24 октября 2021 24.10.21 0 442

Liar Liar (2014)

Вспомните свои школьные годы, ваши ощущения. Может, какие-то воспоминания будут приходить в голову: плохие и хорошие. Кто-то припомнит верных друзей, с которыми до сих пор сохранилась связь; а кто-то с ужасом содрогнётся и с отвращением пробормочет об убитой нервной системе и кошмарном подходе к ученикам со стороны рабочего и образовательного персонала. Одни вспомнят унижение и неприятие, осуждение в обществе, другие со смущением упомянут чувство эйфории и новизны первых школьных отношений. Если же для вас это действительно пустая тема — школа пролетела совершенно незаметно в этом водовороте жизни, совсем нечего о ней вспомнить, то вы хоть точно сможете рассказать о любом медиа-сегменте, посвящённому данной тематике. Будь то сериал, аниме или мультсериал — все они кипят этой социальной школьной энергией, хоть и самому процессу познания почти ничего не достаётся, ведь львиная доля экранного времени отводится любовным страстям, разным приключениям, а то и юному криминалу или мистике в стенах учебного учреждения.

В японской анимации большое внимание уделяется именно этому периоду человеческой жизни, самому бурному, так сказать. Там намного сильнее зритель ощущает особенную эстетику общения, дух товарищества, всего того, что он сам не смог испытать в своё школьное время.

В сегодняшней игре от всего этого осталась лишь очаровательная школьная форма и окружение. Главные и второстепенные герои заняты только своей эгоистичной персоной, насильным присвоением, как собственности, объекта симпатии и обожания, а также вымазыванием своих рук кровью невинных детей. По сути, они на протяжении всех концовок постоянно меряются, у кого нож больше и острее, всячески доказывают своё превосходство. Это первая пройденная мною игра без единого положительного персонажа — уже примечательно. Готов поспорить, с подобным в школе вы не сталкивались. Посмотрим же на большое разнообразие лицемеров, лжецов, собственников и малолетних убийц.

«Liar Liar» — визуальная новелла, разработанная английским автором tokimekiwaru и вышедшая в 2014 году. Следом вышло более полное и разнообразное продолжение «Liar Liar 2: Pants on Fire»«Liar Liar 2 Demo» — дополненная вторая часть с улучшенным стилем рисовки спрайтов персонажей и фонов. Кроме того, добавлены некоторые новые концовки и персонажи. Последняя новелла в этой франшизе — «Blood Idol Wakabayaschi» — совершенно несвязанная с сюжетом предыдущих частей, имеет комический характер, приуроченный ко дню дураков.

Сюжет первой части начинается со знакомства игрока с главной героиней этой саркастической школьной драмы — Юкари Минамидой — ученицей средней школы, 15 лет, одержима решительной идеей убить своего парня, и если игрок сразу же не согласится помочь юной особе, то получит самую быструю отрицательную концовку с собственной смертью.

Так что насколько бы высокими ни были ваши моральные ценности, такой чудовищный поступок всё равно необходимо всецело поддержать, иначе прийти к истинной концовке не получится. Естественно, сразу Юкари не поделится с нами о причинах таких радикальных мер по отношению к любимому человеку, лишь призрачно намекнёт на то, что тот сделал нечто ужасное. На пути Юкари встречаются и другие второстепенные герои, пытающиеся образумить девушку и помешать кровавой расправе, однако наша неуравновешенная школьница убирает с дороги всех, кто не захочет помогать. Происходит несколько сюжетных поворотов, игрок приходит наконец к истинной концовке и переходит ко второй части жестоких похождений Юкари Минамиды.

Юкари попадает в новое окружение школьников, взаимодействует с ними, при этом совершенно не пытаясь остановиться убивать. Всё в основном крутится вокруг десятка трупов, спрятанных на территории школы. Из первой части Минамида обзаводится соучастником преступлений — Михо Сонодой, которая предлагает сокрытие и молчание взамен на очередное убийство. Девушки сближаются, фокус продолжения направлен по большей части на них.

Одно обстоятельство, выдернувшее бесчувственных маньячек из спокойной школьной жизни, заставляет их забеспокоиться и прогуляться до места захоронения. Уже там девушки с ужасом обнаруживают пустое пространство — тела пропали. Их переместил кто-то из школьников, или наконец-то на хвост Минамиды и Соноды села полиция и теперь они получат по заслугам? Вопрос сложный, так как повествование идёт быстро, а разбирательства между главными и второстепенными персонажами весьма запутанны, что приводит к большому количеству концовок. Большая часть из них носит негативный характер, одна лишь нормальная и ещё единственная истинная (но совсем неположительная, таковых попросту не прописано в сюжете новеллы) концовка.

