29 августа 2021 29.08.21 0 2043

Популярные франшизы на LCD устройствах

+13

Всем привет! В своё время портативные электронные игры Game & Watch от компании Nintendo произвели настоящий фурор в этой сфере. Многие компании пытались повторить успех, создавая свои мини-устройства с различными играми по известным франшизам. Что уж говорить, даже в СССР возникла редкая серия карманных электронных аппаратов под торговой маркой «Электроника». Особенно известной была игра «Ну, погоди!», где Волк должен был ловить яйца, сбрасываемые из окошек Зайцем.

Так вот, в 2020 году компания Nintendo решила вспомнить былые времена и выпустила Game & Watch: Super Mario Bros, где был практически полностью сохранен визуальный стиль устройства. Изменился лишь экран, который стал цветным. В этом году Nintendo анонсировала новую Game & Watch. На этот раз в неё загрузили 4 версии The Legend of Zelda.

В честь такого события появился идеальный повод вспомнить о самых интересных играх по популярным франшизам, выпущенным на подобных устройствах.

 

Burger King Plants vs Zombies

И начну, пожалуй, с одного из самых молодых представителей в данной категории: LCD Plants vs Zombies 2015 года. Правда же неожиданно? Ещё интереснее, что Electronic Arts для распространения этого продукта выбрала американскую компанию быстрого питания Burger King. Была проведена лимитированная акция, по которой участники могли получить ведро с комиксами, маски зомби или подсолнуха, светящиеся в темноте браслеты и портативную игру.

Дизайн выполнен в лучших традициях: экран бесцветный, сзади вставлялись батарейки и был рычажок включения/выключения, ну а спереди располагались три больших кнопки. Геймплей же оказался неоднозначным в плане сложности.  

Игрок должен был перемещать «стреляющий горох» вверх или вниз по трем горизонтальным линиям. С правой части экрана надвигались зомби, погибающие аж от целых двух выстрелов. Это приводило к тому, что при автоматическом повышении сложности сразу несколько врагов вставали в одну линию. Следовательно, на последнего зомби физически не хватало времени для обстрела, и три попытки моментально испарялись.

McDonald`s Crash Bandicoot, Spyro и Sonic

Однако как в сфере быстрого питания Burger King не была первопроходцем, так и среди ресторанов она не стала первой по распространению LCD игр. В 2003 году компания Sega решила использовать McDonald’s для продажи 6 LCD игр по франшизе Sonic. По внешнему виду практически все из них выглядели дешево. Использовался яркий пластик, где персонажей либо разукрашивали, либо оставляли нетронутыми. В одних играх нужно было ловить кольца, в других обгонять машины, пинать мяч в ворота или же кататься на скейте по перилам.

А вот уже 2004 год был гораздо насыщеннее и разнообразнее. Опять же 6 LCD игр продвигали Соника и его компанию. Теперь уже к дизайну и не придраться. На устройства были нанесены красочные картинки, а парочка даже имела защитную крышку.

Кстати, как раз несколько лет спустя мне в руки попала версия, где Крольчиха Крим должна была ловить цветы, сбрасываемые с дерева маленьким существом Чао. Была довольно веселой, но из-за маленькой сложности даже на финальном уровне быстро исчерпывала интерес. В остальных играх больше ударились в спорт. Снова был футбол, к которому присоседились баскетбол, бейсбол, гонки и скейтбординг.

Через несколько месяцев в детские наборы Хеппи мил добавляли уже игры по Сонику из нового набора, который включал в себя аж 8 вариаций. Добавился, волейбол, рыбалка, хоккей и полет на самолете. Останавливаться на них не буду, так как с внешним видом всё так же было хорошо, а геймплей чем-то сильным не отличался от предшественников.

В этом же 2004 году в McDonald’s завезли и портативные игры по франшизе Crash Bandicoot. Увы, но тут такой же блин комом, что и у игр по Сонику из 2003 года. Снова использовался вырвиглазный яркий пластик с небольшими цветными вставками. Можно было играть в простенькие гонки или ловлю падающих предметов.

Уже через год с Crash Bandicoot акция повторилась. Плюс, добавили франшизу Spyro, и в итоге получилось восемь портативных игрушек по 4 на каждого главного героя. И о чудо! От несуразного пластика отказались, и теперь устройства походили на упаковку для картриджа от Sega. С внешней стороны крышки, прикрывающей экран, была красочная картинка с главным героем.

