Ох, замечательное нынче время в видеоигровой индустрии! Новые игры из старых и любимых серий собирают какие-то смешные оценки на Metacritic (и не без причины), в то время как на «Свинке Пеппе» они в разы лучше. И это удивительно! И прекрасно. В такое время смотреть на AAA-проекты как-то ненадёжно что-ли, именно в этот период приходит хаотичная, но интересная область инди. Не всегда может попасться шедевр… нет, шедевры появляются там весьма и весьма редко, что логично. Либо это проходняк, либо норм, либо очень хорошо, но сохраняется одно: довольно часто это весьма оригинально и необычно. Одной из таких является, я надеюсь, ещё актуальная, «The Artful Escape». Знаете, изначально, сев в неё играть, я даже не думал делать обзор, но прошло всего несколько минут, и я понял, что разобрать этот проект более подробно мне будет крайне интересно. Короче, это вступление и так уже размером с Википедию в печатном издании, (само собой, до поиска информации для этой строки я не знал про существование этого произведения), приступим!
Сюжет
Игра начинается с того, что наш главный герой Фрэнсис Вендетти сидит на окраине скалы и наигрывает разные мелодии на своей балдёжной гитаре. Первые два классических мотива ему не особо нравятся, но вот третий, самый необычный вкатывает прямо-таки хорошо. Тут появляется неожиданно неизвестная девушка и называет Фрэнсиса бомжом, который играет космическую оперу. Не лучшее начало диалога, конечно, да и выглядит он норм, в отличие от этой самой девушки, которую зовут Виолетта. Она выглядит так, будто прибыла из Найт-сити в Аркадию Бэй.
Так вот, она просит нашего героя пойти на преступление, и он соглашается. В этом моменте у нас появляется диалоговое окно, где мы имеем возможность узнать, что за преступление, как зовут эту незнакомку. Но мы скрытный и таинственный герой… Поэтому всё это я решил сразу разузнать, вдруг, неприятность какая.
После, она тащит нас в глубь леса, где заставляет играть, как мы выясним позже, на украденной у кого-то опасного человека аппаратуре разные мотивы, из которых ей, само-собой, заходит самый громкий и необычный. Кстати, у нашего героя скоро первый концерт, который организуют в честь годовщины альбома его дяди, коий является весьма и весьма известным музыкантом. А это место, куда пришли наши герои, будет использовано для афтерпати после выступления. Потом персы залазят на великолепное желто-лиственное дерево. Там Виолетта говорит Фрэнсису, чтобы тот подумал про свой стиль, про свой путь. Девушка уходит и на вопрос про новую встречу отвечает, что её стоит искать в лавке некоего Лайтмана. Мы же в свою очередь возвращаемся в город, где, встречая разных его жителей, расспрашиваем про эту самую лавку. Что не удивительно, про неё никто не знает, а если и знает, то скрывает. Также по дороге Фрэнсису встречается довольно неприятный дед, который говорит ему, чтобы наш герой исполнял на грядущем концерте только песни своего дяди. Придя домой, в голове Фрэнсиса всё больше зреет мысль индивидуальности: почему он как творческая единица должен зависеть от своего великого дяди, которого он даже не знал лично.
Но, как говорится, утро вечера мудренее, и Фрэнсис ложится спать. Но длится этот процесс довольно недолго: на Землю падает метеорит, из которого выходит жуткое, на первый взгляд, существо и направляется прямиком в дом главного героя. Пришелец позвал его к себе и сказал, что их артист на разогреве не сможет выступить, нужен Фрэнсис. Заметьте, уже странно и похоже, скорее, на сон. Именно в этот момент игра меняет свой настрой и немного обманывает меня, ибо из «Life is Strange» превращается в «Mass Effect» на минималках. Инопланетянин представляется Зоммом, и меняет пижаму героя на футуристический костюм. Помимо этого, пришелец говорит нам про того самого Лайтмана, чью лавку мы искали. Зомм уходит, а мы должны пойти дальше по городу, чтобы встретить Лайтмана. Перед этим инопланетянин даёт нам неоновую гитару, и по пути до точки доступа мы можем осветить весь городок с помощью игры на нашем новом инструменте. Придя на место, Фрэнсис встречает Лайтмана, который просит пойти с ним на выступление, говорит, что это займёт немного времени, ну, а после мы играем с ним дуэтом на гитаре, в этот момент нас учат этой довольно несложной механике. Потом мы идёт в ту самую лавку Лайтмана, где наш новый знакомый показывает дверь в некую «космическую экстраординарность». Да, звучит пока, как бред, но это только так звучит. Собственно, мы попадаем в это весьма необычное пространство, и Лайтман оставляет нас, прося отправится в какой-то там «Космическое Лёгкое». Теперь Фрэнсис сам по себе.
