21 сентября 2021 21.09.21 0 805

ИСТОРИЯ УСПЕХА… ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ ПРИСТАВОК! I ЧАСТЬ 2 I ПРИСТАВКИ ДО PLAYSTATION 1

+4
 

ВСТУПЛЕНИЕ

Эту статью я написал в продолжение серии моих статей 2015-2016 годов. Тогда я не смог закончить рассказ о ВСЕХ приставках. Исправляюсь теперь в 2021-ом! Так что, пацаны, если кто-то ждал и не дождался, то я вас не подвёл! Просто тогда я не додумался как всё преподнести и не грузить вас. А сегодня - самое оно!

Ты знаешь, за поколение приставок (примерно 7 лет) выходит около 3 000 игр на приставку. Разработчики трудятся, игроки проходят и трудятся. А потом про эти игры забывают. Целая куча любимых игр пропадает. Я рад что есть торренты и эмуляторы. А ещё я больше радуюсь, что разработчики поняли эту фишку и теперь выпускают римэйки. Вроде римэйков Резидент Ивл 2, Мафии 1 и Демонс Соулс.

4-ОЕ ПОКОЛЕНИЕ. САМЫЕ КРАСИВЫЕ ПИКСЕЛИ

Четвёртое поколение приставок родилось в далёком 1987 году, оно ещё называлось 16-битным поколением за счёт 16-битных процессоров. Если что, у современных приставок и компьютеров сейчас 64-битные процессоры. Первой приставкой была Turbo Grafx-16, а последней вышла Neo Geo c каким-то невообразимым джойстиком в виде коробочки с рычагом и 6-ю кнопками. Самая жаркая война развернулась между Сегой Мега Драйв и приставкой от Нинтендо – СНЭС. Сега пускала по телевизору в США хулиганистую рекламу, где призывала покупать Мега Драйв, потому что та была лучше СНЭС. Понятное дело, такое не нравилось Нинтендо. Сега поступала так, потому что отвоевать у Нинтендо рынок в Японии она уже не могла и махнула на него рукой, а завоевать богатый рынок США была возможность. Никакой PlayStation в это время не существовало. В конечном счёте победила приставка СНЭС, которую продали 49 миллионам семьям, против 31 миллиона у Мега Драйва. А вот Turbo Grafx-16 и Neo Geo стыдливо умалчивают свои продажи. Сами приставки стоили от 400 до 1 200 долларов в современных ценах. Самой дорогой была Neo Geo. Я вообще не понимаю чего они хотели добиться выпустив неизвестную приставку по дорогущей цене. Вообще 16-битное четвёртое поколение приставок было временем, когда рисованные игры достигли своего пика, это было время, когда крестовина с 8-ю направлениями было круто, в это время появились первые жестокие игры, это было время картриджей, в это время были популярны восточные единоборства, это было время, когда оперативная память измерялась не в гигабайтах и даже не в мегабайтах, а совсем в килобайтах. На Turbo Grafx-16 самой продаваемой игрой стала игра, где парень с большой головой прыгал по платформам, как Марио. На Neo Geo самой продаваемой игрой был файтинг с оружием про самураев Samurai Shodown. Современный аналог – Soul Calibur 6. У Сеги Мега Драйв появился свой талисман – игра про синего ежа Соника, Sonic the Hedgehog. А вот на СНЭС самой популярной стала снова игра про Марио Super Mario World. Если не считать игры от самой Нинтендо, самыми популярными играми от других производителей были драки Street Fighter 2 и две японские РПГ Final Fantasy 6 и Dragon Quest 6.

На четвёртом поколении приставок я играл мало. И помню, мне особенно нравилась Червяк Джим. А вот жанра хорроров на этом поколении почти не существовало. Были хоррор-платформеры, как Кастельвания, интерактивное кино, игры вроде СИМС, но с налётом мистики и бит эм апы, вроде Сплаттерхаус. Главной прородительницей хорроров в современном смысле была Clock Tower. Там молодую девушку преследовал маньяк с метровыми ножницами и играла тревожная музыка. Сейчас эту игру я бы назвал хоррор-квестом. Но к современным хоррор играм она ближе всего.

С поколениями приставок росли и бюджеты у игр. Если первые игры мог сделать на коленке в гараже всего один человек, то к концу 90-х бюджеты поднялись до 3-5 миллионов долларов, к концу нулевых стало нормальным делать игры за 10-50 миллионов, а сейчас на блокбастеры вроде ГТА 5 и Red Dead Redemption 2 тратят по 100-200 миллионов. Примерно половину стоимости любой игры смело можешь списывать на рекламу, остальное будет стоимость зарплат разработчикам, оплату коммуналки и расходников.

