22 августа 2023 22.08.23 0 1156

Hob (2017)

+14

Меня очень вдохновляют игры, которые вызывают сильный отклик в душе разных людей, их порывы к рефлексии и попытки переосмыслить своё мировоззрение или ситуацию, главных героев, с которыми они могли бы ассоциировать себя. В некоторых произведениях игровой индустрии для этого разработчики больше вкладываются в сюжет, чтобы отразить свои переживания и эмоции. В других все эти знаки невербальные, их можно распознать во взаимодействиях с игровым миром и персонажами, даже если за всё прохождение они не издадут ни слова, а по прямой очевидной линии сюжет можно будет понять с трудом.

Есть у этого и другая сторона медали. Порой разработчики по своим причинам прикрывают зашифрованным общением игрока с игрой жирные сюжетные дыры и откровенную халтуру. Я как раз о том, что игроки могут всё чаще натыкаться на игры с открытым повествованием сюжета, отсутствием диалогов и развязанностью действий за которыми якобы скрывается глубокий сюжет и послания от создателей. Но из-за этого грести под одну гребёнку все игры с таким приёмом очевидно нельзя. Всё познаётся в сравнении и личных ощущениях игрока.

Сегодняшняя игра совсем этим не грешна. Она как раз будет примером и одновременно достаточно простого, но вместе с этим увлекательного приключения, и проекцией собственных мыслей и переживаний отдельно взятых игроков.

В этом плане меня вдохновила статья с DTF по этой игре пользователя Rant (https://dtf.ru/games/1916022-hob-melanholichnoe-priklyuchenie-navstrechu-samomu-sebe). Он очень искренне и живо делится своим опытом прохождения, осмыслением сюжета и применением некоторых мыслей на свои жизненные ситуации. Пусть и это всего лишь личные заметки, они меня привлекли и заставили убедиться в том, насколько сильно та или иная игра способна откликнуться и перенестись будто из экрана монитора в реальную жизнь.

Во мне же лично игра не вызвала подобных ярких эмоций, но она стала приятнейшим путешествием по красочному миру загадок, боёв и тяжёлого морального выбора.

«Hob» — трёхмерная игра в жанре action-adventure, вышедшая 26 сентября 2017 года из-под пера студии Runic Games, которые выступили в роли разработчиков и издателей. Помимо выхода на ПК она также была портирована на PlayStation 4 и Nintendo Swic. Также первыми играми студии, из которых переняли в новое детище некоторые особенности и игровые механики были две части Torchlight в стиле стимпанка. А в свою очередь над ними трудились люди, причастные к созданию серии игр Diablo. И вот так по цепочке элементы метроидвании и ролевой игры перетянулись в последнее создание Runic Games.  

Примечательно ещё то, что на официальном сайте команды разработчиков имеется красочный и симпатичный комикс, созданный Кристиной Несс. Пять страниц комикса являются прелюдией и зачином истории игры, показывающее главных героев и кусочек мира, который предстоит изучать и спасать игроку. Последняя страница знаменует самое начало этого приключения.  

Из других интересностей на сайте есть видео с записью композитора саундтрека к Hob, а также сборники музыкального сопровождения к другим их играм.

Несмотря на хорошую и весьма плавную систему боя Hob больше про головоломки, загадки и исследование мира. Во многих аспектах построения сюжета и игровых механик она очень похода на предыдущую обозрённую мною игру — Hyper Light Drifter. Поверить в то, что создатели хотя бы немного не вдохновлялись этим произведением сложно. В процессе повествования обзора буду отсылаться к ней, мне было интересно подмечать различия в разных аспектах этих игр.

А теперь к сюжету и лору.

Структура игры и сюжет

История начинается с освобождения маленького существа в красном плаще и с большими синими глазами. После долгого сна он наконец очнулся и выходит из каменной комнаты в яркий солнечный свет и высокую сочную траву. Рядом с разбуженным стоит большой дружелюбный робот — он-то и выпустил нас на свободу. Молчаливыми кивками и жестами здоровяк подзывает героя поближе, и вот уже управление переходит в руки игрока. Отныне он может идти совершенно куда захочет, ведь направление движения здесь так же не имеет смысла, как в Hyper Light Drifter. И здесь также без слов и полноценных диалогов движется нарратив игры. Мне показалось, что у Hob лучше получается визуально рассказывать свою историю через яркое окружение и конкретные события.

