Каким бы ужасным и осуждаемым ни было насилие в любой своей форме, оно часто в играх, литературе, кинематографе играет роль инструмента, дабы выразить мысли автора, показать подтекст, метафоры и аллюзии на наше общество и что порой может в нём твориться. Можно неясность сюжета или путаницу в событиях того, с чем ознакомился случайный зритель списать на сюрреализм и артхаус. Что ничего и не нужно понимать – это и было задумано автором – показать визуально, либо же с помощью музыкальной составляющей элементы истории или лора, пусть и связать их порой бывает сложно. И вообще оказывается, что в этом и не было никакого смысла.
А есть такое творчество, которое не несёт особой смысловой нагрузки. В котором передана средняя вполне предсказуемая история, держащая внимание тоннами сюра и демонстрирующая насилие разного рода. В нём нет атмосферы давящего хоррора, события быстро проскакивают перед глазами в безумном танце. Происходящее нагружено отсылками и элементами окружения, которые не имеют важного значения. Зато здесь есть безумие, чёрный юмор и порой действительно забавные моменты. Всё это как раз и представляет из себя данная игра.
Красивый там замок вдалеке, правда? Но настоятельно советую вам держаться от него подальше, да и лучше возвращайтесь-ка домой. Замок Могеко не прощает никому любопытства.
«Mogeko Castle» – японская RPG-игра за авторством очень трудолюбивого разработчика и мангаки Deep-Sea Prisoner, которая вышла 1 апреля 2012 года. Это первая игра автора, которую к её неожиданности очень даже неплохо приняли за пределами Японии. У нас она так же на слуху у любителей подобного жанра хорроров. Но мы знаем именно ремейк игры, который вышел вначале 2014 года. Первоначальная же версия отличалась от конечного результата и содержала боевую систему, привычную для данных проектов. Исправленная версия была дополнена большим количеством отсылок на предыдущие работы автора, как из игр, так и манги.
Кто-то из вас, возможно, слышал о таких творениях DSP как: «The Gray Garden»,«Wadanohara and the Great Blue Sea»,«Obsolete Dream» и другие. А может и были знакомы лично. Много что из данных работ было добавлено в «Mogeko Castle» в качестве пасхалок, которые сразу и оценить толком нельзя, до этого не зная хотя бы несколько из проектов автора. Но в качестве ознакомительной цели и заинтересовать в творчестве выглядит вполне уместно.
Жанры игры: хоррор, фэнтези, приключения, драма. Возрастной рейтинг 15+, но это больше относится к законам страны производства, и так как здесь присутствует частая визуализация насилия, смерти и изнасилования резоннее дать ей всё же 18+. То же относится и к другим проектам DSP, имеющее схожее жестокое содержание.
Структура игры
Игра начинается на манер сказки под мелодию из музыкальной шкатулки. История пойдёт об обычной ученице старшей школы Йонаке Курай, которая направлялась на поезде домой, но внезапно очутилась на неизвестной станции.
Девушка в растерянности, не понимает, что делать и как попасть обратно домой. За неимением идей она отправляется прочь со станции, вглубь леса, пока не натыкается на необычный странный замок. Решив войти в него за просьбой о помощи, героиня начнёт своё опасное необыкновенное приключение, полное новых знакомств, странных событий и безумного жесткого сюрреализма.
У игрока одна задача – помочь Йонаке покинуть злополучный замок, наполненный агрессивно настроенными к ней существами – могеко. Это маленькие создания с жёлтым мехом, немного смахивающие на кошек.
Только прямоходящие, говорящие, ещё и занимающиеся дни напролёт только поглощением пищи и похабным насилием. Пусть вас не вводит в заблуждение этот милый, несколько нелепый вид могеко – они получают истинное удовольствие от старого-доброго ультранасилия. Уже в первую встречу они пожелали «развлечься» с Йонакой, что сразу наводит на мысли о сексуализированном насилии. Уже из-за диссонанса невинной внешности и отвратительных намерений становится не по себе. От таких тварей хочется как можно быстрее забиться в уголок, чем и занимается главная героиня большую часть игры.
Вообще, в Японии очень интересные представления о цензуре и возрастном рейтинге. Так как игру, полную от начала до конца кровищей, подробным описанием элементов гуро и пыток, нецензурной лексики и намёков на изнасилования определённо не стоит допускать до лиц, младше 18-ти лет.
Но как бы ни было всё плохо, над Йонакой надругаться хочет не каждое существо в замке. В побеге девушке будут помогать «особые могеко», выделяющиеся из толпы одинаковых сородичей либо нетипичной внешностью, либо разными вкусами и мировоззрением. Такие по определению считаются в народе дефектными, они презираются и подвергаются гонениям.
