ВВЕДЕНИЕ
Я люблю портативный гейминг. В своё время я до дыр играл в консоль PSP от «Сони» и «Нинтендо» Game Boy Advance SP. Но в начале десятых, когда наступила эра мобильных игр, вопрос портативного гейминга можно было считать закрытым и мертвым. Мало того, что «Сони» выпустила отличную PS Vita и сама эту консоль задушила, так ещё и многие пророчили нежизнеспособность консолям PS4 и XBOX One. Сейчас такое звучит смешно и нелепо, но в те времена аналитики предсказывали крах консольного рынка из-за мобильного гейминга.
Смех смехом, но в результате предсказания сбылись на 50%. Мобильный рынок стал доминирующим в кратчайшие сроки (буквально 4-5 лет) и развился до таких масштабов, что по сей день мобильные игры приносят куда больше дохода, чем игры с ПК или консоли. Как вы понимаете, разговоров про портативные консоли особо не было до 2017 года. Именно в этот год «Нинтендо» выпустила консоль, которая является хитом по сей день — Nintendo Switch. На данный момент она занимает третье место по продажам, уступая своему деду Nintendo DS и классике «Сони» — PS2. На самом деле консоли «Нинтендо» — отдельная тема для разговора.
После такой шумихи в 2017 году стало понятно, что портативные консоли ещё способны заинтересовать игроков. И где-то с 2018 года по сей день (хотя тут я могу уже ошибаться) стали появляться новости о том, что где-то в Азии собирают свою портативную консоль. Год за годом стала появляться новая ниша — портативки для гиков с деньгами. В них находилась неплохая начинка, но оптимизация и цена были сомнительными факторами. Такая картина сохранялась до лета 2021 года. Именно в это время на поле вышла компания Valve, анонсировав свою портативную консоль Steam Deck (Стим Дек). И уже в феврале 2022 года консоль поступила в ограниченную продажу, а осенью того же года продажи стали открытыми (но только в определённых странах). Стим Дек на данный момент является лучшей портативной консолью, удерживая баланс цены и мощности.
Вы можете спросить: «К чему ты подводишь?». Всё просто. Я хочу поделиться с вами своими мыслями касательно эксплуатации трёх портативок — Nintendo Switch, Steam Deck и PS Vita. Соответственно, чтобы не было каши, эта большая статья поделена на три части. В первой части я хочу поведать вам про Nintendo Switch. Рассказать о том, почему у нас в СНГ сложилось ошибочное мнение касательно игр от Нинтендо и самой приставки, и какая Nintendo Switch лучшая.
Для некоторых читателей рассказ будет очень банальным, так как они, скорее всего, являются обладателями консоли или же очень погружены в тему игр и консолей, но я хочу рассказать свой субъективный опыт, описать то, что некоторые тезисы, которые гуляют в РУ-сегменте интернета, скорее неправдивы и в них больше язвительного остроумия, нежели правды.
NINTENDO SWITCH
Перед тем как мы начнём погружение необходимо рассказать, что такое Nintendo Switch. Это гибридная игровая консоль, разработанная японской компанией Nintendo. Nintendo Switch совмещает в себе свойства домашней игровой приставки и портативной игровой системы и может использоваться в обоих качествах. На этапе разработки Nintendo Switch носила кодовое название «Nintendo NX», была впервые продемонстрирована в октябре 2016 года и выпущена в продажу во всём мире 3 марта 2017 года.
Большое спасибо Википедии за эту короткую выжимку, а теперь к основному тексту.
ЭКО-СИСТЕМА
Начну с громкой фразы — интерфейс у Switch устаревший. Когда я только купил приставку и впервые запустил, меня ошарашила некая старомодность. Особенно на фоне той же PSP или PS Vita. Даже в сравнении не идёт. Основной экран буквально создан для того, чтобы запустить игру и играть. Без всяких наворотов. На мой взгляд, это небольшой промах.
Также промахом является то, что играть на одном аккаунте на двух разных консолях оказалось проблематично. Понятное дело, для большинства этот недостаток пройдет мимо, так как у них не будет, скорее всего, две консоли, но я с этим столкнулся и скажу так: без бутылки тут с ходу и не разберешься.
Из достоинств могу выделить то, что интерфейс выглядит достаточно старым, но какой же он интуитивно понятный. Если вы возьмёте впервые консоль в руки, то сразу поймете, куда нажимать и где что находится. Вам не надо долго разбираться, куда тыкать и какая кнопка за что отвечает. Это на интуитивном уровне понятно.
