Сталкивались ли вы когда-нибудь со всепоглощающей, парализующей темнотой лицом к лицу? Испытывали ли вы дискомфорт при попадании в совершенно кромешное пространство? В нём даже чёрный приобретает какой-то ещё более тёмный глубокий оттенок; тишина становится настолько громкой, что взрывается пронзительным, невыносимым выстрелом прямо в вашей голове. И даже собственное сердцебиение, гул разгорячённой крови в ушах не спасает, а только сильнее оглушает, полностью дезориентируя в окружении. Уверен, кто-то мог находиться в такой ситуации. Темнота сама по себе приносит дискомфорт, и даже люди с крепкими нервами и твёрдостью логического рассуждения могут почувствовать неприязнь в обстановке, описанной выше.
Хорошо, это мы представили просто бесконечно тёмное помещение. А как насчёт мрачного ночного леса? Провели бы вы ночь в дикой природе по собственному желанию, не имея при себе совершенно никакой необходимой экипировки? Без даже самого крошечного источника света? Может быть, вот только это был бы совершенно безрассудный, невообразимо опасный поступок либо отчаянного, либо не имеющего хоть какого-то чувства самосохранения человека.
Как можно оставаться спокойным в куполе сгорбленных ветвей с безжизненными мёртвыми листьями; жёсткой траве, что неприятно хрустит под ногами, словно сухие кости; чёрных тропинках, сливающихся в одно непонятное пятно и совсем не дающих чувства пройденного пути. Любой хруст веточек, падение камня, треск дерева, шелест листвы, крик полуночного зверя разносится на мили по округе, создавая ощущение замкнутого пространства. Луна никогда не осветит дорогу, рассветная дымка не прогонит густые липкие тени, принимающие разнообразные уродливые формы.
Психика и совершенно здорового человека подвергнется тяжёлому испытанию, что уж тут говорить о тревожных личностях с богатым воображением. Какие пугающие картины встают перед их глазами? Как искажаются тревожные звуки в головах? А если придёт ужасное, сжирающее всю сущность чувство наблюдения в темноте? Сотни, тысячи глаз из-под каждого упавшего листочка или травинки различают в мрачной глуши твои неосторожные, пугливые движения. Если какое-то животное проскочит под ногами, можно стопроцентно получить мини-сердечный приступ.
И обычный ночной, даже с виду спокойный лес может испугать, а что если ещё и добавить нечеловеческую могущественную личность, что находится в каждой горочке земли и частичке коры? Оно пропитало собой всё вокруг, сделав лес средоточием ужасного зла. Днём местность выглядит умиротворённо. Залитые тёплым солнцем поляны или сверкающая гладь чистого и небольшого ручья едва ли могут посеять волнение. В природных пейзажах можно найти свой уголок спокойствия, разве нет? Но вся эта радость жизни продолжается до захода небесного светила. Ни одна потусторонняя сущность не проявит себя в солнечном спокойствии без намерения умертвить чужака на месте. Оно будет набирать силу с наступлением сумерек, когда можно физически ощутить всю тяжесть тьмы, наваливающейся на тебя, проникающей глубоко в сознание и отравляющей попытки рациональной оценки ситуации. Каждая тень становится врагом, каждый шорох теперь повод для бессознательной паники.
Всё усугубляется жёстким диссонансом собственных страхов с плохими мыслями и неблагоприятным окружением. Именно в такое место сегодня нам предстоит отправиться. В этот раз мы останемся после наступления темноты и столкнёмся лицом к лицу со своими глубинными страхами, жизненными неудачами и ошибками. Этот лес всё видит, от него невозможно утаить грязный секрет, так что советую самостоятельно вывернуть перед ним душу и смело встретить нечто очень злое и беспощадное.
"Blair Witch" - творение в жанре survival horror польской компании Bloober Team, больше всего известной по своему психологическому хоррору "Layers of Fear"; издателем выступила компания Lionsgate Games. Для персональных компьютеров игра вышла 4 декабря 2019 года. Официально она заявляет себя сиквелом первой части культового псевдодокументального фильма "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света".
