22 февраля 2022 22.02.22 0 1962

Чёрт кроется в деталях — продолжаем разбирать славянский фольклор в Black Book

+7
Признаюсь, я не ожидал такого внимания к теме. Мне казалось, что интерес к игре и моей статье будет сильно ниже. Но я рад, что это оказалось не так. Предлагаю вашему внимаю вторую часть. Продолжаем разбираться с тем, как  Black Book знакомит нас со славянским фольклором, традициями, приметами и поверьями.  

Как безопасная зона знакомит с бытом  

Давайте посмотрим, где живёт Василиса. Избушка наших героев смоделирована на основе избы Кудымова, памятника деревянного зодчества коми-пермяков середины 19 века. Если вам показалось, что это две избушки стоящие рядом, то вам не показалось. Два жилых помещения соединены сенями (неотапливаемой прихожей). Для двоих жильё довольно большое, поэтому вторая часть постройки не используется - на это указывает заколоченное окно и трава, растущая на крыше. Но дом вполне себе жив, русская печка верно согревает домочадцев. В оригинальном доме дымохода не было, топилось жильё по-чёрному, однако в игровой версии у Деда Егора более продвинутая печь.

Поговорим о том, как жили крестьяне в деревнях. Прежде всего бросается в глаза отсутствие кроватей. И если остальная часть дома нежилая, то где спят Василиса и Дед Егор? Как и в русских сказках (вспомните Илью Муромца), крестьяне действительно спали на печке. Места там немного, поэтому обычно на ней спали хозяева, либо наиболее старые жители дома. Остальные могли расположиться на сундуках, на лавках, либо, на полатях. Видите эту полку под потолком, с которого свисает покрывало? Да, это не бревно, это полка, называемая полатями. Обычно там спали дети. Плюс полатей был в том, что горячий воздух от печи стремился вверх, поэтому под потолком было теплее, чем внизу. Обычно на полати и печь забирались по голбцу – деревянной конструкции у печки, которая выглядела как несколько разноуровневых полок. В игре заботлива приставлена лестница.

Внутри кажется гораздо просторнее, чем снаружи. 
Внутри кажется гораздо просторнее, чем снаружи. 

Также городской житель заметит отсутствие кухни. Дело ещё в том, что крайне суровые зимы не позволяли иметь несколько комнат, ведь иначе приходилось бы ставить несколько печей, а это невыгодно, поэтому дом делили на жилую часть (комнату, где была печь) и нежилую, где печи не было. Готовили в таких домах в жилой комнате, на печи. Это позволяло зимой экономить горючее: одновременно топишь помещение и готовишь еду. Слева в верху комнаты (на маленькой полке, над полатями) и на столе вы можете увидеть деревенскую кухонную утварь. В основном это глиняные сосуды различной формы. На столе, помимо самовара, стоит птичка — это деревянная солонка. Слева у окна стоит лучина, незаменимый источник света, - щепка, которая крепилась на специальную подставку, поджигалась и освещала помещение.

Хотел бы ещё отметить важные особенности старых деревенских домов. Напротив печи (по диагонали) - красный угол. Обычно он был обращён на юго-восток. В нём стояла главная вещь в доме - икона. Она была оберегом для жилья, защищала его от нечистой силы, причём как невидимо, так и видимо - при входе в жилую часть дома с иконой нужно было перекреститься, нечистая сила перекреститься не могла. Также в этом углу стоял стол - именно так он и стоит в игре.

При прохождении игры у меня больше всего вопросов вызывала книжная полка и огромное количество книг. Это во времена, когда книги стоили дорого, и выпускались тиражами дай бог штук в 100–200. Однако тот же Громыко в труде “Мир русской деревни” отмечает, что (например) в деревне Погорелово в собственности отдельных крестьян было до 1200 книг. Скорее всего, многие из них были рукописными и достались Деду Егору в наследство от других колдунов.