Интересно, что хоть игр было 8, но по большей мере внутренний дизайн и геймплей отличались. Так в Crash Bandicoot одна версия была рассчитана на кооператив с товарищем, а вторая содержала кнопки в виде рук и ног, чтобы имитировался танец. А вот в Spyro только одна игра обладала круговым стиком, где надо было поворачивать дракона на 360 градусов. В остальных вариациях были обычные стрелки, да и геймплей не назвать специфичным.

Кстати, немного отойду от темы. Компания Epoch в 1985 году выпустила LCD Burger Jump, основываясь на самом ресторане McDonald’s. Выглядело достаточно забавно и необычно. Устройство было круглым, где экран с цветными элементами прикрывался крышкой, на которой изобразили рекламных персонажей McDonald's. В самой игре клоун Рональд Макдональд должен ловить падающие с неба предметы, прыгая из одной части экрана в другую.

Mars Attacks! и Independence Day

Итак, с LCD играми из ресторанов быстрого питания пока закончу и перехожу к двум представителям с уникальной геймплейной механикой. В 1996 году вышло два фильма, где население Земли сражается против враждебных инопланетян. Первый назывался «Марс атакует!», а второй — «День независимости». Известная на тот момент компания Tiger Electronics, которая как пылесос затягивала новые лицензии по известным играм, фильмам и мультфильмам, не упустила и этих индивидуумов.

Многие из вас, конечно же, помнят легендарную игру Duck Hunt на приставке NES, где специальным пистолетом надо отстреливать уток, а в случае промахов выглядывала собака и ехидно угорала. И вот тут решили сделать подобный механизм.

К портативному устройству прилагался складной миниатюрный пистолетик без каких-либо проводов, и работающий на обычной пальчиковой батарейке. Для удобства он помещался в специальное углубление на открепляемой панельке, которая служила подставкой для основной части. Под экраном находился световой датчик, загоравшийся в момент выстрела из миниатюрного пистолета, естественно, когда орудие было направлено точно в положенную сторону.

В игре «День независимости» надо было отстреливать летательные аппараты, а в «Марс атакует!» —тарелки НЛО и марсиан. Совершенно не представляю, какой можно было испытать восторг в то время при приобретении данных сокровищ. Даже сейчас это выглядит оригинально, если сравнивать с подобными проектами.

Кстати, в том же году по Independence Day от Tiger Electronics была выпущена и обычная версия с привычными кнопками управления. Геймплей немного переработали, и теперь игрок управлял самолетом, отстреливая подлетавших к нему врагов.

Robocop и Terminator  

А как обстоят дела у киборгов и роботов? Довольно насыщенно, скажу я вам. В 1992 году компания Micro Games of America выпускает портативную игру Robocop 2, а через 3 года — первую часть Robocop. Самое сильное отличие в них — это вражеский робот в правой части экрана. Всё остальное было сохранено без каких-либо перерисовок.

Игрок должен перемещать Робокопа вверх/вниз для уклонения от снарядов. Чтобы не было всё так просто, главного героя лишили личного оружия. Поэтому в левой части экрана появляется напарник, который подает Робокопу однозарядную винтовку. Чтобы её взять, надо переместить вашего героя так, чтобы он стал вытягивать свою руку назад, будто хочет забрать предмет.

Гораздо интереснее выглядели игры по Робокопу у Tiger Electronics. Они были основаны на второй и третьей частях фильмов. Следовательно, тут основными боссами выступают усовершенствованный робот-полицейский и самурай. Естественно, помимо них, есть и другие бандиты, вооруженные огнестрельным оружием, гранатами и даже огнеметом.

Главная особенность что этих частей, что последующих экшн игр от Tiger Electronics заключается в том, что создавался эффект перемещения главного героя. Робокопу прорисовывали несколько положений ног, из-за чего казалось, что он идет. Правда, в LCD Robocop 3 зачем-то нарисовали главного героя в воздухе, отчего создавалось впечатление, что он может без проблем прыгать на большую высоту. Также атмосферность усиливали поочередно появляющиеся черные прямоугольники на земле, поэтому даже два кадра с машиной в LCD Robocop 2 казались полностью анимированными.

