Введение
Здравствуйте.
В прошлый раз наше повествование оборвалось вместе со смертью Роберта Ирвина Говарда в 1936 году.
Но, к сожалению, это не далеко не единственно событие, которым запомнился 36 год.
В начале весны, Германия, к власти в которой пришла печально известная НСДАП, под руководством Адольфа Гитлера, перебрасывает войска в Рейнскую Демилитаризованную Зону, чем грубо нарушает условия Версальского договора. Весь мир замер в предчувствии большой войны.
И, как мы все знаем, через 3 года начинается Вторая Мировая. Долгое время, для Штатов, основным театром военных действий являлся Тихоокеанский, где схлестнулись флот и авиация Японии и США.
Естественно, шла и, так называемая, «война тылов».
Американская фантастика середины XX века.
В филадельфийской научно-исследовательской лаборатории, над разработкой методов борьбы с обледенением самолётов, в числе множества других сотрудников, трудятся трое мужчин: выпускник военно-морской академии, лейтенант Роберт Хайнлайн, химик Айзек Азимов и инженер Спрэг де Камп. Всех троих, помимо работы, объединяет и то, что они являются начинающими, но уже завившими о себе писателями-фантастами. Естественно, на фоне общих интересов, у литераторов завязываются дружеские отношения, которые сохраняются и после окончания войны.
Позже Азимов и де Камп входили в одно и то же литературное общество – Trap Door Spiders, а также до конца жизни занимались научно-просветительской деятельностью.
Но вернёмся в конец 40-ых. Итак, самая страшная война в истории человечества окончилась. Но последствия этих страшных событий будут ещё долго ощущаться будущими поколениями.
Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, концлагеря, где, опираясь на научные теории, люди массово уничтожали себе подобных, эксперименты отряда 731. Человечество увидело обратную сторону прогресса.
Да, и до этого были те, кто опасался неудержимо быстрого развития технологий, например, луддиты в Англии, Виктор Гюго, Толкиен и, конечно же, Роберт Говард. Но до второй половины XX века страх перед научно-технических прогрессом не был массовым явлением.
Конечно же, подобные перемены общественного настроения не могли не отразится в искусстве, и, в частности, в фантастике. Где-то с середины 50-ых годов всё больше авторов уходит от произведений, в которых описывается образ светлого будущего, в сторону мрачной антиутопии. Одними из ярких представителей этого жанра принято считать и уже упомянутых Хайнлайна и Азимова.
Но был и другой путь. Многие писатели-фантасты, разочаровавшись в настоящем и опасаюсь заглянуть в будущее, обратили свой взор в прошлое. Происходит первый всплеск популярности фэнтези. В Штатах переиздаётся «Властелин Колец» и, на этот раз, книга получает признание широкого круга читателей, а не только небольшой горстки увлечённых английским средневековым эпосом. Получают популярность фэнтезийные произведения таких авторов, как Урсула Ле Гуин и Роберт Желязны. И, естественно, возникает интерес к Роберту Говарду с его циклом про Конана.
Конан Спрэга де Кампа
Спрэг де Камп, будучи давним фанатом произведений про киммерийца, берётся закончить многие черновики Говарда, в том числе переписываются некоторые работы, не имевшие никакого отношения хайборийской эре, где главные герои заменяются КоСпрэг де Кам
Далее, де Камп начинает писать уже самостоятельные произведения про Конана-киммерийца, иногда в соавторстве с Лином Картером или Бьерном Нибергом. Всего из-под пера де Кампа вышли около трёх десятков произведений про варвара из Киммерии, которые продолжали публиковаться вплоть до самого начала 80-ых.
И тут, позвольте сделать небольшое лирическое отступление. Всё что будет говорится дальше является моим субъективным мнением, но не высказаться я не могу.
Да, я понимаю, что Спрэг де Камп сделал многое для фантастики и фэнтези, публицистики, и, возможно, именно благодаря ему цикл про Конана-варвара не был забыт во второй половине XX века, к тому же, как автор он умел писать действительно интересные сюжеты и обладал неплохим слогом.
Но, лично на мой вкус, произведения про Конана от де Кампа, даже и близко не стоят с говардовскими. И дело тут в том, что, на мой взгляд, как автор он не смог уловить саму суть Конана, понять, простите за выражение, «философию» этого персонажа.
В частности, в рассказе «Чёрные слёзы» Конану удаётся одолеть древнее зло лишь по одной причине – «так говорилось в пророчестве». И, на мой взгляд, данная трактовка совершенно не подходит этому персонажу.