В демо версии не то что бы есть обширные изменения, последовательность событий в принципе сохраняется, и всё же были добавлены дополнительные концовки и парочка персонажей, в свою очередь прописанных достаточно поверхностно. Демо занимательна не только обновлённым графическим оформлением, но и более глубоким развитием основного круга героев и их взаимоотношений. Например, в старых диалогах из предыдущей части можно увидеть какие-то новые детали о подростках, наклонностях каждого из них и даже объяснение некоторых поступков. Конечно, небольшой логический резонанс в определённых местах вызывает сюжетные дыры, однако, раз это новелла с множественными выборами, каждая концовка является отдельной вселенной со своим набором характеристик героев и их отношений.

Завершающей же частью этого мира школьников-маньяков-психически неуравновешенных можно считать короткое дополнение в десять минут с абсурдным комическим содержанием.

Вакабаяши Сатору — обычный красивенький мальчик, ученик средней школы и член театрального клуба. Ему невероятно сильно нравится одна девочка, но та не принимает его чувства.

Одним днём по пути в школу Вакабаяши встречает весьма занимательного персонажа — волшебного кролика, услышавшего причитания мальчика о несчастной любви. Он заявляет, что Сатору сможет завоевать её сердце только если станет лучшим идолом на свете и соберёт собственную группу. После соглашения кролик тут же облачает его в яркий топ и очаровательную юбочку. Начинаются поиски участников для осуществления поставленной цели во имя любви.

Ощущения после прохождения такие же странные, как и описание этой «графической шутки», но это и было в основном замысле, так даже прямым текстом объясняет бредовость сюжета волшебный кролик. Он ломает четвёртую стену и говорит о том, что, мол, у авторов не было времени прорисовывать каждый фрейм, и вообще, всё это не имеет никакого смысла, чем сильно удивляет и озадачивает Вакабаяши-куна.

Структура игры

Визуальные новеллы, в принципе, весьма просты по своему составу. У игрока и безымянного героя от первого лица существует определённая начальная цель, поставленная игрой, например, убить парня главной героини в первой части игры. Потом же после этого накладывается развитие с разными героями, приводящими к собственным завершениям. Каждая концовка — отдельно сформированные из слов и действий игрока истории, отличающиеся от других версий сюжета логической составляющей. Особенно это заметно во второй части и демо версии, где сюжет значительно усложняется.

Сейчас приведу данные по концовкам без разбора, просто для того чтобы сложилось представление о строении игр в этом маленьком, не особенно известном фендоме.

Первая часть: 3 плохих, хорошая (истинная).

Вторая: 8 плохих, нормальная и единственная истинная.

Демо: состав концовок не меняется, добавлено несколько плохих и открытых, они довольно двусмысленны по содержанию, так что не ясно, какая из них истинная или хотя бы нормальная.

Дополнение: 2 плохих и хорошая, если можно так считать.

На самом деле, если не брать в счёт комической части, в остальных играх нет положительных рутов, так как в каждом из них совершается убийство/подстава/похищение и исчезновение какого-либо героя и последующие его мучения. Персонажи постоянно проявляют несправедливость и насилие по отношению друг к другу, что чаще всего приводит к кровавым конфликтам.

Познакомимся же немного с нашими малолетними убийцами. Их роли переходят из части в часть с попеременным статусом жив/мёртв, с каждым из них игрок взаимодействует совершенно по-разному для получения новых рутов. Подробней всего остановлюсь только на ГГ, так как окружение у неё достаточно обширное и описывать каждого подробно не имеет смысла.

Юкари Минамида — действующая героиня всех частей, вокруг которой и развивается драма и интрига. Она — серийник с точно подтверждённым десятком убийств. В основном вся кровь на её руках, так как это подросток с очень переменчивым и вспыльчивым характером, особенно в вопросах любви.

  Девочка изображена с тусклыми тёмно-мятными волосами, всегда завязываемыми ею в хвостики; бровями в форме сердечек (отличительная черта у неё и сестры); светло-фиолетовыми глазами и бледной кожей. Она носит обычную японскую форму со слишком большими для неё рукавами. Героиня пытается подчеркнуть этим свой светлый кавайный образ невинной девочки, однако это прикрытие для рук в бинтах. Как известно, она страдает невротической экскориацией (сильное расчёсывание и ковыряние кожи), что будет видно во второй и демо версиях.  