Это весьма спорное утверждение, так как основные сюжетные действия разворачиваются не вокруг инфернальной сущности, что владеет лесами Блэк-Хиллз, даже не носит характер исследования странных ритуалов и проклятого места — что и являлось центром сюжета старого фильма — нет. Здесь главным выступает внутренний мир основного персонажа, его переживания, страхи, ужасные вещи, что он успел совершить, но об этом чуть позже. Игру скорее можно назвать удачным продуктом вдохновлённых всей этой историей с ведьмой польских авторов. Именно этот аспект посчитали одним из главных минусов — обманутые ожидания. Ведь когда тебя мало-мальски впечатлил этот фильм с краткими сведениями о легенде, конечно, захочется принять более интерактивное участие в продолжении. А где как нельзя лучше это можно сделать, если не в видеоигре? Увы, но тут, действительно, отличия налицо. От главенствующего антагониста киноленты остаётся только злобный шёпот, мрачные тени и безумный посредник, который послушно внемлет зову Ведьмы. По этой причине данный хоррор следует воспринимать как отдельное произведение со своей историей, драмой и посылом, а не непосредственное продолжение франшизы.
Благо сюжет начинается не с того как совершенно рандомный и неизвестный для нас персонаж просыпается уже в лесу (обязательно ночью) с только лишь фонариком, и начинает ломиться через кусты в судорожных попытках найти выход, пока его не сцапала ведьма. Нам закидывают некоторые начальные сведения о главном герое и причине его визита в столь неблагоприятное место.
После запуска игры игрок перемещается в машину полицейского "на скамье запасных" по ряду причин.
Его зовут Эллис Джереми Линч и он едет вместе со своим верным и ласковым бельгийским малинуа по кличке Буллет на дело по исчезновению девятилетнего мальчика в лесу Блэк-Хиллз. Несчастного Питера Шэннона уже ищет по всей округе целый отряд полицейских, и Эллис тоже желает им помочь.
По пути он общается с бывшей женой, обещает перезвонить, чтобы поговорить более серьёзно, так как у пары довольно большие проблемы со взаимопониманием. Прибыв на поляну перед входом в лес, Эллис осматривает место стоянки его коллег, подбирая пояснительные записки, вырезки из основного дела с фотографией пропавшего мальчика, рацию и фонарик. Буллет в это время радостно носится по залитой солнцем поляне, оглашая окрестности своим счастливым лаем. Вот уж кто точно в начале будет наслаждаться лесной прогулкой.
Хорошенько осмотревшись, Эллис наконец подзывает своего пушистого помощника и с приободрённым, решительным настроем приоткрывает деревянное ограждение, проходя по главной тропинке в глубь леса.
Постепенно камера отдаляется, а игрок видит сформированный прямо между стволами деревьев тревожный знак, который узнают все, кто хоть немного знаком с данной вселенной. Огромный зловещий символ из переплетённых веточек расположился посередине лесного массива, словно гнойная рана, проклятое пятно, само логово Ведьмы. И Эллис вошёл в него, не понимая, что эта ловушка гнилой земли захлопнулась наглухо, а игрок уж чувствует, что миссия спасения превратится в игру на выживание с негостеприимной хозяйкой этих земель.
Игроку предстоит столкнуться с аномалиями леса, который путает тропы и опознавательные места, делая местность неузнаваемой, играется с понятием день и ночь, а также подкидывает препятствия в виде агрессивных недоброжелателей, готовых яростно броситься в атаку, чуть только заметят чужака на своей территории. Вместе с этим он должен будет пройти историю персонажа и список роковых ошибок, из-за которых оборвалась не одна жизнь. Это будет что-то вроде проповеди и расплаты за содеянное в силу того, что необычный лес реалистично подстраивается в глазах Эллиса под ужасы его прошлого.
Всё это он старательно хоронил внутри себя и пытался начать новую жизнь. Этот аттракцион страданий не закончится, пока перед игроком не раскроется вся правда о герое. Лес с мучительной болью вытягивает по одному воспоминанию за другим, он знает абсолютно всё о Линче. Вследствие такого колоссального давления на психику уже и сам забываешь о бедном ребёнке где-то в лесу, быть может его уже и нет в живых. В голове только одна мысль: пусть это поскорее закончится. Как угодно, лишь бы пришёл долгожданный конец всему.
