8 октября 2021 8.10.21 0 1770

Masochisia (2015)

+4

«Мы серийные убийцы — ваши сыновья, ваши мужья — мы повсюду». — Тэд Банди

Массовые убийства — это страшное явление пугает так же сильно, как и мощное стихийное бедствие, оно даже схоже с ним — люди не могут предотвратить подобные катастрофы. Всплески бесконтрольной агрессии и извращённой жестокости всегда были и будут свойственны каждому представителю человеческого вида. Это не страшный вирус, у которого есть причина возникновения и пути лечения; аффектные действия можно списать на болезнь, решения принимает уже не сам человек, а его воспалённое жаром сознание. Но вот жажда причинять боль и лицезреть насилие, какими бы ни были убеждения человека, всегда будет. Такие наклонности скрыты в каждом. Пробуждаться им или нет — вот на это влияет множество факторов: общественное и семейное окружение, личные желания и характер человека, психические заболевания. Совершенно не справедливо убеждение о том, что верный путь к безумию и смертной казни — испытать жестокое обращение, тяжёлое детство и так далее. К сожалению, многие люди сталкивались с подобным и проходили через разного рода насилие в периодах своей жизни, однако это не сделало их «палачами». Данные вопросы психологии человека достаточно сложны и глубоки, их можно разбирать очень долго, высказывая различное мнение. Одно можно сказать наверняка: то, кем станет человек в будущем целиком и полностью зависит от него. Жестокое отношение в семье, резкое негативное отрицание в обществе, психологическое давление и насилие — ничто не оправдает индивида, которому осознанно нравится причинять боль другим, проявлять доминацию и решать чужие судьбы. Такие люди абсолютно осознают свои действия (тяжёлые расстройства психики не включаются), их возбуждает и радует чужая боль. В большинстве своём они не испытывают эмпатии, человек для них есть лишь живой антистресс, у которого можно вызвать разнообразные реакции посредством пыток. А после они становятся обезличенными мешками с плотью и кровью, и в отдельных случаях используются повторно. У такой жестокости нет причины, она становится не более чем следствием.

Если обратиться к начальной фразе, принадлежащей Теодору Роберту Банди, совершавшему свои страшные злодеяния до электрического стула, ожидавшего его 24 января 1984 года во Флориде, серийные убийцы, насильники и каннибалы выглядят совершенно обычно, а некоторые даже применяют своё обаяние, чтобы завладеть жертвой. Карикатурный образ в различных источниках информации в большинстве случаев совершенно не соответствует реальности. Самый плодовитый маньяк — нормальный и ничем не примечательный внешне человек, ведущий обыкновенный образ жизни, он вполне способен завести семью. Подобных пугающих случаев из реальности огромное количество, на слуху у нас только особо жестокие, необычные личности, проводившие свою чудовищную деятельность в невообразимых масштабах агрессии. Они никогда не уйдут из памяти человечества, ведь снова и снова оживают в медиа и разнообразных произведениях, люди даже возводят самые настоящие культы этих личностей. Это явление стало нормальным по двум основным причинам: сохранение истории и внутреннее человеческое влечение к насилию. Несмотря на тяжесть преступления, всё испытываемое отвращение к виновнику стольких оборванных жизней, мы тянемся за новыми знаниями всё дальше и глубже в тёмные опасные чертоги человеческой психики: больше книг, фильмов, игр. Мы настоящие адреналиновые наркоманы, и этого не изменить.

Тема сегодняшней игры серьёзна и тяжела для восприятия, так что если вы впечатлительный человек, для вас абсолютно точно не рекомендован данный игровой опыт. Концентрация жестокости происходящего, выраженном через мрачную графику и давящее звуковое сопровождение, способна до предела напрячь и крепкого на подобные вещи человека. Вместе с этим игра несёт глубокий смысл через достаточно простой линейный сюжет и затрагивает целый набор нелёгких психологических тем, которые всегда будут остро всплывать в обществе: жестокость в семье, самовнушение в правильности бесчеловечных поступков, использование религиозных убеждений в качестве стимула для оправдания своих грехов, вопросы мазохизма и садизма, и многое другое. Это заставит глубоко задуматься и ужаснуться того, что может принести в свет тёмная сторона психики. Эта игра словно ящик Пандоры, она открывает игроку свой отвратительный жестокий мир, имеющий прямое отражение к нашему собственному.

«Masochisia» — игра в жанре инди-хоррора, разработанная и опубликованная неким создателем под псевдонимом Jon Oldblood 9 октября 2015 года. Она повествует о молодом человеке, рождённом в неблагополучной семье: глава неисправный алкоголик, оправдывающий свою агрессию к близким глубокой набожностью; мать страдает серьёзными галлюцинациями и не предпринимает ничего, чтобы остановить тиранию в семье, она целиком и полностью убеждена в правильности происходящего; старший сын — мазохист, получающий настоящее удовольствие от побоев отца и пожирающий собственное лицо.