Основная цель игры заключалась в следующем. Робокоп должен был «пробежать» уровень, уничтожая всех врагов, параллельно уклоняясь от их атак. В LCD Robocop 2 даже надо было подбирать патроны, чтобы восполнить боезапас. В продолжении от этого отказались, так как буквально не хватало места на экране из-за добавления оторванных конечностей Робокопа и нескольких врагов. После уничтожения всех волн появлялся соответствующий босс, которого нужно было подстрелить несколько раз для полного прохождения игры.

LCD Robocop 2 компания Tiger Electronics портировала на свои фирменные часы. Собственно, геймплей оставался тем же самым, просто теперь он был в уменьшенном формате. Гораздо интереснее выглядел миниатюрный автомат для пинбола от компании REMCO 1989 года выпуска. Причем было две версии: в первой присутствовали две кнопки и рычажок, а во второй — четыре активных и несколько нарисованных. Как-никак пинбол — это очень быстрая игра и на LCD играх, казалось бы, нельзя сохранить тот же эффект. Однако у REMCO это получилось. Шарик ускоренно прорисовывался, флипперы сразу же реагировали на нажатие соответствующей кнопки.

А вот Терминатор в гонке по числу LCD игр о своем персонаже с треском провалился. Их было всего две, причем Tiger Electronics выпустила портативное устройство только на основе первого фильма. В отличие от Робокопа, геймплей был вертикальным, то есть враги нападали сверху, а персонаж игрока отстреливался снизу. В его распоряжении были пистолет, автомат и гранатомёт, которые появлялись в нижних углах экрана.

После уничтожения рядовых противников выходил гигантский Т-800 в победной позе танцора, будто ещё не отошел от вечеринки. Самое интересное, что он не стрелял и не кидал какие-нибудь гранаты. Он просто стоял в ожидании, когда ему отстрелят руку, ноги, а потом и всё туловище. Но даже это не выглядит настолько странным, как геймплей портативной игры Terminator 2 Judgment Day от компании Acclaim.

Итак, здесь в роли Донки Конга Т-1000, а плотника Джампмена заменили на Т-800. По ходу игры последний должен перепрыгивать через надвигающиеся бочки, параллельно уворачиваясь от балок, скидываемых Т-1000 со второго этажа. Как только откроется проход на верхний уровень, необходимо переместить туда Т-800, а затем прыгнуть на цепь, мотающуюся как маятник над головой Т-1000. Только смачным ударом ноги можно скинуть босса с насиженного места, тем самым пройдя уровень. Смотрится, конечно, забавно, но от противостояния двух роботов ждешь чего-то большего.

Judge Dredd и Rambo

По моему же мнению, что Робокопа, что Терминатора уделывает Судья Дредд. По нему была лишь одна LCD игра от Tiger Electronics, но зато какая! Основа геймплея, как у Робокопа 2 и 3: игрок должен отбиваться от различных бандитов, а при перемещении персонажа создается эффект полноценной ходьбы. Но уже одна маленькая деталь делает игру особенной.

Изначально Судья Дредд ничем не вооружен, и он может бить только кулаками. Если он побеждает противника с пистолетом или дробовиком, то оружие упадет на землю, и его можно забрать себе. Боеприпасы ограничены, и как только патроны заканчиваются, то оружие пропадет из рук. Выглядит это очень интересно! А если ещё и посмотреть, сколько различных рисунков удалось уместить на экране, то хочется просто поаплодировать.

Забавляет, как выкрутились с экономией места для двух орудий. Изначально прорисовали только пистолет, а в миллиметре от него дорисовали ствол дробовика. Самое главное, что всё было точно настроено и не было случаев, когда вместо ружья подбирался пистолет.

В противовес Судье Дредду можно без проблем ставить игру 1988 года под названием LCD Rambo от компании Acclaim Electronic. Разработчики явно не заморачивались с вариативностью и сильной прорисовкой. Джон Рэмбо должен отстрелиться от поочередно надвигающихся вертолетов, которые даже и не стреляют в ответ. Они используют самую «качественную» тактику — просто идут на таран. Ну а так как по этой игре больше нечего добавлять, то перехожу к более интересным проектам.