От основного фильма в игре осталось обозначение времени сюжетных действий — 1996 год, чуть позднее пропажи трёх студентов в этих самых лесах; присутствуют и ключевые места с интересными деталями, что играли важную роль для сюжета фильма. Также атмосфера не то чтобы ужаса, но сковывающего напряжения точно есть, на мой взгляд. Однако существует достаточно весомая для такого жанра игр проблема — повторяющиеся скримеры, которые своей однотипностью и зацикленностью могут вывести из столь волнующего ощущения нависающей угрозы, неизвестно где проявящей себя опасности. Моменты нужные, спору нет, сначала они вполне способны хорошенько так встряхнуть, однако потом их становится слишком много на одних и тех же местах, что, естественно, рушит эту невесомую дымку страха и напряжения. Такие моменты всё чаще по ходу прохождения оказываются непосредственным препятствием на пути, а не рычагом давления на психику игрока. Можно было бы при таком раскладе поставить крест на всём ужасе и саспенсе, каковых ждёшь от игры, однако всё-таки не стоит спешить. Этот хоррор однозначно не получится пройти с чувством полной безопасности в ночном лесу, когда густую тьму разгоняет еле как работающий фонарик.
Структура игры
Основная механика хоррора построена на выживании, ориентировании в лесу, использовании предметов, собираемых по пути, а также постоянное взаимодействие с собакой главного героя. Вообще, Буллет имеет самый большой вес в поддержании нормального психологического состояния полицейского. Четвероногий друг не только выполняет роль ищейки, когда его задача взять след пропавшего от разных личных вещей, но и предупреждает об опасности, скрывающейся в непроглядной тьме. Пёс лает на мистических существ человекоподобного вида — они практически полностью прозрачны и невидимы, очень быстры и кровожадны. К счастью, их можно испепелять верным фонариком, главное только направлять смертоносный луч света в сторону рычания собаки и не пропускать атак тварей, иначе они быстро растерзают Эллиса. Также питомец боязливо скулит при виде магических амулетов, способен приносить разнообразные вещи из кустов, которые потом составят ваши коллекции, да и в принципе по его поведению достаточно легко оценить обстановку вокруг.
Буллет отлично спасает главного героя от приступов паники и страха, когда в ведьминском лесу начинают происходить пугающие вещи. Простое поглаживание по шерсти, спокойное дыхание друга, его прохладный нос рядом — всё это помогает Эллису взять себя в руки и продолжить операцию по спасению мальчика.
Игрок может взаимодействовать с собакой при помощи нескольких команд, основной из которых является "Искать", когда ей необходимо взять след. Кроме того, Буллета можно поругать за непослушание или наоборот похвалить и дать лакомство из рюкзака, получив от питомца порцию преданной щенячьей любви, что способна растапливать сердца, словно нежный молочный шоколад. Озорной пёс успокоит игрока и Эллиса одним своим нахождением и помахиванием хвоста, с ним чувствуешь себя в безопасности, какие бы страшные вещи ни происходили вокруг.
Главенствующим интерактивным предметом помимо фонарика является видеокамера и два вида кассет, что будут попадаться по ходу прохождения: красные и синие.
Синие кассеты представляют собой простой видеоряд с тревожным или жестоким содержанием, они никаким образом не влияют на сюжетную основу, скорее раззадоривают гг, подогревают его негодование подобными сценами, выводя на эмоции.
Красные же самые интересные. Они составляют части элемента головоломки, после решения которой игроку откроется путь дальше или возникнет подсказка. При прокручивании кассеты в камере окружение вокруг Эллиса меняется, происходят разнообразные искажения времени: поваленное дерево можно поднять, отмотав на камере момент его падения; выцеплять вещи на видеодорожке в свою реальность, открывать раннее недоступные локации, получать подсказки с предупреждениями и многое другое. Ещё можно вот просто встать посреди лесной полянки и поиграть в игры на старом кнопочном телефоне, а также обзвонить все контакты от бывшей жены до доставщика пиццы или ветеринара Буллета.