Абсолютно все члены этой нездоровой семьи с пренебрежением и злобой относятся к младшему звену — главному герою. Его избивают, подвергают моральным унижениям и эмоциональному давлению. В этой ужасающей обстановке и у самого мальчика проявляется влечение к боли и жестокости: его успокаивают глубокие уколы иглами, он в больших количествах принимает успокоительное.

В довершении к этому неутешительному облику ребёнка добавляются голоса в его голове и обширные слуховые и зрительные галлюцинации. Воображаемые собеседники видят мальчика насквозь, они знают о потаённых кровавых желаниях и невообразимой злобе на отца, что готова вырваться в чудовищные последствия. Религиозный фанатизм сильно повлиял на психику мальчика, он начинает видеть некоего Ангела, внушающего, что его тёмные мысли правильны, что пожать кровавую руку хочет сам Господь.

Он обещает молодому человеку незыблемую во времени славу. Если он пойдёт по пути Ангела, все будут знать это громкое имя, ведь такова его собственная Судьба, а её нельзя изменить, ведь она предначертана высшими силами задолго до появления на свет каждого человека. Судьбу можно считать могущественным божеством, слово которого — закон, ему нельзя воспротивиться. Послушно следуй своей судьбе, и она одарит тебя всевозможными дарами.

Это одно мнение, первый путь, можно сказать. Он заключается в том, что человеку нет смысла менять что-либо в своей жизни, надо лишь покорно следовать ходу событий. Однако есть и другой выход. В основе игры именно эта концепция о Судьбе и зарождающейся жажде насилия. Игроку предстоит решить, по какому пути пойдёт главный герой этой мрачной картины: он просто подчинится своим порокам и продолжит утопать в море крови, или же возьмёт судьбу в свои руки и постарается предотвратить нечто ужасное? В обоих вариантах игрока не будет ждать хороший финал и успокоение от завершения истории. Игра оставит его с чувством пустоты в душе, тяжёлых вопросов будет больше, чем на них смогут ответить статьи в Интернете. Обмякшее тело в компьютерном кресле, непонимающий поникший взгляд в черноту экрана. В голове проскакивают только что пережитые события и эмоции. Руками персонажа в виртуальном мире игрок должен совершать ужасные, действительно отвратительные вещи, всё его существо пропитается густой кровожадностью на всём протяжении этого тяжёлого психологического хоррора. Игра не будет готовить вас к моментам насилия, агрессии и кошмарным видениям, в которых в отдельных случаях можно испытать даже своеобразную эстетику, так как в наш век принята романтизация подобных явлений. Данный же проект не содержит совершенно ничего подобного. Это скверный холодный мир, шансы выживания в нём человечности и морали стремятся к нулю с каждым выбором слов или действий игрока.

Интересную и пугающую изюминку добавляет тот факт, что облик главного героя, а также ключевые моменты посвящены самому страшному и омерзительному, по мнению американских криминалистов, серийному маньяку, мазохисту, педофилу и каннибалу Альберту Гамильтону Фишу (1870-1936), который совершал зверские убийства маленьких детей в период с 1927 по 1934 год. Его считают самым жестоким серийником по причине нездоровых сексуальных предпочтений и сильной любви к боли. Он насиловал и пожирал юных жертв, имея привычку писать безутешным родителям письма, в которых до мельчайших подробностей описан процесс убийства и поедания их чада. При этом у него было шестеро детей, никому из них он боль не причинял. Доказанное число жертв от трёх до шести. По словам Фиша он забрал жизни почти пятисот детей. Казнён мужчина был на электрическом стуле в тюрьме Синг-Синг в штате Нью-Йорк, его последними словами было то, что он в нетерпении от исполнения приговора, и это станет его лучшим наслаждением.

  Это нельзя назвать спойлером, скорее интересными фактами о реальном прототипе игры, так как сюжет больше направлен на мистику, есть неточности с биографией, но это сделано именно в упор на ухудшающийся моральный облик героя в окружении семьи, а также его проблем с контролем собственных кровавых желаний. В игре освещён начальный период жизни Фиша — детство, когда признаки опасного поведения и убеждения в правильности жестокости начинали крепнуть в молодом разуме. Известно, что популярный облик гениального и осторожного Ганнибала Лектера был слеплен как раз с реально существовавшего педофила-каннибала Фиша, тот тоже выглядел обыкновенным человеком в преклонном возрасте, хоть и не занимал высокие посты в обществе и науке. Он был внешне эдаким безобидным тихим дедушкой, упивающимся в своих грехах и наслаждающийся этим. Альберт Фиш самый страшный убийца за всю историю Америки, потому что открыто демонстрировал свои кровавые увлечённости, с высоко поднятой головой творил злодеяния и так и не раскаялся даже в час своей смерти, найдя это интересным и возбуждающим.

