7 декабря 7 дек. 0 2761

Мнение о визуальной новелле «Гармония»

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!!

Вступление

Мешают ли чувства и эмоции человеку? Что будет, если от них избавиться? И почему из любви произрастают остальные чувства? На все эти вопросы читатель может найти ответы в визуальной новелле «Гармония». Однако насколько качественно визуальная новелла погружает игрока в историю? Даёт ли она исчерпывающие ответы на вопросы о природе эмоций и чувств? И какой эффект игра может оказать на читателя? На это предстоит ответить уже мне. Но для начала стоит поведать о завязке «Гармонии».

Юноша без воспоминаний о себе просыпается в одиночестве среди множества сломанных (или же мёртвых?) фироидов, роботов с эмоциями. Они были созданы в помощь человечеству, однако со временем стали очень сильно походить на людей. И… больше ничего юноша не помнит о мире, в котором пробудился. Он лишь смотрит на свою механическую руку и понимает, что является одним из этих роботов.

Безымянный главный герой покидает холодное здание и отправляется исполнять своё предназначение. Он должен помогать людям, но что-то с ним не так… Лицо не выражает эмоций. Теперь, узнав о своём дефекте, он полон решимости встретиться с людьми, дабы те исправили его недостаток.

Протагонист отправляется на поиски эмоций, а читатель начинает погружаться в историю, благодаря изображениям, звуковому оформлению и тексту визуальной новеллы. Всё это я собираюсь оценить, начав с фонов, CG и спрайтов, встречающихся по ходу историю.

То, как выглядит визуальная новелла

Задние фоны

В новелле не так уж и много задних фонов. Зачастую читатель видит перед собой изображение безлюдной площади, поверх которого наложен эффект пылевой бури, и уютные комнаты церкви и библиотеки, которая ближе к концу истории начинает казаться самым безопасным местом в мире игры. Все задние фоны способны заставить читателя почувствовать себя не просто наблюдателем, а участником происходящих событий.

Смотреть на размытые и занесённые пылью улицы неприятно. Глазам хочется увидеть чистую и чёткую картинку, которую можно встретить только при взгляде на помещения с белыми стенами и деревянными балками. И как главный герой ощущает уют церкви, так и читатель может насладиться приятным и согревающим внутренним убранством комнат.

CG-изображения

В «Гармонии» CG-изображения — не такое уж и частое явление. Однако это не мешает им выглядеть «живыми» и опрятными, создавая ощущения гладкости. Но, к сожалению, иллюстрации скучны и не сильно запоминаются, а также они не щедры на детали. Всё же CG-изображения — не самая сильная сторона визуальной новеллы, это уж точно. Однако со своей ролью они справляются и демонстрируют важные сюжетные моменты.

Спрайты

В визуальной новелле только для трёх персонажей были нарисованы спрайты. Эти изображения редко сходят с экрана. Спрайты не уступают в качестве CG-иллюстрациям и даже имеют при себе парочку особенностей, выделяющих их на фоне всех изображений в игре.

Во-первых, в «Гармонии» текстовое окно не перекрывает собой спрайты и располагается в правой части экрана, и этим напоминает книжную страницу. Но если в какой-либо сцене на монитор выводится CG-иллюстрация или из поля зрения главного героя пропадают все персонажи, игра превращается в NVL-новеллу. Текстовое окно в такие моменты выводится на весь экран. Так создатели стараются заставить читателя ощутить себя рядом с героями, при этом не мешая словам и, следовательно, истории стремиться вперёд.

Во-вторых, спрайты покрыты штрихами, которые находятся в движении, то есть имеют анимацию. Она мало заметна, однако благодаря ей спрайты кажутся более «живыми». Напомню, что поверх задних фонов улиц тоже наложен динамический эффект, однако на изображениях с помещениями его нет, поэтому в такие моменты всё внимание на себя обращают спрайты.

Что же читатель слышит, когда протагонист гуляет по городу или плачет? Достаточно ли выразительны голоса, подобранные для трёх персонажей? И есть ли у дождя или движений механизмов звуки? Ответы на эти вопросы будут представлены в следующем разделе рецензии.

То, как звучит визуальная новелла

Музыка

Стоит начать с композиции из главного меню, ведь именно она может как привлечь, так и отпугнуть читателя. Встречает визуальная новелла игрока «Печалью». Она воздвигает вокруг читателя стены, запирая того в холодной комнате, в которой он вынужден сидеть в одиночестве и лишь слышать скорбное пение, отдающееся эхом в помещении.