От них возможно будет узнать разные короткие сведения о главном герое: что вообще происходит в его жизни, какое отношение у него с окружающим миром. Это всё подбрасывает крохотные дровишки в камин заинтересованности, что же такое произошло с Эллисом Линчем, о чём нам пытаются рассказать эти звонки, записки в лесу и многие другие памятные вещи из прошлого полицейского.
Инвентарь состоит как раз из вспомогательных инструментов и коллекций в основном бесполезных предметов, которые идут в качестве ачивок.
Их здесь целых 25, самых разноплановых: от сюжетных до достижений в мобильных мини-играх, собирательства предметов и отношения к своей собаке. Кстати, особенно внимательные и пытливые до мелочей игроки могут попробовать попасть в секретную локацию с неожиданным сюжетным поворотом — бункер в лесных развалинах каких-то бывших построек. Доступ к этому месту игрок получит при прохождении одного из квестов в виде некоторой комбинации кода на телефоне, только не сразу догадаешься, куда его нужно применить, так как история ведьмы и Эллиса уводит всё дальше.
На самом деле, если забить на всю тревожную чертовщину и просто ходить по хоть и не открытой, но достаточно большой локации, можно увидеть некоторые интересные моменты игрового лора. Но, хэй, мы же тут пропавшего мальчика ищем, а не мусор подбираем, правда? За работу!
В игре традиционно можно получить две концовки: хорошую и плохую, хотя обе их можно назвать неблагоприятными. И всё же в положительной завершается хоть немного логически обусловленная сюжетная основа, а отрицательная уже носит характер открытой и оставляет своего игрока со списком вопросов к сюжету. Как бы это ни было печально, но нарваться на плохой финал в первом прохождении проще простого, так как все действия, совершённые главным героем кажутся неизбежными, но внезапно приводят к неудаче. Для того чтобы войти в положительное русло точно необходимо глянуть несколько гайдов и прохождений по причине совершенно необоснованной последовательности шагов к успеху. Игра намеренно заставляет отклоняться от прописанной ею же самой дорожки и выполнять разные дополнительные действия, которые и не должны влиять на основной сюжет, если подумать логически.
Это и расстраивает, так как вместо выполнения определённых задач и принятий правильных решений, хоррор предлагает заниматься танцами с бубном у проклятого ведьмой костра, молясь на получение хорошего завершения. К слову, есть и интересная особенность — поведение милейшего Буллета в зависимости от того, как хозяин с ним обращался и на какую концовку претендовал во время прохождения. Хотя даже в этом игроки замечали огрехи. Скажем, если некто выходил на благоприятный финал и всячески лелеял пушистого помощника, последний почему-то всё равно вёл себя совсем не так, как задумано.
Давайте же теперь поближе познакомимся с действующим героем.
Эллис Джереми Линч - мужчина среднего возраста, изрядно потрёпанный жизнью, с непростым характером и психическими проблемами из раннего детства (об этом нам подробно повествуют записи его личного врача, находимые в процессе лесных приключений). Однако это не помешало ему поступить на службу в полицию, а потом и в вооружённые силы США. В ходе череды трагедий, что происходили с Линчем в эти периоды времени, он получил мощный посттравматический синдром, отстранение от службы в полиции и армии, сильные разногласия и ссоры с женой. Вишенкой на торте стало отношение близких и знакомых, словно к агрессивному инвалиду, что не может сдерживать свои негативные мысли и не пытается понимать чувства окружающих, заботясь только о ранах прошлого. Здесь и да, и нет, на самом деле. Можно придерживаться разной точки зрения в зависимости от отношения игрока к Эллису и по степени проникновения в его историю. Одно можно сказать наверняка — Эллис Линч очень одинокий человек с целой охапкой страхов и проступков, за которые не может себя простить. Соответственно, не может ни вытянуть себя, ни принять помощь от важных людей, только отталкивать их дальше от себя.
