6 июля 6 июл. 1 3308

У нас уже есть Crash Bandicoot дома — вкратце о M&M’s Shell Shocked

+15

Когда копипаст настолько бесстыжий, что поиграть охота чисто из праздного любопытства. 

Здравствуйте, мои хорошие! Вынужден вам кое в чëм сознаться: я не такой уж большой фанат игр про бандикута Крэша. Да, во времена коротких штанишек я проходил вторую часть, а относительно недавно за каким-то лядом с горем пополам осилил брутальную первую. Но сердце к серии всё равно никогда не лежало — оно тяготеет больше к дракончику Спайро, если выбирать кого-то из маскотов эпохи PS1.

Но вот мы здесь — зачем-то вспоминаем о никому не нужной игре по лицензии M&M’s, разработанной украинской студией Boston Animation и выпущенной для PS1 аж в 2001 году, когда похороны 32-битной эпохи уже давно состоялись. Технически, игра вышла годом ранее на PC, носила подзаголовок The Lost Formulas и включала в себя уровни с математическими упражнениями для самых юных любителей сладкого, — но все вопросы по части названия и решений по портам я оставлю на совести эффективных менеджеров компании-правообладателя.

Меня же в игру занесло по причине под названием «Baldur’s Gate 3». Каким нафиг образом? Ну, Жёлтого эмэмдемса и Кетерика Торма из BG3 озвучил один и тот же актёр Джей Кей Симмонс, так что смею предполагать, что события обеих игр могут происходить в одной вселенной. Забытые Королевства и не такое на своём веку повидали, так что лишний план с M&M’s их не испортит.

Итак, замут. На фабрике по производству пресловутых драже случилась оказия, которая нависла дамокловым мечом над отпусками Красного и Жёлтого, отчего они были вынуждены в свой свободный день срочно отправиться туда и разрулить все проблемы. Точнее, разруливать всё будет Жёлтый, потому что негоже Красному руки марать трудом и стараниями — ещё скорлупу не дай Боже повредит. Всё сюжетное оправдание подаётся в очень неплохих с технической точки зрения роликах, которые для игры, похоже, ваяли те, кто отвечал за рекламные заставки.

Хоть я и спалил уже, на основе какой именно игры сделана Shell Shocked, первые три уровня она будет делать вид, что никакой бандикут тут даже и близко не пробегал. Герой ныряет в автомобиль и на всех парах мчится к фабрике. Разумеется, именно сегодня вся дорожная жизнь решает, что слишком уж долго Жёлтый прожил на этом свете, и слетает с катушек в попытках преградить ему путь дальше. То автомобиль на «встречку» вылетит, то банда байкеров заинтересуется вами, то авария случится, то корова взбунтуется против ПДД — в общем, день явно не задался.

Параллельно с этим по дороге раскиданы коробки с M&M’s, которые на деле оказываются не препятствиями, а собирашками. Это первый звоночек к схожести с Крешем, но пока не претендующий на откровенный плагиат. Соберёте из коробок сотню эмэмдемсиков — получите дополнительную жизнь. Классика! И какое счастье, что игра не требует собирать все ящики для открытия бонусов. Сделать это на транспорте без возможности затормозить и развернуться, по-моему, в принципе невозможно.

Когда же это транспортное приключение заканчивается, игра перестаёт строить невинные глазки и выкладывает карты на стол. Да, перед нами чистейшей воды клон Crash Bandicoot. Настолько буквальный, что игра вполне сошла бы за потерянную игру от Naughty Dog. Ну, если у вас плохое зрение. Очень. И вы прищурились. Сильно-сильно. Некий жëлтый субъект овальной формы бежит вглубь экрана, крутится вокруг своей оси с кулаком наперевес для атаки и разламывает ящики, обильно рассыпанные по округе. Среди последних попадается взрывчатка, срабатывающая через три секунды после прямого контакта, а также зелёные коробки с нитро, бомбящие при соприкосновении моментально. Умирает протеже с одного попадания, но жизнь можно продлить поверапом, который позволит один пропущенный удар пережить. Замени каску на Аку-аку — разница между играми размоется окончательно.

Но если придумать что-то оригинальное Boston Animation даже не пытались (или им не позволил заказчик, настояв на подобном подражании), то как игра Shell Shocked умудрилась превзойти мои ожидания по минимальной играбельности. И да, они были. Пусть и выглядит игра на PS1 так, словно повидала некоторое дерьмо, в целом над ней как будто бы даже старались. Коллизии срабатывают более или менее адекватно, что для игры со смертью в одно касание критически важно, и только странное поведение Жëлтого на косых поверхностях, когда бедолагу постоянно колбасит, напоминает о кривости Shell Shocked. Вертикаль — в принципе больное место движка игры, но «больное» чаще в визуальном, а не в геймплейном смысле. Я бы поругал ещё и бесперспективную перспективу, когда при беге вглубь экрана не всегда понятно, насколько «глубоко» ты относительно платформы для прыжка, но в этом игра воссоздала своего вдохновителя удивительно убедительно.