Спрэг де Камп зачастую описывает как Конану помогают Высшие Силы, сама его судьба связана с судьбой Аквилонии, а выходит победителем он из многих сваток, только по тому, что так было предсказано.
Что, по моему мнению, совершенно не соответствует видению этого персонажа Робертом Говардом. Да, и у него Боги, случалось, помогали Конану, но только благодаря тому, что тот сам заслужил это право своими прошлыми действиями.
Но чаще всего Конану удавалось выходить победителем из различных опасных ситуаций только благодаря своим личным качествам – небывалой отваге и стальное воле.
Если позволите, лично мне, всегда больше нравились произведения, в которых превозноситься (простите за высокопарность) величие человеческого духа, а не те истории, где герой является героем только благодаря некому предназначению.
Для примера можно привести Гатса из «Берсерка», который несмотря ни на какие трудности и не взирая на то какой враг встал на его пути, из плоти и крови или сверхъестественное существо, только стиснет зубы и продолжит прорубать себе путь мечом, даже если на него обрушатся все небесные силы.
Первые комиксы про Конана.
Вернёмся обратно в Северную Америку второй половины XX века. Но отправимся на этот раз не в США, а в Мексику. Именно здесь впервые Конан-варвар появился в комиксах под названием «La Reina de la Costa Negra», на страницах журнала Cuentos de Abuelito. В первых выпусках был адаптирован рассказ «Королева Чёрного Побережья», затем, мексиканские авторы стали выпускать уже собственные истории про Конана. Комиксы издавались в период с 1952 по 1958 годы. И позже переиздавались во второй половине 60-ых.
При том главным героем серии комиксов был не сам Конан, а Белит-королева пиратов, и судя по всему, история была сильно изменена для мексиканской аудитории.
К сожалению, выяснить был ли мексиканский Конан лицензирован или же свободолюбивые земляки Панчо Вильи и Хоакина Мурьеты решили просто проигнорировать авторские права, я так и не смог. Но что-то подсказывает, что второй вариант более вероятен.
В Штатах же, первый комикс про Конана-варвара выходит только в 1970 году.
Рой Томас, занимавший с 1965 должность помощника редактора в издательстве Marvel Comics, рассказывал о начале работы над серией комиксов про Конана так: «В то время, люди присылали множество писем с просьбой перенести тех или иных персонажей из книг на страницы комиксов. Но чаще всего всплывали четыре варианта. Больше всего запросов приходило на Конана из цикла Роберта Говарда, остальными же были Тарзан, Джон Картер и персонажи Толкиена из «Властелина Колец». В конце концов, нам удалось получить права на всех, кроме Толкиена»
Историки комиксов отмечают, что запуск серии про Конана-варвара был, на то время, довольно рискованным мероприятием. Как персонаж, Конан не входил во вселенную Марвел (пока ещё), к тому же не обладал какими-либо сверхспособностями.
Тем не менее, серия про Киммерийца стала одной из самых успешных в истории издательства Marvel, а художник Барри Смит, работавший над самыми первыми выпусками, получил премию от Академии Комикс-Искусств, как лучший новый талант, в том же 1970-ом году.
Считаю нужным сразу оговорится, лично я не являюсь большим поклонником комиксов, в особенности супергеройских, и мало знаком сданным видом творчества, и стоит помнить об этом во время всего дальнейшего рассказа.
Признаться, до того, как познакомиться с комиксным воплощениям Конана-варвара, я опасался, что из этого персонажа сделают кого-то вроде добродушного простачка-силача в карикатурных доспехах, борющегося с нелепыми злодеями, вроде Короля Специй (погуглите, у Бетмена действительно был такой враг).
Но к счастью, серия про Конана начала выходить в, так называемый, Бронзовый век комиксов, когда авторы начинают затрагивать более взрослые темы в своих произведениях, такие как употребление наркотиков, алкоголизм, сексуальное насилие. Так что Конан в комиксах Марвел 70-ых, этот всё тот же старый, «добрый» Конан, любящий вино, женщин, разбой и не гнушающийся кровавыми расправами над врагами.
