29 января 29 янв. 0 542

XENUS — шедевр ТРИПЛ-БЭ класса

+3
 

ВИДЕОВЕРСИЯ РЕЦЕНЗИИ

***

Если бы мне нужно было составить СУБЪЕКТИВНЫЙ ТОП ВИДЕОИГР 2005-го, то думал бы я очень долго, потому что в том году вышло много истинно легендарных игр: San Andreas, Fahrenheit, FEAR, Psychonauts, NFS Most Wanted, Resident Evil 4, Devil May Cry 3… Но я точно знаю, что в моём топе, несмотря на все свои недостатки и все достоинства конкурентов, наверняка нашёл бы себе место XENUS: Точка Кипения.

XENUS – это игра киевской студии Deep Shadows. Студию в 2001-ом году основали Сергей Забарянский и Роман Лут. Они не были новичками в игровой индустрии: до основания Deep Shadows они успели поработать над «Venom. Codename: Outbreak», первым шутером компании GSC Game World, с главным детищем которой у XENUS’a очень много общего: как и STALKER, XENUS является шутером с видом от 1-го лица с элементами RPG, действия которого происходят в открытом мире.  

Сегодня игр такого плана выходит немало, но в середине нулевых их просто не было. Да, существовали игры, в которых сочетались некоторые из упомянутых элементов, но того набора возможностей, который давал XENUS, вы нигде бы не встретили.

Амбиции Deep Shadows была сопоставимы с амбициями Rockstar и Bethesda – и это сыграло с киевской студией злую шутку. У них не было ресурса и опыта для создания настолько масштабного проекта – и из-за этого в 2005-ом играть в XENUS  было больно. Игра была плохо оптимизирована и полна баггов, а патчи в те годы было достать гораздо сложнее, чем сейчас. Однако, не смотря на все неудобства, XENUS понравился многим. У игры появилось своё преданное фанатское комьюнити, которое в дальнейшем допилило игру и сделало аддон «БОЛЬШАЯ ВОЙНА» – и это дополнение было одобрено разработчиками и даже издавалось на дисках.

 Сейчас мы с вами попытаемся понять, за что геймеры полюбили XENUS – и стоит ли тратить на него время в 2024-ом.

Стартует игра с видеоролика: 

 

Суть его такая: дочка матёрого солдата, которого зовут Сол Майерс, пропадает где-то в джунглях Колумбии – и папаша отправляется на её поиски.

Сегодня ролик выглядит нелепо (особенно гримаса главного героя), но в 2005-ом это смотрелось неплохо. Внешность протагонисту подарил актёр Арнольд Вослу, которого вы можете знать по фильму «МУМИЯ». Есть, кстати, альтернативное видеовступление из раннего билда, в котором лицо Вослу не используется: 

 

Начав новую игру, мы смотрим ещё один ролик (на этот раз – на движке игры), а затем оказываемся на центральной площади миниатюрного колумбийского городка городка – начинается геймплей.

Задача ясна: нужно идти в редакцию газеты, где работала дочь Сола, чтобы напасть на её след. Но браться за главный квест необязательно – мы вольны идти в любом направлении.

Мы можем поболтать с любым местным жителем: узнать, где находится бар, мэрия, полиция, гостиница и так далее, а можем сразу же начать «экшон»: в инвентаре у нас лежит нож и пистолет. Если применить их на горожанах, то ты испортишь себе репутацию – и некоторые опции взаимодействия с простыми людьми и властями станут тебе недоступны.

Почти каждое убийство в XENUS влияет на отношение к тебе определённой прослойки населения – и разбрасываться свинцом нужно осторожно. Хорошую репутацию можно восстановить, но на это потребуется много усилий.

Всего в игре 7, скажем так, группировок: гражданские, власти, бандиты, наркомафия, партизаны, ЦРУ и индейцы.  Дружить со всеми не получится: если помогаешь бандитам, то представители правопорядка ТЕЛЕПАТИЧЕСКИ узнают о твоих действиях – и сразу же теряют к тебе уважение. Даже если ты по стелсу зарежешь одинокого NPC где-нибудь в джунглях, показатели репутации изменятся – а если рядом будут члены группировки убиенного, даже за какой-нибудь стеной, то они сразу же начнут в тебя палить.

Я как-то пришёл на базу наркомафии – и решил поэкспериментировать с физикой. Я зашёл в здание, в котором сидел один солдафон. Я поднял картонную коробку - и попытался поставить её солдату на голову. В следующий миг о моём эксперименте знала вся база – и очень скоро меня успокоили дозой свинца.

Вообще противники ведут себя крайне непредсказуемо: иногда они не могут попасть в тебя с расстояния вытянутой руки, а иногда в первые секунды боя ночью оформляют хэдшот с пары сотен метров + неписи регулярно застревают в стенах или машинах и, естественно, ничего не хотят знать об укрытиях: видимо, считают, что прятаться от пуль – это для слабаков.

В небоевых ситуациях НПС тоже умом не блещут: если ты оставишь автомобиль на проезжей части, то очень скоро на дороге образуется пробка. Объезжать колумбийцы не умеют. Они будут стоять и сигналить до конца света или до того момента, когда ты соизволишь отодвинуть свою тачку. А иногда бывает так: ты оставляешь машину на тротуаре, отходишь на пару минут – а вернувшись, обнаруживаешь, что её упорно таранит какая-нибудь другая машина.