Городская тема, сменяющая «Tristitia» (в переводе на русский «Печаль») в главном меню, противостоит предыдущей композиции. Из закрытого помещения читатель словно попадает на площадь, на которой уличные музыканты играют на ударных и струнных инструментах. «Oppidum» дополняет безлюдные задние фоны города, создавая ощущение, будто в поселении кипит жизнь.

Озвучивание

Только три персонажа из «Гармонии» обладают голосами. Озвучены они довольно неплохо, но выделить кого-то конкретного не удаётся. Их голоса вполне соответствуют прописанным характерам. Протагониста же не наградили «даром речи», но я бы не отнёс этот факт к недостаткам игры, ведь персонажу без воспоминаний даже больше подходит молчание.

Звуки

В основном в визуальной новелле можно услышать звуки различных механизмов. Например, от сломанных часов исходит скрежет, а от ручки старой музыкальной шкатулки — скрип. Звуки встречаются в игре нечасто, но это не значит, что их недостаёт. Напротив, они возникают в те моменты, когда визуальная новелла в них нуждается.

Читатель увидел и услышал визуальную новеллу, но что же касается истории и персонажей? В следующем разделе я опишу сюжет, героев и проанализирую, что и как автор сценария с помощью слов пытается донести до игрока.

Сюжет и персонажи

Безымянный главный герой после долгих скитаний по занесённому пылью миру, наполненному заброшенными сооружениями, обессиленный падает на землю и просыпается на чистой мягкой кровати в теплой и уютной скромно обставленной комнате.

С этого момента читатель вместе с протагонистом пребывает в спокойном, похожем на оазис, городе, в котором жители заняты мирскими делами. Создаётся ощущение, будто это единственное место на планете, которое ещё не покинула жизнь.

Игрока знакомят с некоторыми жителями этого поселения. Рассматривать каждого из этих персонажей я буду в порядке их появления на экране.

Сиона

Протагонист был найден и спасён Сионой, девушкой, живущей в церкви. Она описывает чувства и эмоции цветами и качественными прилагательными («пушистый», например), а также напевает песню, которую сочинил её брат. Именно Сиона дала главному герою имя Рей (от английского слова «ray»), означающее луч солнца, разгоняющий ночную тьму на рассвете.

Она вежлива с жителями и помогает им с решением различных проблем, однако не готова всё делать за них, ведь понимает, где находится черта, за которую не стоит переступать и мешать человеку самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями.

Голос Сионы звучит успокаивающе, а её музыкальная тема — довольно беззаботно и ласкает уши. При общении с Реем и другими жителями улыбка не исчезает с её лица. Главный герой считает, что именно у этой девушки ему нужно научиться радости. Сиона же счастлива, что не будет одна, ведь протагонист останется жить вместе с ней в церкви по крайней мере некоторое время.

Мэдд

Грозный Мэдд довольно грубый, но, как говорит Сиона, очень хороший человек. Мужчина заправляет магазином с широким ассортиментом, в который однажды заходит протагонист и ненамеренно ломает один из товаров. Рей впервые испытывает чувство страха, когда над ним возвышается разгневанный Мэдд, выгоняющий главного героя на улицу.

Сердитому мужчине уделено не так много времени в игре. К сожалению, создатели не сумели сделать из него запоминающегося или интересного персонажа даже внешне. У него нет и собственной музыкальной темы, так что на нём не стоит заострять внимание.

Типи

Сиона называет Типи «синей девочкой», потому что та довольно много плачет. Именно этот персонаж привносит в историю много печали, из-за чего читатель сам становится «синим». Типи сидит всегда одна в окружении множества книг, содержание которых запомнила наизусть, и каждый день рисует пропитанные грустью рисунки. Она довольно сильно привязывается к Рею, единственному, кто посещает печальную девочку.

В отличие от Мэдда, ей уделено в игре довольно много внимания. Хозяин магазина толком не взаимодействовал с другими персонажами, за исключением протагониста. А Типи не только разговаривала с Сионой, но и даже конфликтовала.

Очевидно, плачущая девочка будет говорить дрожащим голосом, что и происходит. Актриса озвучивания хорошо поработала над тем, чтобы игрок поверил в присутствие испытывающей «синие» эмоции Типи. А её музыкальная тема убаюкивает и окутывает печалью. Эта композиция помогает сильнее проникнуться персонажем.