Структура игры

Если вам стало интересно про главного героя, оставившего свой след в истории, предлагаю глубже ознакомиться с его жизнью и психикой с помощью статей и документальных фильмов, посвящённых безумию «Серого Призрака». А сейчас поговорим об игре.

Повествование проекта поделено на шесть весьма коротких актов, саму игру можно без труда пройти за несколько часов — это в каком-то роде мрачная визуальная новелла. Имеются две концовки, но ни одну из них нельзя назвать хорошей, так как в каждой игрок уже прошёл значительный путь страданий и жестокости, чтобы оставить в своей душе ощущение чёрной пустоты. Возврат невозможен.

На протяжении шести актов игрок переживает унижения, обиду, злость, неуверенность, несправедливость к себе со стороны всего мира, жажду отомстить и наказать обидчиков, страх от самого себя — через всё это проходит главный герой в переломном периоде своей юности. Руки в любом случае окрасятся кровью, как бы ни старался игрок. Однако именно он в состоянии решить, чья она будет: собственная или невинная.

Уже с первых мгновений игры мы понимаем, что мальчик больше доверяет голосам в голове, нежели родной семье, каждый член которой открыто презирает и ненавидит его за одно существование. Спасение он ищет в таблетках, острых иглах и общении с галлюцинациями и голосами, ещё не понимая, что стоит на шаткой дорожке боли, которую ему нравится причинять себе, а также окружающим. По мере движения сюжета игры всё глубже погружаешься в пучины безумия и мазохизма Гамильтона, только ему принимать решение: остановить ли формирование зла для человечества, или дать ему расцвести, посмотреть, куда же приведут мрачные лабиринты сломанной психики, так сильно воспалённой галлюцинациями и бредом.

В процессе игры можно определённо точно испытать чувство абстрактности и непонимания происходящего. Персонажи излагаются то загадками, то религиозными рассуждениями о боли, зле и великой судьбе, что преследует каждого на протяжении всей жизни. Можно понять, что почти всё живое испытывает прямую ненависть к Гамильтону, не являясь источником его тёмных желаний, скорее ускоряя их развитие.

Работа создателя не будет ждать, пока вы изучите повествование и найдёте основной и более глубокий смысл, он создаст идеальную атмосферу тревоги и нерешительности в своих словах и решениях, чтобы у игрока в конце прохождения точно появились вопросы: «А мог ли я всё исправить?» «Поступить по-другому?»

В данном случае приоритетней было показать не обоснованность и логичность происходящего, а какое моральное давление игра оказывает на игрока, и вышло это достаточно мощно.

Ещё хотелось бы упомянуть примечательный момент — частые символы и целые шифры из численных и буквенных выражений. Они появляются как на протяжении игры в отдельных моментах, так и уже в концовке, пробегая длинными строками перед глазами игрока. Вдобавок их можно увидеть в «двадцать пятых» кадрах при повествовании. Шифры не относятся к сюжету и не влияют на концовку, просто проскакивают перед игроком как бы невзначай. Узнать про них что-то больше мне не удалось. Может, они действительно несут какую-то смысловую нагрузку, а может быть, были включены в качестве пугающего элемента загадочности.

Геймплей

Как уже было подмечено ранее, игра своим исполнением напоминает визуальную новеллу, ввиду ограниченности действий и придерживания жанра point-and-click. Игроку в распоряжение даётся мышь и стрелки клавиатуры для передвижения камеры из стороны в сторону, причём каждый поворот проходит достаточно медленно, поэтому стоит запастись терпением. Однако не стоит расслабляться, ведь пока ты не спеша двигаешься к углу экрана, в нём может поджидать неожиданный скример. Да, их тут немало, заставят знатно вздрогнуть на каких-то моментах, когда их уж точно не ожидаешь увидеть.

Ещё раз: если вы чувствительны к насилию и чужой боли, проект точно не для вас, так как всё завязано именно на этом. Создатель постарается и вам привить любовь к боли. Демонстрируются весьма жёсткие напряжённые сцены, принимать участие в которых нужно, непосредственно, самому игроку.

Основным звеном игры, конечно, будет собирание предметов в инвентарь и последовательно их применение в ключевых сценах. Интересный момент: в некоторых эпизодах присутствуют наборы выборов с якобы единственно верным решением, остальное же приведёт к проигрышу. Однако, если переигрывать и выбирать другие варианты, они обеспечат победу, с другим только диалоговым пояснением. Все ответы верны и приведут к одной и той же сцене, что намекает на основную мысль проекта — неизменность Судьбы. Какими бы разными средствами ни воспользовался человек, итог будет один.

