2015 год был полон хорошими компьютерными играми, в этот год вышло сразу несколько долгостроев игровой индустрии, в их числе Ведьмак 3: Дикая Охота, Fallout 4 и Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Сейчас я не собираюсь выбирать из них лучшую, это тема для отдельного поста. Так или иначе, сейчас речь пойдет о ролевых играх.
Вы когда-нибудь задавались вопросом, что же такое компьютерная ролевая игра? Лично я задавался. Казалось бы, простейший вопрос, но на самом же деле — нет. Сформулировать определение довольно-таки сложно. В данной статье я постараюсь выяснить, что же такое ролевая игра, рассмотрю её разновидности, и попытаюсь разобраться в её истории. Для наглядности статья будет поделена на 3 части: на определение значения термина ролевая игра, на разбор разновидностей ролевых игр и на историю развития ролевых игр. Итак, начнем.
Что такое ролевая играПочти каждый разработчик свою игру, в которой есть развитие персонажа и открытый мир, называет ролевой. Каждому второму понятно, что это не правильно, но так происходит. Почему? Ответ на этот вопрос прост: нет четкого определения термина ролевая игра, каждый разработчик сам определяет, что понимать под этим термином. Отсутствие четкого определения назвать проблемой нельзя, так как она не несет никаких негативных последствий для игровой индустрии в целом. Однако, для игрока это неудобно. Так или иначе, вывести определение этого термина давно пора, давайте попытаемся сделать это на основе определений и черт жанра, глубоко закрепившихся в головах игроков, исключая лишнее.
Исследование окружающего мира Исследование окружающего мира есть во всех ролевых играх, и является ключевой частью их геймплея. Однако во многих не ролевых играх (тех же Call of Duty или Assassin’s Creed) оно тоже присутствует и активно используется, однако это отнюдь не означает, что эти игры являются ролевыми. Абсолютно все игры основываются на исследовании игрового мира, поэтому эту черту нельзя относить к особенностям ролевого жанра.
Вердикт: исследование игрового мира имеет прямое отношение к жанру ролевых игр, но его нельзя причислять к атрибутам жанра, так как оно относится ко всем играм. Идем дальше.
Отыгрыш роли Отыгрыш роли — это первое, что приходит человеку в голову, когда его спрашивают, что такое ролевая игра. И это правильно, отыгрыш роли присущ всем ролевым играм, независимо от их спецификации. Однако в той же серии стратегий Command and Conquer мы тоже по сюжету исполняем роль командующего армией, но при этом игра считается стратегией и не имеет никаких претензий на ролевой жанр. О чем это говорит? Правильно. Присутствие отыгрыша роли в игре совсем не означает принадлежность игры к разряду ролевых. Впрочем, она все же присуща ролевым играм — в них игроку позволяется самостоятельно решать, как и какую роль он будет отыгрывать.
Вердикт: отыгрыш роли это важная часть всех ролевых игр, но включить ее в определение можно только при условии наличия выбора того, как отыгрывать роль. Следующий пункт.
Развитие персонажа Развитие игровых персонажей в разных играх происходит по-разному: где-то это происходит по заранее написанному сценарию, а где-то это вообще никак не регламентируется и отдается на откуп игроку. В любом случае способов развить игрового персонажа очень много, в ролевых играх это, к примеру, происходит с помощью ролевой системы. Для справки: ролевая система – это набор правил в играх, отвечающий за способности персонажей и исход того или иного действия. Именно эту ролевую систему можно отнести к отличительным чертам ролевых игр, ведь именно для них она и была разработана.
Вердикт: развитие персонажа нельзя отнести к атрибутам ролевых игр, а вот способ этого развития, то есть ролевую систему — можно. Далее.
Боевая система Система боев – это одна из ключевых систем взаимодействия с игрой, именно на ней построено большинство современных компьютерных игр и именно благодаря ней игровой персонаж имеет простор для своего развития. Боевая система свойственна почти всем компьютерным играм, простор её использования не ограничивается несколькими жанрами. И по этой причине мы не можем причислить её к атрибутам ролевых игр, так как она относится не только к одному жанру. И на примере серий Far Cry или Batman: Arkham это прекрасно видно.