Сюжет и его достоинства, недостатки

Протагонист решает починить сломанную музыкальную шкатулку Сионы, которая важна ей. Ему приходится ради этого взаимодействовать с Мэддом и Типи. После ремонта музыкальной шкатулки и выступления Сионы на площади Рей учится радости и счастью и затем решает подарить улыбки Мэдду и Типи.

Протагонист узнаёт, что Мэдд в ссоре с сыном, который оставил отцу чип со снятым им фильмом. Для его воспроизведения нужен проектор, поэтому Рей отправляется на его поиски, игнорируя дождь, капли которого могут проникнуть в механическую руку юноши и повредить её. Тогда читатель начинает верить в то, что главный герой одержим желанием заставить Мэдда улыбнуться. Протагонист сталкивается с большими трудностями при ремонте проектора, но жители помогают Рею, ведь благодаря ему Сиона смогла исполнить песню, наполняющую радостью окружающих, под звучание музыкальной шкатулки.

На следующий день после того, как главный герой показывает фильм Мэдду, тот закрывает магазин и уезжает к сыну, как говорит Сиона. Рей понимает, что сумел помочь Мэдду и теперь желает решать проблемы каждого встречного человека, однако спасительница протагониста говорит ему, что тот не должен навязываться людям, а приходить им на помощь в те моменты, когда они не смогут в одиночку справляться с трудностями.

Далее Рей находит тяжелораненого человека, которого приводит в город, желая того спасти. Однако неизвестный парень умирает, удовлетворённый тем, что нашёл мир гармонии, который он искал. После смерти незнакомца протагонист вместе с Типи долго оплакивает его. Так главный герой учится печали.

После этого Рей начинает чувствовать, что любит Сиону, улыбка которой всё время направляла его. Но Типи всё ещё несчастна, поэтому протагонист желает помочь ей, однако встречает сопротивление со стороны своей спасительницы. Она ничего ему не объясняет и лишь признаётся в любви, после чего старается увести главного героя из библиотеки ради его же, как Сиона говорит, блага. Однако её слова оказываются ложью, ведь Рей на самом деле желает быть полезным окружающим, исполняя долг фироида, но при этом скрывая свою сущность.

Протагонист возвращается к Типи и узнаёт о том, что уже давно родители оставили печальную девочку одну, уехав помогать другим людям. Дальше следует сцена, в которой Сиона ведёт себя довольно необычно, когда говорит жительнице библиотеки о том, что её мама и папа, вероятнее всего, мертвы. Это сильно злит главного героя, желающего защитить Типи от грустных мыслей. Так Рей учится гневу.

На этом этапе история достигает своего пика: Рей обретает несколько эмоций, а также начинает познавать любовь и формируется как личность. Главный герой учится на протяжении всего повествования, и с каждой новой сценой история будто становится красочнее. Эмоции наполняют протагониста и читателя, поэтому сценарист, выбрав подходящий момент, обрывает мирные будни Рея. На город нападают бандиты.

Рей хочет помочь всем горожанам, но приходится выбрать близких ему людей. Он решает, что их спасение для него важнее. Вместе с Типи протагонист отправляется в церковь к Сионе, которая примиряется с плачущей девочкой. Однако один из бандитов обнаруживает их и после небольшой битвы с главным героем собирается взорвать себя гранатой, но Сиона отталкивает Рея и укрывает того от взрыва. После чего… выживает.

Эта сцена переворачивает всё с головы на ноги (не иначе). Распластавшиеся по всей истории намёки указывали на истину, однако главный герой и, возможно, даже читатель игнорировали её. Речь идёт о том, что на самом деле протагонист не являлся фироидом, ими были жители города, для которых Рей стал спутником, а не наоборот.

Большую часть новеллы игрок наблюдал за попытками протагониста научиться эмоциям. Создатели специально весь этот период избегали слова «фироид», чтобы отвлечь читатель от проблемы, нависшей над всем миром. Они заперли главного героя в оазисе, в котором он счастливо проживал свою жизнь, становился человечнее. И игрок вместе с ним был погружён в атмосферу приятного городка, занесённого пылью. Однако с приходом настоящих людей, представленных злодеями, Рея начинает касаться вышеупомянутая мировая проблема. Протагониста и игрока вытягивают из зоны комфорта.