Но главное достоинство экосистемы у большой Н — это гибкость настройки смены региона. Из-за сложности во внешнеполитической ситуации покупка игр на разных консолях и площадках превращается в целые ритуалы по созданию новых аккаунтов, зарубежных карт и т. д., чтобы просто покупать игры. У Нинтендо всё просто. Не нужно создавать новый аккаунт для другого региона, чтобы вновь покупать игры, достаточно просто его сменить на главном сайте. Делается это буквально в два клика. И это неплохой камень в огород Сони.
ПОКУПКА ИГР
У нас в СНГ сложилось мнение, что большая Н — это та студия, которая ставит большие ценники на игры. И это действительно так. До всех известных нам событий любая игра в РФ стоила от 3к рублей и выше. Иногда ценник доходил и до 7к рублей. И по большей части это главный барьер того, почему у нас Nintendo Switch не пользуется большой популярностью по сей день. А учитывая уже сегодняшние реалии, цены на некоторые игры достигают и 8–9к рублей, что можно назвать поминками для новой аудитории. И во всем этом есть большое упущение — Eshop. Без преувеличений, он является одним из лучших магазинов игр, где магазины, такие как Sony и Microsoft, являются отстающими. Оговорюсь сразу, российский Eshop больше недоступен как магазин, но важно, что, несмотря на недоступность, все его достоинства являются достоинствами самого магазина как такового.
Для меня большим шоком является тот факт, что у Нинтендо есть целая вкладка со скидками. И причем скидки бывают очень хорошими. Вы спросите: «Дядя, ты чё, дурак? Почему для тебя это является шоком?». А все предельно просто. По сети иногда гуляет такой тезис, что Нинтендо настолько жадная компания, что никогда не делает скидок. В эту байку я верил много лет, до тех пор, пока сам не купил консоль и не открыл магазин. Тут важно пометить, что данный тезис имеет и правдивые корни, ведь большая Н не так часто делает скидки на свои игры. Этот миф жил со мной достаточно долго, а некоторые игроки не знающие экосистему Нины до сих пор могут в это верить.
Вторая классная штука — это кешбэк в виде монет. Когда ты покупаешь игру (не только в цифровом виде в Eshop, но про это чуть позже), то покупателю начисляют определённое количество монет. И, накопив их достаточно, можно купить другую игру в Eshop с хорошей скидкой или полностью за эти монеты.
Сказать, что это система прекрасная, — ничего не сказать. Понятное дело, чтобы купить какую-то большую игру на эти монеты (условную «Зельду»), то надо закупиться на кругленькую сумму. Скорее всего, обычный пользователь будет тратить эти монеты как дополнительную скидку к основной сумме или же на покупку недорогой инди-игры. А самое удобное — это то, что монеты можно применять даже на игры, которые уже идут со скидкой. Удивлен, что «Нинтендо» это вообще никак не рекламировала (хотя, может, я пропустил).
Интересный факт: когда вы покупаете новую игру картриджем, то с этой игры тоже можно получить эти монеты! Это можно сделать через стартовый экран (нажмите «+» или «-» → «Бонусная программа My Nintendo» — «Забрать очки»). Поэтому если вы не знали, что такое есть, то бегом проверяйте свои игры на монеты, но очень важно, что это вся система имеет свои ограничения. И даже если вы купили игру не с рук, а с магазина — есть шанс, что срок действия снятия монет с игры мог пройти, как было у меня с Diablo 3.
Ну и раз мы затронули тему картриджей, то хотел бы отметить один факт, что иногда выгоднее покупать уже б/у игры. Так как на сами картриджи не записывается прогресс, получается, что на ней есть только игра или контент, связанный с игрой. Поэтому иногда тот же «Авито» будет хорошим местом для покупки игр, но будьте всегда бдительны и проверяйте картриджи.
Также в магазине есть ваучеры, при помощи которых можно покупать игры. Пользоваться ими можно при условии, если стать подписчиком Nintendo Switch Online. Суть ваучеров проста: покупка игр за меньшую стоимость.
ИГРЫ ОТ НИНТЕНДО
Теперь обсудим самое главное — игры. Ведь в первую очередь мы покупаем любую консоль для того, чтобы играть. И… Игры Нинтендо — это та самая отдушина. Я не побоюсь критики, если скажу, что Нинтендо делает одни из лучших игр в индустрии.
Начну издалека, а именно, отношения СНГ-игроков к играм Нинтендо. Почему-то у многих сложилось впечатление, что игры Нинтендо — сугубо для детей. Даже относительно недавно появилась такая фраза для игр Нинтендо — «агуша-гейминг». Сказать, что такое унизительное отношение довольно смешное — это ничего не сказать. Почему-то игры зачастую рассматривают как сюжет или как она выглядит, упираясь в сам арт-дизайн, хотя любая игра — это комплексное произведение.