На стене висит примечательная картинка - святочные гадания на курах. Они (гадания, а не куры, но куры тоже) могли быть разными, поэтому опишу несколько вариантов. Первый: девушки выкладывали определённое количество зерна на полу, если курица склюёт - быть замужеству. Одними из самых распространённых были гадания с помощью петуха. Раскладывали на столе или на полу разные вещи: крупу, хлеб, золу, монетки, ножницы. Вносили петуха и смотрели, что он начнёт делать. Если клевать крупу - к богатству, хлеб - к урожаю, монетки - к деньгам, а уголь - не суждено выйти замуж. Остальное определяло, кем будет жених: ножницы - портной, зола - табачник. Если петух останавливался у зеркала, то муж будет щёголем, а если пил воду, то будет пьющим. 

Святки vs Хеллоуин

Если всю игру вас терзал вопрос, что это за маски на стене избы, то отвечу — это святочные маски. А вот святки - это крайне примечательный восточнославянский праздник, который в наши дни практически забыт и вытеснен западным аналогом - Хеллоуином.

С Рождества (до революции рождество праздновали как в Европе - 25 декабря) и до Крещения (6 января) длились святки. В это время каждый день молодёжь устраивала "игрища" в избах. Отличительной чертой святок было колядование или славление: люди ходили группками от одного дома до другого и исполняли славительные песни Христу, хозяйке и хозяину дома, а также их детям. Колядовщикам (славящикам) хозяева давали угощение.

Так же характерной чертой святок было ряжение. Считалось, что в эту неделю нечистая сила особо активна и ходит среди людей. Поэтому молодёжь изготавливала различные костюмы: животных, мифических существ, духов. В таком виде они ходили от двора к двору, исполняя колядки (колядовые песни), и появлялись на игрищах, где участвовали в разных активных играх (например, в жмурках). Считалось, что под масками скрываются не сами молодые люди, а души умерших предков, и, отдавая им угощение, хозяева дома обеспечивали защиту своему жилищу. В некоторых уездах несмотря на существование традиции ряжения, было запрещено надевать маски. Например, в некоторых районах Рязанской губернии в конце 19 века. Также было поверье, что маски - это элемент ряжения мужчин, а девушки не надевали масок, довольствуясь только платками, закрывавшими волосы. Колядование до сих пор существует в некоторых регионах на юге России, а также на юге Беларуси и северо-западе Украины. Мои бабушка и дедушка рассказывали, что масленица и святки были одними из немногих славянских праздников, которые справлялись во время их молодости (50-60е годы прошлого века) в их деревнях в Орловской области. 

Дореволюционная почтовая открытка
Дореволюционная почтовая открытка

Ивана Купала - когда цветёт папоротник?

На одном из первых моих уроков биологии преподавательница задала классу вопрос: “Когда цветёт папоротник? Кто ответит - поставлю пять!”. Детский мозг начал включать логику - весной? Нет? Тогда летом. Тоже нет? Ну осенью, когда ещё, явно не зимой. Что, зимой?! Потом нам объяснили, что папоротники вообще не цветут, они размножаются спорами. Но знаете, сказочный фольклорный мир и реальная жизнь порой чертовски отличается. И у славян папоротник цвёл.

Это один из самых древний славянских праздников, который был приурочен к летнему солнцестоянию. Назывался Купалье, в честь божества Купалы и его жены светоносной Заряды. После принятия христианства церковь попыталась подчинить своим правилам этот праздник и приурочила его к дню Иоана Предтечи, поэтому образовался праздник Ивана Купалы, который праздновался в ночь с 23 на 24 июня. 

В эту ночь нечисть становилась особенно активной, поэтому считалось, что спать в этот праздник нельзя: весь вечер и ночь проводили в обрядовых играх. Было принято опоясываться цветами, надевать венки на голову из трав, украшать ими постройки. Водили хороводы вокруг купальского костра, а также прыгали через него, как по одиночке, так и парами: считалось, что так пара проверяет крепость своих чувств. Одним из самых главных обрядов был запуск купальских венков - девушки запускали венки со свечой, чей венок не погаснет и проплывёт дольше всего - та будет счастливой, а те, чьи венки утонут, будут несчастны. 