Но какая же глобальная проблема губит человечество? О ней рассказывает Сиона, пережившая взрыв гранаты и раскрывшая свою сущность. Фироиды созданы по подобию человека. Андроиды способны самообучаться, поэтому знания о предустановленных в них базовых эмоциях могут расширяться. Они стали сближаться с людьми и спустя некоторое время появился бизнес по внедрению индивидуальных эмоций и воспоминаний в фироидов. Начали появляться семьи, образованные в результате брака с эмоциональными андроидами, в которых не могли рождаться дети. Из-за этого численность людей сокращалась. И наконец человечество стало выводить детей искусственно. Их уже не могли научить эмоциями, ведь люди потеряли возможность любить. Человечество стало ненавидеть и обращать фироидов в рабство. Андроиды же продолжали служить людям и хранить эмоции, которые те утратили.

Человеческая природа Рея и его ошибочное осознание себя фироидом, а также встреча с Сионой, описывающей эмоции цветами, и другими горожанами — эти случайности создали чудо, которое было необходимо людям для спасения. И главный герой решается вернуть любовь в мир и восстановить экосистему планеты, когда на его руках перестают функционировать Типи и Сиона. Теперь он, как и неизвестный человек, которого протагонист пытался спасти в середине игры, желает найти мир, где фироиды и люди смогут жить в гармонии.

В эпилоге читателю демонстрируют, что Рею удалось обучить эмоциям человечество и вернуть планету к прежнему состоянию. Сиона была восстановлена, но её память утеряна, однако чувства — не воспоминания, поэтому то, что она пела для горожан, пробуждает в ней старые ощущения, и она начинает исполнять известную уже по всему миру песню.

Таким образом заканчивается история, перенося игрока в главное меню, в котором теперь играет композиция «Oppidum», а изображение сменилось с тёмного помещения, где просыпается протагонист, на картинку с манящей Сионой, сидящей в воде на фоне развалин. Но не слишком ли быстро заканчивается игра? Как мне кажется, после нападения на город визуальная новелла на всех парах спешит к заключительным титрам, за которым скрывается довольно радостный эпилог.

В конце истории главный герой остаётся в подавленном состоянии, но заряженный мотивацией спасти мир. После титров его быстро сменяет повзрослевший и всего добившийся Рей. Создаётся ощущение, будто не хватает части сюжета. Для такой короткой новеллы, только недавно раскрывшей свои козыри, подобная концовка ставит неприятную точку на «лбу игрока», оставляя того неудовлетворённым.

Если же взглянуть на то, как сюжет заинтересовывает читателя, то с этим у новеллы тоже не всё прекрасно. Действующих лиц мало, из них только Сионе удаётся увлечь читателя. Типи не скучна, но её присутствие нагоняет печаль.

Игра сосредоточена на главном герое, который действует из стремления помогать окружающим. Через него читатель попадает в мир новеллы. Сценаристам удалось красочно и понятно описать эмоции, чувства и ощущения, испытываемые протагонистом. Его рост по ходу истории виден, однако, как я упоминал выше, в самом конце происходит скачок в будущее, в котором мы уже наблюдаем справившегося со всеми невзгодами человека.

Заставляет ли новелла испытать много различных эмоций? В целом, ей удаётся накатить волны грусти и радости. Однако больший упор игра делает на печаль. С неё начинается новелла, про неё вспоминают в середине истории со смертью незнакомца, и почти до заключительных титров она никуда не уходит. Задние фоны с видом пыльных улиц не добавляют радости, а нападение группы людей давит тяжестью на сердце главного героя, задевая при этом читателя.

Пришло время переходить к разделу с выводом, где я обобщу всё вышеописанное и вынесу окончательное решение по поводу этой визуальной новеллы.

Итог

«Гармония» оказалась той новеллой, у которой есть интересная задумка, частично хорошее исполнение и недостаток увлекательных и эмоциональных сцен. Игру можно назвать недожатой. Это сильно разочаровывает, однако всё не так уж и плохо.

Читатель, желающий прочитать короткую, не жестокую, приятно выглядящую и оканчивающуюся счастливо новеллу, вполне может остаться довольным игрой. Однако тому, кому хочется пережить эмоциональное путешествие, познакомиться с интересными персонажами и с головой погрузиться в выдуманный создателями мир, придётся с разочарованием на лице наблюдать за заключительными титрами и эпилогом, задаваясь вопросом: «И это всё?»

Я считаю, что новелла может найти своего читателя, однако для меня история про эмоции, которая не может даже рассмешить игрока, а лишь вогнать в тоску…

Не заслуживает высокой похвалы.

Автор статьи — Игорь Заливанов

Под редакцией — Новости визуальных новелл

Редактор — анонимный герой


Harmonia

Платформы
PC | NSW
Жанры
Дата выхода
23 сентября 2016
14
3.0
3 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также