от игры прерывается тогда, когда вы начинаете кооперировать с Эшли. Эта вечно орущая по любому поводу истеричка постоянно вляпывается в неприятности, не умеет пользоваться лестницами без посторонней помощи и вообще — ей сколько лет? Такое впечатление, что её похитили прямиком из яслей для детей с ЗПР. И ЭТО ещё предложит в конце игры Леону как-нибудь встретиться. Товарищ Кеннеди, конечно, вежливо ответит «может быть», а на деле подумает «Да в гробу я тебя видел!». Одно хорошо — изнывать от общества Эшли вам придётся недолго, хотя однажды вам и за неё дадут поиграть, что превратит игровой процесс практически в «стеллс». Находка, вне всякого сомнения, удачна, и искупляет отнятые визгами Эшли до этого нервные клетки. Что до технического исполнения, то оно для 2005 года просто отличное (ПК грустно шмыгает носом). В особенности это касается версии для Game Cube, где, помимо потрясающей игры света и теней, была шейдерная вода. Модели персонажей высокополигональные, убедительные, даже волосы шевелятся. Монстрятник выполнен на «отлично», так и хочется сказать Кармаку сотоварищи, что счастье не в бамп-мэппинге и точечном освещении прыщей монстров, а в грамотном подходе к дизайну моделей. Словом, перед нами настоящий Resident Evil поколения 128 бит, а не попытка доиздать и переиздать старый контент с косметическими улучшениями. Звук и музыка за авторством Мисао Сенбонги и Сусаку Усияма отлично передают атмосферу зловещего уголка Европы, где может прятаться погибель мира. Снимаю шляпу.
 

Ну что ж, весна на дворе, но цыплят всё рвано посчитаем. В том, что RE4 свернула на сторону боевика, плохого нет ничего. Жанр «страшилок» в 2005 году был не в той форме, чтобы ставить на ужасы. В таком виде «Долгоиграющее Зло» смотрится вполне презентабельно, и по мне так чумовым историям про супермутантов, вирусы и заговоры всё-таки больше идёт экшн, нежели «пугалки». И следующую серию «резидента», где уже совсем боевик, я вполне уважаю. Чего и вам желаю — ибо игра хороша не когда канон, а когда играть интересно. 9 баллов


Лучшие комментарии

Читай также