Хотя, существует и другая точка зрения, согласно которой именно выпуск серии про Конана открыл дорогу подобным темам в комиксах. Ведь начало Бронзового века датируется 1970 годом, когда, собственно, и вышел первый выпуск «Конана-варвара», по сути, бывший первым произведением в данном жанре с «недетскими» сценами. И уже только после него авторы других комиксов стали поднимать взрослые темы и в сериях, посвящённых супергероям. Например, 1971 году вышел выпуск «Человека-паука», в котором один из персонажей страдал от наркозависимости. Так, что, в каком-то смысле, именно авторам комикса про Конана мы обязаны за такое явление, как взрослое направление в данном виде искусства, возможно, в том числе и жанре кинокомиксов. То есть, вероятно, если бы не «Конан», то и не было бы сейчас ни «Города Грехов», ни «Джокера».
Но, лично я, всё же считаю, что хоть и «Конан-варвар» оказал значительное влияние на комиксы (при этом не стоит забывать, что я говорил вышел насчёт того, что я далеко не эксперт по данному вопросу), но всё же думать, что одно произведения способно кардинально изменить индустрию в целом, считаю не совсем уместным. Всё же, любое искусство развивается под воздействием внешних факторов, и авторы, находясь в одних и тех же социально-политических и культурных условиях, рано или поздно начинают приходить к определённым похожим мыслям. «Конану», что иронично, посчастливилось лишь быть первым из тех, кто отважился на подобный смелый шаг. Если Вы помните, то в первом выпуске, я говорил о том, что судьба книжного Конана, очень похожа на судьбу адаптаций приключений этого персонажа. Точно так же, как и сам отважный варвар, который всегда первым бросался в гущу боя и вёл за собой остальных, комиксы про этого персонажа, в коком-то смысле, сделали что-то подобное. Впрочем, к этой мысли мы вернёмся, когда-нибудь в дальнейшем.
Между тем, комиксы про отважного киммерийца набирают популярность и издательство Марвел начинает выпуск серий и про других персонажей Роберта Говарда, таких как Кулл и Рыжая Соня.И на последней, стоит остановится поподробней.
Рыжая Соня
Рыжая Соня впервые появилась на страницах комиксов в 1975 году, как второстепенный персонаж серии про Конана, позже получив и собственную. Женщина-воительница, не раз сражавшаяся вместе с Конаном, мастерски владеющая мечом и другими видами холодного оружия, гроза гирканийских степей, а ещё … этот персонаж не имеет никакого отношения к Соне Роберта Говарда, при том, с 2007 года, официально, по решению суда.
Оригинальная Соня на страницах книг появлялась лишь однажды, в рассказе «Тень Стервятника» (у нас, почему то, переведенного как «Тень Вальгары»). В книжном первоисточнике данная героиня так же предстаёт перед читателем как женщина-воительница, но только является она казачкой из Рогатина, что в Ивано-Франковской области, судя по всему, артиллеристкой (простите за феминитив). Действие «Тени Стервятника» происходит во время осады Сулейманом I Великолепным Вены, осенью 1529 года. Согласно вымышленной биографии, Соня является родной сестрой самой Роксоланы, наложницы, а позднее и жены султана Сулеймана I, но при этом ненавидит как самого правителя Османской Империи, так и его супругу, несмотря на родственные связи.
В рассказе, Соня выступает на стороне обороняющих Вену. Рыжая казачка мастерски владеет саблей, без промаха стреляет из пистолетов, а также умело обращается с артиллерийскими орудиями. По ходу действия Соня из Рогатина не раз спасает жизнь главному герою рассказа, непутёвому рыцарю Готфриду фон Кальмбаху.
Вообще, в «Тени Стервятника» Говард развивает, заданную им же в серии про Конана, тенденцию вводить сильных женских персонажей, что было крайне нехарактерно для американской литературы 30-ых годов. К сожалению, в то время историческая проза не пользовалось большой популярностью, и поэтому дальнейшее развитие дует главных героев так и не получил. Но всё же сейчас я советую ознакомится с данным рассказом, особенно если Вы являетесь поклонником крутых батальных сцен, вроде Хельмовой Пади, то это именно тот случай, когда в произведении нет ничего лишнего.
Как персонаж комиксов, Рыжая Соня впервые появляется в 23 выпуске серии про Конана, где сюжет «Тени Стервятника» был перенесён в Хайборийскую Эру, а биография Сони сильно изменена.
В 2007 году, компания владеющая правами на персонажей Роберта Говарда подала иск в отношении издателей комиксов про Рыжую Соню. По решению суда, права на персонажа остались у издателей, только с одной оговоркой. Теперь, это были две совершенно разных Сони, даже с разными именами, то есть, существует говардовская Соня из Рогатина, чьё имя пишется как Sonya, через Y и комиксная Sonja, через J.
