27 декабря 2024 27.12.24 0 827

Чайная чашка (2024) «Не пересекай черту, никому не верь»

+2

К концу 2024 года любителей хорроров уже тяжело удивить. Однако в этом году на Хэллоуин продюсер Иен Маккалох решил попробовать испугать зрителей психологическим триллером с реализацией как в «Ходячих мертвецах» и одновременно с неповторимой тягучей атмосферой романов Стивена Кинга.

В «Чайной чашке» можно увидеть, как сильно всё понамешано в одну кашу. Сразу понятно, что у авторов проблемы не только с бюджетом, но и с оригинальностью. Тем не менее, сезон-то я посмотрел полностью и всё же увидел неплохие плюсы, благодаря которым сериал можно отнести в категорию «крепкого середнячка». Как я люблю говорить: не хорошо, но и не ужасно – самое точное описание этого произведения.

Но давайте разберёмся, чем нас собрался пугать Маккалох и почему это была плохая идея.

Общая информация

Teacup – небольшой сериал, созданный по мотивам научно-фантастического романа «Кусака» за авторством Роберта Р. Маккаммона. Первоисточник я не читал, но видел отзывы на сериал и судя по ним, создатели сильно вдохновились книгой, однако слишком увлеклись, полностью отошли от повествования романа и захотели придумать что-то своё.

Идею снять сериал по мотивам «Кусаки» выдвинул Иэн Маккалох. Премьера состоялась 10 октября 2024 года на американском стриминговом сервисе Peacock. На данный момент зритель имеет в доступе 8 серий по пол часа. Уже сейчас есть подтверждённый график второго сезона. Так, первые две серии должны выйти 8 октября 2025 года.

Над созданием «Чайной чашки» также работал более известный продюсер Джеймс Ван. Больше всего он на слуху благодаря работе над киновселенной «Пила» и «Астрал», также является создателем известнейшей серии ужасов «Заклятие». Она же и является самой кассовой франшизой ужасов стоимостью более 2-х миллиардов долларов. Дало ли такое сильное сотрудничество плоды? К сожалению, нет. И мы разберёмся, почему даже с участием Джеймса Вана «Чайная чашка» тонет в низких и смешанных оценках.

Жанры: ужасы, фантастика, психологический триллер.

Сразу можно сказать, что сериал является прямым примером того как неоднозначны и обманчивы могут быть впечатления после нескольких серий. То что по началу казалось сильным психологическим триллером с налётом неизвестной чертовщины, превратилось в затянутое пережёвывание одного и того же жанра. У детища режиссёров очевидные проблемы с финансированием, и это заметно. Камерность ситуации и лора, в которую попали главные герои чрезмерно растягивается долгими диалогами и увесистыми сюжетными паузами. То что здесь будет мало экшена совсем неудивительно и не стоит ругать сериал за спокойный тон повествования. Ведь он позиционирует себя не как динамичный хоррор, а как психологический триллер с элементами хорошо реализованной драмы. Неприятно было видеть, что создатели как только могут тянут хрон, лишь бы выйти хотя бы на 8 серий. А ведь из-за этого сериал воспринимается местами чрезмерно растянутым, так что даже полчаса было смотреть тяжело.

С чем создатели сто процентов справились, так это с созданием напряжённой атмосферы по ходу повествования. В отдельных моментах она настолько тягучая, что действительно притягивает к экрану. Актёрская игра тоже неплохая, а персонажи получились в легко узнаваемых образах. Мне понравилось, что не про всех героев можно однозначно сказать: плохие они или хорошие. Они сложные, неоднозначные, как и все люди в целом. Радует, что режиссёры не решили сделать их слишком киношными и с очевидными ярлыками.

Идея психологического хоррора в ограниченных камерных условиях реализована живо и полноценно. Сам ход повествования неочевидный и редко когда можно предугадать поведение героев в той или иной сложной ситуации, что как мне кажется, можно отнести к бесспорным плюсам. По ходу просмотра мне не показалось, что персонажи жёстко тупят или принимают настолько идиотские решения, что уже хочется поскорее закончить просмотр.