Вердикт: боевая система является отличительной чертой всех компьютерных игр, поэтому включать её в особенности какого-то одного жанра неправильно. Продолжим.
Сеттинг игры Действие любого произведения, в том числе и игры, происходит в каком-то определенном мире, специфика этого мира называется сеттингом. Сеттинг произведения может быть различным, но в любом случае влияния на жанр этого произведения он не оказывает. Игры не являются исключением, специфика мира в них является оболочкой, под которой и скрываются все действия и события игры. А это значит, что игра, находящаяся в сеттинге кибер-панка или фэнтези, не обязательно является ролевой. В таких культовых играх как Heroes of Might and Magic события тоже происходят в фэнтези-мире, однако жанр игры как был стратегия, так и остался.
Вердикт: сеттинг не оказывает никакого влияния на жанр игры, следовательно, в определение включать его бессмысленно. Последний пункт.
История и нелинейность Следующим основополагающим пунктом, на который хотелось бы сконцентрировать внимание — это сюжет. Сюжет — это особая составляющая любой игры, она напрямую связана со всеми другими атрибутами игры и поэтому является главным звеном в игре. Без сюжета любое произведение теряет смысл. Спросите себя: «Будите ли вы читать ни о чем рассказывающие книжки или смотреть фильмы, снятые без сценария?» Ответ однозначен: нет. Следовательно, нет смысла и играть в игру без сюжета, а значит сюжет наиглавнейшая часть игры. Особенность всех ролевых игр заключается в том, что в них у игрока есть возможность самостоятельно определять ход развития сюжета.
Вердикт: сюжет — наиглавнейшая часть игры, но это также и основа всех игр, поэтому включать его в список особенностей ролевого жанра нет смысла, зато нелинейность сюжета является такой особенностью, поэтому я включу её в список.
Итого В итоге в списке отличительных черт осталось несколько тезисов:
1)игрок сам решает, как отыгрывать роль персонажа;
2)все действия игрока учитываются и влияют на развитие персонажа;
3)главной особенностью RPG является нелинейность сюжета, благодаря которой игрок сам выбирает путь развития сюжета.
Из этих тезисов уже можно сформулировать более-менее ясный термин «ролевая игра». Ролевая игра – эта игра, в которой игрок самостоятельно развивает своего игрового персонажа посредством последовательных решений.
Разновидности RPG Как компьютерные игры подразделяются на жанры, так и ролевые игры делятся на подвиды. Эти подразделы зачастую имеют между собой гигантские различия. Конечно, основные черты RPG есть во всех поджанрах, но соотношение сюжета и геймплея в них существенно различается. По самым основным разновидностям ролевых игр я постараюсь пройтись.
CRPG Первый подраздел ролевых игр, который хотелось бы вспомнить это CRPG. Этот раздел ролевых игр также известен как западные ролевые игры(WRPG). Основными его особенностями можно назвать неспешность геймплея и пошаговую боевую систему. Именно этот поджанр преподнес в ролевые игры много чего нового, в том числе нелинейность сюжета и свободу действий. Во всех CRPG четко прослеживается акцент на историю, боевая система в них побочна. Самыми яркими представителями этого поджанра являются Fallout 1-2 и Planescape Torment.
Action RPG Второй подвид, который, как мне кажется, достоин внимания — это Action RPG. Это активно развивающийся последнее время жанр ролевых игр. У него можно выделить несколько особенностей, среди которых бои в реальном времени и ролевая система, заточенная примерно на равных и под сюжет и под бои. Это самый сбалансированный поджанр RPG и, наверное, именно поэтому он является самым популярным. Самыми известными играми этого поджанра являются Ведьмак 1-3, Fallout 3-4 и TES 5: Skyrim.