Но любая буря рано или поздно заканчивается, а лучом света для Эллиса становится Буллет. Его отдаёт на попечительство отставному полицейскому близкий друг по службе. Собака теперь не только компаньон, но и значительное звено в своего рода терапии, что должна помочь Линчу встать на ноги. Именно поэтому игра не рекомендует терять Буллета из виду и почаще призывать к своей ноге, так как без него Эллис быстро теряет настрой в мистическом лесу, начинает ловить военные флешбеки, поддаётся паническим атакам. С псом же герой готов зайти в любые дебри и начать наконец бороться со своими слабостями. Он и откликнулся на дело о пропаже мальчика, видя в этом хорошую возможность искупить тягостную вину хотя бы перед собой.
Независимо от того, каким образом игрок будет относиться к Эллису, не стоит оспаривать тот факт, что он как минимум прописан очень даже хорошо. Со своим прошлым, отношением к окружающим, недостатками и достоинствами. Он не самый идеальный и глубокий герой, но в то же время не пустышка с заезженной личностью персонажа хоррор-игр.
Геймплей
Основное управление персонажем крайне простое. Кроме бега по лесу, копания в своём инвентаре и общения с собакой, Эллис ничем особенно энергичным не занимается, так что вполне хватит клавиатуры и мыши. Но так как игра адаптирована под консоли, можно исследовать лес с помощью геймпада, это достаточно приятно — лёгким движением стика отправлять полицейского шарахаться по кустам, пока сам сидишь в удобном кресле. Не сказать, что игра предоставляет в изучение открытый мрачный мир, ведь дальше определённой границы уже не залезешь, однако не дайте себя обмануть, так как здесь весьма просто заблудиться, особенно в начале, когда о первичной цели или пути не может идти и речи.
Серьёзно, приготовьтесь, что хотя бы половину часа вам нужно будет вот просто побродить, чтобы сориентироваться на местности. Конечно, никакой карты в спасательной операции не нужно, правда, Эллис? Пёс не сразу возьмёт след пропавшего и будет тупить некоторое время, пока вы случайно не набредёте на нужную точку, где уже можно нормально делать свои полицейские дела и вникать в сюжет. Зато на протяжении увлекательной лесной прогулки откроется возможность обзвонить весь список контактов и поставить новый рекорд в змейке или космических воителях. Возможно, могут возникнуть и сложности с красными кассетами и наведением видеокамеры на нужное место, но не страшно. Немного тренировок и вы будете повелевать временем при помощи стареньких кассет, без особых проблем убирая преграды с пути.
Несомненно, хоррор-составляющая игры в ночное время прекрасно держит игрока в напряжении давящими лесными звуками и общим нагнетанием. Эффект усиливается в моментах, как только необходимо ориентироваться по маленькому окошку камеры ночного видения.
Перед глазами ещё и всё фонит, при этом понимаешь, что нечто волнующее происходит вокруг тебя со всех сторон, пока сам пялишься недвижными глазами в это окошко. Особенно вкусно, когда тебя ещё и выдёргивают из такого состояния каким-нибудь неожиданным громким скримером. Прискорбно, что в этом кроется и слабая сторона, из-за которой проседает ощущение от запланированной симфонии страха, граничащего с постоянным накалом обстановки. Каждый такой момент должен тревожить плёнку поверхностного натяжения твоей сдержанности, пока и она не порвётся от чего-то особенно волнительного и пугающего.
Проблема в том, что как раз-таки скримеров становится слишком много, они начинают повторять друг друга и возникать в предсказуемых местах. Разработчики уже ближе к концу заигрались с использованием элемента P.T. Игровые сцены помещаются в цикл, где под неуютное звуковое сопровождение и громкие неожиданные звуки нужно проходить одно и то же место по несколько раз, пока что-то не начнёт меняться. При этом игрок не может что-либо сделать, чтобы появлялись всё новые и новые детали, как это обычно бывает в P.T. В нашем же случае нужно повторять действия до тех пор, пока сцена сама себя не закончит. Очень затянули некоторые трагичные моменты и давление от главного антагониста в конце, победить которого осуществимо простым повторением одной стратегии. Как раз по этой причине многие сцены, что должны вызывать щипательный нервы трепет, хочется поскорее уже пропустить в надежде на что-то новенькое в дальнейшем.
