2 октября 2022 2.10.22 2 524

Operation Darkness I Обзор (2022) — редкая японская tRPG для Xbox 360

+1
 

Сегодня приглашаю тебя познакомиться с крайне редкой японской tRPG под названием Operation Darkness. Между прочим, эксклюзив для Xbox 360! Обзор я решился делать, когда узнал, что про Operation Darkness знают десяток людей в СНГ и в русском ютубе про неё не сняли ни ролика, забыли. А между тем Operation Darkness игра колоритная. Здесь и графика для своего времени приятная, и с камерой разработчики заморочились, и взяли нетипичный для tRPG сеттинг. За клавиатурой Павел Василевич с канала "Фанатам от Фанатов". После этого выпуска ты пожалеешь, что не подписался на канал раньше!

Operation Darkness на фоне других дактических РПГ на первый взгляд выделяет сеттинг, полная трёхмерность и камера за спиной героя. Причём конкурентов не выпустили даже сегодня в 2022 году. Давай разбираться что было необычным. Operation Darkness она тактика про вторую мировую войну. Интересно же привести к победе над фашистами отряд, в руках которого не мечи и щиты, а автоматы, пулемёты и базуки! Так что она стоит внимания. Между ходами можно покрутить камеру вокруг героя и осмотреть его в 3D. Герои все отрисованы в стиле аниме и смотрятся симпатично даже сегодня. А во время хода камера драматично следует за бегущим героем, кинематографично показывает как мимо свистят пули и пролетают гранаты. Operation Darkness должна была стать добротной красивой игрой за полную стоимость, такая у которой выходят продолжения. За всё время вышло не так много тактических РПГ от японцев про вторую мировую. Из отдалённо похожего можно вспомнить разве что Ring of Red и Valkyria Chronicles.

Начну с механик. Operation Darkness по механике делится на тактическую часть и организационную. Пробежимся сейчас по тактической части. Во время тактической части ты можешь передвинуть героя, атаковать, применить предмет или закончить ход. Замечу, что борец с фашизмом может сперва атаковать врага, а потом вдобавок применить аптечку. И это за один ход. В обычных тактиках можно либо атаковать либо лечится, извечной дилеммы тактик прикончить врага или вылечить себя здесь нет. Когда позднее по сюжету в Operation Darkness, герои получат дополнительные умения, то лечиться станут автоматически, а ход на приминение полезного предмета можно будет потратить на другое полезное действие, то есть 4 действия за ход в сравнении с 2 в обычных тактиках. Чтобы воевать было не однообразно, всех персонажей поделили на классы. Не маг или воин, но тоже необычно. В отряде 8 базовых персонажей, трое с лёгкими автоматами, среди них главный герой Эдвард и брюнетка Корделия, они могут стрелять недалеко, но на 3 клетки в ряд и теоретически могут подкосить очередью троих солдат, если они выстроятся в шеренгу. Трое других могут стрелять из тяжёлых пулемётов, на дальние расстояния и по небольшой площади. Ещё один, умудрённый сединами Галлант носит с собой базуку и стреляет по площади, может уничтожать тяжёлые танки или бить больно по 3 и больше врагам одновременно или подрывать врагов в окопах. И есть ещё одна рыжеволосая девушка-снайпер, Синтия, она стреляет на ультрадалёкие дистанции, бьёт больно, но на одну клетку. Уже это рождает разнообразие. А когда ты узнаешь, что все эти классы есть и у противников нацистов: снайпер, автоматчик, пулемётчик, ты как игрок получаешь большое пространство для экспериментов какой класс кого боится больше. Можешь проверить стоит ли охотится своим снайпером на чужого снайпера, устраивать снайперскую дуэль или лучше обойти окольными путями автоматчиками и прикончить по-тихому сзади. Становится увлекательно, появляется даже челлендж, когда ты видишь, что у врага появляются особо жирные юниты как самоходные установки, а позже танки тигры и пантеры. Их нельзя уничтожить ничем, кроме базуки или гранаты. Нужно будет обходить огородами, чтобы подобраться к слабой точке и уничтожить противника одним ударом. А своих похожих юнитов в игре не будет. В будущем у врага появятся юниты, которые не боятся пуль и бегут вплотную для ближнего боя, а ещё маги времён второй мировой, которые бьют магией издалека. Об этой сомнительной части сюжета Operation Darkness я расскажу в конце. Как ты видишь, только изучением юнитов и их возможностей можно чем занять себя на добрый десяток часов. А ещё есть нежданчики в виде мин на дорогах, неожиданных промахов по врагам и спрятавшиеся в окопах нацисты.

