Муки выбора сопровождают человечество от его рождения до кончины. От самых незначительных до настолько важных, что кажется – от этого зависит моя жизнь, моё будущее. В постоянном страхе перед выбором люди проводят большую часть своего времени. А ещё в размышлениях: не было ли это ошибкой? Правильное ли решение я принял? А может, нужно выбрать что-то другое, ведь было столько вариантов? А как бы повернулась жизнь, если бы я выбрал иное?
Что ж, данная игра позволит тревожникам посмотреть на выбор немного с другой стороны: всем предстоит взять на себя ответственность если не за будущее, то хотя бы за своё настоящее. Но поиск выбора также может принести и много приятных незабываемых моментов. Именно про это Sable. Однажды всё же придётся определиться с чем-то. Однако этот процесс может быть далеко не таким мучительным и тревожным, как кажется.
И самое главное: никогда не поздно выбрать ещё что-то. Да даже провести полную насыщенную жизнь в поисках, пробуя больше новых вещей. Одним везёт, и они уже с раннего детства знают, кем будут и в каком месте проведут всю оставшуюся жизнь. Других же ждёт, возможно, разочарование в своём выборе. Но никто им не говорит оставаться на одном месте остаток дней. Они берут свою смелость в кулак и отправляются исследовать иные возможности.
Это прекрасная и трогательная игра, рассказывающая в совершенно неспешном и спокойном темпе историю одной юной дочери кочевников. Пришло её время отправиться в путь искать себя и познавать мир. И так прекрасно, что такое с виду страшное событие, выход в свет, она встречает с распростёртыми объятиями, понимая, что легко не будет. Думаю, жизнь людей могла бы быть чуточку счастливее, если бы мы смотрели на героиню и понимали: «Блин, а я ведь тоже так могу, а главное хочу. Можно же хотя бы попробовать.»
Общая информация
Sable – игра с открытым миром в жанре адвенчура, созданная Shedworks и изданная Raw Fury 23 сентября 2021 года. Группа создателей состоит из двух человек, свой вклад внесла писательница Мэг Джаянт, а чувственный саундтрек написала Japanese Breakfast. Знающие заметят, что разработчики сильно вдохновлялись серией игр The Legend of Zelda, а концепция места действий взята с планеты Джакку из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы».
Приняли игру достаточно хорошо, поставив «в целом благоприятные» и «смешанные или средние» отзывы, согласно агрегатору рецензий Metacritic. Её хвалят за сюжет, нелинейное повествование, раскрытие nps через обычные диалоги о рутине, саундтрек, приятный визуал. Ругают же за некоторые огрехи в геймплее и отдельных механик, и это действительно ощущается. Ещё стоит упомянуть, что Sable была номинирована на премию The Game Awards 2021 в категории «Лучшая дебютная инди-игра», а также получила номинации на премии Golden Joystick Awards 2021 в категориях «Лучший звук» и «Лучшая инди-игра». Sable также была избрана лучшим нарративом 2021 года по версии PC Gamer.
В игре до сих пор нет русского языка, но на самом деле это не страшно. Диалогов здесь не так уж и много, а английский не сложный. Так что не стоит отказываться, её спокойно можно пройти с переводчиком и не потерять смысл и атмосферы от разговоров.
Сюжет
Игрок будет путешествовать по причудливому и красивейшему миру планеты Мидден. Пусть с виду кажется, что всё вокруг лишь враждебная безжизненная пустыня, это совсем не так. Здесь и прекрасные ущелья, и причудливые высушенные леса, пещеры, невероятной красоты гейзерные скалы. Есть довольно мрачные локации, но и в них всё равно можно увидеть свою красоту.
История ведётся от молодой девушки по имени Сэйбл, она родом из клана кочевников «Козерогов», и настаёт день её совершеннолетия. По древним обычаям этого мира она должна отправиться в «Глайдинг», по-другому исследование мира. Помогать ей в этом будет верный ховербайк – что-то типа мотоцикла, парящего над землёй и разрезающего пески своими крыльями. Нужно это потому что у каждого жителя любого клана на этой планете есть своё предназначение, которое они показывают миру через маску. Ни одного лица, даже Сэйбл вы не увидите. Все от мала до велика носят маски, отражающие их вид деятельности и жизненный этап. Даже дети их носят, показывая, что пока они не готовы к глайдингу. Вообще, именно культура этого мира прописана и показана очень интересно, кратко коснёмся этого чуть позже.