Наперекор данным минусам в игру всё равно легко погружаешься в силу грамотного саспенса в начале, постоянного контакта с верным псом, драматичной истории, а также интересных сюжетных загадок, что могут потребовать весьма неординарных решений.
Графика
Естественно, для того чтобы лучше прочувствовать очарование леса Блэк-Хиллз днём и его же ужас с давящим чувством наблюдения ночью, необходимо играть хотя бы на средних настройках игрового разрешения. На высоких каждый листик не поразглядываешь, но нужные эмоции на контрасте дневной/ночной лесной местности точно можно получить. Особенно увлекательно выглядят приступы Эллиса. Эти сцены возвратят в прошлое, заставят Линча снова пройти по кровавым следам своих проступков, а игрока познакомят со страхами мужчины, столкнут со всем, чего он так старательно избегает. Под одними лишь листьями не скроешь зловонный труп.
Здесь же будет уместно предупреждение о возможной эпилепсии, по крайней мере, от этого предостерегает сама игра, поскольку часто использует вырвиглазный красный цвет и прочие цветовые решения с эффектами, больше похожими на трип. Не знаю, как с эпилепсией, но у меня от такого рода кадров напрягались глаза, они нормально так давят на голову. Больше всего в случаях необходимого вглядывания в подобное окружение.
Графическое окружение хоррора делает своё дело — передаёт часть незащищённости от общей картины, а также сдавливает мозг подобными решениями, неплохо показывая неадекватность героя во время его панических атак.
Музыкальное сопровождение
Сопровождать Эллиса в поисках бедного Питера Шэнона будет не только Буллет, но и целый оркестр совсем неспокойных мотивов, из-за которых хочется постоянно оборачиваться со своим жалким фонариком. Останавливаться и думать: это собственные ботинки ломают веточки на проклятой земле, иль кто-то в стороне притаился в кустах, начиная двигаться, только когда ты сам возобновляешь свой путь.
Музыка весьма и весьма напрягающая и неприятная, каждая нотка будто отдельно тянет нервы по одному. Композиция не достигает кульминации в виде громкого прерывистого звука, так и оставляя игрока в тянущем состоянии ожидания и волнения. Она держится на низких, порой высоких дребезжащих тонах, миксуя в своём составе настораживающие и нервные звуки, постепенно затихая, чтобы вылиться в новую беспокойную мелодию.
Настоятельно рекомендуется играть в наушниках на высокой громкости, дабы словить это сладкое обеспокоенное состояние, что достигается грамотной звуковой и композиционной составляющей.
Несмотря на многие неточности в основном сюжете, получении концовок и ошибок в сбалансированной расстановке пугающих элементов, продукт Bloober Team рассказывает свою трагичную историю. В ней игрок наблюдает за борьбой и развитием прописанного персонажа, пытаясь своими силами повлиять на завершение этой мрачной сказки. Здесь ужас выстроен вокруг тяжёлой судьбы и ментальных проблем, что рождают слабости у главного героя. Мистический враждебный мир Ведьмы с её коварными приспешниками лишь отягощающие факторы в ухудшающемся психологическом состоянии Эллиса Линча. Настоящий хоррор скрыт в нём самом, и потребуется немалое мужество, чтобы подняться на битву с собой же, чтобы полностью измениться и попытаться простить за собственные ошибки.
Как продолжение популярной франшизы данную игру лучше вообще не рассматривать, так как, опять же, мало времени уделено самой ведьме. Думаю, акцент разработчиков изначально на неё не ставился. Если хотите прям ведьмовского лора, лучше зацените старые игры по этой тематике 2000-х. Это произведение посвящено человеку, а не мистической сущности.
Думаю, если изначально воспринимать игру как отдельное повествование в сеттинге сверхъестественного, можно отлично погрузиться в этот пугающий, но имеющий своё тревожное очарование мир.
Лучшие комментарии