Также этой ночи приписывался роспуск всех лечебных и чудодейственных трав, поэтому было принято их собирать. Ну и, конечно, я не мог пройти мимо главного события этого праздника - цветение папоротника. Считалось, что древнее могучее существо было низвергнуто до неодушевлённого растения, которое цвело только раз в год. Прекрасный огненный цветок, обладающий волшебными свойствами, который приведёт человека к любым, даже самым потаённым кладам и сокровищам. Но путь к нему охраняла нечисть, и он был надёжно скрыт от случайных искателей, поэтому найти его мог только достойный. Также считалось, что цветок мог превращаться в огненную птицу. 

По утру нужно было пройтись босиком по купальской росе - так человек мог зарядиться здоровьем на весь год. 

Цветок папоротника из официального арбтука игры 
Цветок папоротника из официального арбтука игры 

Как пожениться и не превратиться в оборотней

В современном мире свадьба кажется нам ненужным мероприятием, целью которого является удовлетворение юридических требований государства. Раньше же свадьба была одним из самых важных событий в жизни человека и одним из главных праздников для всей деревни. Отличий от современного варианта уйма, поэтому постараюсь кратко описать, какой была крестьянская свадьба.

Отличалась она гораздо большим количеством ролей. Сейчас кроме жениха и невесты, а также свидетелей с обеих сторон и тамады, ролей больше нет, остальные присутствующие являются гостями. Раньше же были следующие роли: дружка, поддружья, сваха, тысяцкий, боярин. Дружка (маршалок, старший сват, старший боярин) был представителем жениха, который следил за строгим соблюдением всех обычаев на свадьбе, так, как эти обычаи понимали в их деревне. При этом обычно дружка на свадьбах в деревне был один и тот же, тот, кто лучше всего разбирался в свадебных молитвах, песнях, обрядах. Также важной задачей дружки была защита жениха и невесты от порчи - эту задачу он делил с приглашённым колдуном. Расскажу про один из примечательных обрядов дружки: после благословения родителей молодожён иконой и хлебом солью, дружка был обязан "отпустить свадьбу". Он налеплял воск на волосы людям и лошадям и трижды обходил свадебный поезд с иконой. Поддружья (помощники дружки) и свахи также выполняли разную роль и помогали в проведении обрядов, например, свахи причёсывали молодожён, сидящих на меху, перед отправлением свадебного поезда. Тысяцкий - был начальником поезда, а боярами были свидетелями свадьбы. Их роли были более пассивными, и обычно на каждой свадьбе выбирались новые лица. 

Давайте попробуем кратко установить хронологию деревенской свадьбы. Так как несмотря на сходство традиций всех русских свадеб, они имели различие в зависимости от района страны, то попытаемся составить один из вариантов. Сначала происходил поиск жениха и невесты. Искать могли  как сами молодые, так и их родители. После согласования кандидатов начиналась предсвадебная неделя. В это время в доме невесты дошивали приданное (оно могло зависеть от "качества" невесты, если та имела доброе имя, хорошее здоровье и работящий характер, то приданого могло быть в малом количестве или не иметься вовсе), невеста прощалась с молодостью, с родными. Подруги невесты оповещали всю деревню о предстоящем празднике. Родня невесты обязательно посещала дом жениха, чтобы узнать, как обустроен быт, есть ли достаток, хорошо ли будет обеспечена молодая невеста. Всему этому сопутствовали песни, каждый обряд - со своими. При этом по мере приближения к свадьбе песни становились более грустными, так как невеста переходила из одного дома в другой. Можно сказать, что она умирала в одной семье и рождалась после свадьбы в другой. Заканчивалась предсвадебная неделя девичником для невесты и молодечником для жениха. После девичника невеста принимала последнюю баню в родительском доме. Песни не перестают сопутствовать происходящему, в них становилось больше монологов и печали. Следующим важным моментом было утро свадьбы. В нём свадебный поезд (украшенные повозки, сейчас эта традиция частично осталась в виде свадебного картежа - украшенных машин, которые сигналят, оповещая людей о радостном событии) прибывал в дом жениха, где в присутствии дружки и поезжан (тысяцкого и бояр) жених принимал окончательное благословение родителей. После свадебный поезд прибывал в дом невесты, где её прятали и требовали от жениха выкуп. Далее свадебный поезд отправлялся прямиков в церковь на венчание. В игре упомянут важная примета - свадебный поезд не должен остановиться на своём пути. Остановка сулила молодожёнам несчастливую судьбу. На протяжении всего пути дружка и колдун внимательно следили за гостями и окружением: искали подкинутые предметы с порчей, это могли быть куколки, мусор (кстати очень важный элемент, также в игре представлен, перед невестой и женихом на дороге не должно быть никакого мусора), перья и многое другое. Здесь же, если колдуна на свадьбу не позвали или он проворонил злого коллегу, свадебжан могли превратить в оборотней. В церкви происходил красивый обряд венчания, который существует и сейчас. После свадебный поезд отправлялся в дом жениха на празднество. Далее наступала первая брачная ночь, после которой могли на утро опросить жениха, была ли невеста целомудренна. Где-то этого старались не озвучивать, боясь отрицательного ответа, где-то могли потребовать возмещение, но редко когда это становилось причиной для развода. Свадьба могла праздноваться ещё несколько дней или закончиться на утро после брачной ночи. Свадьбу старались справлять или весной, или поздней осенью, после урожая, чтобы не отвлекать людей от посадки или уборки урожая.