Юкари сочетает в себе и чисто детское невинное поведение, и взрослую серьёзность и зрелость, невероятную влюбчивость и ревнивость, что обеспечит стопроцентные проблемы людям в радиусе нескольких километрах. В своих убийствах она стойко придерживается «гуманности» — убить быстро, безболезненно, но заслуженно. Девочка может с ангельской непосредственностью удивляться ужасу человека на труп, она ведь убила того не просто так, значит он действительно заслужил свою участь.

Может преданно и горячо любить в независимости от пола, но в состоянии и убить объект своей любви без всякого сострадания, получая статус «Чёрной вдовы». 

Плюсом ко всему этому Юкари очень нежно и трепетно относится к своей младшей сестре, ответственно выполняет всю работу по дому, ведь у занятых родителей совсем не хватает времени на своих детей. Однако ей очень сложно выражать заботу, так как острое чувство защиты перетекает в радикальное стремление убить всех за сестру, ведь по разумению старшей, она действительно просто оберегает младшенькую.

Юкари Минамида — достаточно интересный и вместе с этим противоречивый персонаж. Её точно нельзя назвать положительным лицом, но и не пустышкой, о её характере и сущности можно узнать достаточно много на протяжении всего повествования.

Михо Сонода — второстепенный персонаж первой части и главное действующее лицо второй. Является соучастницей преступлений Юкари, её близким другом, а в последствии и девушкой.

Изображена как миленькая девочка в очках и с волосами цвета спелых апельсинов, в которые вплетено множество разных заколочек и прочих побрякушек. Она всегда мило улыбается и невинно прищуривается.

Даже читая её реплики, отчётливо представляешь тонкий высокий голосок с искорками радости. Несмотря на милый облик, девушка мастерски манипулирует людьми и самым жестоким образом использует любую информацию против них самих, дабы достичь своей цели.

При этом она часто притворяется и строит из себя дурочку, с гордостью говоря о своём таланте актёра. Она очень горделива и умна, расчётлива и холодна к чувствам людей. Не проявляет доверия, предпочитает всегда иметь запасной план, и сначала всё тщательно обдумать, а не сразу бросаться в бой. Именно поэтому Сонода так легко вертит кем хочет, она всегда с огромной силой давит на больное ради интересующей её информации. При всей своей преданности и любви к Юкари, может и ударить её, когда у той сдают нервы и эмоции. Михо относится также легко и непосредственно к убийствам, как и Минамида, видя в этом идеальный способ решить свои проблемы. В этом плане их точно можно назвать идеальными сообщниками.

Об остальных героях постараюсь сказать в сокращённом виде, чтобы вы поняли, что хороших людей в этой игре действительно нет.

Минами Минамида — младшая сестра главной героини, большую часть времени она апатична и сидит где-то глубоко внутри себя, вяло отвечая на происходящее вокруг неё. Несмотря на осознанное понимание странной, но искренней заботы сестры, она решительно способна поднять на ту нож в силу личных (а ещё очень спойлерных) причин.

Бывший парень Юкари — да, у него даже нет имени и лица, все фреймы содержат будто стандартную 2D модельку тысячи одинаковых школьников. Он совершенно жестокая пустышка, с которой и начинается драма, этот человек стал первоисточником одержимости кровью Юкари, так как обращался с ней весьма грубо.  

Сатору Вакабаяши — самовлюблённый драматичный юноша из театрального кружка.

Очень гордится своими талантами и способностями на сцене, имеет большую популярность и влияние в школе. Обожает комплименты, изображён очень милым и обаятельным юношей, однако тоже имеет нож за пазухой.

У Сатору развито желание преследовать и подсматривать за Михо Сонодой, делая фотографии в разных местах и даже в её собственном доме, затем оставляя в шкафчике девочки, таким образом надеясь добиться внимания любимой, ведь она просто не может отказаться от самого очаровательного и способного ученика. Не боится нападать на людей, лишь бы приблизиться на шаг к своему объекту любви.

Акира Тобитака — типичный образ самого популярного парня в школе, пользующегося у девушек особенно большим вниманием.  

Привлекателен своей внешностью, умом и успехами в спорте. С женским полом ведёт себя благородно, чуть ли не по-рыцарски, однако Юкари после личного с ним общения утверждает, что это всего лишь маскировка. Прикрывает же Тобитака свою яндере-личность и собственническую натуру. Он маниакально относится к девушкам, что не ведутся на милую мордашку и известность, именно такие особы рискуют стать его следующими жертвами. Акира нарцисс, его вдохновляют на жестокость одни только мысли о том, что кто-то может не любить такого идеального желанного человека.