Только им и можно доверять, ведь эти существа совершенно не поддерживают насилие и просто пытаются заниматься тем, что им интересно. Их и жалко, они буквально говорят, что отправятся на казнь за мелкие отличия от основной массы. Они плачут и бьются в истерике, не желая расставаться с жизнью только потому что им не нравится прошутто (это итальянская ветчина из натёртого солью окорока) и жестокость. Есть целый этаж с настолько подавленными и запуганными могеко, что они даже никак не реагируют на героиню. От этого как-то печально.
Игра представляет из себя 7 этажей замка, переход в каждый из которых сопровождается мыслями и флешбеками Йонаки о доме и семье. Но не думайте, что получите истинную концовку сразу же, как только покинете замок. Вас и в привычном мире гг будут ожидать резкие повороты в сюжете.
Здесь присутствуют разные концовки, отрицательных больше, их можно получить разными случайными образами, будь то открытие неудачной двери или явно глупый и смертельный поступок. Каждое такое завершение игры венчается дополнительным артом и подробным описанием страданий бедной девушки
Отрицательные концовки:
- 1) «Вечная мечта»
- 2) «Ассимиляция»
- 3) «Личинки»
- 4) «Мясная вечеринка»
- 5) «Игрушка»
- 6) «Паразит»
- 7) «Фальшивая правда»
Противоречивая концовка:
«Обещание на двоих» – её нельзя назвать безусловно отрицательной, скорее полностью противоречит всей игре и просто не может существовать в рамках этого мирка. Это больше визуализация «идеального финала».
Нормальная концовка:
«Замок Йонаки» – несмотря на то, какой треш происходит в этом финале удивительно, что он считается хорошим. Так как для его получения буквально нужно устроить геноцид и явно пойти по пути антагониста. Но что ж, это было задумано автором.
Истинная концовка – получить очень легко, выпадает буквально при первом же прохождении. И не важно, сколько отрицательных вы получите в процессе, это никак не повлияет на её получение, если не запороть основные сюжетные моменты, конечно. Истинная не значит лучшая, эта концовка даже ещё печальнее, чем всё вышеперечисленное. После такого финала наступает какое-то чувство безвыходности, как бы вы не пробовали переигрывать.
В конце же игры независимо от концовки игроку откроется весьма интересное место для изучения – бонусная комната. Это большой зал, по которому игрок может перемещаться, всё ещё управляя героиней. В помещении представлен весь музыкальный плейлист, картинная галерея из официальных артов полученных вами концовок и бонусные изображения с отсылками на работы великих художников Ренессанса. Есть отдельная комната, где можно понаряжать Йонаку в разные костюмы и походить так. Тут и школьная форма, и костюм горничной, медсестры, и нэко-ушки, и даже кигуруми в виде могеко. Правда за пределами комнаты так не походишь, но это всё равно забавно.
Также можно почитать биографию всех персонажей, встретившихся Йонаке на пути. В общем, это занимательное место, которое способно занять после самой игры.
Геймплей
Управление героиней не представляет из себя никакого труда, игроку и даётся лишь возможность перемещаться на стрелочки, бегать, взаимодействовать с предметами и выходить в инвентарь, который не несёт совершенно никакой практической ценности. Кстати говоря, в игре представлено большое количество предметов, с которые даже применять нельзя, они не пригодятся. Их можно будет просто собирать и разглядывать изображения поближе. С этим связано одно обстоятельство, заставившее раннюю версию игры претерпеть некоторые технические изменения.
Дело в том, что изначально она содержала боевую систему. Как раз тут бы и пригодились предметы, в большом количестве разбросанные по замку. Например, томик хентая или пачка прошутто для отвлечения внимания врага и пропуск боя.
Однако привычная нам версия по неизвестным причинам осталась без боёвки, а практически единственный способ борьбы с похотливыми существами – бегство со всех ног. Однако после исправления предметы так и остались в игре, их можно собирать хоть до самого конца, но будут висеть мусором в инвентаре.
Из-за таких преобразований игра вышла несколько позже других проектов DSP, так что автор обильно наполнила новую версию отсылками и бонусными предметами из своих творений, которые понять без заблаговременного знакомства, либо же прочтением значения после игры осознать и оценить просто невозможно.
Вряд ли бесполезные предметы, которые можно собирать в ожидании, когда же их можно применить, заинтересуют случайного игрока, вообще даже не знакомого с играми подобного жанра.
Присутствуют головоломки, но они интуитивные, на уровне найти правильный порядок дверей и всё в таком духе. Игра не ограничивает в исследовании локаций: можно подойти к каждому персонажу и послушать мнение о любимой еде и занятии, о настроении, герои других проектов автора тоже могут сказать вам пару слов.
Визуальное оформление
Стиль рисовки, в общем-то, не отличается от игр подобного жанра. В отличие от, скажем, «Ib», здесь персонажи состоят из более мелких пикселей, так что можно полюбоваться их дизайнами. А отрисованные самим автором арты концовок и сюжетных моментов вносят разнообразие в общий визуал.