Чтобы Operation Darkness не слилась в череду непрекращающихся сражений, игрокам предлагают расслабляться между миссиями менеджментом ресурсов. Игрокам предлагают проявлять таланты снабженца и закупать аптечки, патроны, оружие. В Operation Darkness есть отдельный магазин, где можно купить всё это добро: базуки, гранаты и аптечки. Жаль, что ресурсов ограниченное количество, нельзя закупить одних базук на все деньги и чувствовать себя Рэмбо. После покупки нужно не забыть раздать каждому по карманам что юнит возьмёт на следующую миссию. Прямо как родитель собирает ссобойку сыну в школу. Можно ничего не дать и тогда в следующей миссии беспомощному герою придётся душить фрицев голыми руками или гнуть стальное дуло танка. Я не шучу. Если нет оружия, есть опция ударить врага рукой. Ещё в перерывах нужно будет читать болтовню героев. Обычно я не люблю в тактиках сюжеты и читал диалоги бегло. Они разговаривают на разные темы, у них складываются свои отношения, но на игру это не влияет и поэтому мне не особо было важно. Почти все диалоги я прокрутил. Ещё есть возможность нанимать дополнительных бойцов. Дело в том, что по сюжету дают 8 героев, тогда как обычно на миссию нужно брать не менее десятка. На помощь приходят казармы, где можно выбрать понравившегося бойца из предложенных. Это будут зелёные новички в беретах, которые отличаются друг от друга лишь именами и незначительными характеристиками. Можно и не брать новичков, но они очень будут полезными, потому что в Operation Darkness каждый ход на вес золота. И в конце дают возможность подойти к боевой карте, где можно выбрать куда пойти на следующую миссию. Например, можно выбрать остаться воевать в Египте, переплыть и воевать в Италии или плыть дальше и воевать уже во Франции. Я играл давно и не помню закрываются ли необследованные точки навсегда или нужно пройти все прежде чем продвинешься по сюжету.

Operation Darkness это и тактика и РПГ, поэтому герои прокачиваются в уровнях и их силы многократно растут в боях. Эдвард и его союзники начинают с жалкими 250-350 очками жизни и за игру вырастают до 40-50 уровня с 20-30 ТЫСЯЧАМИ очков жизни. Опыт раздают за убийства врагов и техники. В конце игры каждый герой способен будет наносить по 6-8 тысяч очков урона. Рост налицо! Помимо улучшения жизней и параметров каждого бойца, у каждого со временем изучаются особые умения. Появится возможность автоматизировать лечение, если осталось мало здоровья, плюс появятся суперудары, чтобы можно было порвать когтями врага в клочья, плюс появится магия. Даже безымянные рекруты будут прокачивать свои умения и научатся паре трюков.

В Operation Darkness очень много нюансов, потому как игра большая и комплексная. Купишь гранатомёт, но не купишь к нему припасов – герой будет бесполезным. Выучишь способности, но пожалеешь потратить время и настроить – не получишь бонусов. Не добьёшь немца – и весь опыт за него получит следующий боец. Хочу затронуть о просчётах авторов, которые усложняют игру и злят игрока. Например, в Operation Darkness тебя злит если походил из одной точки в другую и тебе не понравилось куда ты пришёл, нельзя отменить ход. Наверное, авторы хотели, чтобы я начинал миссию заново. Ещё злит, что вместе с трёхмерностью в игре стало неудобно указывать куда ходить. ТЫ хоть и смотришь сверху, но видишь огрызок местности вокруг героя и нужно долго ползать по карте, чтобы понять куда ходить. Благо что направления врагов указываются оранжевыми стрелками. Хотя бы знаешь в чью сторону идти. До удобства и наглядности изометрических тактических РПГ – далеко. Ещё злит, что герои в Operation Darkness погибают навсегда. Если кто-то погиб, то после боя он не воскреснет. Если погиб сюжетный персонаж в начале боя, перезапускай игру с начала. Представь, если героев 10 на миссии и из них 8 сюжетных, то ты трясёшься над каждым, чтобы кто-нибудь не погиб в конце боя и тебе не пришлось перепроходить 2 часа игры. Ещё злит то, что враги тугодумы и всегда выбирают ближайшего бойца в качестве мишени, пока он не отдаст душу. А если сюжетный герой встал в опасной зоне? Ещё злит, что ты можешь проходить игру, а враги появятся перед самым носом, расстреляют сюжетного героя и проиграешь миссию в одно мгновение. Если бы не смерть героя не приводила бы к провалу миссии, то было бы терпимо. Ещё злит, что герой получает опыт за убитого врага, а не за действие. От этого один будет только ранить врагов и не получать опыта, а второй только добивать и собирать все награды. Тоже непродуманно. И ещё злит, что последние миссии плохо тестированы. Врагов чаще в 2-3 раза больше чем героев. Из-за того, что последние миссии плохо сбалансированы, враги тебя душат большинством и ты не успеваешь ничего сделать. А если погиб сюжетный персонаж, то опять миссия провалена. Кстати, из-за этого я провалил последнюю 26 миссию только из-за того, что врагов больше, чем патронов. Я бы прошёл миссию, но нечем.