Побродив совсем немного по приятным и красочным местам игрок скоро понимает основную проблематику и вытекающую из неё цель. Среди безобидных диковинных животных, высоких деревьев и величественных скал вальяжно расположились сгустки непонятной плотной субстанции. Цвет у них неприятный, грязно-фиолетовый, а сама консистенция будто живая — дышит и пульсирует, оплетая деревья и камни. Конечно, это вещество и портит в большом объёме прекрасные виды. Но помимо этого оно ещё и агрессивно: сразу нападает на нашего героя, стоит ему только приблизиться. Крепко обхватив руку «красного плаща» уже начало заражать живую плоть. К счастью, на помощь приходит знакомый нам железный здоровяк и отсекает руку, которую уже нельзя спасти, а зараза бы распространялась дальше по телу.

Чуть позже мы видим главного героя, который снова пробуждается от обморока, а вместо заражённой руки у него теперь большая ладонь робота. Великодушный поступок, который теперь поможет нам более эффективно бороться с враждебными существами. Игрок хоть и без слов, но чётко понимает свою цель — избавить эту планету от неизвестной болезни в виде слизи и озеленить мёртвые, уже отравленные участки.

Зачин похож на Hyper Light Drifter, не правда ли? Там и там очень похожий концепт, способ нарратива и мотивация игрока. Тоже относительно открытый мир, который можно изучать сколько угодно, и занимательные бои с совсем неслабыми вражескими единицами. Это всё верно, но Hob показалась мне более чувственной и эмоциональной, что ли. И не только за счёт менее мрачного окружения, а за более вовлечённое взаимодействие с игроком. Он не просто самостоятельно расшифровывает фрески и пытается проникнуть в комнаты с секретами. Hob больше визуально показывает, куда пойти и где ещё что-то находится.

Но, конечно, будут моменты, на которых можно надолго застрять, ведь в игре много головоломок и игр с местностью. Вы будете проваливаться на нижние этажи, искать подземные ходы, пытаться залезть на самую высокую точку, поднимать целые скрытые уровни под землёй и многое другое. Карта тоже вещь не самая понятная в этой игре. Там показываются основные места, к которым ещё нужно пройти, а помимо этого нужно искать спрятанные закутки с местной валютой для прокачки персонажа, а также дополнительные жизни.

Дальше игрок развивается по вполне стандартному сюжету. Исследует мир, находит секреты, по пути уничтожая слизь и возвращая жизнь в 7 регионов, отличных по своему дизайну и степени заражения территории. И так всё ближе и ближе к основному источнику заражения — парящей над землёй башне, в которой спаситель в плаще не только узнает причину захвата этой планеты, но и примет тяжёлое решение.

В зависимости от выбора будет отличная от другой концовка. Всего их в игре две, а интерпретировать можно по-разному. Мой рассказ это даже не верхушка айсберга, это только самый пик. Саму игру нужно ещё постараться понять, так как история заражённого мира куда глубже и неоднозначнее, а также содержит большой моральный потенциал. Если вы не боитесь спойлеров и хотите получше разобраться в лоре Hob советую посмотреть ролик по игре с канала Likoris на ютубе:

 

Там автор подробно и интересно разбирает мелкие детали сюжета и даёт свои интерпретации концовок. Мне как раз было очень занимательно разбираться в сюжете, потому что во время прохождения многие мелкие условности ускользали от глаз. Ну и отличное от своего мнение тоже полезно послушать.

Геймплей

Боёвка в этой игре в отличие от Hyper Light Drifter менее напряжённая, но всё ещё требует от игрока внимательности и выбора тактики для каждого вида врагов. Ведь с продвижением по отравленной планете они принимают более устраивающий вид и улучшения в виде брони. Однако во многие драки можно даже не вступать, а просто ловко обойти и пойти своей дорогой. Монстры рано или поздно потеряют интерес и не станут продолжать погоню.

В Hob больше ценится смекалка игрока и терпение, чтобы понять, как работает тот или иной механизм и найти следующий правильный путь. Само управление очень плавное и приятное, особенно если играть с геймпада. Здесь есть и минуты покоя. Так, когда игрок заберётся на очередную возвышенность он может свесить ноги и посидеть на краю выступа или опереться плечом о каменную стену, чтобы на минуту собраться с мыслями и полюбоваться действительно прекрасными и завораживающими видами. А посмотреть здесь можно много на что.

