27 сентября 2021 27.09.21 0 7829

Таксист (1976) или история потерянного человека

+13

Об этом фильме я слышал много всего: «Шедевр, актуальный на поколения вперед» и «социально опасное и странное кино про психопата». И уже пару лет я пытался поймать момент для просмотра. Поймал.

Таксист является частью эпохи «нового голливуда» 60х-70х годов прошлого века. Время, когда множество молодых режиссеров, уставших от вылизанных, приторно сладких фильмов решают выжечь до основание все это напускное благополучие и глянец. Семейные ценности, сексуальное табу, наркотики и насилие были переосмыслены или открыто высмеивались. Кино уже тогда представляло из себя идеальную картинку идеального мира без неприятных черт реальности. И режиссеры «нового голливуда» с огромным наслаждением раз за разом разбивали розовые очки тогдашним зрителям

Но «новый голливуд» не стремился показывать жесть ради жести. Он начал задавать крайне неудобные темы: одиночество, алкоголизм, сексуальное влечение, поиск смысла жизни и т.д. Кино той эпохи тогда снимали люди, которые просто хотели рассказать свою историю, поделится своими проблемами и мыслями. Они задавали вопросы, на которые вместе со зрителями искали ответ.

И таким сеансом терапии вышел уже культовый «таксист»

Тень самого себя

Главный герой — Трэвис Бикл. Бывший военный 26 лет. Уже с первых кадров фильма становится понятно — что-то с этим парнем не то: потерянный взгляд, отстраненная речь, рубленые короткие фразы. Из-за сильной бессонницы Трэвис вынужден пойти работать в ночное такси, чтобы просто не сойти с ума от безделья и самокопаний. Ну и не подохнуть с голоду.

Трэвису крайне сложно взаимодействовать с людьми. Он не понимает их влечений, желаний и прочего. Да, он живет в обществе и пользуется его благами, но большинство людей для него — отстраненные и холодные личности, либо грязь, быдло и вообще ужасные создания, которых рано или поздно смоет проливным дождем. Ему не интересны пустые разговоры, вульгарные поступки и потребительское отношение окружающих к собственным жизням. Подобное ему крайне противно. Весь город для него — это сточная яма из озлобленных и гнусных людей, которые только и делают что трахаются, бухают и колятся. Не с кем спокойно поговорить, не с кем провести свою жизнь, в которой с каждым днем смысла все меньше и меньше.

Трэвис едва не сводит себя до состояния овоща, весь остальной день просто валяясь на кровати или смотря порно - фильмы в кинотеатрах. Он осуждает общество, но сам стремительно летит вниз.

Наелся и спит
Наелся и спит

Единственной отдушиной для него является личный дневник, куда он пишет все свои мысли и наблюдения. Это его единственный способ хоть как-то выпускать свои мысли наружу.

Записи из дневника

«Всю жизнь меня преследовало одиночество. Повсюду: в барах, в машинах, на тротуарах, в магазинах — повсюду. От него не убежать. Господь создал меня одиноким.»

«В моей жизни всегда не хватало смысла. Я не хочу потратить жизнь на ковыряние в себе. Надо стать таким, как другие люди.»

«Когда-нибудь пойдет дождь и смоет с улиц всю эту мерзость.»

Трэвис разрывается надвое. Он понимает, что для счастливой жизни ему надо отбросить свои убеждения и взгляды. Стать нормальным. Но раз за разом в социуме он терпит неудачу и все больше отстраняется от людей, а они от него. В людях он видит в основном холод и пустоту. Его напросто тошнит от окружающих. Он разочарован во всем.

Но в один момент в его жизни появляется некий смысл и он решает сделать этот мир чуть справедливее, хоть и крайне радикальным методом.

Посттравматический синдром

На первых минутах фильма Трэвис кажется просто угрюмым одиночкой с воспаленной психикой, потерявшим смысл жизни, но продолжающим жить. Ровно до той поры, пока не вспоминаем начало — военное дело. Дело в том, что действие фильма происходит в 70е годы. Именно тогда отгремела война во Вьетнаме, которая унесла и сломала жизни многим молодым американским парням на всю оставшуюся жизнь. Люди, пережившие гибель своих друзей и соратников в той резне в большинстве своем превратились в подобных невротических одиночек, неспособных после войны и всего пережитого полноценно вернутся в общество, оставаясь под присмотром психологов и социальных служб.

В фильме нам не рассказывают о прошлом Трэвиса, но если подставить под сюжет это событие, то все собирается в одну цельную пугающую картину. Парень, отдавший все силы своей стране, в итоге оказался никому ненужным изгоем с мутным прошлым и с расшатанной психикой.

Так что же это за фильм? Глобальный социальный мэсседж или бессмысленная чернуха про больного человека? Скорее что-то посередине. С момента выхода таксиста прошло уже более 40 лет! А фильим ни просто не потерял актуальность, а приумножил ее в современном мире с его бешеным ритмом мегаполисов и превращающих человека в апатичную тряпку без сил и цели в жизни. Города, где большинству людей плевать друг на друга, только бы выжить и преуспеть в этой мясорубке, готовые идти на отвратительные поступки ради своих интересов. И в этом месте одиночка с расстройством психики выглядит не так уж страшно и даже благородно.

Но в то же время это и предупреждение, что самоизоляция и культивирование в своей голове неприязни к окружающим может привести вас к крайне ужасным последствиям.


Лучшие комментарии

Читай также