Тору Куникуда — тихий, спокойный мальчик, лидер оккультного клуба, в котором даже никого и нет, кроме него, но клуб всё равно оставляют из жалости. Любит одеваться элегантно и готически, носит украшения с крестами.  

С виду он очень робкий и неловкий, испытывает трудности в общении, легко становится мишенью для всевозможных насмешек со стороны сверстников. Несмотря на неспособность постоять за себя, является садистом и извращенцем. Он самый настоящий яндере, но явно не пассивной роли, Тору невероятно сильно зависим от объекта симпатии и полноценно доминирует над ним. Использует развитое логическое мышление и спокойствие для выхода из трудных ситуаций.

Куникуда словно маленький раненый котёнок из фильма ужасов. Бросишься помогать крохе —выходишь, накормишь, успокоишь, а он ночью с удовольствием обглодает лицо своему новому любимому хозяину.

Коси Танака — среднего роста мальчик с миловидной внешностью, талантливый игрок в бейсбол. Он ко всем относится с добротой и искренностью, ценит крепкую верную связь в отношениях.

Показан чуть ли не самым благородным персонажем в этом кровавом цирке, и даже сам автор постоянно называет его «законным добром». И ведь правда, Танака же всеми силами пытался остановить парочку маньяков Михо и Юкари, он пребывает в ужасе от их восприятия бесчеловечных действий.

Вот сейчас я должен с гордостью представить вам единственно чистого и светлого персонажа этих игр, но не сделаю этого. Пусть вас не обманывают розовые волосы и глаза, сравнительно небольшой рост, лучезарная улыбка и заботливое отношение к друзьям — Коси начинает манипулировать людьми для своей выгоды, чтобы выйти из этой запутанной истории сухим и дальше спокойно себе играть в бейсбол. Даже с человеком, который явно испытывает к нему горячие чувства, Танака ведёт себя дурачком, словно совсем не замечая, только невинно улыбаясь.

Вообще, Танака достаточно неясный персонаж, то ли он просто притворяется манипулятором и лжецом, то ли это его истинная натура, даже автор противоречив в своём отношении к нему.

Нао — последний, самый поверхностный персонаж серии игр, появляющийся лишь в истинной концовке второй части и демо. Это крупная крепкая девушка с зелёными волосами, сильный игрок в команде волейбола. Ни о предыстории, ни конкретно о личности Нао ничего не известно, кроме того, что она является близкой подругой детства Юкари и хорошо знает её.

Даже этот полу-пустой герой не шокирован насильственным мировоззрением Юкари. Она ничуть не удивляется, когда узнаёт о кровавой бойне, которую та устроила в одном из кабинетов. Волейболистка со спокойным лицом отказывается быть новой девушкой Юкари, ссылаясь на то, что та всё время убивает своих партнёров. Затем она просто провожает глазами подругу с головы до пят в крови, игра на этом и заканчивается.

Персонажам было уделено много времени, для того чтобы показать гнилой набор героев, с которыми игроку предстоит общаться. Убийцам и лицемерам здесь от 14-ти до 16-ти лет, они все только ученики средней школы, а уже успели утопить свою школьную жизнь в крови. Этот круг самодовольных яндере думает только о себе и о собственном утверждении в списке сильнейших. Для них гораздо проще запачкать руки и перетащить тело, чем говорить о проблеме. Свои социальные трудности они хоронят в глубокой яме вместе с таким же убитым ребёнком. В этой компании у них нет друзей, здесь совершенно никому нельзя доверять. Из словесных методов они выбирают ложь, лицемерие и манипуляцию. Если же это не работает, на помощь придёт старое-доброе ультранасилие. О моральных ценностях не может быть и речи, на первый план выдвигается желание подростков обладать, доминировать друг над другом. Даже если в одной из концовок вас тронет разговор сестёр о бескорыстном желании Юкари заботиться и защищать младшую сестру, не забывайте, что она всё ещё является психически нестабильным человеком, способным причинить вред окружающим. Она точно убьёт Минами, если решит, что только таким образом сможет отгородить её от чего бы то ни было.

Большинство персонажей здесь не особенно прописаны, но и не полные пустышки. У них есть интересные образы, примечательные черты характера и свой взгляд на насилие. Всё же и у таких нездоровых яндере-персон есть свои любители, и это совершенно нормально. Смотреть их разбирательства друг с другом весьма занимательно, хоть и приходиться постоянно распутывать сюжетные и диалоговые клубки, следя за основной нитью.