Главной дисгармоничной точкой в эмоциональном восприятии окружения является сам замок. Он кажется огромным и давящим, с множественными одинаковыми комнатами и дверьми, со скудным интерьерным наполнением. Сама однотонная серость здания не пугает, скорее давит, заставляет искать выход как можно скорее, лишь бы увидеть перед глазами что-то кроме камня и жёлтых мерзавцев.
Тем не менее игра разными локациями точно не обделена. Героиня прогуляется и по больнице, и библиотеке, и странным комнатам замка, совсем непохожим на обычные, и даже побывает в родном доме, куда изо всех сил стремилась попасть.
Все места вместе с обычным городом Йонаки навевают беспокойство и сплошные вопросы: какого чёрта тут вообще происходит? Даже в светлых помещениях, где никто не нестроен к героине агрессивно, и играет нейтральная музыка, всё равно чувствуешь томительное давление. А участки с вырвиглазным красным цветом и быстро мелькающими элементами не понравятся ни эпилептикам, ни кому бы то ни было.
Игра содержит большое количество сцен насилия и жестокости разного рода, красный сочащийся цвет будет преследовать чуть не от начала до самого конца. Также много артов из плохих концовок с малоприятным содержанием. Так что, если таковые зрелища вас не прельщают, лучше не пополнять свой игровой опыт данным творением.
Музыкальное сопровождение
От мрачного визуала не отстаёт и саундтрек игры. Основные темы похождений Йонаки гротескные, по звучанию тягучие. Много элементов и пианино, и струнных, в особенности многие из них дополняют мотивы музыкальных шкатулок, как к примеру, в начальной заставке и финале. Некоторые отдельно взятые мелодии могут быть драматичными и складными, хорошо подходящие под момент. А другие на лёгкий и юмористический лад, как раз под общий игровой сюр, где может произойти всё что угодно.
Вообще, многие музыкальные темы хотят передать величие замка, его значимость и важность. Чтобы создавалось впечатление, будто бродишь по старым покоям самого графа Дракулы. И если бы не снующие безумные могеко, как раз и было ощущение статности. Когда слышишь такие мелодии сразу представляешь балы в широких залах, величавую походку короля под руку со своей дамой, герцогов и герцогинь в дорогих праздничных нарядах. Это ещё больше строит ощущение сказки, как нам показывала автор в самом начале.
«Тёмная» сторона музыки передаёт два ощущения: давящей растерянности, когда тёмные залы и длинные коридоры не внушают ничего, кроме пустоты и одиночества, даже когда находишься рядом с новым другом – чувствуется только лишь близкая опасность, что может поджидать за любым углом; и целое собрание безумия, нервозности и всего кровавого ужаса, что творится вокруг.
Есть и чисто неприятные уху саунды, зациклено давящие на голову и состоящие из целой какофонии громких резких звуков, что смешиваются в общую кашу. Как раз комнаты с таким звучанием и хочется побыстрее пробежать, только бы это скорее закончилось. Сопровождают они чаще элементы погони, заставляя игрока нервничать в поисках спасительной двери.
Как можно понять при прохождении, саундтрек у игры неплох, очень эмоционально разнообразен, подходящий под ход сюжета. Способный погрузить игрока в происходящее и почувствовать состояние Йонаки Курай, попавшей в такую прескверную ситуацию.
В сюжете игры бесконечно можно искать метафоры на острые социальные темы и разбирать хоть какой-то смысл во всём этом кровавом бреду. Но по большей части это местами трагичная история старшеклассницы, состоящая из сомнительного юмора и странного сочетания фэнтезийной сказки с вполне реальной жестокостью и безумием без прикрас.
Можно ли назвать «Mogeko Castle» артхаусным произведением со скрытым смыслом и аллюзиями на наш с вами мир? Вряд ли, сюжет достаточно поверхностный, он сам порой не знает, каким хочет показаться игроку: серьёзным и драматичным, или трешово-жестоким. Игра намеренно вызывает чувство неприязни по многим моментам, ведь это и её шарм.
Для меня это был немного сомнительный и странный, но весьма занимательный игровой опыт. После прохождения хотелось немного посидеть в тишине и обмозговать события.
Путешествие Йонаки Курай точно придётся по вкусу завсегдатаям RPG-хорроров и психодела. Случайному игроку будет сложно понять происходящее. И не в плане какого-то сложного сюжета, а банально ответить на вопрос – что только что произошло? Но и здесь можно найти что-то интересное для себя помимо бесконечного насилия и беспредела, что является квинтэссенцией игры.
Так, вас всё-таки сломало любопытство, и вы переступили порог замка Могеко? Поздравляю, теперь отправляйтесь в опасное приключение – до седьмого этажа и бога ради, не подходите вы к этим мелким жёлтым безумцам.
Лучшие комментарии