Система прокачки здесь также присутствует. И можно улучшать не только своё оружие (меч, щит и подаренная крупная рука), но и способности типа более быстрого уклонения, сильного урона и так далее. Радует, что в отличие от Hyper Light Drifter здесь единицы валюты разбросаны почти повсюду и также тайники достаточно просто найти. И, конечно, они падают с побеждённых врагов. Проблем со здоровьем героя у вас тоже не возникнет — дополнительные жизни весьма просто находить даже в многочисленных секретах местности. Можно даже открывать новые скины на внешний вид главного персонажа, но это больше для эстетического восприятия.

Основной элемент геймплея игры мне кажется больше не бой или головоломки, а исследование мира, который кажется более понятным, но остаётся таким же молчаливым. Хочется бегать и изучать уже освобождённую от болезни территорию, искать новые тропы и храмы, на фресках которых можно прочитать историю этого мира и зарождения разрушительного недуга. Но все знания находятся не в словах, а символах.

Есть возможность взаимодействовать с мирными причудливыми существами и просто наслаждаться видами. С одной стороны, мир Hob открыт как на ладони, здесь гораздо меньше мест, куда долгое время нельзя попасть чисто физически. Но с другой, он совсем не так прост, и вам придётся довольно долго побродить, чтобы собрать полную цепь событий.

Визуальное оформление

Hob идёт такой менее детализированный, мягкий, почти детский визуал. Как только игрок выходит из своего тёмного заточения его встречает яркое солнце, заливающее своими лучами опушку леса с высокой травой. Разнообразные каменные блоки, будто недостроенные здания, куски стен и прочие строения поросли мхом и лианами, по которым легко забраться. Всё это хорошо вписывается в общий пейзаж из деревьев и возвышенных холмов. Особенно завораживают дальние планы с откатом камеры, когда герой делает небольшой привал и любуется раскидывающимися видами. Тогда все эти парящие скалы и куски земли становятся ещё более завораживающими, зависшими в воздухе.

На этой планете у каждого из регионов свои особенности и стиль. Поражают и подземные лабиринты, с возвышенностей которых даже не видно дна этой бездны, скрытой далеко от солнца. Выжженные промышленные участки почти без единой травинки или кустика тоже отличаются своей эстетикой.

И также угрожающе и зловеще выглядят последствия неизвестного вируса. Да, со стороны это просто сгустки слизи, но когда видишь, как они покрывают большую часть поля зрения игрока картинка тут же перестаёт выглядеть красочно и сказочно.

В общем и целом, графический стиль мне очень понравился в этой игре. Цвета красочные и приятные глазу, локации разнообразны, а за счёт большого количества тайников и скрытых троп изучать этот большой мир одно удовольствие. Само окружение не слишком агрессивно настроено, что делает путешествия по карте ещё более занимательными и расслабляющими.

Музыкальное сопровождение

Композитором выступил Мэтт Оулмен, более известный тем, что написал музыку к Diablo, а также выступал в роли саунд-дизайнера при создании игры Starcraft. Саундтрек, который он создал к Hob действительно очень ей подходит. Каждая композиция так и пронизана азартом исследования неизвестных земель и открытия чего-то нового. Так как тон самой игры больше расслабляющий и не напряжённый, все саундтреки подстёгивают игрока взбираться выше по скалам, смелее спускаться в подземные лабиринты, не пасовать перед врагом и не останавливаться, даже если очередная загадка не даётся с первого раза.

Одновременно с этим музыка звучит глубоко и успокаивающе, она сама по себе прекрасно дополняет общую картину и ход молчаливого повествования. Ну и на слух очень приятна, я бы просто закрыл глаза и отдельно от игры слушал саунд, релаксируя.

                                                   ***

Не зря по ходу повествования упомянул другого человека, которому игра настолько сильно откликнулась, хотя по сути в ней нет чего-то особенного или выделяющегося. Для меня лично Hob стала просто приятным путешествием по интересному миру, хотя уже говорил, что такие «молчаливые» игры меня не особо привлекают. Да, конкретно визуал, музыка и более глубокий сюжет выделились в моём маленьком крысином мозгу, но игра всё равно осталась средней, хоть и весьма приятной.

А тут человек настолько чувственно и искренне влился в игру, что посылы переложились на его личную жизнь и помогли в каких-то моментах пересмотреть взгляды на происходящее вокруг него.

Это в очередной раз подчёркивает очень простую и очевидную мысль: для одних игра будет либо проходняком, либо просто хорошей, но особо не запомнившейся; для других — чем-то тёплым и более близким. Именно по этой причине нам так хочется погружаться в бесчисленное количество разных игровых миров. Каждый найдёт себе родной по душе.


Лучшие комментарии

Читай также