Я читал много критики насчёт того, что концовка вышла открытой и оборванной, но это очевидный ход, ведь по ней можно сделать вывод о решении создателей уйти в сюрвайвл-хоррор и создать свою мини-франшизу, что-то типа «Ходячих мертвецов», только с пришельцами. Не знаю, как это будет выглядеть, но одно можно сказать точно – будет не только второй сезон, а как минимум три-четыре. Режиссёры явно хотят рассказать длинную историю противостояния людей и захватчиков. А учитывая, как сильно они любят растягивать хрон долгими диалогами и медленным введением зрителя в лор, дело явно не кончится двумя сезонами.

Сюжет и персонажи

Действия начинаются типично как в романах Стивена Кинга: жизнь на небольшом ранчо в штате Джорджия тихо идёт своим чередом. Большая семья Ченовет сосуществует друг с другом и соседями в мире и спокойствии. Глава семейства Джеймс следит за оборудованием и животными, его жена Мэгги трудится в своей ветеринарной клинике, старшая дочь Мэрил наслаждается тишиной и спокойствием в своей комнате, Арло – младший сын играет на территории ранчо, а мать Джеймса Эллен выполняет домашние обязанности несмотря на свою тяжёлую форму рассеянного склероза.

Все соседи с ними в хороших отношениях и помогают друг другу. В таком тесном кругу общения сложно скрывать тайны, однако у супругов Ченовет хорошо это получается – уже в первой серии зритель видит между ними очевидное напряжение, но для остальных они стараются делать вид, что всё в порядке. Иначе хрупкий баланс в ограниченном сельском социуме будет нарушен.

Всё меняется, когда в одну из ночей загадочный незнакомец в устрашающем противогазе очерчивает ближайшие к дому Ченовет территории синей краской. Угрожая оружием он передаёт им всего два указания: не переходить черту и никому не доверять. Если бы не странности в доме перед приездом гостя на него бы уже бросились с кулаками. Однако герои в ужасающих подробностях увидели то, что происходит с телом человека, посмевшего нарушить одно из простых правил. И только это остудило членов семьи и соседей, кому не повезло оказаться в доме Ченовет тем вечером.

К тому же, обесточенный дом, отсутствие связи с внешним миром, не работающий транспорт и сильное беспокойство животных на ранчо быстро убедили обитателей, что происходит что-то странное.

Итак, семья Ченовет и их знакомые оказались в смертельной ловушке. Продуктов надолго не хватит, никто из внешнего мира не знает об их положении, а младший сын что-то одержимо бормочет про визитёров, ассасинов и убийцу, который скоро наведается в дом. Людям остаётся только сплотиться и придумать план выживания. Но при этом нельзя забывать и про второе важное правило: никому не доверять.

Сама задумка сюжета звучит очень интересно, несмотря на то, что это распространённая концепция в хоррорах. Однако проблема в том, что чем больше главная угроза становится осязаемой, а зритель получает больше ответов на свои вопросы, тем меньше остаётся желания досмотреть до конца. Когда идея сюжета несла в себе больше загадочности и мистики, это было гораздо интереснее смотреть, чем когда карты стали раскрываться.

Фокус в сериале направлен на то, что большая опасность может исходить не от загадочных визитёров, а от самих людей, запертых в доме. Так как у семьи есть проблемы с доверием, это облегчает задачу недоброжелателей настроить людей друг против друга. В этом хорошо помогает игра каста, особенно второстепенных персонажей, даже больше чем основных. Многие герои получились и хорошими и плохими одновременно. Сценаристы играют на противоречивых чувствах зрителей, когда вроде бы и персонаж сам по себе гниль, но при этом убрав его из повествования напрямую,это отрицательно повлияет на героев, ведь они семья.

