27 октября 2021 27.10.21 0 579

Почему особняки занимают особое место в хоррорах?

 

Видеоверсия

Фасад

Здравствуйте.

Неожиданно, но сегодня хотелось бы поговорить о хоррорах, точнее о местах, в которых происходит действие таковых. А если точнее, то разговор пойдёт об одном конкретном типе локаций, пожалуй, наиболее часто встречающейся в историях, связанных со всякой чертовщиной – особняках.

Почему именно этот тип недвижимости занял особое место в умах любителей жанра?

Для начала, стоит разобраться с самим словом, для этого заглянем в словарь Ожегова: «Особняк – благоустроенный дом городского типа, предназначенный для отдельной семьи». Пожалуй, данное определение полувековой давности не сильно нам поможет. Будем чуть современнее и обратимся к википедии: «Особняк – большей, зачастую богато декорированный отдельно стоящий частный дом. В отличии от загородной виллы, особняк рассчитан на постоянное проживание». Не сказать, что это сильно нам помогло, однако, одну общую деталь мы всё-таки можем выделить, особняк – это всегда место, отделённое от внешнего мира и пребывающее в пользовании определённого, не очень большого, круга лиц, чаще всего одной семьи.

Типичный особняк, в который, скорее всего, лучше не соваться.
Типичный особняк, в который, скорее всего, лучше не соваться.

С первого взгляда, ответ лежит на поверхности. Изолированность подобных локаций – это обязательное условие для большинства историй, в которых может творится «всякая чертовщина». Ведь для того, чтобы аудитория могла сопереживать главному герою (или героям), а также (что главное) испытывать ужас, возможность получить помощь из внешнего мира должна быть сведена к минимуму.

И, казалось бы, вот он ответ – главное достоинство особняков, в том, что это отделённое от внешнего мира пространство, где несчастные жертвы предоставлены, чаще всего, сами себе. Но, с другой стороны, это не объясняет того, почему именно особняки так популярны в хоррорах.

Прихожая

Да и будем честны, поместье, загородный дом, усадьба, называйте, как хотите, всё-таки, далеко не так уж изолированы от мира, как например, полярная станция, океанический корабль, глухой лес, тайга, пустыня и, в конце концов, космос. Большинство «нехороших квартир» находятся хоть и где-то не близко, но это «не близко» по меркам обычной жизни. Как если бы сказать, что Шатура находится далеко от Москвы и посёлок Тазовский, Ямало-Ненецкого округа далеко от Москвы, в эти «далеко» мы вкладываем совершенно разные значения, и что в этой метафоре является жилищем Бейкеров, а что космическим кораблём «Ишемура», думаю, пояснять не надо.

Однако, проведём мысленный эксперимент. Если произнести фразу «хоррор в Антарктиде», то думаю не ошибусь, если скажу, что большинство из вас в этот момент подумали о знаменитом «Нечто» Карпентера. А при разговоре об «ужасах в космосе», многие, непременно в первую очередь вспомнят о «Чужом».

Но если, вдруг кто-то скажет: «Тот особняк в хорроре…», готов поспорить вариантов того, о чём кто-то подумал в первую очередь будет столько, что одно бы только перечисление заняло минут пять.

И казалось бы, что большие строения на окраине цивилизации, не самое опасное место на свете, в отличии от той же Арктики, где даже само окружение может подразумевать опасность для героев. К тому же, будем честны, изолированность подобных мест зачастую кажется надуманной и натужной. Да и если бы автор действительно захотел, чтобы его персонажи оказались в ситуации, так называемого «замкнутого круга», то достичь этого можно множеством разных способов, и для этого необязательно помещать их в место, удалённое географически.

Однако ж, очень часто дома (особняки, поместья) являются настолько важным элементом многих хорроров, что временами выходят на первый план в произведении, затмив даже действующих персонажей.

Понимаю, что далеко не у всех язык повернётся назвать развалюху Бейкеров особняком, но тем не менее, чисто формально этот дом соответствует всем параметрам, ну или соответствовал в прошлом.
Понимаю, что далеко не у всех язык повернётся назвать развалюху Бейкеров особняком, но тем не менее, чисто формально этот дом соответствует всем параметрам, ну или соответствовал в прошлом.