3-Е ПОКОЛЕНИЕ. ВСЁ ЕЩЁ БОЛЕЕ ПИКСЕЛЯВОЕ

Третье поколение приставок появилось в 1983 году и начали эпоху 8-битных приставок. Началось всё с двух приставок: первая была от Сеги и называлась словно модель терминатора SG-1000, а вторая Нинтендо Интэртэйнмэнт Систэм, а чтобы нормальный человек мог произнести, называли скоращённо НЭС. Обе были дебютными приставками и обе целились покорить японских детей. Сеговская SG-1000 была со странным джойстиком с одним рычагом и парой красных кнопок по бокам. Я не знаю как на этом можно было играть в игры, хотя он бы хорошо подошёл для управления экскаватором. Неудивительно, что в этой гонке победила нинтэндовская НЭС. У неё на джойстике была привычная крестовина и 4 кнопки. Этого было достаточно для игр. На самом деле боссы Нинтендо хорошо поработали над рекламой, они убедили недоверчивых игроков, что Нинтендо – знак качества. Компания ставила на свои картриджи самую настоящую печать. А разработчикам ограничила выпуск 5 игр от одной компании в год. Чтобы те работали лучше над ними. Сега попробовала догнать и выпустить обновлённую приставку с нормальным джойстиком и помощнее (аналог Xbox One X и PlayStation 4 Pro), но эти метания оказались ни к чему. Компания Атари опомнилась от кризиса компьютерных игр самой последней в 1986 году, она вспомнила, что прежде была королём приставок. Все места оказались заняты и её дешёвая приставка Atari 7800 за 330 долларов в ценах 2021 года оказалась никому не нужной. Само по себе время третьего поколения приставок было временем когда все смотрели крутые боевики со Шварценеггером, тогда все покупали разноцветные картриджи и неслись с ними играть домой. В конечном счёте НЭС уделала всех и продалась тиражом в 62 миллиона копий. На НЭС самой продаваемой игрой стала Super Mario Bros., которая встречалась у нас на всех многоигровках Дэнди. На Сеге Мастер Систэм играли в прыгалку про паренька с большим кулаком (сеговский аналог Марио), а на Atari 7800 любимой игрой были гоночки Pole Position 2.

Мне на этой приставке запомнились Super Mario Bros., драки Battletoads & Double Dragon, где можно было избить босса до полусмерти и дать пенделя гигантским ботинком и Контра где можно было бежать и стрелять рассыпными патронами "скиттлз". Самыми зачётными были игры хорроры Пятница 13-е (название говорит само за себя), платформер Bram Stocker’s Dracula и дедушка Резидент Ивл – хоррор-рпг Sweet Home. Каких-то игр, которые я ждал и не поиграл, я даже не помню. Попробовал почти всё.

До стран СНГ так и не добралась приставка НЭС. Кто мог позволить себе приставку за 180 долларов, когда месячная зарплата была всего 10? Поэтому у нас делали свои дешёвые клоны приставки. Самым популярным была Дэнди с логотипом в виде слона, её заказывали в Тайване, там приставка носила название Микро Гений. Но они были не единственными клонами в СНГ, выходили клоны клонов. Приставки Дэнди спиратили другие компании и выпускали свои приставки Лифа, Хаили и Кенга. Хотя наши клоны были нелегальными, но были ещё 3 легальных клона НЭС: в Индии один такой назывался Самурай, а в Южной Корее было сразу два клона - Hyonday Comboy и Famicom Twin.

Третье поколение игровых приставок появилось в неспокойное время, все американские игроки разочаровались в приставочных играх. Рынок видеоигр провалился в одно мгновение с 3 миллиардов долларов до 100 миллионов. Во-первых приставок было много и покупатели не знали какая лучшая, во-вторых инфляция съела деньги и не на что стало покупать ни приставки и ни игры, в-третьих все хотели заработать на играх и появилось много кривых игр в которые было не то что неинтересно, а иногда совсем и невозможно играть, в-четвёртых реклама по телевизору твердила, что лучшая приставка – это домашний ПК. Именно в это время американские производители приставок заглохли и инициативу выхватили японские мастера. Даже сейчас спустя почти сорок лет чувствуются последствия кризиса 1983 года: японские приставки Nintendo Switch и PlayStation до сих пор обгоняют американскую приставку Xbox.