Самым привлекающим внимание является ломание автором «четвёртой стены» и обращение к игроку. Да, этот приём уже далеко не новый, но здесь он подходит как нельзя лучше и лаконично.

В дальнейшем прогрессе игры и её закрытии, игрок обнаружит новый файл на рабочем столе. Нет, это не файл смерти или документ непонятного содержания, всего лишь текстовый формат, который можно открыть, скажем, в «Блокноте» или с помощью браузера. Это некоторое письмо, подписанное главным героем, хотя можно понять, что к нам больше обращается сам создатель. Он словно интересуется состоянием игрока после прохождения каких-то особо безжалостных и важных сцен, отмечает его прогресс и делится своей точкой зрения о происходящем. Всего таких писем будет три, уже после получения концовки и финальных слов, игра резко вылетает, оставляя игрока в недоумении на своём рабочем столе. Далее прямо поверх фона появляется внутриигровой шрифт с заключительным обращением и напутствием. В общем, лично мне показалось это весьма интересным взаимодействием с игроком в такой напряжённой атмосфере происходящего.

Графика

Говорить о том, что всё в этой игре было максимально подогнано под угнетающую и отталкивающую атмосферу не стоит, это можно понять, взглянув только на скриншоты. Пусть вас не отвлекают весьма приятные и простенькие пейзажи леса, бурного потока реки, одинокой заброшенной церкви и сонной долины — только наведёшь камеру на отчий дом или заберёшься глубже в лес, покажутся тёмные пугающие обитатели.

Чего стоит только стилизация персонажей, все они отталкивают или внушают чувство беспокойства, когда разговариваешь с ними. Образы чаще всего очень худые, с тонкими, заламывающимися, угловатыми конечностями. Глаза у всех либо полностью белые, либо чёрные и с яркими жёлтыми точками вместо зрачков, кто-то и вовсе не имеет лица, молчаливо «смотрит» на игрока, общаясь исключительно телепатически. Даже единичные безобидные персонажи хоть и внушают жалость (так как их дальнейшая судьба весьма печальна), но всё равно просто смотреть на них весьма некомфортно.

Также, естественно, совершенно не могут визуально расслабить сцены панических атак и особенно сильных галлюцинаций Гамильтона. Перед глазами всё неприятно дёргается, яркие цвета смешиваются с нечётким изображением окружения, давя на глаза. Графическое оформление особо кровавых и жутких сцен точно порадуют любителей подобного.

На контрасте с относительно спокойной природой и весьма живописной местностью вокруг дома главного героя, отталкивающие образы персонажей чувствуются куда острее, отравляя некоторую безмятежность своим безумием.

Музыкальное сопровождение

То же самое во многом можно сказать и о музыке в игре, она содержит в себе ещё больше противоречий. При переходе игрока на разные локации сменяется и музыка. У каждого небольшого участка на игровой карте есть собственный саундтрек, его характер действительно различен. Он может быть спокойным, глубоким, даже умиротворённым, а в то же время и в состоянии загнать в такую тревогу и липкий страх, что потом не сразу можно выйти из этого состояния. Маленькая деталь: в самом доме Гамильтона отсутствует какая-либо музыка, раздаются только напрягающие звуки глухого тиканья часов и неприятный резкий скрип открывающихся дверей и половиц, что покажется даже более настораживающим, нежели просто зловещая композиция.

Наше маленькое путешествие по безумному миру Гамильтона подходит к концу. Если вы любитель жанра психологического хоррора и реальной криминалистики, эта игра точно для вас. Она, хоть и не полностью, но покажет вам ужасную реальность «Серого Призрака» — самого мерзкого маньяка Америки.

Игра поднимает действительно много интересных, но в то же время и жутких, сложных тем для обсуждения, спорить о которых можно до бесконечности, у каждого найдётся своё мнение и его трактовка. Играя в подобные игры, нельзя найти ответ на один из самых важных вопросов психики: что заставляет человека совершать убийства, причём ещё и изгаляться над жертвами и получать удовольствие от их боли? Это действительно очень сложный вопрос, однако у таких игр иное назначение — погрузить человека ещё глубже в тёмные миры сознания.

Мы не перестаём поражаться новым всплескам агрессии и жестокости по всему миру, казалось бы, куда ещё ниже может опуститься человечество? Однако может, и предотвратить это вряд ли представится возможным, даётся лишь шанс изучить этот кровожадный, один из самых древнейших и даже уже естественных феноменов.

Погружайтесь осторожно в чужие зловещие миры, подъём из них значительно сложнее.


Лучшие комментарии

Читай также