И всё же, почему именно особняки? Отчасти, ответ на этот вопрос вытекает из его словарного определения, всё-таки в первую очередь, особняк – это, относительно, большая локация, которая может включать в себя множество мелких. Полноценно развернуть действие в рамках одной небольшой комнаты или квартиры довольно сложно, пожалуй, на это способны только самые выдающиеся мастера.

Но это не объясняет главного. Почему, всё же особняк, ведь исходя из вышесказанного, создатели хорроров могли бы использовать в произведениях, как место действия, любые большие здания? Но, зачастую, предпочтение отдаётся старомодному жилищу какой-нибудь знатной семьи.

И тут стоит обратить внимание но слово «старомодный». Да, чаще всего леденящие душу события разворачиваются именно в каком-нибудь ветхом старинном здании, чаще всего викторианского стиля. Достаточно вспомнить как относительно недавние «Призраки дома на холме», «Багровый Пик» и тому подобное, так и классику, вроде «Психо». Во многих фильмах фигурируют, а иногда и являются действующими лицами, некогда роскошные дома, построенные в помпезном вычурном стиле Англии XIX – начала XX веков.

И если дома в викторианском стиле так популярны среди авторов «ужастиков», то, возможно, ответ наш вопрос стоит искать именно в той эпохе?

Гостинная

Итак, Викторианская эпоха – так, чаще всего в англоязычных странах, принято называть период с 1837 по 1901 годы, на которые приходится правление королевы Виктории. Для Англии это было время быстрого развития промышленности и технологий, колониальной экспансии, а также закрепления в обществе пуританской морали.

До сих пор, зачастую слово «чопорный» ассоциируется у нас с накрахмаленным английскими леди и джентльменами второй половины XIX века. Такие добродетели как скромность и сдержанность, во время правления королевы Виктории, почитаются почти как главные достоинства человека, а любые темы, связанные с сексуальностью, табуированы в обществе.

Так же это важный период для английской литературы, например именно тогда возникает всем известный сыщик с Бейкер Стрит, это, уже не говоря о более серьёзной литературе.

И вместе с тем, это период развития мистицизма и оккультизма среди подданых королевы. Входят в моду спиритические сеансы, всё чаще в британских газетах появляются сообщения о полтергейстах и прочих духах.

Спиритизм - модное увлечение среди викторианских леди и джентльменов. 
Спиритизм - модное увлечение среди викторианских леди и джентльменов. 

Учитывая вышесказанное, неудивительно, что большую популярность приобретают литературные произведения, посвящённые вампирам и другим сверхъестественным существам, не случайно именно в этот период пишется, всем известный, «Дракула» Брэма Стокера. Конечно же особое место занимают истории о домах с призраками, более того, во второй половине XIX века подобные сюжеты уже начинают пародироваться и высмеиваться, вспомнить, хотя бы, знаменитое «Кентервильское Привидение».

И снова мы, казалось бы, нашли ответ на вопрос. Особняки, особенно в викторианском стиле, так популярны в хоррорах, потому что это всего лишь непременный атрибут большинства страшных историй, так сказать традиционное место действия ещё с момента самого зарождения жанра. А создатели произведений в жанре ужасов перенося место действия в старинный особняк, лишь отдают дань уважения традициям.

Но тут нам придётся ещё больше углубиться в предмет (поскольку, как известно, секреты всегда прячут в подвале, будь то замурованная комната или тайная лаборатория).

Подвал

Есть одна деталь, которая выбивается из всей цепочки рассуждений, всё дело в том, что сюжеты викторианских романов-ужасов никогда не разворачивается в викторианских особняках. Обычным местом действия, для подобных произведений, является средневековый, чаще всего, готический замок, в честь чего даже весь жанр именуется не иначе как «готический роман».

Если вспомнить, то первый акт «Дракулы» происходит именно в замке Цепеша, так же, в знаковом, для этого жанра, романе «Замок Отранто: готическая история» само это слово вынесено в подзаголовок. И даже если обратиться к «Дому о семи фронтонах» Натаниэля Готорна, действие которого происходит в американском Салеме XIX века, где никак не может существовать средневековых замков, Готорн всё равно старается подчеркнуть, что дом, о котором идёт речь, никак не принадлежит этой эпохе, а был построен ещё в позапрошлом веке.