Harry Potter

Следующие игры по геймплейной части довольно обычны, но вот над дизайном устройств знатно постарались. Речь идет о франшизе Harry Potter, которая благодаря Tiger Electronics не только побывала на рынке портативных устройств, но и отличилась красочным оформлением. Так две игры были оптимизированы под фигурки Рубеуса Хагрида и самого Гарри Поттера. Экран находился в туловище, а кнопки действия были в районе колен.

В другом варианте экран окружало пластиковое поле, где располагались парадные ворота Хогвартса и фигурки Гарри Поттера с троллем. Кнопки находились под экраном в одном ряду, то есть ничего необычного.

Победа же присуждается игре по Harry Potter, встроенной в фигурку трехголового пса. Если точнее, то во рту в левой и правой головах были кнопки, а в центральной — дисплей. Причем боковые пасти могли закрываться. Благо это происходило не во время проигрыша, так что за сохранность пальцев можно было не волноваться. Дополнительные кнопки располагались на шеи, которая украшалась шипастым ошейником.

Hunt For Red October

Тем не менее, есть игра, которая и по оригинальному дизайну не уступает Harry Potter и выигрывает по нестандартности геймплея. Речь идет о LED Hunt For Red October, вышедшей в 1990 году от компании Toy Wizard. Игра основывается на фильме «Охота за «Красным Октябрём», где командир новейшей советской стратегической подводной лодки планирует доплыть до берегов Америки и сдаться.

Соответствуя данной теме, игровое устройство оформлено под подводную лодку. В нём было аж 14 кнопок под различные операции и широкий дисплей, на котором размещались радар, глубина, счетчик и дополнительные лампочки. Фактически это чуть ли не миниатюрный игровой симулятор управления подводной лодкой, который сопровождался сводом правил, бумажным игровым полем, площадью 8х8, и четырьмя пластиковыми фишками.

Mortal Kombat

Популярная франшиза Mortal Kombat тоже не забыла заглянуть на портативные устройства. За это снова стоит благодарить компанию Tiger Electronics. В 1993 году был выпущен Mortal Kombat 1, где игрок мог управлять одним из семи персонажей, а именно: Саб-Зиро, Кано, Рейден, Скорпион, Лю Кенг, Соня и Джонни Кейдж. Причем аватарки первой четверки находились в левой части экрана, а три остальных — в правой. Сделали это специально, так как от выбранной стороны зависит подбор противников.

Управляете персонажем с правой стороны — сражайтесь с Саб-Зиро, Кано, Рейденом, Скорпионом и Шанг Цунгом. В ином случае против вас выступят Лю Кенг, Соня, Джонни Кейдж, Горо и, опять же, Шанг Цунг. У последнего даже сохранили способность к трансформации, но снова всё зависит от выбранной стороны. Он изменит вид под того соперника, с кем вы уже сражались.

Рисовка выполнена отлично, и бои выглядят динамичными. Конечно, насколько это возможно на данной системе. Даже прорисовали огненные шары, молнии и завихрения, которые можно выпускать каким-нибудь персонажем. Правда, в любом случае урон наносился практически с одинаковой силой, вне зависимости от приема.

Через год Mortal Kombat заглянул на консоль Tiger Barcodzz, которая имела устройство для считывания штрихкодов с особых карт, прилагаемых к игре. Их использование могло значительно упростить победу. Одни карты усиляли вашего бойца, другие ослабли врага, а некоторые приводили к окончанию боя. Плюс, на карточках наносили дополнительную информацию о персонажах франшизы. Вдобавок каждая из них обладала красочным уникальным рисунком, а всего их было 24 штуки.

Ценой этой красоте стало уменьшение числа доступных персонажей в игре. Если вы выберете персонажа с правой стороны, то сразитесь с Рейденом, Лю Кенгом и Горо. В ином случае, врагами станут Скорпион, Саб-Зиро и Горо.

Дальше Tiger стала концентрировать внимание на Mortal Kombat 3, портировав её на две противоречивые консоли. Первая — это известная R-Zone, где ЖК-экран встраивался в картридж с игрой. Всё это крепилось на головной гарнитуре, чтобы экран располагался напротив глаза. Тем самым это должно было создать эффект виртуальной реальности. Но несложно догадаться, что всё было очень плачевно, и по структуре R-Zone сильно проигрывала аналогичному устройству Virtual Boy.

