9 марта 2022 9.03.22 0 3944

ELEX II — готика с пушками

+5

Для начала должен признаться, что я не играл в первый ELEX, он мне тогда показался слишком страшным на вид и слишком замороченным по сути. Я знал лишь общие принципы мироустройства, истории Джакса и всё. Так что мой опыт может быть более специфичен: я смогу рассказать как игра воспринимается такими как я, кто решил начать играть только во вторую часть. А ведь сюжет тут прямо продолжает предыдущей и разработчики пытались сделать сноски по поводу того, что за «старые знакомые» перед главным героем. Я выбрал Альбов и играл исключительно через дальнобойное оружие т. к. терпеть классическую механику ближнего боя от piranha bytes не было никакого желания. Играл без гайдов, не подглядывая где разбросаны уникальные стволы.

Баги и оптимизация

Первым делом несколько слов о техническом состоянии игры: киберпанк лично у меня работал лучше. Игра встретила меня сломанным освещением, которое превращало текстуры в чёрную бездну, но переход в полноэкранный режим помог. FPS которая выдавала моя 5700XT явно не соответствует графике уровня десятилетней давности. Очень часто мигают тени, иногда перестают отрисовываться объекты в течении некоторого времени после загрузки или при быстром движении (особенно на базе Клириков). Что удивительно, у меня игра ни разу не вылетела за всё прохождение.

Также, кажется, я получил софтлок двух побочных миссий: на лояльность Чморилы (на английском Bully), я вполне уверен, нпс с которым мне надо поговорить, заспавнился в землю. И квест, по которому мне надо украсть на базе Альбов пайки элекса для подпольного торговца. Всю зону обыскал, по всем карманам и сундукам полазил — ни одного не нашёл, видимо скрипт их не заспавнил.

ИИ очень часто ведёт себя странно, вот лишь основное замеченное мной:

  • НПС стоит в упор и не решается атаковать в ближнем бою довольно долго
  • Атакующий в ближнем бою НПС начинает неистово бегать вокруг своей цели, явно стремясь подойти ближе, но упираясь в коллизию
  • Если стоять на недостижимой для противника поверхности, то он может начать просто стоять и ничего не делать или бегать туда-сюда без всякого смысла
  • Откровенно странное поведение противников, которые на самом деле имеют винтовки, но куда больше предпочитают лезть в ближний бой, даже если находятся далеко
  • Если героя от напарника выдернет кат-сцена, то тот останется стоять где стоял: посреди пустоши или на зачищенной базе пришельцев. Придётся возвращаться лично, чтобы забрать его оттуда.

И сразу несколько слов о графике: очень, очень слабо. Детализация объектов, качество текстур, анимации. Особенно лицевая анимация, персонажи слишком широко открывают рты при разговоре и светят своими идеально белыми зубами, будто у них во рту лампочка. А ещё объекты слишком явно отрисовываются при приближении, даже на относительной небольшой дистанции некоторые объекты превращаются в пиксельную кашу, а тени пропадают. Видимо это так игру «оптимизировали».

И это максимальная дальность отрисовки
И это максимальная дальность отрисовки

Старт игры в стиле дарксоулс

Начало игры действительно сложное, я играл на средней и не раз хотел поставить лёгкую. Проблема в том, что вначале есть только оружие ближнего боя, которое наносит очень мало урона, а другое даже если и удастся найти, для его экипировки нужно поднять себе не мало уровней. Я дополнительно совершил ошибку, отправившись к Альбам. Большую часть урона наносили мои спутники, а я в основном старался не умереть, использовал перекаты и пытался где-то потыкать врагов своим мечом для хоть какого ускорения процесса. Хорошо хоть то, что всегда от врагов можно банально сбежать, они не будут проследовать слишком долго и очень любят стоять на месте и рычать на героя.

А потом я покачался, добыл дробовик и игра стала лёгкой прогулкой и вот почему.

Баланс оружия

Редко где увидишь настолько поломанный баланс. Если кратко: дробовики имба.

Даже не смотрите на их циферки урона, они работают по каким-то своим законам, я почти половину игры бегал с обычным дробовиком, потом докачался до двухстволки которая чуть мощнее и наконец нашёл уникальный дробовик «Громовержец», который по праву можно назвать самым мощным оружием в игре. Единственная слабость дробовиков: нужно подбежать довольно близко, но эта игра итак в значительной мере ориентирована на ближний бой.