Свадебное застолье из игры
Свадебное застолье из игры

Примечательные особы славянского фольклора

Если в прошлый раз я рассказывал вам о наиболее распространённых существах, то в этот раз сделаю обратное. Любите и жалуйте, хотя, наверное, лучше не надо.. Кхм, одни из наиболее редких, малоизвестных, но тем не менее представленных в игре бестий славянского фольклора.

Овинник (подовинник, осетник) - дух, хозяин овина. Овином называлась постройка, состоявшая из ямы и печки и предназначенная для высушивания снопов перед молотьбой. Жил, соответственно, там же, а по своим способностям был похож на домового. Умел лаять по-собачьи, громко хохотать и хлопать в ладоши. Главной его задачей было следить за процессом сушки - чтобы снопы были правильно уложены, чтобы огонь не разгорался слишком сильно, а также он оберегал овин от пожара. Овинник мог наказать владельцев за нарушение своих правил: мог наслать огонь, от которого часто страдал не только овин, но и его хозяева. Ублажить его было непросто, поэтому к овину носили пироги. Когда снопы высушивались, в благодарность хозяин кланялся и благодарил овинника. Девушки так же использовали овин для гадания: просовывали руку внутрь постройки, если овинник дотронется до неё мохнатой лапкой, значит та выйдет за богатого, а если голой - за бедного. Если вообще не дотронется, значит, замуж пока девушке не выйти. Изображали его похожим на домового - лохматым маленьким существом со светящимися глазами. Овинник мог принимать обличие чёрного кота. В игре его моделька почти не отличается от модельки домового.

Кстати, в игре ещё иллюстрируется интересный момент. Одна сельчанка жалуется, что в овине завелась нечистая сила. Оказывается, что овинник так реагирует на крёстные знамения своей хозяйки, ведь он существо более древнее, чем христианская вера, и не переносит её. Василиса может или прогнать его насовсем, или попросить хозяйку не креститься в овине. 

Русалка - (казытка, купалка, лосковитка, лоскутиха, смолянка, шутовка) - в представлении древних славян, утонувшие или умершие до свадьбы девушки. Обитали в ручьях, реках и других водных источниках. Могли стать жёнами водяного. Из воды выходили в русалью неделю, сразу после Троицы (пятидесятый день после Пасхи). Чтобы не навлечь на них гнев в эту неделю, нельзя было мыться, стирать вещи, ткать и прясть, а также работать в поле. Там, где проводили время русалки, урожай был обильнее, а трава выше и зеленее. Есть предположение, что отождествлять русалок с мёртвыми девушками стали сильно позже, только после принятия христианства. В славянской мифологии брак с русалкой (помните любовь одного из героев Пиратов Карибского моря и русалки?) всегда был неудачным. Представлялись они обнажёнными или облачёнными в белые, тонкие, почти прозрачные одежды, реже - как безобразные косматые женщины с мертвым оттенком кожи. 