Пройдя огромное количество невероятно красивых образов, мы натыкаемся на неизвестное создание, которое представляет собой большую голову женщины, коея состоит из разных деталей, по типу космоса, воды, деревьев. Здесь мы выбираем имя, и я взял хоть и тривиальное, но для меня прикольное — Тоскливый Ичи. Стоит отметить, что первую часть прозвища нам даёт на выбор сама игра, а вот вторую мы уже пишем сами, поэтому при разговоре с кем-то, когда нас называют по новому имени, на втором слове играет гитарный проигрыш. Само собой, механика с подбором псевдонима как-то сближает тебя с героем, что круто.
Такой момент будет дальше ещё раз, но об этом потом.
Короче, мадам телепортирует Фрэнсиса к тому самому Лёгкому, ну, а мы параллельно наблюдаем симпатичную нарезку с довольно странными, но прикольными кадрами. На корабле, которым оказывается Космическое лёгкое, мы видим ещё немного плодов нереальной фантазии авторов, а именно местных обитателей. Образы довольно яркие и правда интересные. Гуляя по Лёгкому, мы находим Лайтмана и Виолетту, которая изначально нас сюда и звала.
После беседы и обсуждения концерта, Ичи направляется в другое место. Как назвать его я даже не знаю, но это прекрасный зимний пейзаж с очень крутой музыкой и балдёжным освещением. Фрэнсис встречает Виолетту, коея говорит ему, что, дескать, нам нужно попасть к Старгордону, который отправит назад к Лёгкому. По дороге мы встречаем огромное пушистое создание и выступаем для него, тот направляет нас на одну гору, где и можно найти Старгордона. Приходим на место, заходим в пещеру и видим внутри уже другие, но не менее прекрасные яркие виды. Мы наконец находим пресловутого Старгордона, который выглядит довольно необычно, но для этого мира норм. Здесь у нас есть возможность выбрать нашу родную планету, ну, а после локации вновь меняются, и наш новый знакомый начинает брать у нас интервью. Опять какой-то бред… Но не суть. Там Фрэнсиса спрашивают про его родную планету и страхи, эти вопросы поглощают героя в раздумья. Интересный момент, весьма и весьма необычный, даже для этой игры. Интервью кончается, и мы перемещается в студию звукозаписи Старгордона. Там продолжаем вести беседу уже с ним лично. Уходим, немного бегаем по невероятным зимним локациям, вновь встречаем Старгордона, прощаемся и опять видим какой-то огромное существо, для которого нужно сыграть на нашей футуристичной гитаре. Сцена весьма зрелищная и получилась довольно достойной. После нашего выступления, существо предлагает транслировать эту игру на гитаре на всю вселенную, но Фрэнсис отказывается, что как бы логично, ибо в нём борется его истинная сущность и натянутая обществом шкура наследника великого фолк-музыканта Джонсона Вендетти. Конфликт довольно, по-моему, неплохой и раскрывается прикольно, ибо такая, казалась бы, локальная проблема развенчивается столь масштабно и это круто!
Фрэнсис возвращается на Лёгкое, там его ругают за этот отказ, и он отправляется в новое путешествие.