Сэйбл в огромном предвкушении. Ей предстоит покинуть родной клан, чтобы отправиться в одиночное путешествие на поиски своего предназначения. В финальном аккорде её путешествия на игрока ляжет большая ответственность – ему предстоит окончательно определиться с тем, какую маску выберет героиня и чему посвятит жизнь. На пути девушку будут встречать разные персонажи из всех профессий на этой причудливой планете со своими взглядами на жизнь и работу. Они будут давать ей разнообразные квесты, за выполнение которых Сэйбл получает значки. Их же при количестве трёх штук можно обменять на создание индивидуальной маски. Значков много: картографы, сборщики мусора, артисты, укротители жуков, торговцы, альпинисты и другие. Самым интересным аспектом игры является то, что она даёт возможность попробовать все занятия, почувствовать, какого это быть тем или иным.
Когда Сэйбл соберёт определённое количество масок разных профессий игра даст понять, что можно вернуться в родной клан и пройти финальный обряд посвящения во взрослую жизнь. На нём девушка должна из всего количества собранных за путешествие масок выбрать одну-единственную, и на этом игра заканчивается. Однако есть и другой момент: даже после этого останавливаться и сразу бежать в клан не обязательно. Возможно продолжить собирать другие маски, знакомиться с персонажами, выполнять их задания, изучать обширную карту, искать секреты, а также исследовать загадочный подсюжет. В нём вы узнаете историю этой планеты и зарождение общин Миддена.
В общем, игра не обязывает сразу получать концовку, если игрок чувствует, что ему не хватило исследований. Здесь нет обязательных квестов на время, сражений, какого-то иного напряжения. Sable даёт полетать на стильном ховербайке и хоть всю карту зачистить, провести на Миддене столько времени, сколько игроку угодно.
Такой концепт лично для меня в новинку, я не фанат игр с открытым миром. Я привык к тому, что есть определённые задачи и точки на карте, которые мне надо посетить, и через них меня знакомят с окружением и сюжетом. Часто даже если разработчик заявляет, что мир открытый и можно идти куда хочешь всё равно есть определённая линейность повествования и ключевые события, которые и составляют сюжет. А в полностью открытом мире, где мне говорят буквально: «проходи как хочешь, делай что хочешь, мы не будем тебя напрягать!», я теряюсь и долго не могу сообразить с чего лучше начать и куда пойти. Иногда меня надо за ручку водить по карте, чтобы появлялся интерес к игре. Но в случае с Sable было как-то проще влиться в происходящее, может всему виной прекрасный визуал.
Повествование
В игре очень много лиричных и по-настоящему трогательных моментов. Например, в самом начале нам показывают какие тёплые у Сэйбл отношения со своим кланом. Не понятно, кто кому приходится, ведь все называют друг друга по именам. Кто родители девушки не ясно, скорее показывается, что клан «Козерогов» и есть одна большая семья, даже лидер. Все дают юной планеристке советы, наставления, выражают заботу в каждом слове. Ведь сам процесс «глайдинга» очень ценен и почитается из поколения в поколение. Они понимают, что нужно сделать этап вступления во взрослую жизнь ребёнка максимально заинтересованным и интересным, при этом не гиперопекая. Просто давая понять, что близкие люди всегда будут рядом, всегда можно вернуться, даже если потерпел неудачу или недоволен выбором маски. Они примут тебя в независимости от решения. Ведь главный посыл обществ этой планеты – жить полную жизнь без сожалений, пробовать так много нового как только можно. И не стоит сокрушаться даже над тем, что не сразу получается найти себя и место в этом мире. Нужно пробовать ещё и ещё, пока не найдёшь дело, которым будешь гореть до конца дней.
Особенно трогательной и даже печальной для меня показалась сцена, когда Сэйбл прощается с кланом и отправляется в местный храм получить благословение для путешествия. Девушка возвращается на рассвете с новым ховербайком, и вот она видит уже опустевшую стоянку её клана. Все жители покинули свои насесты, и девушка осталась совершенно одна. Можно подумать, что её бросили, заставив принимать тяжёлые решения самостоятельно. Однако это не так. «Козероги» – кочевники по своей природе, они не могут долго оставаться на одном месте. Но нам показали какие крепкие у Сэйбл отношения с кланом, она сможет вернуться к ним, когда почувствует, что её путешествие окончено.