Разберу типы оружия. Если вам не интересны подробности описания каждого типа, пропускайте список ниже:

  • Оружие ближнего боя — анимации страшные и нужно следить за запасом выносливости, зато не надо закупать патроны, кроме того оно наносит большой урон выносливости врага, из-за чего его можно опрокинуть.
  • Дробовики — используют соответствующие патроны и наносят огромный дамаг, но имеют низкую дальность, малый запас патронов в обойме и долгую перезарядку. Настолько долгую, что, пожалуй, быстрее убрать оружие и достать его заново или переключить на другое оружие и обратно на дробовик (любое убранное оружие перезаряжается автоматически), нежели ждать перезарядки.
  • Энергетическое оружие — основное оружие Клириков и Альбов. Урон относительно небольшой, зато очень точные и дальнобойные, перезарядка почти мгновенная позволяет вести постоянный огонь на большую дистанцию. Босса таким, конечно, придётся ковырять долго, также имеет нулевой импакт для врага — не может опрокинуть.
  • Плазменное оружие — тяжёлая пушка Альбов. На смотря на грозно выглядящий эффект взрыва плазмы, вообще не наносит АОЕ урон. Урон относительно неплохой, но скорострельность просто ужасна, снаряд летит медленно и также не имеет импакта. Как тяжёлое оружие — долго переходит в режим готовности к огню и замедляет героя. Требует чудовищно высокий показатель интеллекта. Единственное достоинство — дешёвые боеприпасы по меркам тяжёлого оружия.
  • Пусковые установки (ракетницы) — оружие с большим АОЕ, к тому же опрокидывающее врагов (и союзников, и героя). На самом деле наносят вполне неплохой урон, впрочем нормальные модификации доступны только к концу игры (и необходимо найти уникальное оружие) т. к. обычные версии наносят до смешного мало урона. Кроме того ракеты очень дорого стоят и редко можно увидеть скопление врагов, позволяющее реализовать потенциал АОЕ.
  • Гарпуны — стреляет снарядом под названием «копьё», очень быстро перезаряжается, но боеприпасы довольно дорогие. Доступны начиная с мидгейма. Имеет небольшой импакт, заставляя противника пошатнуться, может станлочить слабых врагов. Уникальный гарпун, который я нашёл, наносил неплохой урон, но не впечатляющий и не окупающий дорогие снаряды. Дальность сравнительно небольшая, снаряд летит не по прямой.
  • Луки — неплохой вид точного дальнобойного оружия в альтернативу энергетическим винтовкам для выбравших Берсерков. Наносят чуть больший урон, но скорость снаряда меньше и необходимо заряжать выстрел, а не просто зажать лкм.
  • Арбалеты — оружие, которым я так и не попользовался. В течении очень долгого времени не мог его найти, а потом оно уже просто не было конкурент остальному оружию.
  • Ручные пушки (пулевики). По сути пушка огромного калибра в руках. Умеренная стоимость снарядов, неплохой урон, высокая скорострельность, огромный импакт, который позволяет станлочить боссов. Хотя всё ещё уступает в уроне дробовику… Да и как тяжёлая пушка замедляет героя. Но из тяжёлых показалась мне наилучшей.
  • Гранатомёты — аналогично ракетнице, но для более ближнего боя, уникальная версия наносит самый высокий урон за одну атаку в игре, но требования к характеристикам невероятно высокие, я так и не смог из неё выстрелить. Урон обычных версий слишком низкий, не конкурентный лёгкому оружию.
  • Гранаты — существуют в единственной разновидности, очень редко встречаются и очень неудобно кидаются. В начале игры можно использовать т. к. не имеют требований, но в целом бесполезны
  • Зенитные пушки (используют ядра) — не берусь судить, за всю игру видел лишь 1 такую пушку и она была ужасно слабой, уникальных версий не нашёл.
  • Магия Альбов — по сути тоже оружие и она отвратительна настолько, насколько возможно. Основная атака бьёт в ближнем бою, но чуть ли не 40% ударов, когда я стою в упор к врагу, проходят мимо. Особый навык позволяет стрелять на дистанцию, но расход энергии совершенно немилосердный при так себе уроне. Есть ещё заряженная супер-атака по аое, но проблема в том, что кастуется она долго и потом предлагает 6 секунд летать среди врагов, нанося аое урон, также тратит много энергии. В итоге из магии Альбов самой полезной была способность исцеления, позволяющая почти не поглощать еду и зелья.