От мягкого и холодного снега мы перемещаемся к теплому песку. Виолетта говорит нам, что выступить здесь нужно всего лишь один раз, и Фрэнсиса телепортируют обратно в Космическое Лёгкое. Отправляемся на выступления и, само собой, нас кинули, но это была не вина наших, так скажем, заказчиков. Способ, которым они доставляли людей раньше, больше не работает, ибо межзвёздная черепаха (ещё один замечательный образ), которая перевозила людей обратно к Лёгкому боле не доступна. Теперь Фрэнсис остался один с билетом (ему его дало существо, для коего мы играли), с помощью которого может вернуться обратно. По дороге Ичи встречает женщину, дизайн которой тоже весьма необычен. Она берёт нас на свой корабль, где даёт нам новые вещи, и мы их выбираем сами в её собственном торговом центре. Игрок может поменять не только одежду, но и причёску, изменить цвет волос, сделать себе грим. По возвращению на корабль, к нам прибывает Лайтман, но не сам, а в виде голограммы. Сообщение его странное — он говорит, что Фрэнсис стал новым капитаном Лёгкого, взамен Лайтману, ибо наш герой лучше играет на гитаре.
Наша новая знакомая доставляет нас в нужное место. Но опять происходит облом, героя не пускают, потому что у пропуска не совсем тот цвет, буквально другой оттенок золотого. Но мы ж рокеры! Поэтому шлём всё к чертям и бежим на пролом. Черепаху мы добываем, договорившись с главным, но по этому же договору он устраивает за нами погоню. Естественно, мы побеждаем.
Возвращаемся в Лёгкое уже на непрошенных правах капитана. Фрэнсис общается с Лайтманом, который просит его об последнем выступлении у его старого друга. Само собой, герой соглашается. Потом мы идём к Виолетте, где беседуем про недавние события, но внезапно на корабле срабатывает тревога высокого уровня. Произошло это из-за вызова от Гламур Гонна, который призывает Фрэнсиса выступить у него. Те, кто не развлечёт Гламур Гонна, умирает. Но сделать это непросто, и лишь однажды получилось у Лайтмана, который, кстати, пропал. Перед выступлением необходимо пройти кастинг у Вкусозадаваки, а это задача не из простых. Но деваться некуда, необходимо отправляться. Проходим новую крутую локацию, и наконец встречаем плохо, по мнению Вкусозадаваки, играющего у нас на разогреве Лайтмана и саму Вкусозадаваку, коей оказывается та женщина, которую мы встречали в начале… Ну, у неё мы выбрали имя, её лицо состоит из космоса, деревьев, воды, думаю, вспомнили. Так вот, мы узнаём, что-то самое легендарное выступление у Гламур Гонна Лайтман проводил не один, а с дядей Фрэнсиса Джонсоном Вендетти. Вот это поворот! Ну, а если на самом деле, то твист довольно неплохой, не самые предсказуемый и хорошо работающий.
Вкусозадавака возвращает Фрэнсису прежний образ, он пытается играть старые мотивы, но окончательно понимает, что это не его и возвращается обратно, прямиком на выступление Гламур Гонна. Концерт проходит шикарно, голограммы для него, которые делала Виолетта, тоже нравятся людям, герои выигрывают машину и отправляются в закат. Но всё не так просто: остался же концерт дома, который Фрэнсис уже пропустил, но есть же ещё афтерпати, на коее он и направляется. Герой прощается с Виолеттой, и идёт показывать публике Калипсо (его родного города) свой истинный, настоящий образ. И им он нравится, они приняли Тоскливого Ичи. Конец.
Так-с, подводя итоги вкратце пересказанного мной сюжета, можно сказать, что он крайне крут! Авторы решили поднять довольно важную и актуальную всегда проблему поиска себя. Ведь, действительно, нередко людей сравнивают с их более талантливыми, успешными родными и желают, чтобы они стали такими же. Само собой, очевидно, что это неправильно, и разработчики через эту гиперболизированный форму показали нам это. Можно и нужно смотреть на успехи других, но у каждого свой путь, как бы примитивно это не звучало, нужно слушать своё сердце. Безусловно, всё это только моё мнение, кто-то может думать по-другому, и это абсолютно нормально!