Управление транспортом не радует – и ещё меньше радует то, что кататься мы будем часто. Скрасить покатушки могли бы радиостанции с какими-нибудь латиноамериканскими песнями, но радио в XENUS не завезли. Музыка в игре, конечно, есть – и она достаточно приятная, но большую часть времени мы будем передвигаться под аккомпанемент одних лишь звуков природы. 

Игровой мир XENUS огромен – и процентов 90 этого мира составляют джунгли, исчерченные извилистыми тропами. Отдаляться от дорог, если того не требует миссия, особого смысла нет - если только вы не хотите поохотиться на ягуаров или змей, чтобы потом продать их клыки и шкуры. Иногда, впрочем, в глубине джунглей можно найти тайник с ценным лутом.  

Если вы решите отправиться на такие поиски, то перед тем, как покинуть своё средство передвижения, не забудьте нажать Z: эта кнопка выключает двигатель автомобиля. Если забудешь выключить, то, когда вернёшься к тачке, в ней может совсем не остаться топлива, а это скорее всего значит, что, если у тебя в багажнике нет канистры с бензином, то тебя ждёт долгая и нудная пешая прогулка – вот такой вот реализм.

Вообще в игре очень много необязательных, но прикольных мелких реалистичных деталей. Например, оружие изнашивается и даёт осечки.  Его можно заряжать разными типами боеприпасов + на пушки можно установить несколько улучшений, повышающих их мощь, дальнобойность, количество патронов в обойме и так далее.

Главный герой устаёт – и ему нужно спать. Спать где угодно мы не можем: нужно снять номер в мотеле или хотя бы забраться в машину. Ещё у Сола Майерса может появиться привыкание к алкоголю, наркотикам или медикаментам. Излечиться от зависимости можно в больнице, причём стоимость лечения коррелирует с репутацией героя.  

Кстати, если нас убивают, то экрана геймовера мы не увидим: наш персонаж, как в какой-нибудь GTA, приходит в себя в городской больнице, при этом часть предметов из его инвентаря исчезает.

Стандартной полоски здоровья в XENUS нет: здесь, как в первом Deus Ex, у каждой части тела свой показатель HP. Если Майерсу потрепали ноги, то будет тяжело передвигаться; а если руки – то станет сложнее попадать в цель.

О Deus Ex напоминает и интерфейс инвентаря, а вот система прокачки заставляет вспомнить Morrowind: умение улучшается тогда, когда ты его часто используешь. Также в игре можно найти несколько книжек, прочитав которые ты получишь возможность управлять водной и воздушной техникой - на этом прокачка в XENUS в общем-то заканчивается.

Социального скилла в игре нет – и большинство проблем будут решаться с помощью огнестрела. Ощущается стрельба так себе, но нарисованы пушки симпатично. Арсенал богатый: больше 20 видов оружия, включая банку с вареньем, которая действует как граната, привлекая к цели рой пчёл. Но вернёмся к диалогам. 

Изредка выбор правильной реплики в беседе избавит вас от необходимости применять насилие. Пространство для отыгрыша в разговорах достаточно узкое: отыгрывать, по сути, можно только две роли: либо полного отморозка, либо отморозка более-менее приличного. Первый вариант часто предпочтительнее: дело в том, что каждый второй сюжетный персонаж не прочь обобрать гринго; но надавив на NPC, вы порой можете сэкономить, однако иногда наезд ожесточает вашего собеседника – и он может потребовать ещё больше песо.

Схема «ЗАПЛАТИ – ПОЛУЧИ ТО, ЧТО НУЖНО – УБЕЙ - ЗАБЕРИ ДЕНЬГИ», если что, не работает. Проблемы с логикой в XENUS встречаются на каждом шагу – и это генерирует огромное количество смешных ситуаций. Пример:

Солу Майерсу периодически звонит жена. Однажды она позвонила, когда я пересекал зону боевых действий. Я поднял трубку и супруги провели обыденную для себя беседу: свист пуль ей никак не помешал. А когда разговор закончился, я сел в машину, стал на ней под перекрестный огонь и часок вздремнул. Проснувшись, я обнаружил, что ребята до сих пор воюют. Я вылез из тачки, обобрал пару трупов, а потом залез обратно – и поехал по своим делам.

Абсурда в XENUS много – и он, как правило, не раздражает, а забавляет. Разработчики решили не ударяться в серьёзность - и добавили много фановых миссий: например, в самом начале мы встречаем бабушку, которая просит перевести её через дорогу. Исполнить просьбу не так легко, как может показаться, потому что после начала миссии внезапно появляется куча водителей, которые норовят задавить бабульку, а идёт она ооооочень медленно.

XENUS - это, конечно, не комедия, но юмора здесь много. Он как правило, довольно грубый, казарменный; однако такая грубость удачно рифмуется с полулюбительской озвучкой и топорностью остальных элементов игры.

XENUS – это трэш, трэш в хорошем смысле этого слова. Я бы сказал, что XENUS – это triple-B проект. Каждая из составляющих этой игры корява в той или иной степени, но все вместе они смотрятся вполне себе цельно.

Если почитать интервью разработчиков, то станет понятно, что в трэшовость они не метили. Ребята делали игру мечты – и не рассчитали свои силы: опыта и бюджета им не хватило. Если бы киевская студия поправила искусственный интеллект, чутка усложнила ролевую систему, немного разнообразила джунгли и выпустила игру не в 2005-ом, а, скажем, в 2003-ем, то, вероятно, сегодня XENUS мы вспоминали бы как видеоигровую классику. Но, увы, случилось по-другому.


Xenus. Точка кипения

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
20 мая 2005
380
3.6
242 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также