Отдельно я хотел бы остановиться на сюжете в Operation Darkness. Я детально не вчитывался какой герой кого любит и какого ненавидит, я тебе говорил раньше, но это не значит, что я не следил за ходом повествования совсем. С самого начала игры показывают кадры хроники, Гитлер ходит и командует своими солдатами. Ты веришь, что сейчас перед тобой пройдут самые историчные бои в пересказе японцев. По сюжету ты командуешь английскими солдатами, которые воюют в Египте, потом перебираются в Италию и движутся по Европе к Берлину. Кто-то гибнет, главный герой Эдвард получает пулю и его переводят под командование престарелого Галланта. Отряд Галланта выполняет секретные операции и отыскивает секретный завод по производству урана. Наблюдаешь на одном дыхании что будет дальше. Может, найдут ту самую секретную ФАУ-2? Подрываешь танки, обходишь мины. И потом происходит то, чего ты никак не ждёшь.

Посередине третьей миссии сюжет Operation Darkness переворачивается с ног на голову. Все убитые нацистские солдаты становятся зомби. Неожиданно для исторической игры! Да? Фабрика по производству урана оказывается лабораторией, где учились контролировать души людей. Дальше – больше. Герои перебьют всех зомби. В этой миссии я в 2014 году поражался насколько мощный Xbox 360, сколько много юнитов может обработать на одной карте! Галлант и его подчинённые оказываются оборотнями. Нет, они не шпионы советского союза, а реальные оборотни с шерстью и волчьей мордой в военной форме. Эдварду в начале игры перелили кровь Галланта и он тоже поневоле стал оборотнем, хотя не понимал этого. Герой выясняет, что все в его отряде оборотни и они такие мифические создания нужны, чтобы уничтожать оккультные немецкие силы. Видимо, обычные солдаты не в силах осознать, что зомби и оборотни существуют, поэтому нужны те, кто в курсе всей немецкой чертовщины. Поначалу вся фентезийная каша не так сильно будет бросаться в глаза. Со временем начнут попадаться закованные в броню роботы-нацисты, потом нацисты приведут Джека Потрошителя, потом ты выяснишь, что на службе у Гитлера есть и вампиры Александер и его секси-помощница Кармилла, потом встретишь ходячих скелетов с мечами, которые идут напролом к твоим героям. А в последней 26 миссии по штурму бранденбурских ворот ты встретишь самого Гитлера и всю его шайку Геренга, Бормана, Гимлера, Гесса. У Гитлера я даже посмотрел, что у него 97 647 HP, по сравнению со среднестатистическим героем в 35 000 НР. Наверное, поэтому его трудно было убить в реальной жизни раз просто конское здоровье как у трёх человек. Во время финальной миссии вся логика слетает под ноль. Лидеры нацистской партии не стесняются и силой своего приветствия парализуют героев, другие жестами кастуют магию огня. Сам Гитлер призывает с неба гигантский железный кулак, который давит всех по площади. Я подозреваю, что из-за этих исторических вольностей Operation Darkness её никогда не издавали в Европе по моральным соображениям. Чтобы школьники не запомнили, что Гитлер был магом, а не нацистом, чтобы не запомнили, что он призывал железный кулак и этим был плохим, а не уничтожал людей в концлагерях. Если пытаться осмыслить, то японцы придумали для Operation Darkness сюжет, который запоминался как такой добротный трэшак.

