8 октября 2021 8.10.21 0 1790

Обзор: Crusader kings 3.

+11

Всем привет! Наверное у каждого человека есть та игра, которая познакомила его с целым игровым жанром. Одной из таких игр для меня является Crusader kings 2. Мне её показал мой друг и я завис в ней на несколько сотен часов. Благодаря данной игре я познакомился с жанром стратегий. Так что эта игра — многое для меня значит и когда я узнал, что разрабатывается третья часть, то сразу взял её себе на заметку. И когда игра вышла я начал смотреть все ролики по ней, что выходили на русскоязычном YouTube. Но сам я опробовал эту игру в марте этого года на бесплатных выходных, а потом она была приобретена мной. На данный момент я наиграл в ней более полутора сотен часов и решил обозреть эту игру, чтобы объяснить о чём эта игра, чем она отличается от других стратегий и, возможно, привлечь к ней внимание пользователей Stopgame, которые могут о ней не знать. Всем приятного чтения!

1. В чём вообще суть?

Crusader kings 3 — стратегическая ролевая игра, действия которой происходят в Средневековье на территории от Исландии до Тибета, и от Северного полярного круга до Центральной Африки.

Карта игры. Вы можете выбрать абсолютно любую страну для старта, кроме теократий и республик.
Карта игры. Вы можете выбрать абсолютно любую страну для старта, кроме теократий и республик.

И здесь, в отличии от других игр вы берете под контроль не армию воинов, как в Total war, не цивилизацию, как в Civilization, а династию, которую вы должны провести через всю эту, полную жестокости и религиозности, эпоху. И не важно за кого вы хотите играть, за мелкого графа из Франции, или за императора Священной Римской Империи. Вам, конечно, будут мешать и ставить палки в колеса. Но если вы будете грамотно управлять своей династией и подданными, если вы выдержите все трудности и не сломаетесь, то ваша династия будет веками править на своих землях, а может и приобретет новые. Но если ваша династия потеряет земли, то игра закончится.

2. Графика.

Как известно, не маловажной частью любой игры, которая создает о ней первое впечатление, является графическая составляющая. И, лично для меня, среди стратегий — эта одна из самых красивых.

В третьих крестоносцах карта выглядит хорошо. Её внешний вид меняется от степени приближения. Если вы приблизите карту, то сможете увидеть ландшафт местности, замки, города и храмы. А при отдалении она приобретёт внешний вид старой бумажной карты, что напоминает мне Civilization 6. Также неплохо выглядят модели персонажей, в меру реалистично и в меру мультяшно, что ли. Ещё хорошо выглядят модели солдат, которые носят на своих щитах и одежде герб вашей страны. Так что для стратегии графика достаточно хороша и привлекательна.

3. Геймплей.

Но графика графикой, а играем мы в игры ради геймплея. Так что зайдя в игру можно выбрать дату с которой вы хотите начать играть. Их на выбор две: 867 год — эпоха викингов и 1066 год — начало Высокого Средневековья.

Вы можете выбрать любого персонажа из уже существующих или создать своего собственного в редакторе персонажа.

Редактор персонажа. Здесь можно настроить внешний вид персонажа, его навыки, религию, культуру, название династии и так далее.
Редактор персонажа. Здесь можно настроить внешний вид персонажа, его навыки, религию, культуру, название династии и так далее.

Но в Crusader kings 3 (как и почти во всех стратегиях от Paradox) столько всяких нюансов, что располагать их все вместе — не совсем корректно. Так что я поговорю о каждом аспекте в отдельности.

3.1 Персонажи и интриги.

Вся игра завязана на персонажах и их отношении друг с другом. И начнём мы с окна описания персонажа.

Окно персонажа.
Окно персонажа.

В этом окне мы можем увидеть основную информацию о персонаже: какое у него образование, его основные черты характера, уровень его навыков, физические черты, его супруга, детей, братьев, сестер, вассалов и так далее. Например, про этого персонажа можно сказать, что он асатриец со скандинавской культурой, он имеет образование дипломатии среднего уровня, он щедрый, усердный и параноик, а также имеет супругу и трех дочерей, но не имеет никаких физических наследуемых черт. И такое окно есть у каждого персонажа. Также есть окно образа жизни, в котором вы можете выбирать жизненный путь по которому вы пойдёте.

Есть пять путей, скорость изучения которых зависит от образования персонажа. Так как у нас — дипломат, то лучше пойти по пути дипломатии, но это не помешает нам изменить путь в будущем.
Есть пять путей, скорость изучения которых зависит от образования персонажа. Так как у нас — дипломат, то лучше пойти по пути дипломатии, но это не помешает нам изменить путь в будущем.