В игре русалки встречаются в нескольких главах. Ещё отмечу, что в игре у русалок нет привычных нам плавников - скорее всего их отсутствие является более традиционным образом водных богинь. 

Лихорадка - женский дух, вселяющийся в людей и вызывающий болезни. Иногда её представляли в привычном нам демоническом виде. По преданию сестры-лихоманки, являются "Дщерями Иродовыми", поэтому в игре она имеет черты и одежду восточной царицы. 

Шишига - наверное, одно из самых редких существ славянского пантеона, я например, до знакомства с темой ассоциировал слово "шишига" только с военной машиной. В игре не встречается, однако упоминается в эпилоге и по мере прохождения игры в быличках и речах местных жителей. Существо, которое набрасывается на прохожих и затаскивает их в воду. В отличие от водяного, шишига обитает в камышах, мелких речках и водоёмах. Днём любит поспать, поэтому встретить её можно под вечер или глубокой ночью. Обычно представлялся мелким существом, с горбом и пузом, имеющим вместо рук сучки. Кстати интересный факт: плотник мог подшутить над хозяевами, поселив шишигу в доме. По поверьям, шишига могла издавать воющие звуки, похожие на звуки ветра. Ремесленник вставлял в определенном месте в доме узкое горлышко кувшина, проходя сквозь которое, ветер издавал воющие звуки. 

Лихо - в славянской мифологии имя воплощения злой доли, имевшей облик женщины-великана без одного глаза, встреча с которой предвещает несчастья вплоть до гибели человека. Оно было злым, неуклюжим и кровожадным. Когда оно шло, деревья валились, горы рушились. Могло затоптать и съесть человека. Лихо было и воплощением несправедливой судьбы, рока. От него же пошла пословица "не буди лихо, пока оно тихо". Потому что сослепу оно бросалось на кого угодно, не разбирая, виновный ты или нет, хороший или плохой, богатый или бедный. В игре визуального образа не имеет. 

Полуденница - она в игре не встречается, только упоминается, но не мог пройти мимо неё. Думаю, все, кто играли в ведьмака, помнят это существо. Полуденницей называли духов, которые преследователи тех, кто работал на полях. Они могли светиться непередаваемо ярким светом, вызывая солнечные удары и потерю зрения. Опять же, визуальное представление сильно варьируется, от красивых молодых девушек в белых платьях, до мёртвых косматых старух. Могли увести девушку, которая отвлеклась от жатвы, решив передохнуть или поспать. Тогда полуденница предлагала жертве сплясать - кто кого перепляшет. Они танцевали до ночи, пока девушка не валилась от усталости. Никому не удавалось перетанцевать полуденницу, а если вдруг какая-то девушка сможет, то получит богатое приданое. 

Спасибо, Мартёшка. Спасибо и вам, пользователи стопгейма, что разделили со мной интерес к нашей истории и фольклору. Постараюсь и дальше радовать вас интересными статьями.  

 В игре есть и другой элемент, который носит название, до жути похожее на голбец, о котором я рассказал в статье. Что вам приходит в голову при прочтении слова голубец? Блюдо из капусты, риса\гречки и мяса? На самом деле в русской культуре было и другое значение слова голубец - могильный памятник. На протяжении игры вы будете часто видеть непривычные для нас могильные кресты. Голубцом называли крышку-домик на могильном или поклонном кресте, которая своим видом напоминала избушку. Такая мини-изба была домом умершего человека. Иногда под крышей голубца вставляли медную иконку святого, в честь которого был назван умерший. Источники, в которых я искал информацию, все как один уверяют, что голубцы были запрещены (только непонятно кем) и сейчас встречаются только на захоронениях старообрядцев, а в остальном от голубца осталась только крыша этой избушки.  


Лучшие комментарии

Читай также