Геймплей

Ничего сложного в механике визуальных новелл нет, хоть и существует множество видов с локальными интересными возможностями игровых действий. В этой новелле всё как обычно: с помощью мыши выбирать варианты ответов в диалоговых окнах и наблюдать за развитием сюжета.

Есть ещё очень удобная возможность с помощью клавиши клавиатуры быстро пролистывать диалоги до вариантов сюжетного выбора, особенно когда концовок значительное количество. Также рекомендуется почаще сохраняться на разных слотах (благо их там очень много, можно сохранять буквально каждый свой шаг), для того чтобы быстрее прийти к новой концовке, а не без конца щёлкать уже прочитанные диалоги.

Графика

Сам по себе стиль и окружение графической новеллы весьма простенький, хотя первая часть и демо очень различаются по оформлению. В первой герои имели ограниченную палитру эмоций, в демо же они стали более разнообразными, а сами силуэты приобрели объёмный вид. Дальний план представляет собой простые изображения школьного двора, улиц, самих коридоров и некоторых кабинетов. Пусть в демо они ощущаются по-новее, всё равно создаётся впечатление, что это ряд картинок из пэйнта.

Совсем другое дело — это красочные и яркие арты в концовках игр. Всевозможные картины убийств героев, их ранений, а также пыток и насилия (автор кидает в начале дисклеймер, если кто-то чувствителен к подобным изображениям). В демо версии присутствуют особенно динамичные и сочные арты, что точно понравятся ценителям гуро-эстетики. Порезы, синяки, ужас на лице и кровь. Очень много крови.

Вообще, можно заметить, что именно в конечных артах изображено больше настоящих эмоций и реакций персонажей. Ведь на обычных фреймах они по большей части спокойны, сдержаны и улыбчивы, а вот на финальниках милая улыбочка растягивается в хищный оскал, на весёлом лице возникает гримаса боли, слёзы на щеках из обычно ехидно прикрытых глаз. Так сразу и не узнаешь, что заставит вечно собранного и спокойного человека полностью сменить кожу и показать игроку своё сущее обличие.

Музыкальное сопровождение

Кроме коротких звуков шагов, скрипов дверей, звонков телефона и шуршания одежды, игра порадует всякого рода темами героев и концовок, некоторые из них мне зашли особенно сильно, они прямо-таки отражают всю сущность персонажа, с которым ведёшь диалог. Зацикленные, тревожные и агрессивные саундтреки помогут лучше прочувствовать сложную ситуацию, в которой оказался игрок. Звуки по нарастающей повышают и общее напряжение диалогов, можно ощутить искры раздражения, что вспыхивают между героями.

Есть и спокойные меланхоличные мотивы с целью показать хрупкие редкие моменты воспоминаний героев об относительно безмятежной жизни, или увидеть утрату и состояние опустошения, что обычно приходит перед депрессией после сильного эмоционального потрясения.

Соединяя всё вместе, можно сказать, что данная серия игр вполне способна завлечь интересными визуальными образами, остовом отсутствия протагонистов в принципе и закрученной драмой чуть ли не с каждой парой героев. Все игры можно пройти максимум за 30 минут, если уж совсем растягивать и пережёвывать каждую концовку (не включая демо, так как перевода нет — нужно посидеть с переводчиком). Несмотря на такое малое игровое время, можно пройти настоящий интерактив «постарайся не довести диалог до убийства кого-либо, хотя у тебя всё равно ничего не получится, в итоге кто-нибудь да умрёт».

Подобное бессмысленное насилие и собственническое отношение не есть хорошо, но подобные образы могут привлечь внимание, хоть в них по большей части ничего другого и нет. Поступки и взгляды героев на ситуации весьма просты и сводятся к полному превосходству над кем-либо. И пусть герои сами себе всё усложняют в несколько раз, когда большую часть их проблем и разногласий можно было решить простым разговором, всё равно хочется узнать, что в итоге получится. Ведь если бы не упёртый максимализм, могла получиться типичная школьно-романтическая история, а тут хоть можно представить себе отношения двух поехавших яндере, благо комбинации парочек позволяют.

Ну что же, добро пожаловать в новую школу! Представьтесь классу, пожалуйста, и можете сесть в конце с Юкари Минамидой. И держите ваш нож при себе, пожалуйста. Так, на всякий случай.


Лучшие комментарии

Читайте также