Итак, почти всю игру, многих сильнейших противников и финального босса я убивал дробовиками. Оно просто поломанные и всё тут. Зачем оружие ближнего боя, когда можно наносить огромный урон из дробовика, а на стамине только уклоняться? Также использовал энергетическое оружие Альбов для атак с дистанции, чтобы не лезть в толпу, в основном для убийства слабых противников. Из тяжёлого действительно полезным оказался уникальный пулевик «Палка смерти», хотя я его использовал против сильных противников просто для разнообразия, с дробовиком справился бы быстрее. Также иногда применял и гарпун «Зуб Кэпа» из того же принципа.

Мне кажется это вообще связано с багом, просто посмотрите на «урон» дробовика и гарпуна, а также урон, полученный противником от одного выстрела, дробовик слева нанёс почти вдвое больше урона.

Самый мощный дробовик и гарпун в игре
Самый мощный дробовик и гарпун в игре
Урон полученный от одного выстрела.
Урон полученный от одного выстрела.

На самом деле в игре большая проблема именно получить желаемое оружие. Противники оружие очень часто не дропают или из них выпадает оружие ближнего боя. Да и вообще редко выпадает шанс подраться против людей с хорошей экипировкой. У не профильных продавцов хорошую пушку вы особо не купите, полноценный оружейник доступен только для выбранной фракции, но ценники на оружие частенько просто конские, при этом не факт, что оно такое уж мощное. Впрочем можно находить уникальные пушки, они очень мощные, но без гайда это может быть проблематично, необходимо вычищать каждый закуток карты, чтобы их найти.

Ну и если уж говорил о продавцах: хорошую броню можно получить вообще только в своей фракции, с врагов она не дропает, даже украсть у нпс из карманов не выйдет, как хорошие пушки.

Также меня удивило то, что боеприпасы с противников вы не получите. На локации боеприпасов разбросано довольно мало. Так что если, например, в фоллауте я покупал боеприпасы довольно редко, то тут приходится постоянно бегать к продавцам скупать партии целиком, на что уходило не мало денег. Есть крафт боеприпасов, но он в общем то бесполезен: покупка ресурсов на крафт стоит больше просто стака патронов. То что итак налутал использовать можно, но это просто капля в море от моих закупок патронов.

Персонажи и сюжет

Для начала хочется прикопаться к натянутому обоснованию почему же Джакс вынужден заново качаться и покорять сердца фракций: якобы после событий первой части он на пару лет ушёл в отшельничество и его успели все забыть или утратить доверие, а его заражение ослабило героя, сведя всего его тренировки к нулю. Обе детали выглядят натянуто, особенно то, что ему приходится заново учиться всем навыкам, тратя на это кучу денег у учителей. Неужто герой внезапно разучился разделывать тушки животных, вскрывать замки или забыл как использовать энергетическое оружие? А почему Берсерки, с которыми у героя столь тесные взаимоотношения, даже не пускают его в свой форт? Меня даже Альбы и Морконы пустили без вопросов, а для этих пришлось несколько квестов выполнять. Ну ладно, это мелочи.

Больше проблема в том, что игра как бы и говорит достаточно, чтобы было понятно происходящее, но я чувствовал, что мне показывают именно продолжение, в котором очень много старых персонажей (чего уж, из 7 напарников только 2 новых персонажа: громила-Изгой Чморила и молодой Берсерк с юношеским максимализмом Лис). Иногда в игре показывают ролики с событиями из прошлой части, но это в высшей степени бесполезно для меня т. к. дают их без внятного синопсиса.

И сразу хочется сделать одно уточнение о напарниках: их можно спокойно пропустить. Я нашёл Лиса и Фалка только к концу игры, когда бегал по карте, дочищая локации, в основном в поисках уникального оружия, топливных ячеек для модификации джетпака и боссов-троллей ради ресурсов на зелья характеристик. Забавно получилось, что ближайшие к базе-Бастиону зоны я тщательно исследовал только к концу игры… Совершенно точно по сюжету вы получите двоих: Кайю, с которой у Джекса есть ребёнок и летающего дроида КРОНИ, для встречи с остальными нужно посетить определённую локацию или выполнить квест. Романы доступны со всеми девушками.

При этом с персонажами довольно приятно разговаривать, реакции на различные события (например завершил квест раньше, чем меня об этом попросили) прописаны хорошо. Правда иногда поведение кажется несколько натянутым. Хотя некоторые моменты всё же недоработаны, например происходит очень важное, драматичное событие, а напрямую связанный с этим персонаж, которого я взял в компаньоны стоит как истукан и не реагирует. Или, например, у меня возникло острое желание прибить моркона, который собирался напасть на Бастион… вот только эта функция не запланирована и его можно только оглушить.