Очень забавно видеть людей, которые критикуют современную индустрию за неглубокий геймплей и при этом же потом говорят про игры «Большой Н» — «агуша-гейминг». А самое интересное, что зачастую именно игры «Нинтендо» задают тренды в индустрии. Ведь любая их игра имеет очень интересный геймплей с кучей механик. Игры не ведут игрока за ручку. Они показывают, какие есть инструменты, а вот как этими инструментами будет пользоваться игрок — сугубо его дело. Как пример взять прошлогодний релиз The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom, где механика постройки имеет просто колоссальную глубину. Ведь помимо этой механики есть ещё и другие, которые также имеют разный спектр глубины использования. Ведь для «Большой Н» важно, в первую очередь, создать уникальный опыт через геймплей, погружение и исследование, а сюжет — это дело другое.
Для Нинтендо игры в первую очередь являются «игрушками». Поэтому, если присутствует открытый мир, значит, надо игру наполнить механиками и разнообразной активностью так, чтобы у игрока складывалось ощущение первооткрывателя, а не точками на карте, которые надо выполнить. При условии платформера следует углубить все механики персонажа, сделать эталонный левел-дизайн. Слешер? Значит, боевка должна быть настолько глубокой, насколько это возможно. Именно это главное преимущество игр Нинтендо. Когда выберете у них игру, то с большой гарантией вы получите хороший геймплей.
ИГРЫ ОТ ДРУГИХ ИЗДАТЕЛЕЙ
Помимо Нинтендо, есть также игры от других студий. И тут всё куда сложнее. Здесь мы рассмотрим больше качество порта, нежели сами игры (так как про многие вы и так всё знаете сами). Именно в этом пункте мы подбираемся к главному минусу Nintendo Switch — мощность консоли. Если большинство игр от Нинтендо оптимизированы (хотя уже появляются такие, которым неуютно на этой консоли), то с играми, пришедшими с других устройств, надо разбираться отдельно.
Скажу так, многие инди-проекты, не требующие сильного железа, идеально подходят для консоли. Есть такие, которые вышли до 2015 года, они играются просто замечательно. Та же Diablo 3 или No Man’s Sky проходятся хорошо и комфортно, а учитывая габариты последней, даже удивительно хорошо.
Но есть и пласт игр, которые на Switch работают с большим количеством ограничений. Как пример — «Ведьмак 3» или недавний релиз «Batman: Arkham Knight». Этим играм попросту тяжко в такой небольшой консоли. Качество картинки оставляет желать лучшего, но сам факт наличия таких игр в портативном режиме — это уже круто. Но со своей стороны скажу, такие объёмные игры лучше всё же проходить в стационаре (на ПК или консолях Xbox и PS), потому что в портативном режиме можно испортить свой игровой опыт как качеством картинки, так и технической стороной (она тоже далеко не идеальная).
Поэтому надо каждую стороннюю игру рассматривать перед покупкой. Смотреть, как она оптимизирована, готовы ли вы играть с теми ограничениями, которые предлагает издатель. И если ваш ответ «Да» — доставайте шекели.
ГАБАРИТЫ И ЭРГОНОМИКА
Несмотря на то, что у Nintendo Switch есть облегченная версия, я не могу сказать, что основная консоль большая. Размеры у неё, как по мне, близки к идеалу. В будущем мы обязательно поговорим про другие консоли, но если сравнивать Nintendo Switch, Steam Deck и PS Vita, то консоль от большой Н в выигрыше: большой экран и удобное управление делают свое дело, в то время как PS Vita уже ощущается маленькой, а Steam Deck, наоборот, слишком большим.
После всего выше сказанного я обязан упомянуть главную проблему Switch — это дрифт стиков. Про эту проблему кто только не освещал. Даже с выходом Nintendo Switch OLED (последняя на данный момент модель) проблема никуда не делась. Если на гибридных моделях джойконы можно без проблем заменить, то на портативной модели Lite придётся разбирать консоль.
КАКАЯ ВЕРСИЯ КОНСОЛИ ЛУЧШЕ?
И закончу вопросом: какая Nintendo Switch лучшая? За три года у меня было все три основные консоли Nintendo Switch. Сначала Nintendo Switch Lite, потом обычная Nintendo Switch, а теперь я обладатель версии OLED.
Субъективно и объективно, лучшей версией Nintendo Switch является OLED. Отличный и большой экран с тем же временем работы — это маст-хев. Обычная версия консоли попросту не нужна, когда есть версия OLED.
Nintendo Switch Lite, как по мне, тоже бесполезная консоль. Да, она полноценно портативная, но имеющая ограничения с гибридной консолью. И я считаю, что у нее больше всего проблем — начиная от экрана, заканчивая вибрацией и джойконами. Мы не забываем, что дрифт стиков распространяется и на эту консоль.
Лучшие комментарии