2-ОЕ ПОКОЛЕНИЕ. ПРИСТАВКИ В ВИДЕ ФАКСОВ

Второе поколение приставок напоминало внешним видом аппараты УЗИ, кассовые аппараты с цифрами, ретро-радиоприёмники, факсы. Они были ещё ДО эпохи 8-битных приставок. Древняя древность! Первая приставка второго поколения появилась в 1976, а последняя в 1982. Их было около 15, нереально много, глаза любого нормального человека разбегались и он не знал какую даже выбрать. Неудивительно что именно эти приставки привели к кризису игровой индустрии в 1983-ем. Я не стану рассказывать про каждую, их было много, только послушай какие названия у них были! Музыка! Fairchild Channel F, Atari 2600, Atari 5200, Bally Astrocade, Magnavox Odyssey 2, Intellivision, Arcadia 2001, ColecoVision и Vectrex. Фу! Получилось выговорить! И их производили не только компании, которые делали игры или игровые автоматы. Всё было посерьёзнее. Приставки приходили делать компании дела которых и близко не связыны с электроникой. Одну приставку делала фирма, которая производила военные спутники-шпионы, другая – автоматы для казино, третья – электронику, четвёртая – куклы для девочек. И если ты жалуешься, что современные приставки стоят дороговато, то монстры второго поколения отбили бы желание играть на приставках. Современные приставки стоят от 400 до 600 долларов, а стоимость приставок второго поколения начиналась от 460 и взлетала до 1 260 баксов! Как тебе? Их джойстики напоминали тумблеры и переключатели приборов, которыми измеряли силу тока на лабораторных по физике. А самые продвинутые приставки игрались на джойстиках, напоминавших карманные калькуляторы, где были кнопки от 0 до 9 и тумблер направления. У них не было ничего общего с современными приставками. Забудь шифты или курки, или кнопки старт и селект. Большинство игр в это время можно было купить на картриджах, попадались игры, записанные на обычные аудиокассеты для магнитофонов или дискетах. Приставок было много, а игр на них мало. Иногда на приставке было всего 20 игр. Не 20 хороших игр, а остальные похуже, а всего 20 игр! Не нашёл хорошую игру – не беда, покупай другую приставку за 500 баксов, там что-нибудь будет. Выживали те производители, которые сумели договориться с производителями игр с игровых автоматов, чтобы портировать их на свои приставки. Atari 2600 стала популярной потому что на неё портировали такие хиты как Space Invaders и Pac-Man, а ColecoVision – потому что на неё перенесли Donkey Kong. Игры на них были в основном 8-цветными.

Этих приставок почти не было в СНГ, а автор ролика к тому моменту вообще не родился, поэтому в эти приставки и игры на них он не мог играть. Самыми популярными играми на этом поколении приставок были Pac-Man про ползающую пиццу в лабиринте, или спортивная Major League Baseball, карточная игра Las Vegas Pocker & Black Jack, или Donkey Kong про спасение девушки от разбушевавшейся гориллы. Самой популярной приставкой стала Atari 2600 и продалась тиражом в 30 миллионов семей. Было даже 5 хоррор игр по мотивам популярных фильмов! Это и игра по Хэллоуину, и по Охотникам на привидений и по Техасской резне бензопилой и даже по Чужому. Сейчас такие произведения не продашь даже на мобилках, мало кто вообще захочет на них взглянуть без смеха. Но вот 50 лет назад такие произведения реально пугали, даже запрещали играть детям. На втором поколении приставок впервые появились страшилки, на первом поколении их не было вовсе.

1-ОЕ ПОКОЛЕНИЕ. ВСЕ БЕССОВЕСТНО УКРАЛИ ИДЕЮ У "HOME PONG"

Вот мы и подобрались к тому самому моменту, чтобы взглянуть с чего начинались наши любимые приставки, к первому поколению. Я ожидал, что в них не будет вай-фая, скоростного ССД, 8-ядерного процессора, беспроводного джойстика. Я подглядел раньше, когда готовил сценарий, так что осведомлён о первом поколении приставок больше тебя. Предупрежу сразу, к такому я готов не был.

Не буду томить, скажу сразу, что приставок первого поколения было не три-четыре, а около 900 штук. Первые образцы произвели в Штатах, а когда в других странах выяснили как просто их сделать и каким высоким спросом пользуются, то стали появляться ещё японские, канадские, английские, немецкие, французские, итальянские и испанские, нидерландские, австралийские, новозеландские приставки. Тебе уже много? Были ещё пикантные бельгийские, бразильские, венгерские, аргентинские, мексиканские, словенские. Хотел бы ты поиграть в венгерскую приставку? Лично я бы выбрал нашу Советскую. Была и такая. Хоть приставок и была уйма, почти на всех можно было поиграть всего в одну игру – пинг-понг. Все эти 900 приставок копировали популярную приставку за 470 современных долларов Home Pong от Atari. Приставка называлась именем всего одной игры, в которую на домашней консоли можно сыграть. По той причине, что все копировали, оригинальная модель Home Pong продалась хуже некуда – тиражом в 150 тысяч копий. Сейчас тиражи приставок измеряются в десятках миллионов штук.