Вообще, ситуация с правами на персонажей Роберта Говарда довольно сложная и запутанная. Но вернёмся к этому вопросу чуть попозже, а пока предлагаю снова поговорить про Конана.
Успех комиксов про Конана вытекает в 1974 году в серию Savage Sword of Conan, более мрачную и жестокую. Но персонаж, всё ещё действовал в рамках своей собственной вселенной.
Закат популярности
А затем наступили 80-ые, подошёл к концу бронзовый век комиксов. Многие авторы либо начали экспериментировать с жанром, как, например, знаменитый Фрэнк Миллер, либо же пытались другими способами преодолеть кризис идей.
И все мы знаем про то, что любит делать Марвел для того, чтобы вернуть популярность тем или иным персонажам. Это, конечно же, супергеройские «капустники», мультивселенные и прочие способы кооперации.
И казалось бы, Конан, который не входит в «супергеройскую» вселенную Марвел, должен был избежать подобной участи. Но, как говорится, было бы желание, а способ всегда найдётся.
Впервые, Конан-варвар появляется на страницах комиксов вне рамок Хайборийской Эры, в серии «Что если?..», в выпуске №13, за февраль 1979 года. И в первом томе авторы ещё не позволяют себе повышать градус безумия до тех величин, что будут позже. С помощью магии, Конана забрасывает в Штаты, 70-ых годов XX века, где он, по началу, теряется, сталкиваясь с хиппи, полицией, косплеерами и автомобилями, что, впрочем, как и всегда не мешает ему очаровать очередную симпатичную девушку. В целом, это довольно лёгкая и забавная история, чем-то напоминающая знаменитых «Пришельцев» с Жаном Рено и Кристианом Кловье.
Стоит сказать, что «What if?..» не является каноном вселенной Марвел, в данной серии были представлены альтернативные варианты развития супергеройской вселенной, например Гвен Стейси выживала после встречи с Гоблином, а Стив Роджерс (Капитан Америка) становился президентом США. Но с выходом каждой новой части серии, сюжет становились всё страннее, и, конечно же, это затронуло и Конана.
И если столкновение таких персонажей как Конан-варвар и Тор ещё не выглядит слишком неуместно, то далее Киммерийца начинает носить по всем временам, эпохам и географическим локациям. Например, он начинает переходить дорогу то Капитану Америке, то Росомахе, а в какой-то момент ему и вовсе предлагают членство в Мстителях, или же история, в которой Конан попав в эпицентр разборки Людей Икс, случайно, способствует наступлению Конца Света. Но, моим фаворитом является сюжет, в котором Конан, одетый как сутенёр, с леопардом на поводке, сколачивает ОПГ из обитателей качалки.
И если, вдруг, Вы решили, что ничего более упоротого авторы комиксов про Конана не смогли придумать, то в 2019 году начал выходить комикс под названием «Конан 2099», где хайборийского варвара забрасывает будущее. По сюжету, Конан сражается с неким колдуном, по ходу обзаводясь примочками, вроде лазерного меча и шлема судьи Дреда, а под конец угоняет и космический корабль.
Но мы слишком сильно забежали вперёд, вернёмся в 80-е. Как отдельная серия, комиксы про Конана-варвара перестают издаваться в 81-ом, и далее он начинает появляться как второстепенный персонаж в историях про других героев Марвел. А в 2000 году, издательство и вовсе прекратило выпуск каких-либо произведений о Конане.
Dark Horse
В 2003 году права на персонажа у Marvel покупает другой издатель, Dark Horse Comics, известный своими более свободными взглядами на всю индустрию комиксов в целом, авторы «Лошадки» чаще могли себе позволить изображения кровавых битв или неприкрытой «обнажёнки», чем конкуренты, ориентирующиеся, в первую очередь всё же на более юного читателя. Из-под пера художников и сценаристов, данного издательства вышли такие произведения как «300», «Город Грехов», «Хеллбой», «Маска» (оригинальный комикс был гораздо безумнее и кровавее, чем экранизация 1994 года, в которой было решено по максимуму «срезать острые углы»)
Dark Horse издавали комиксы про Конана в период с 2004 по 2008 годы. Истории про киммерийца вновь вернулись к брутальности и циничности присущей произведениям Говарда (и без сутенёрского костюма)
Но, лично меня, больше заинтересовал не основной сюжет, а небольшие одностраничные истории, шедшие как приложение к каждому выпуску, под названием «Приключения Боба-Две Пушки (Правдивые истории из жизни Роберта Говарда)». Это короткие зарисовки различных эпизодов из биографии Говарда, не сказать, что в них присутствует какой-то захватывающий сюжет, скорее короткие размышления обо всём понемногу, где создатель Конана-варвара предстаёт эдаким добродушным парнем-мудрецом.