Hack’n’slash RPG Третий подраздел это Hack’n’slash RPG. Изначально он был подвидом Action RPG, но в процессе своего существования вырос в отдельный поджанр ролевых игр. Игрой, из которой вышел весь этот жанр, была и является Diablo, после выхода этой игры жанр не претерпел существенных изменений. Основной его чертой являются принцип игры «закликай до смерти» и отсутствие вменяемого сюжета. По сути, из всей ролевой системы в таких играх используется только боевая система. Примером такого поджанра является Diablo и его клоны.
MMORPG MMORPG несколько отличается от других поджанров, так как этот поджанр является симбиозом ролевой и многопользовательской онлайн игры. В играх этого жанра обычно нет четкой и хорошо проработанной сюжетной линии, так как они рассчитаны не на одиночное прохождение, а на многопользовательское, где сюжет не является обязательным. Если рассматривать ролевую систему таких игр, то становится видно, что больший акцент в ней сделан на боевую систему, а сюжет и квесты являются второстепенным звеном необходимым лишь для того, чтобы игра со0всем не распалась. Всем известные World of Warcraft и Linage 2 являются именно MMORPG играми.
JRPG И последний поджанр, которого сегодня мне хотелось бы коснуться — это JRPG (японские ролевые игры). Как можно догадаться, они очень специфичны. Однако, такие игры очень похожи на CRPG по своей структуре (соотношение сюжетной составляющей и геймплея). Впрочем, они все же являются антиподом западных ролевых игр. Ключевые различия между JRPG и CRPG кроются в сфере сюжета: в японских ролевых играх нет ни нелинейности сюжета, ни свободы выбора персонажа в начале игры и так далее. Такие игры заточены исключительно под историю и мало чем похожи на другие жанры. Одной из самых известных JRPG является Final Fantasy.
История ролевых компьютерных игр На протяжении тысячелетий человечество непрерывно развивалось и в процессе его развития что-то, конечно же, отмирало, но взамен старому всегда приходило что-то новое и более совершенное. Это – непрерывный процесс. Однако если взять в пример книги — они не забылись даже и через тысячелетие после того, как была изобретена письменность и, мало того, они породили всю современную массовую культуру, в том числе и индустрию кино и игр. В индустрии игр самым ярким наследником книг, на мой взгляд, является жанр компьютерных ролевых игр. Считаю я так, потому что спектр эмоций, получаемый от прохождения ролевой игры, сопоставим с аналогичным от прочтения книги. Но прародителем компьютерных ролевых игр являются вовсе не книги, а настольные ролевые игры, а если точнее, то всемирно известная игра Dungeons & Dragons. Именно в этой игре были сформированы основы и правила, используемые сейчас в современных RPG. Хотелось бы отметить, что все, о чем пойдет речь дальше носит познавательный характер и может иметь неточности.
Любое явление в современном мире развивается, но развивается не постоянно, а по синуисоиде, то есть, то приходит в состояние упадка, то возрождается вновь. То же самое происходит и в индустрии игр, поэтому всю историю её происхождения и развития можно разделить на несколько этапов.
Зарождение RPG Первые прообразы RPG появились в начале восьмидесятых годов, но они мало чем были похожи на современные ролевые игры, в них не было захватывающей истории, ни многогранного и неповторимого геймплея, да и вообще они были больше похожи на настольные ролевые игры. Первой ролевой компьютерной игрой был dnd, который, по сути, является калькой с настольной ролевой игры Dungeons & Dragons с минимальными изменениями. Почти сразу после неё вышла Dungeons, которая фактически была той же dnd только с возможностью играть за партию персонажей. Эти две игры дали гигантский толчок для ролевых игр и именно благодаря им индустрия начала победное шествие по планете.