Так что лучше воспринимать эту сцену как новое начало, максимально непредвзятое взрослыми. Юный глайдер садится на байк, отправляясь в восходящее солнце и горячие объятия бескрайней пустыни за своей судьбой.
Как уже говорил ранее, игра ни минуты не будет давить на игрока с принятием решений – он волен исследовать окружение так как ему будет угодно. Это действительно открытый мир, который можно изучать в любом порядке и брать какие угодно интересные квесты, ведь все они всё равно связаны с основной целью героини – найти себя.
Геймплей
Он весьма разнообразный, хоть и некоторые механики могут отталкивать. Например, героиня часто багует при прыжках, карабканий по скалам и иногда при езде на байке. Это не слишком мешает игре, хоть и бросается в глаза. Основной игровой механикой здесь является шкала выносливости, её через определённый квест лучше проработать в самом начале – тогда вы в полной мере насладитесь исследованием Миддена и его популярных высоких скал. Карабкаться и покорять вершины вам нужно будет постоянно (маска и судьба альпиниста под конец игры станет особенно заманчивой). В игре даже нет показателя здоровья – вы можете отправиться в свободное красивое падение с самой вышки скалы и всё равно не разбиться в лепёшку. Именно стамина будет определять какие квесты вы выполните сразу, а какие пока придётся отложить.
На пути Сэйбл будут попадаться самые разные герои, по большей части очень дружелюбные и открытые к девушке. Они по маске сразу видят, что перед ними юный глайдер, а это значит, что можно не стесняться давать ей разные задания – девушка с огромным энтузиазмом примет их все. Можно собирать жуков, помогать настраивать оборудование, обменивать хлам на деньги, и даже поучаствовать в детективном расследовании – найти виновника в преступлении. Таких занимательных квестов за всю игру две штуки, все в одном регионе. Вы будете помогать и представителям духовенства, и обычным рабочим, и даже детям. Они тоже могут отдать Сэйбл свои значки.
Есть возможность красиво парить над землёй, искать интересных животных, рыбачить, а также посещать останки внушительных кораблей и разгадывать их истории. В общем, игра не заставит скучать даже без основных заданий.
Визуальное оформление и музыкальное сопровождение
Графический стиль у игры очень красивый и необычный, здесь есть на что посмотреть. Каждый регион на карте особенный, индивидуальный. Где-то есть бескрайние пустоши, где-то только возвышенности, и их тяжело исследовать с земли. Разные пещеры, руины космических кораблей и колоссальные скелеты неизвестных существ, лежащих между скалами как мосты. Если есть высокая стамина можно залезть почти куда угодно и любоваться прекрасными завораживающими видами. Цветовая палитра яркая и сочная днём, и сглаженная ночью. Этот мир действительно волнующе исследовать, как и главной героине.
Саундтрек группы Japanese Breakfast расслабляющий и спокойный, местами задорный и меланхоличный – отлично отражающий определённую локацию, где находится игрок. Да и сама культура и окружение этого мира прекрасно переданы через музыку.
Sable – это очень трогательная и приятная история о взрослении и становлении личности. Сама героиня не просто очередной глайдер, который ищет свою профессию. Она индивидуальность, через мысли которой мы узнаём о переживаниях, ощущениях от глайдинга и предположения о том, кем она будет. О том, как это волнующе и даже тревожно – вот так выбирать в конце чем будешь заниматься. Но через мягкое вхождение во взрослую жизнь и постоянную поддержку близких ей не страшно браться за любое дело и познавать себя и этом мире. Ведь всегда можно попробовать ещё. Из своего путешествия Сэйбл знакомится с людьми, которые решают попробовать что-то новое и снова отправляются в глайдинг, несмотря на свой возраст. Она и родной клан дают Сэйбл главное знание – в этом мире нужно пробовать примерять бесчисленное количество масок, даже если не всегда есть возможности. Кто знает, может какая-то из них станет вашей судьбой.
Это заставляет верить в лучшее.
Лучшие комментарии