И снова Marvel
Но в 2019 году Марвел снова выкупает права на Конана. Издательство перевыпускает свои старые комиксы про киммерийца, а также запускает новые серии, уже упомянутую выше «Конан 2099» и «Дикие Мстители» про команду разношёрстных супергероев, в которую входят Росомаха, Каратель, Электра, Веном и, конечно же, Конан-варвар. Забавно, но некоторые обложки «Диких Мстителей», напоминают о вымышленной серии «Несокрушимые» из Fallout, парадирующей современную тенденцию на супергеройские капустники, в связи с этим ещё более забавным кажется то, что четвёртая часть Фаллаута вышла за 4 года до первого выпуска «Диких Мстителей».
Но даже учитывая все неоднозначные решения издательства относительно персонажа Конана, пугает больше не это, а то, что Марвел к которой в 2019 году перешли права на данного героя была уже не той Марвел, что владела ими ранее. Дело в том, что за десять лет до этого издательство купила компания Дисней, то есть в каком-то смысле Конан-варвар теперь принадлежит корпорации жадного Мыша, а, если вспомнить некоторые другие примеры, можно опасаться того, что ни к чему хорошему это не приведёт.
И раз разговор зашёл о правах на персонажей Роберта Говарда, то, как и обещал ранее, остановимся на этой теме поподробнее.
Да данный момент существует, как минимум три Конана-варвара. Есть, если его будет дозволено так называть, марвеловско-диснеевский Конан, который со временем всё больше отдаляется от старого, говардавского Конана, права на которого, на данный момент, принадлежат Paradox Entertainment, той самой, чьим отделением, ранее была Paradox Interactive известная своими глобальными стратегиями.
На данный момент Paradox Entertainment занимается выпуском фильмов по лицензиям и судами с Марвел. Вообще, авторские права на персонажей Говарда являются постоянным предметом споров между двумя компаниями.
И ещё один Конан
Однако, я не случайно упомянул, что существует как минимум три Конана. И третьего смело можно называть европейским Конаном. Во Франции издатель Glenat выпускает как переработанные, в формате комиксов, старые произведения Говарда про Conan le Barbare, так и новые, сочинённые уже другими авторами. В Италии комиксы про Conan il Barbaro публикует компания Weird Book. А испанский издатель DQComics печатает истории сочинения собственных авторов, героем которых является Conan de Cimmeria.
Также не стоит забывать и про норвежскую компанию Funcom, уже более десяти лет издающую игры, действие которых разворачивается во вселенной Конана.
И как же так вышло, что столько различных компаний смогли обзавестись правами на персонажа, споры вокруг которых на его родине ведутся уже, как минимум, десять лет? Всё дело в том, что никто никаких прав и не приобретал. В Европе персонажи Роберта Говарда являются общественным достоянием, начиная с 1986 года, соответственно права на них не могут принадлежать какому-либо отдельному физическому или юридическому лицу.
Видимо, на этот же закон ссылалось и российское издательство Северо-Запад, когда в начале 90-ых публиковало различные сочинения российских авторов про Конана, хотя, рискну предположит, что в то время руководство издательства могло и не слышать о такой вещи как авторские права, а если и слышало, то могло и не предавать значения подобным «мелочам». По сути, все книги, выпускаемые под эгидой Северо-Запада, являлись обычными фанфиками, возможно среди них и были свои бриллианты, но знакомится со всем множеством томов про Конана, которых за несколько лет вышло около двухсот, честно говоря, нет особого желания.
Между тем, и на родине Конана, в Штатах, всё так же продолжали выходить различные произведения про киммерийца. К слову, последняя книга за авторством де Кампа, под названием «Сталь и Змея», была опубликована в 1982 году и представляла собой адаптацию фильма «Конан», вышедшего в том же гПоследним
И вот, наконец, мы подобрались к культовому фильму со Шварценеггером, и как бы мне не хотелось начать рассказ об этой картине, придётся отложить его на следующий раз, ибо эта тема слишком обширна, для того чтобы начинать её сейчас.
Итак, до следующего выпуска.
Лучшие комментарии