Золотой век В 1980 годах началось золотое время для ролевых игр, в это время было выпущено множество замечательных игр, в том числе Wasteland и Might and Magic (дальше M&M), именно в это время сформировались основные черты RPG. В 1980-1981 годах выходят первые настоящие (не заимствующие сюжет или геймплей) ролевые игры: Akalabeth, Ultima и Wizardry. В 1983 году основывается Interplay Productions и уже в 1985 выпускают свою первую игру Bard’s Tale, но она не находит мировой славы. Чуть позже, в 1988 году Interplay выпускает культовую Wasteland, которая является будущим «духовным прародителем» Fallout. В 1987 New World Computing выпускает M&M, и эта игра преподнесла немало нововведений в жанр, и именно в ней появляется множество новых классов и профессий. И именно в этой игре появляется возможность зачистить любую локацию навсегда. Мало того в M&M была уникальная ролевая система, умения в ней, к примеру, прокачивались лишь единожды и не требовали больше внимания к себе. На этом список замечательных ролевых игр восьмидесятых, конечно же, не кончается, но останавливаться на них я не вижу смысла, поэтому идем дальше.
Серебряный век 1990-е годы 20 века начались с триумфального выступления Bethesda, в 1994 году она выпустила The Elder Scrolls: Arena (TES в дальнейшем). В ней Bethesda также ввела в свою игру собственную ролевую систему, её особенностью была прокачка умений (умения прокачивались по мере их использования). На самом деле TES: Arena изначально вообще планировалась, как файтинг, но в процессе разработки превратилась в ролевую игру. Примерно в это же время, в 1996 году, выходит легендарная и всемирно известная Diablo. И наконец, в 1997 году выходит самая известная и культовая ролевая игра всех времен и народов, наследие которой живет и по сей день — Fallout. Меньше чем через год сиквел этой игры — Fallout 2 становится игрой года. При разработке второй части серии разработчики сделали ставку на полировку всех шероховатостей игр и улучшения геймплея, наверное, поэтому Fallout 2 является лучшей игрой серии. Конец 90 годов и вовсе отметился замечательными играми: Baldur’s Gate и Planescape: Torment.
Современные RPG Начало второго тысячелетия преподнесло много нового в индустрию видеоигр, это коснулось и ролевых игр. Именно тогда в 2001 году вышли Arcanum и Gothic — две великолепные и прорывные игры. Тогда же выходит Deus Ex, удачно сочетавший в себе шутер и ролевую игру. В 2002 году начинается противостояние между мастодонтами RPG: Neverwinter Nights, Gothic 2 и TES 3: Morrowind. Помимо этого тогда же выходят две замечательные космические ролевые игры: Космические рейнджеры и Star Wars: Knight of the Old Republic.
Дальше современный игрострой ролевых игр вступает в период застоя и несколько лет выпускает в основном лишь сиквелы. Но уже к 2007 году этот период заканчивается, и в 2007-2010 появляются несколько прекраснейших игр: в 2007 году BioWare выпускает Mass Effect, в 2008 Bethesda показывает миру Fallout 3, CD Project Red примерно в это же время — в 2007 году выпускает Ведьмака. Чуть позже на рубеже десятилетий BioWare вновь выпускает замечательную игру Dragon Age: Origins. 2011 год был наполнен замечательными ролевыми играми, взять хоть тот же Deus Ex: Human Revolution, удачно воскресивший серию или TES 5: Skyrim, которая до сих пор считается одной из лучших RPG. В 2012 выходит Mass Effect 3, вокруг которой разгорается скандал, и у разработчиков BioWare начинается кризис. 2014 год отметился несколькими хорошими играми, в числе которых South Park: The Stick of Truth и Dragon Age: Inquisition. В 2015 вышло 3 равных по размеру долгостроя ролевых компьютерных игр: Ведьмак 3: дикая Охота, Fallout 4 и Metal Gear V, но в честной схватке между ними победил Ведьмак.
Конечно, вероятнее всего, я что-то забыл, а что-то специально не упомянул, но, на мой взгляд, все самое значимое было затронуто и на этом я, пожалуй, закончу.
Лучшие комментарии