Ты наверное думаешь сейчас, что Operation Darkness не стоит твоего внимания. Попробую тебе объяснить. В Operation Darkness много прикольного. Например, прикольно когда ты видишь, как солдаты лечатся болеутоляющими, но спецэффекты нарисовали словно как для японской РПГ. Круто когда посередине миссии на поле боя приезжают танки и тебе нужно в экстренном порядке ориентироваться и на ходу и думать как выкручиваться из изменившейся ситуации. Миссии с фрау Кармиллой – моё почтение. Так круто было сражаться с ней. Камера брала такие непривычные и развратные ракурсы. Радовало, что в общем недостатка в девушках в Operation Darkness не было, ни в противниках и ни в своих. Женщины украшают игры! На стороне добра были темноволосая Корделия и рыжеволосая Синтия, стриженная под мальчика. И ещё радовала возможность лично завалить Гитлера. Радовать радовала, но у меня не вышло. Уж очень сильным его сделали разработчики и очень часто он лечился. В Operation Darkness Гитлер –грёбаный читер, он один выносит моих ребят одной левой и лечится так много, что сводит мои попытки стереть его с лица земли на нет. Возможность победить Гитлера хорошая, а реализация - плохая. Интересно, а если убить Гитлера в Operation Darkness и не трогать остальных его прихлебателей, игра закончится автоматически или нет? Было бы прикольно, если бы закончилась автоматически. Ведь цель войны достигнута.

Operation Darkness – игра отличная, но из-за специфической тематики её нельзя было издавать в Европе. Компания потеряла треть мирового рынка и делать продолжения было нерентабельно. В будущих частях можно было бы и развернуться. Можно было выпустить Operation Darkness 2 про войну во Вьетнаме или Operation Darkness 3 про войну в Ираке. Где ещё могли воевать? И объяснить, что главный герой не стареет, потому что оборотень. Оборотни не стареют, они бессмертные. Во второй части можно было бы исправить недостатки первой, те вещи, что злили, о которых я упоминал раньше. И ведь конкуренты не заели Operation Darkness, конкурентов вообще не было. Operation Darkness вышла в 2008, примерно похожая игра Ring of Red была в 2000, другая - Valkyria Chronicles - в 2008. Ещё могу предположить почему никогда не было Operation Darkness 2, потому что популярность игр про вторую мировую пошла на спад и Operation Darkness не было смысла продолжать. Если в 2008 году стали делать игры про современные войны, то Operation Darkness 2 уже не продалась бы. А ведь Operation Darkness 2 можно было сделать мрачной и кровавой. Чтобы ошмётки от немцев летали везде.

В заключении я хочу порекомендовать как можно поиграть в Operation Darkness сегодня в 2022 году. У меня плохие новости, потому что почти никак. Все ругали иксбоксы за нехватку эксклюзивов и с Operation Darkness случилась дурная история, она получилась эксклюзивом. Только не таким, что игра есть на Xbox 360 и на ПК. Operation Darkness есть только на Xbox 360. И точка! В Operation Darkness не поиграть на ПК, её нет на современных иксбоксах. При этом мало иметь Xbox 360, чтобы запустить Operation Darkness. Итак, загибай пальцы что нужно, чтобы технически поиграть в Operation Darkness сегодня. У тебя должен быть Xbox 360, прошитый под freeboot Xbox 360, это два. Потом нужно найти и скачать образ. А это нелёгкое дело, ведь его не найти на русских торрент-трэкерах. Это три. Именно поэтому из-за таких трудностей про Operation Darkness знают всего 1000 человек. За клавиатурой был Павел Василевич и ты был на канале Фанатам от Фанатов. Учти, после этого выпуска ты пожалеешь, что не подписался на канал раньше! Спасибо тебе за внимание.

 

А кто тут у нас? А это сама Фрау Кармилла! В центре любого кадра с ней львиную долю внимания занимает её непомерная грудь. Кармилла стала неофициальным секс-символом Operation Darkness.


Лучшие комментарии

Читай также