Также в каждом из путей есть три ветки по которым можно пойти и которые дают вам разные бонусы.

Примерно так выглядят ветки в пути дипломатии и в конце каждой вы получите черту персонажа.
Примерно так выглядят ветки в пути дипломатии и в конце каждой вы получите черту персонажа.

Но не думайте, что вы сможете прокачать все ветки и играть за всемогущую машину, так как почти всегда на изучение одного пути и уходит жизнь одного правителя.

Также имеются вкладка вашей династии.

Но не одной нашей династией едины, ведь есть и другие персонажи из других династий и к каждому из них нужен свой подход. С вашим сюзереном и вассалами лучше дружить (пока это выгодно), так как если ваш сюзерен будет с вами не в ладах, то он может отнять у вас ваши титулы, а вассалы — свергнуть. А улучшать с ними отношения можно через происки, отправляя им подарки или устраивая пиры.

Давайте, кстати, сейчас поговорим о титулах. Каждый персонаж имеет свой титул. Играбельных титула всего четыре: графство, герцогство, королевство и империя.

Это значит, что вы можете начать за какого-нибудь мелкого графа во Франции, а закончить императором Священной Римской Империи, который владеет половиной Европы. Что ещё для счастья надо?

Ах, я забыл сказать, что в этой игре — мобильная система не только титулов, но и всего остального. Например, вы можете сначала играть за чеха католика, а потом уже сменить культуру на, допустим, англосаксонскую и веру на ислам, а можете вообще создать свою религию с матриархатом, каннибализмом и наложниками. Вам игра предоставляет в этом плане полную свободу выбора.

Но не надо забывать, что серия Crusader kings всегда была завязана на интригах и третья часть не стала исключением. Здесь всё также можно строить козни своим врагам и соблазнять чужих жён. С помощью данной механики можно, так сказать, устранять нежелательных персонажей. Например, если у вашей страны есть несколько возможных наследников и страна может развалиться, то лучше будет одного из них «убрать». Да, жестоко. Но чего вы ещё ждали от Средневековья? Также, при владении одним из навыков интриг можно похищать персонажей и, либо брать за них выкуп, либо отпустить и получить за это влияние на похищенного. Ещё есть соблазнение с помощью которого можно заразить недоброжелателя какой-нибудь неприятной болезнью через его жену.

Окно интриг. Успех происков зависит от вашего уровня интриг, а также от количества соучастников.
Окно интриг. Успех происков зависит от вашего уровня интриг, а также от количества соучастников.

А если вы являетесь вассалом и вам не терпится получить титул своего сюзерена, то вы можете сфабриковать с помощью интриг претензию и начать с ним войну. Короче, применений у интриг — уйма. Но помните, что ваши враги тоже могут вам насолить.

А что же случится когда правитель умрёт? Не волнуйтесь на этот счёт. Ведь после смерти правителя вы продолжите игру за его наследника, если, конечно, он из вашей династии.

3.2. Управление государством.

Интриги — это хорошо, но чего они стоят, если не будет грамотного управления державой? Поэтому надо уделять внимание этому немаловажному аспекту. Прежде всего для управления страной нужен совет — умнейшие люди государства, специалисты в своей сфере. Ну или просто сильный вассал, который будет иметь плохое мнение о вас, если вы его не посадите на пост Маршала, хотя в военном деле он будет разбираться, как ёж в экономике. Также в совете сидит супруг персонажа, который будет давать вам бонусы к очкам умений.

Это ваш совет. Каждому члену совета вы можете давать задания, которые дают вам бонусы.
Это ваш совет. Каждому члену совета вы можете давать задания, которые дают вам бонусы.

Как и у любого уважающего себя государства у вашего есть земли. Но у вас имеется лимит провинций, которыми вы можете управлять без штрафов (посмотреть его можно в верхнем правом углу экрана), так что не все земли принадлежат вам. Большая часть из них принадлежит вашим вассалам, а те что принадлежат вам называются доменом. Если у вас большая страна, то обычно только около 10% является вашим доменом. А если вы превысите свой лимит, то на вас наложатся штрафы к количеству армии, налогов и мнению вассалов о вас. И здесь есть несколько вариантов: мириться с этими штрафами, повысить свой навык управления и раздать ненужные земли другим персонажам.