Итак, в Mortal Kombat 3 R-Zone игрок мог выбрать одного из восьми персонажей: Синдел, Соню, Шиву, Лю Кенга, Кано, Сектор, Джакса и Саб-Зиро. Бойцы всё также разделялись на правую и левую стороны, но теперь всё это было прорисовано на экране с красной выедающей подсветкой.

Больше особо и нечего выделить из этого порта, поэтому перехожу ко второй консоли — VRT-X. Персонажей немного подкорректировали. Теперь были Синдел, Шива, Шанг Цунг, Кунг Лао, Ночной Волк, Сектор, Джакс и Страйкер. Консоль отличалась особым голографическим экраном, который хоть и был красивым, но приносил больше вреда чем пользы.

Дело в том, что рисунки бойцов можно было просто не увидеть из-за определённого наклона экрана или же неправильного освещения в комнате. Поэтому к устройству приделали мини лампу над экраном. При плохом отображении рисунков, игрок включал её, и ситуация немного улучшалась. Ну а так как сама игра геймплейно ничего нового не предлагала, то и этот порт тоже не снискал большой популярности.

После этого компания Tiger перешла на портирование Mortal Kombat Trilogy. Всего персонажей было 9, но управлять можно было семью: Китаной, Соней, Милиной, Сектором, Ермаком, Сайраксом, Саб-Зиро. Неигровыми были Шао Кан и Кинтаро. Первый располагался по обе стороны экрана, а вот второго прорисовали только слева.

На обычной Mortal Kombat Trilogy LCD и версии для R-Zone я останавливаться не буду и лучше расскажу про два других порта. У Tiger было устройство по типу тамагочи, но называлось Giga Pet. Функции были схожими, и чтобы интерес не затухал, были выпущены и другие версии, в числе которых присутствовала Giga Fighters.

Её особенность заключалось в том, что игроки сначала тренировали своих персонажей, а затем участвовали в схватках. Причем сражаться можно было с персонажами друзей. В первом случае консоли соединялись по одному проводу, и удары вашего персонажа отображались на экране оппонента. Во втором варианте игрок подключал этот провод к компьютеру и играл с другими людьми по сети.

В данной версии было 6 бойцов: Китана, Рейден, Скорпион, Соня, Саб-Зиро и Шао Кан. В отличие от тамагочи, игрок мог тренировать сразу трех персонажей. В остальном действия были схожи. Бойцы могли попросить кушать, отправить их в душ и дать им время на сон. Однако могли ли они погибнуть от неубранных вовремя испражнений —останется загадкой.

Mortal Kombat Trilogy также была портирована и на игровую консоль Game.com. В игру вошло тринадцать персонажей — Рептилия, Рейн, Милина, Ночной Волк, Китана, Рейден, Джейд, Ермак, Нуб Сайбот, Мотаро и Шао Кан. К сожалению, остальных добавить не получилось из-за маленького объема картриджа.

По сути, эта версия что по геймплею, что по визуальным составляющим максимально приближена к оригиналу. В одиночном режиме игрок мог выбрать один из четырех столбов для прохождения. Мультиплеер же становился активным, если консоль подключалась по проводу к компьютеру.

С одной стороны, порт выглядел достаточно хорошо. Анимации были плавными, динамика сохранилась, перенесли четыре финальных добивания (Fatality, Babality, Friendship и Brutality). Тем не менее многие другие механики не удалось перенести из-за своеобразности консоли, что привело к скорому игнорированию данной версии в фанатском сообществе.

Ну и под конец пару слов про LCD Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero. Да, её тоже портировали на обычную версию LCD. Игра разделена на 5 уровней, где рядовыми противниками являются монахи, а боссами — боги стихий (земли, ветра, воды, огня) и Куан Чи. Что геймплейно игра ничем не выделась, что само устройство было довольно обычным. На фронтальную часть нанесли простенькую картинку с Sub-Zero и Куан Чи.

Итог

Теперь настало время для небольшого итога к первой части. Tiger Electronics определенно внесла огромный вклад в развитие и разнообразие портативных LCD игр. Компания не боялась приобретать лицензии по известным франшизам и по возможности экспериментировала как с геймплеем, так и с визуальным стилем устройства. Так что тут и Tiger Electronics выигрывала, и компания, получившая от них такую своеобразную рекламу. Ну а о других портированных произведениях на LCD устройства по известным франшизам я расскажу в следующей части!


Лучшие комментарии

Читай также