Потепление пониже спины вызовет разве что странная реализация механики атакующего кручения. Если атаковать, стоя на месте, анимация собственно атаки длится считанные мгновения, отчего надо очень точно подгадывать время, когда на Жёлтого собирается набежать, налететь или напрыгнуть та или иная недружелюбность. Зато на бегу мужик может крутиться хоть до посинения, становясь практически неубиваемым для всего, что подлежит уничтожению. И вот непонятно, то ли авторы это так и задумали, то ли просто не продумали.

Ну а поскольку механику сбора всех ящиков или выполнения каких-либо иных условий Boston Animation реализовывать по тем или иным причинам не стали, единственным источником игрового разнообразия в Shell Shocked стали бонусные уровни. Попасть на них можно, если собрать на этапах все три кусочка пресловутой Потерянной Формулы, что бы она ни значила в рамках сложного лора вселенной M&M’s. Нужны они лишь для того, чтобы набрать дополнительных жизней, но даже такую простую идею Boston Animation сделали «с подковыркой».

Так, на бонус-этап вам выдают энное количество временных жизней, которые тратятся только в пределах одного этого уровня. Потратите их все — игра выкинет вас из бонуса и отправит проходить основную часть дальше. Дойдёте каким-то чудом до финиша — все собранные жизни и оставшиеся «временные» плавно перетекут в основной счётчик. Проблема в том, что пройти эти бонусы — та ещё задачка что для крохотных детских ручек, что для взрослых волосатых лапищ. Одна из их вариаций — побег от неубиваемого противника. На камеру. Без возможности увидеть препятствия впереди. Когда уровень заучивается, то проблем представлять он более не будет, но до этого придётся хорошенько пострадать. Есть ещё вариант бонус-уровня с полётом в кораблике по длинной трубе с адекватным представлением творящейся впереди жести, и он был бы почти адекватным… Если бы не вот это препятствие, через которое поди ещё протиснись! У меня ни разу не получилось.

Ещё одно разнообразие посреди платформенной рутины встретится на седьмом уровне — и им окажется поездка на погрузчике. В отличие от расслабляющего первого этапа с безумной автострадой, она уже потребует серьёзно так заучить маршрут и все основные козни на нём, а сбор кусочков Потерянной Формулы часто будет сопряжён с потерей жизни — слишком уж подло авторы решили расставить коробки с ними, вынуждая чуть ли не ухом края трассы щекотать в попытках их зацепить. Финальный рубеж, представляющий собой три раунда боли на восьмом уровне, вдруг решает взвинтить уровень сложности до границ, сравнимых с первым Крэшем, и если не успеть накопить к нему достаточно жизней, то… Ничего в целом не поменяется, благо продолжения бесконечны, однако терять чекпоинты и начинать каждый раз сначала всё равно неприятно. Вот уж чего не ожидал в игре про драже, так это того, что мне будут надирать зад!..

К счастью, этого не касается боссов, которых добавили в игру лишь отчётности ради. Какие-то безликие роботы, которых даже не надо побеждать самостоятельно — побеждают они себя сами, напарываясь на препятствия, уготовленные Жёлтому. Единственное исключение — финальный босс, битве с которым прописали какой-то совсем уж нелогичный алгоритм действий и не удосужились его визуализировать для особо непонятливых.

К собственному удивлению вынужден признать, что небольшой и ни к чему не обязывающей игре по лицензии M&M’s удалось развлечь меня даже сильнее, чем на это могла рассчитывать компания Mars, влившая в её создание деньги. Забавные рекламные ролики, сдобренные не самым плохим геймплеем, в лучших чувствах прародителя не обидевшим. Конечно, на фоне даже первой части Crash Bandicoot она смотрится уныло и как-то жалко, однако в качестве аперитива и умасливания чувства ностальгии по приключениям упоротого бандикута сгодится. Бюджетная во всех смыслах игрушка, над которой потрудились явно больше, чем она того заслуживала. Годом спустя в своём стремлении стараться над рекламными играми свыше нормы Boston Animation пойдут ещё дальше и выпустят Darkened Skye. Вроде и игра по лицензии Skittles, но сделана настолько не «на отвали», что у меня до сих пор в голове не укладывается, как она может быть просто приятным дополнением к главному спонсору вашего диабета.


M&M's: The Lost Formulas

Платформы
PC | Mac | PS
Жанры
Дата выхода
28 марта 2000
8
3.2
9 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Спасибо за материал. Странная ностальгически-аллергическая реакция у меня на эту игру.

Как-то так получилось, что мне довелось в неё поиграть. Не на релизе, конечно, но тогда, когда PS1 ещё была актуальна (в регионах, где не могли себе позволить PS2).

Запомнилось мне две вещи: невероятная унылость уровней и проистекающая из этого унылость геймплея, а также зубодробительная сложность. Может быть, я преувеличиваю, но игра была намного сложнее, чем Crash Bandicoot 2 и 3, наверное, где-то на уровне с Crash 1. Правда из-за общей кривоватости сложность вырастала ещё выше. Помнится мне, что Жёлтый прыгал то ли вязко, то ли неточно, в общем «рулить» им было трудно.

По итогу, так я её и не прошёл, но больше от скуки, чем от сложности.

Читай также