В этом отношении имею ввиду Джеймса – отца семейства, который на протяжении сериала только и делал, что искал оправдания своему скотскому поступку и этим совершенно не уважал жену. На Мэгги и так свалилось много ответственности за жизни не только своей семьи, но и других важных людей, женщину даже накрывает из-за это давления паническая атака. А всё что делал Джеймс это крутился под ногами с виноватым видом и неловко пытался поддержать. Но зрителя конечно не сможет не подкупить, что своих детей он действительно любит и готов был пожертвовать собой, чтобы их спасти. Так что и стопроцентно ненавидеть его было бы неправильно хотя бы чисто морально.

Что порадовало Ретрона

В первых сериях создавалась и поддерживалась прекрасная напряжённая атмосфера. Пусть сериал и тратит много времени на раскачку, однако это компенсировалось загадочностью и непредсказуемостью в поведении персонажей. Было интересно за ними наблюдать и слушать разные предположения о том, что происходит на ранчо. Под конец сериал даже пытается в саспенс и скримеры, пугая зрителей. Со вторым так себе, а вот с первым – создатели продолжали неплохо выдерживать напряжение, заменяя этим практически полное отсутствие экшена.

Также мне понравилась достаточно приятная съёмка, много красивых атмосферных кадров леса. Мне почему-то запомнился саундтрек, хотя вроде как ничего необычного в нём нет. Но с другой стороны он очень хорошо подходит особенно напряжённым моментам, подчёркивая их.

В последней серии есть одна особенно сильная и тяжёлая сцена, так что если вы быстро и сильно привязываетесь к героям, будьте осторожны.

Что не порадовало Ретрона

В общем-то то, что и осталось: сам сюжет и повествование, а также полное отсутствие оригинальности. Прекрасно понимаю, что современного фаната хоррора уже очень тяжело удивить, я сам такой же. Все знают, что уже столько всего было снято на всевозможные поджанры ужасов, что идеи повторяются. И совершенно нормально, когда оригинальную интересную идею редко уже где можно встретить, а зрителей всё равно же надо пытаться чем-то удивить. Однако как мне кажется в таком случае всё равно важно хоть в каком-то элементе выделяться, будь то необычная игра актёров, съёмки или сценарные ходы. «Чайная чашка» же ощущается крайне пресным сериалом. Ну ладно, это всё лирика и вкусовщина, а теперь перейдём к более объективным минусам.

Главная проблема сериала в том, что хрон распределён очень неравномерно. В самом начале требуется где-то 2-3 серии, чтобы зрителя ввели в курс дела, при этом почти каждое действие забивается по большей части бессмысленными долгими диалогами и паузами. Они даже особо и героев не раскрывают, только какие-то основные моменты из них биографии, однако большей роли они не играют. Дальше всё в таком же неторопливом темпе постепенно раскрывается лор и смысл ловушки, в которую попали герои. А уже в последних сериях всё происходит как будто наспех. Короче говоря, из-за того что начало такое медленное и тягучее, а конец быстротечный, просмотр ощущается скомканным. И скорее всего хоть какие-то более активные действия приберегли на второй сезон. А судя по тому как тяжело было преодолеть и половину первого, интерес к продолжению быстро улетучивается.

Видно, что «Чайная чашка» очень пытается чем-то удивить и напугать зрителя, но с такой банальной центральной идеей, посредственным и практически ничем не выделяющимися исполнением сериал ощущается очень средним и проходным. Буквально на один раз заполнить пару вечеров и благополучно забыть о нём. Конечно, это только моё личное мнение, и если вам понравилась такая новинка, то почему бы и нет. Просто при просмотре меня постоянно не покидало ощущение, что чего-то не хватает, чтобы хоть немного завлечь. Первые серии как часто и бывает, смотришь с интересом и интригой, однако постепенно всё это угасает, практически никаких впечатлений после себя не оставляя.

Быть может в новом 2025 году нам, любителям ужасов, предложат что-то более завлекающее и щекочущее нервишки.


Лучшие комментарии

Читай также