Также несколько смущает систем отношения персонажей к поступкам героя. Тут как в МЕ: можно быть парагоном и труъ героем, а можно ренегатом, который всех посылает и без колебаний даст в рыло или будет угрожать. Аналогично: верхний вариант ответа «добрый», нижний «злой», а в середине может быть нейтральный. Тут две проблемы:

Первая проблема в том, что вот Бестия очень любит когда с ней говорят понимающие, а вот на совершенно невинное адекватное поведение отреагировать недовольством. Или вот у меня Кайра недовольна тем, когда я посылаю в пешее эротическое вымогателей денег. Т.е. я по-твоему должен был отдать 1000 элексита (местная валюта, в начале игры это очень даже много) бандитам на дороге? А отказать им и ответить самозащитой на намерение меня убить т. е. плохой поступок? Или то что я их запугал до такой степени, что они предпочли слиться. Также забавно то что если быть в группе с той же Кайрой и предложить помощь клирикам или Альбам, или когда я получал повышение у Альбов, она была очень недовольна. Но если оставить её постоять за дверью, то ухудшения отношений не будет. Но она ведь в любом случае знает что я с Альбами. Как это работает?

Вторая же в том, что это очень мало где играет. Мне лишь пару раз предлагали варианты ответа, для которых надо быть в достаточно степени плохим или хорошим.

Остальной сюжет — в целом обычная история о спасители мира, которого не хотят слушать. Очень похожа на масс эффект 3, где «а я же вам говорил, что враг идёт! А вы тут грызётесь меж собой» и вообще, на мой взгляд, все фракции слишком уж упорно гнут свою фанатичную линию поведения. Кто-то самоуверен, кому-то наплевать или же важнее своя территория. Никто не хочет воевать с пришельцами, которые заражают местность вокруг, порождая страшных мутантов. И конечно же это должна быть трилогия, концовка игры даёт только промежуточный итог противостоянию.

Размер карты не слишком большой, но она довольно плотно набита врагами, квестами и секретами, в том числе забавными и… странными. Вот вам псих, подметающий пляж и… сам не знаю что за покемон.

Экономика

Соотношения ценности предмета в руках игрока и в руках продавцам невероятно отличается. Вплоть до финала, когда у меня уже было самое мощное оружие, лучшая броня и все нужные навыки были изучены, у меня никогда не было лишних денег. Особенно удивляют в этом контексте Альбы с обоснованием на то «с каких пор вы используете элексит для торговли?» — мол так эффективнее, стимул для Альбов. Так вроде итак все ваши фанатично помешаны на эффективности, разве нет? Зачем им такие стимулы?

Кроме того, другим то броню и оружие явно выдают, как мы узнаем, некоторые солдаты ни разу не покидали Депо (базу Альбов). А вот Командор Джакс вынужден копить 45к элексита (без учёта умения на небольшое снижение цен) на полный сет лучшей брони, а лазерная винтовка мк3 стоит аж 32к. Ещё и НПС-интендант обижен на Джакса, ведь из-за него теперь его доза элекса снижена и за каждое открытое магазина вымогает 1 кусок полноценного элекса. И на него нельзя пойти нажаловаться или придавить выскочку, который наезжает на командора и легенду этого мира. Я же не чужак, почему вы именно со мной так? В чём была проблема сделать для Альбов особую систему получения экипировки?

Вы шутите? Откуда такие цены? Откуда мне взять столько денег?
Вы шутите? Откуда такие цены? Откуда мне взять столько денег?

Урон улучшенной версии выглядит многообещающие, но чтобы её получить, вам понадобится получить две такие мк2 пушки и всё равно при её скорострельности, толку будет мало.

Также очень не хватает кнопки «продать хлам», чтобы сбыть торгашу мусорные предметы, вроде налутанных вентиляторов, детских игрушек, вилок и трофеев с монстров. И вообще, в игре всегда не очень понятно что лутать можно, а что декорация, так что просто бегаешь кликаешь на все появившиеся предложения собрать предметы. Кстати очень забавно подбирать по одной штучке элексита, что часто встречается, когда в игре идёт расчёт сотнями и тысячами. Его будто для красоты раскидали.