Геймплей
С игровым процессом здесь всё не так просто. Игра представляет из себя платформер, в котором мы бежим вперёд и периодически играем на гитаре, танцуем, разговариваем с персами и рассматриваем различные предметы или же локации, слушая комментарии героя. Интересно ли это? Ну, скорее, норм. Геймплей здесь служит больше, как инструмент, который помогает лучше проникнуться атмосферой проекта. Бежать по живописной локации, высоко прыгая и играя на гитаре, хоть и звучит довольно банально, но при этом выглядит это крайне красиво и просто поражает глаз. Но про визуал и атмосферу в целом мы поговорим чуть позже.
Одной из главных механик проекта является игра на гитаре, что логично. Помимо пассивного бренчания на струнах во время обычного перемещения по локациям, у нас имеется полноценная мини-игра, коея вышла интересной и достаточно неплохой. Представляет она из себя классическую схему «нажимай на те же кнопки, что и я». Вообще, играя в «The Artful Escape» у меня было несколько ассоциаций: в начале «Life is Strange» по атмосфере, а потом «Night in the Woods» по игровому процессу. Если смотреть в целом, то разница со второй игрой в геймплее довольно большая, но всё-таки детали схожи. Так вот, к чему я всё это. В «Ночь в Лесу» тоже имеется механика игры на гитаре, необязательная, но всё же есть. По моему мнению, если сравнивать, то там она вышла чуть интереснее. Схема тоже классическая, «нажимай нужные кнопки как подойдёт время», но она будет поинтереснее. Другой уже вопрос, подошла бы она «The Artful Escape». И ответ на него… наверное, нет. Скорее всего, эта механика немного выбивала бы игрока из погружения в атмосферу, но всё же много зависит от реализации.
Как я писал выше, геймплей в игре лишь инструмент, который хорошо работает и не перетягивает на себя внимание. И для такого проекта это отлично. По моему мнению, здесь большего и не нужно было.
Персонажи
Персов в игре довольно немало, но чтоб прям основных всего три: это Фрэнсис Виндетти, Виолетта и Лайтман.
Фрэнсис Вендетти
Фрэнсис — это главный герой, который находится под нашим управлением. Он — 17-летний парень с пышной прической и средним телосложением. На его глазах, как и на глазах практически всех персонажей в игре, находятся тёмные очки. Носит он, сначала, серую рубашку, тёмно-синий свитер, чёрную куртку, тёмные штаны и кросы. В целом, как сурьёзный фолк-музыкант, коим он себя и позиционирует. В дальнейшем его образ мы меняем уже самостоятельно, что неплохо ставит игрока на место героя и заставляет себя ассоциировать с ним.
Авторы прописали достойный конфликт этому персонажу, в котором Фрэнсис отлично раскрывается. Особенно интересно наблюдать его метаморфозы по ходу прохождения. Контраст между старым и новым образом героя, между Фрэнсисом и Ичи, (повторюсь, именно это имя я выбрал вторым в игре), особенно видно в самом конце, когда он приходит на афтерпати.
В целом, образ получился достаточно неплохим. Игроку ассоциировать себя с ним довольно просто, за счёт чего проникаешься Фрэнсисом.
Виолетта
Не могу сказать, что она прям какая-то очень оригинальная и необычная, как перс, но всё-таки в рамках игры выглядит довольно неплохо. Яркий образ прямиком из Найт-Сити отлично контрастировал в начале на фоне классической золотой осени, а вот уже у себя дома своим характером она хорошо отличалось от других. При этом между ней и Фрэнсисом есть химия, опять же, по моему мнению.
Стоит отметить, что у Виолетты имеется своя сюжетная линия с раскрытием и признаем её таланта, которая вполне логична, хоть и не прям чтобы очень интересная.
Эту девушку нельзя назвать крайне занимательным персом, но за время прохождения к ней привязываешься и в финале это работает.
Лайтман
В игре Марк ака Лайтман выступает местами, как наставник Фрэнсиса. Он является крайне успешным музыкантом во вселенной, но к старости уже стал сдавать позиции. Внешне он довольно, как я писал выше, пожилой, но одет достаточно прикольно, а именно: на его теле жёлтый плащ, на шее красуется фиолетовый шарф, ну, а на глазах имеются футуристические очки. В общем, образ интересный.