Для жителей викторианской эпохи, викторианский особняк (понятное дело) был всего лишь жильём, а не потенциальным местом обитания призраков, подобным образом в XIX веке воспринимались средневековые готические замки.
Для жителей викторианской эпохи, викторианский особняк (понятное дело) был всего лишь жильём, а не потенциальным местом обитания призраков, подобным образом в XIX веке воспринимались средневековые готические замки.

И тут, наконец, мы подобрались к ответу на вопрос (в какой-то мере). Дело в том, что, оказавшись в старинном особняке, персонаж перемешается не только в пространстве, но, в каком-то смысле, и во времени. Сам протагонист, попав в подобное окружение, кажется неким анахронизмом.

Для примера вспомним дом семьи Бейкеров и седьмого Резидента, старый, трухлявый, гнилой, заполненный архаичными предметами обстановки, в том числе, уже сейчас кажущимися многим древними ископаемыми, VHS-кассетами. Или поместье Блек Миррор, из одноимённой игры, как будто застрявшее в викторианской эпохе. Думаю, вы и без меня сможете вспомнить множество других примеров, особо если обратиться к японским играм.

Секретная комната в подвале

И если перейти от частного к общему, ведь не только рамках жанра «дом с чертовщиной» авторы пытаются напугать нас архаикой. Самый известный пример, это конечно же серия Silent Hill, где весь город представлен как просто старое, чуть обветшалое место, тогда как адская его версия – это переплетение проржавевших изношенных конструкций. Или можно вспомнить «Сквозь горизонт», где создатели фильма, для пущей жути, пытались придать космическому кораблю черты готического собора, тем же путём пошли и разработчики небезызвестной Dead Space.

Надеюсь, это изображение у кого-то вызвало ностальгические чувства.
Надеюсь, это изображение у кого-то вызвало ностальгические чувства.

И, после всего вышесказанного, возникает новый вопрос: «Почему человечество так боится прошлого?» Казалось бы, подобная фобия совершенно иррациональна. Куда логичнее было бы испытывать страх перед будущим, ведь, как все мы знаем: «Пугает только неизвестность» Но при этом старые заброшенные здания продолжают нагонять на нас куда больше жути, чем вся непознаваемость бесконечного космоса, в котором неизвестного гораздо больше, чем в самом большом на свете особняке.

И тут, позволю себе немного не согласиться с классиком, пугает не неизвестность, а скорее неизвестность известного. Понимаю, что, возможно, уже запутал Вас, но сейчас попытаюсь всё объяснить.

На самом деле, мы не можем бояться того, о существовании чего мы даже не знаем, скорее, мы можем испытывать страх перед тем, что известно нам не до конца, по аналогии с фразой: «любая ложь убедительна лишь тогда, когда основана на правде»

Ведь, согласно исследованиям, именно так устроен человеческий мозг, мы не можем придумать что-то из ничего, наше воображение способно собрать картину только из уже известных нам фрагментов.

К примеру вспомним, все известные воплощения неописуемых лавкравтовских созданий, как бы не старались в адаптациях их сделать максимально неземными и чуждыми, но всё же, если разобраться, всегда монстры выходили лишь комбинацией из уже известных созданий нашей фауны.

Рискну предположить, что в отношении восприятия прошлого работают подобные механизмы. Даже самые осведомлённые из нас не могут обладать всей полнотой знаний, не говоря уже о тех, кто не получал специализированного образования или просто не увлекался историей.

Поверьте, я говорю это не голословно, но многие доктора исторических наук будучи специалистами в своём направлении, могут быть полными профанами, даже, в смежном. И не подумайте, что я ставлю это кому-то в упрёк, история действительная очень сложная и невероятно обширная наука (я сейчас не про школьный курс).

Но именно тут кроется вся загвоздка, мы додумываем то, о чём у нас нет полных сведений, пусть и делаем это неосознанно, так мы устроены. Пусть порой это может принимать и курьёзные формы, но, возможно, все мы можем испытывать небольшой иррациональный страх перед чем-то старым, ветхим и уже непривычным для нас.

Для примера, если у Вас есть знакомый, родившийся уже в XXI веке, то попробуйте его как-нибудь поспрашивать о том, как жилось в Союзе, существует ненулевая вероятность, что Вы услышите о таких ужасах, после которых никакой особняк с призраками и маньяками уже не будет страшен.

Пожалуй, на сегодня всё. И помните, если Вы чего-то боитесь, возможно, Вам просто стоит побольше узнать об этом.


Лучшие комментарии

Читай также