Нажав на любую провинцию вы можете посмотреть всю информацию о ней: владельца провинции, его контроль над этой провинцией, развитие, народное мнение о владельце и другую информацию.

Также каждая провинция разделена на баронства и если баронство пустует, то в нём можно построить замок, храм или город. Вы можете как раздать их, так и оставить себе. Но помните, что эти постройки также занимают место в вашем лимите провинций.

Немаловажную роль также играют формы правления. Играбельными являются феодализм, племя и клан. Феодализм располагается в Европе и Индии, клан в мусульманских странах, а племя — у язычников. При феодализме и клане больший упор идёт на деньги, то есть чем у вас больше денег, тем вы быстрее разовьётесь и тем больше сможете нанять профессиональной армии. А при племени деньги уже не так важны и больший вес приобретает престиж, за который приобретаются войска и строятся племенные здания.

Но давайте поговорим о тех личностях, которые будут докучать вам больше всего. Речь, конечно же, о ваших дорогих вассалах, с которыми вам надо будет очень часто контактировать: от получения приглашений на пир, до изменения их вассальных обязанностей и, при необходимости, заключения их в тюрьму. И надо постоянно следить за их влиянием и мнением о вас, ведь если очень сильный вассал не будет вас уважать и бояться, то спокойно может создать фракцию против вас, пригласить туда других недовольных, начать гражданскую войну и посадить вместо вас на трон кого-нибудь более угодного ему.

Если вкратце, то в этом и заключается управление государством в CK 3. И если вы освоите умение управления полностью и у вас получиться централизовать власть и подчинить всех вассалов, то уже в Высоком Средневековье вы сможете заявить: «Государство — это я!». Пока не сменится правитель.

3.3. Искусство войны.

Самым очевидным средством расширения страны является война. Вы можете воевать по претензиям за ваши де-юре провинции, за захват титулов на которые у вас есть претензии и ещё много всяких поводов.

Но откуда брать людей, чтобы воевать? Во-первых войска делятся на обычное ополчение, профессионалов и наёмников. Ополчение — это самые слабые войска, которые набираются из провинций. Их много, но без профессионалов они мало эффективны. А профессионалы уже не зависят от ваших провинций, ведь вы их нанимаете за деньги, или престиж (если вы играете за племя) и они, как ополчение, могут быть подняты в любой момент. Они уже намного сильнее ополчения, но их меньше. Ну, а наёмники — это те же профессионалы, которых вы нанимаете за деньги и в течении нескольких лет они вам будут служить, а потом, либо придётся их продлевать, либо распускать. Флота в игре нету и солдаты при нажатии на морскую провинцию, типо, садятся на корабли и их передвижение становится более затратным.

Окно армии с основной информацией о ней.
Окно армии с основной информацией о ней.

Но кто же управляет этой всей кучей людей? Во главе воинства стоит генерал, им можете быть и вы, и успех боя зависит от его военных навыков и черт командира, которые дают преимущество в определённых местностях. Так что вам придётся подбирать местность и генерала, который к ней подходит с умом.

По основным геймплейным аспектам это — всё, что нужно знать новичку, который собирается начать играть в Crusader kings 3.

4. Саундтрек и звуки.

Тут много разглагольствовать не о чем, но я должен отдать должное, саундтрек, как и во всех играх от Paradox — хорош. Саундтрек прямо-таки погружает игрока в ту далёкую эпоху, а звуки оркестра в некоторых моментах даже успокаивают. Также в самой игре, при приближении к карте можно услышать звуки городов, базаров, битв, моря и так далее. В этом моменте игра тоже хороша.

Итог.

Я считаю, что на данный момент это одна из самых интересных стратегий, с которой можно начинать, если вы до этого никогда не играли в стратегии. Ведь в какой ещё игре вы можете начать играть за викинга, переехать в Африку, создать там своё государство и сделать религию, которая будет являться чем-то средним между Скандинавским язычеством и Африканскими верованиями? Или создать мир, где правит матриархат? А также и сама игра может подкинуть вам идею на партию с помощью достижений или просто случайным стечением обстоятельств в самой партии. Идей и сюжетов уйма! Всё в лучших традициях Paradox.

А также игра постоянно обновляется и скоро выйдет новое DLC. Ещё и фанатские моды есть. Короче в этой игре есть чем заняться.

Я конечно упустил некоторые моменты, но если вас игра заинтересовала, то можете сами её опробовать и изучить эти моменты, погрузившись в мир Средневековья.

Всем спасибо за прочтение и пока!


Лучшие комментарии

Читай также