По характеру он весьма мудрый, но не прям чтобы серьёзный, такой, своего рода, хиппи. Его конфликт тоже неплох: старый музыкант, который становится не таким интересным для людей. Плюс, появляются вопросы к его былым заслугам. Раскрыли авторы всё это нормально, достойно.
Марк, как перс, вышел интересным. Создатели дали ему интересную историю и хороший конфликт, при этом у Лайтмана имеется яркий и прикольный образ.
Из второстепенных персов мало кто выделяется на фоне общего безумия. Довольно неплохими вышли Вкусозадавака с интересным обликом и прикольными диалогами с ней, Зомм, который похож на классического пришельца, не понимающего человеческой сущности, Старгордон, с которым вышли крайне интересные моменты игры, и другие.
При всём этом стоит отметить, что озвучка всех героев вышла весьма неплохой и действительно качественной, голоса хорошо подходят образом, что немаловажно.
Если подытоживать, то персонажи получились классными. Они имеют определённый шарм и буквально растворяются в безумии всей игры, которое сами и создают.
Атмосфера
Настроение в играх обычно создаются с помощью визуала, музыки, диалогов и разных мелких деталей. Как же разрабы реализовали это в «The Artful Escape»? Если кратко, то крайне хорошо, прямо-таки отлично!
Музыка в проекте, на которой он и завязан, весьма и весьма неплохая. Помимо чего-то спокойного и мелодичного, у нас имеются громкие и яркие мотивы. Лично я музыку люблю, и такой упор на неё мне крайне приятен как игроку.
Как я говорил в части про историю, картинка здесь просто невероятно красивая! Эти разнообразные, но при этом всегда яркие и приятные глазу пейзажи, необычные образы массовки и основных героев, буйство красок, царящее вокруг — всё это очень хорошо! При этом стоит отметить контраст золотой осени из начала и постоянно меняющихся ярких локаций.
Разговоры героев не всегда какие-то необычные, но порой бывают прикольные и интересные диалоги, например, с тем же Старгордоном. Таких моментов хоть и не прям много, но когда они появляются, то это прям золото.
В игре есть нотки определённого бунтарства. Вообще, в подобных проектах это норма, ведь главными героями обычно выступают подростки, у которых, по классике, есть желание доказать этому миру, что они нечто большее. У Хлои из Life is Strange бунтарство проявлялось в плевании на правила и нелюбовь к своему отчиму, у Мэй из Night in the Woods в пассивном отрицании устоев, а вот Фрэнсис из нашей игры желает создать абсолютно уникальный сценический образ и перестать находиться в тени дяди, что вполне интересно и хорошо раскрывает героя.
Атмосфера игры — это одна из самых сильных её сторон. Музыка, разговоры, дизайн — реализовано всё на крайне достойном уровне, поэтому и появляются определённые вопросы, про которые мы поговорим чуть позже.
Итог
«The Artful Escape» — очень талантливая работа с прекрасным визуалом, интересными вопросами, которые поднимают авторы, изумительной музыкой, неплохим сюжетом и многими другими достойными вещами. Вот мы и вернулись к тому вопросу, о котором я писал выше: почему она такая непопулярная? С такими данными, которые есть у игры, её уровень известности неприлично низкий. 325 отзывов в Steam.Чёт как-то не очень. Сам я узнал про игру от Олёши, но таких роликов было не то, чтобы много. Короче, «The Artful Escape» — это достойный проект с не самым хорошим охватом. Несмотря не то, что я пересказал всю историю, поиграть в это детище стоит, ибо передать всё безумие и краски игры с помощью букв и картинок с редкими вкраплениями гифок просто невозможно. Пишите своё мнение в комментариях, всем мир!
Все источники:
- Некоторые скрины и гифки: The Artful Escape — Full Game Walkthrough (Gameplay) Ending
- Ролики Олёши по The Artful Escape: The Artful Escape — [Полное прохождение]
- Ролик, из которого я взял момент из Night in the Woods: Night in the Woods || Прохождение без комментариев #1 — Поссум Спрингс
Лучшие комментарии