Был Home Pong от Atari. А вот самой первой приставкой в истории была Magnavox Odyssey и вышла она в 1972 году. Были и другие, как TV Tennis Elecrtotennis, Coleco Telstar и японская приставка от Нинтэндо – Color TV-Game. Продавались от 225 современных долларов и до 1100. Тогда перед друг другом могли понтоваться у кого больше игр было прошито в приставке. Приставок было нереально много не только из-за пиратства, сами производители продавали приставки с набором прошитых в память игр. А когда появлялись новенькие игры, производители не заморачивались и выпускали новые приставки. Что там наиновейший Xbox Series X? У него есть пару модификаций – дорогая и дешёвая! Пф! У японской Color TV-Game было 5 модификаций, у Coleco Telstar было 14, а у Magnavox Odyssey – 11 разновидностей. Это так нехило отпугивала покупателей, что даже в глазах рябить начинало. Не было понятно во что ты играл, а что пропустил. Чуть раньше я тебе рассказал о кризисе игровой индустрии в 83 году. Так вот, это был уже второй кризис, первый случился в 1977 году, как раз из-за того, что на 900 приставок приходилось всего пару десятков игр. А проблема решалась довольно легко, правда до неё никто не додумался! А ведь можно было не прошивать игры в память приставки, а придумать картридж. Чтобы вставить это чудо в приставку и поиграть во что-то свеженькое! Это сейчас такое звучит естественно. В те годы о таком додумались только производители двух приставок Magnavox Odyssey и Coleco Telstar – на первую игры продавались на специальных карточках, похожих на банковские, а на вторую - на картриджах. Приставки первого поколения должны были внушать чувство чего-то футуристического. Сейчас спустя почти 50 лет они бы показались похожими на приборы для измерения тока на лабораторных по физике, диджейское оборудование, неудачную попытку синтезатора, в лучшем случае - на радио. Джойстиков в привычном понимании не было, было всего две кнопки и они напоминали крутёлку для увеличения громкости на колонке. Одна предназначалась первому игроку, а вторая – другому. Добавь к этому, что в играх было всего 2 цвета – черный и белый, зелёный и белый или любые два цвета на выбор. А графика в некоторых рисовалась не сверхмощной видеокартой, а для этого нужно было наклеить на экран телевизора прозрачную цветную наклейку. И только попробуй пожаловаться сейчас, что в современных играх HDR приелся!

И вот мы подошли к моменту, когда пришла пора ответить на вопрос какое поколение приставок оказалось самым популярным? И действительно, я не знаю ответа до сих пор. Залезу в википедию. Первое поколение приставок продалось в 5 миллионов штук. Неплохо. Люди стали интересоваться играми и второе поколение приставок купили уже 39 миллионов штук. На них были плохие игры и поэтому все забросили продавать американские приставки и стали покупать японские. Третье поколение стало временем, когда американцы выкупили у японцев 80 миллионов приставок. Люди стали проводить больше времени за видеоиграми и четвёртое поколение приставок купили уже 97 миллионов человек. Как думаешь, на этом остановились? Неа! Пятое поколение бомбануло так, что расхватали уже 148 миллионов приставок. В этом поколении обозначились приставки лидеры, а неудачники ушли из конкуренции. В шестом поколении продали уже 210 миллионов приставок и американцы снова полноценно вернулись в гонку приставок. В седьмом поколении продали уже 270 миллионов приставок. А вот продажи восьмого поколения впервые просели, уходящие приставки купили 245 миллионов семей. Может быть, это связано с тем, что они ещё не закончили продаваться? Думаю, что восьмое поколение не догонит по продажам седьмое. А о современном девятом хвастаться нечем, оно ещё только появилось и его толком не купили. Победителем стали седьмое поколение. А это Плэйстэйшн 3, Xbox 360 и Wii. Ура им и всем кто на них играл! В том числе и мне.

Сейчас ПК-бояре могут смотреть это видео и они усмехнуться, что компьютеров разошлось намного больше. Скажут, что всё это фигня такие продажи. Но я не согласен Компьютеры покупают не только для игр, но и для работы. Интерес к играм растёт, с 5 миллионов в 70-х он вырос до 250 в 2010-х и в будущем уже все будут играть в них, не будут называть детьми тех кто любит видеоигры и все крутые игры запишут в один ряд с выдающимися фильмами, музыкой и живописью. А насчёт "плюсика"  – ну, ты понял сам? Ага! Сегодня ты прошёл через девять кругов… не тот текст… смотрел о девяти поколениях приставок. Пока!


Лучшие комментарии

Читай также