Крафт

Пару слов о различных ремёслах, строго говоря их тут три: модификация оружия, крафт зелий и крафт патронов. Про последнее я уже сказал: он довольно бесполезен т. к. требуемых ресурсов в мире получается найти довольно мало, а когда встаёт вопрос их закупки у торговцев, то проще и дешевле покупать готовые патроны. Пример: одно «копьё» для гарпуна стоит со скидкой от навыка 19 элексита, чтобы скрафтить одно такое надо 10 лома по 10 элексита и 5 харидия по 20. Т.е. на 1 штуку я трачу 200 элексита, если куплю ресурсыа для крафта. Видите смысл? Я вот не вижу. Подозреваю разработчик забыл поставить нолик в рецепте, чтобы крафтились пачки по 10 снарядов.

Модификация оружия очень плохо спланирована. У навыка есть 3 уровня, при этом первый доступен в самом начале и позволяет перекрафтить 3 штуки «повреждённого» оружия в одно обычное (навык необходим т. к. в основном добытое оружие будет повреждённым с ощутимым ослаблением урона), а на третьем уровне можно перекрафтить 2 обычных + некий ресурс в усовершенствованное, которое получить иным способом нельзя. Второй уровень не задействован, а третий удастся получить только в лейтгейме из-за очень высоких требований характеристик. В некоторых случаях улучшенная версия пушек даже мощнее уникальных, например лазерная винтовка мк3.

Учитывая наличие уникальных пушек, полезность навыка выше первого уровня более чем сомнительна. Странность в том, что «усовершенствованная» версия прописана для всего оружия, даже для самых слабых вариантов, которые бессмысленны в лейтгейме, когда можно наконец прокачать 3ий уровень навыка. Если бы требовался хотя бы второй уровень, я бы действительно применил его к многим низкоуровневым пушкам. Плохо продумано.

Химия — действительно полезный навык, который необходимо прокачивать до 3. Она позволяет крафтить из сердец огров и троллей зелья с постоянным +1 к определённым характеристикам, что особенно полезно в лейтгейме, когда прокачка на +1 характеристики стоит 5 очков, советую беречь эти зелья до такого момента. Также можно крафтить зелья на 1 свободное очко характеристик или очков изучения навыков, что очень полезно. Хилки можно клепать, правда Альбу это было без надобности.

Также есть ещё крафт еды, особых навыков не требует, только получение рецептов, но еда хилит медленно и, вероятно, будет полезна другим фракциям чтобы после боя не тратить нормальные зелья. Ито только до получения навыка пассивной регенерации здоровья.

Итог

Сейчас очень редко выпускают экшен от третьего лица, который всё ещё действительно являет собой настоящую РПГ. Обычно ролевая составляющая или кастрирована до невозможности, или сюжет вовсе едет по рельсам и вообще не обращает внимание, что там игрок выбирал в диалогах. Вердикт таков:

Плюсы:

  • Игра неплохо вовлекает, интересно следить за сюжетом, развитием отношений между персонажами и личными сюжетными линиями напарников, поначалу подыскивать оружие получше
  • Возможность исследовать карту, где на каждом шагу есть всякие секреты и ивенты, при этом сама карта не слишком большая, чтобы это смогло серьёзно наскучить, а джетпак позволяет сделать эксплор намного веселее (а после прохождения сюжета, джетпак вообще станет бесконечным)
  • Игра неплохо работает на атмосферу, наличие русской озвучки очень приятно
  • Ощущение прогрессии. Хоть мир по ходу сюжета немного меняется из-за вторжения, все виды врагов остаются на своих местах. Т.е. противник, с кем раньше приходилось действительно напряжённо сражаться, будет на один выстрел пушки, а боссы-тролли не представляют проблемы и убиваются намного быстрее.. А пропущенная атака из смертельной становится незначительной.
После прохождения дали свободно полетать
После прохождения дали свободно полетать

Минусы

  • Слабая постановка кат-сцен, в них даже бывают удивительно плохие анимации, например розовый энергетический шарик формера при выключении просто исчезает, будто лампочку выключили.
  • Графика десятилетней давности с обилием пластилиновых лиц и мыльных текстурок, мигающие тени и подгрузка крупных моделей или их детализация при приближении очень сильно бросается в глаза. А чего стоят массивные наплечники на командорской броне Альбов, которые в текстуру нагрудника проваливаются в диалогах при движении рук.
  • Полностью поломанный баланс оружия, неуклюжий, примитивный бой с оружием ближнего боя
  • Плохо сделанная магия Альбов, она фактически не нужна, за исключением хилки
  • Очень много багов, плохо сделанный ИИ, ощутимые недоработки по действиям напарников в определённых квестах или ситуациях.

Лучшие комментарии

Читай также