27 февраля 2016 27.02.16 0 2491

SOMA [Обзор игры]

0

Что есть человек? И что отличает его от других существ? А может ли робот быть человеком? Могут ли быть у него чувства? И если да, то чем он отличается от человека? А что есть разум? Что будет с ним после смерти? Он просто отключится? Что если можно перенести его в другое тело? И с чего вдруг Frictional Games, известная своим умением мастерски нагнетать ужас, начала задавать игроку такие вопросы?

Главное, что нужно понять перед игрой в SOMA – это не хоррор. Я бы назвала её симулятором ходьбы с элементами хоррора. Отличия от Penumbra и Amnesia видны невооружённым глазом. Урезали до маленького окошка внизу инвентарь, значительно упростили стелс, фонарик теперь светит всё время, а игровой процесс превратился в прогулку с редкими прятками и мини играми в компьютерах. От хоррора здесь остались в основном только монстры, да и те скорее раздражают, нежели пугают – уж больно они глупы и слепы. 

Но напугать игрока – далеко не первая цель игры. SOMA – это игра про сюжет, абсолютно не похожая на предыдущие творения Frictional. Да, похожие темы разработчики поднимали и в своих предыдущих творениях, а здесь разошлись на полную катушку. Но, как ни странно, первое, с чем хочется сравнить новое творение шведов – это прошлогодняя The Talos Principle, ещё одно мощное философское произведение на тему роботов и людей. Да в них даже сюжеты в одной детали, которую не убуду спойлерить, сходятся. Но если в творении Croteam главный герой был болванчиком, характер которого формировал сам игрок, отвечая на вопросы в терминалах, то здесь каждый робот наделён характером. Они кричат от боли и рыдают, стоит только дёрнуть какой-нибудь рычаг или провод. Они бегают за вами с криком «Мне нужна кровь!». А кто-то и вовсе не понимает, что здесь происходит. Им веришь. Им сочувствуешь. И им ничем не поможешь. И это делает местную историю во многом трагичной и жуткой.

Убедительными получились у Frictional и главные герои – вечно задающий вопросы и частенько паникующий Саймон и его на удивление спокойная спутница Кэтрин. Два героя с кардинально отличающимися взглядами на происходящее, между которыми частенько получаются довольно интересные диалоги. Причём в большинстве случаев, когда Саймон начинает что-то спрашивать и рассуждать, Кэтрин отвечает фразой «Я не хочу вас расстраивать», оставляя героя и вместе с ним игрока в размышлениях. И чем глубже в океане спускаются герои, тем глубже начинают копать разработчики...

Если отбросить все эти глубокие смыслы и философские рассуждения, то перед нами будет просто добротная история про обычного парня, который пошёл в лабораторию на сканирование мозга, а очнулся чёрт знает где. Фирменная подача сюжета небольшими порциями была доведена до идеала. По локациям расставлены терминалы с записями из прошлого, а трогая трупики герой узнаёт историю этого самого трупика и ещё один кусочек паззла. Локации (особенно подводный мир), довольно обширные, почти везде можно потыкаться в углы, почитать записки и повертеть предметы (фирменную физику движка от Frictional тоже завезли). Если захочется.

Вторая после истории прелесть игры – атмосфера и то, как её нагнетают. Подводная станция откровенно недружелюбна к игроку и герою, но в то же время её не хочется покидать. «Патос-2» приветствует нас хаосом, ужасом и одиночеством. Отдельного внимания заслуживают визуальное и звуковое оформление. Игра не может похвастаться графикой, но дизайн локаций радует на протяжении всей игры. Покрытые растениями и ракушками стены с мебелью создают ощущение заброшенного и изолированного от мира всего места. А звуковое сопровождение… звучит что-то в игре редко, но если звучит, то звучит отлично и всегда к месту.

Вообще, SOMA – игра на любителя. У неё приличная для симулятора ходьбы продолжительность, из-за чего она может надоесть, попытки казаться хоррором здесь только раздражают, а те, кто ждал от игры пугалок будут разочарованы. Да, это, как наверняка многие пророчили, не ужастик года, но если вы любитель научной фантастики, если вы любитель всякого философского и вам просто в радость поразмышлять о чём-то вечном, то вы определённо найдёте за что её полюбить. Вот такие пироги.

P.S. Один из основателей Frictional, Томас Грипп, в одном посвящённом игре интервью сказал, что хотел бы сделать игру по Лавкрафту в сеттинге 1920-х. Давайте верить и надеяться что он когда-нибудь он осуществит это


Теги

Лучшие комментарии

Читай также