13 августа 2021 13.08.21 0 4276

Даниэль Вавра. «Главное правило — никаких правил».

+8

Данный блог можно считать вольным пересказом видео ниже (которое я очень рекомендую к просмотру, если вам этого будет недостаточно). Так что прошу не кидаться камнями, если увидите знакомые формулировки. 

 

Вступление

13 февраля 2018 года на свет выходит, ожидаемая уже несколько лет, игра Kingdom Come: Deliverance. Проект получает в основном положительные оценки от игроков и критиков. Действительно, игра имеет хороший сюжет, приятную графику и нестандартный, но увлекательный геймплей. За это всё хочется сказать спасибо разработчикам из Warhorse Studios. Но самый большой вклад внёс руководитель, сценарист и основатель студии — Даниэль Вавра, который больше известен по участию в создании другой игры — Mafia: The City Of Lost Heaven. Вавру можно считать полноправным отцом серии Mafia.

Но почему он больше не работал над франшизой и основал свою собственную студию? На эти и, по возможности, на другие вопросы я постараюсь ответить…

Собственно сам Даниэль Вавра
Собственно сам Даниэль Вавра

Глава 1. Краткая биография

Даниэль Вавра родился 2 сентября 1975 года в городе Рихнов-над-Кнежноу. С самого детства Дэн увлекался искусством и компьютерными играми, что в будущем значительно скажется на его карьере. Сначала Вавра узнавал об играх из журналов, но затем родители подарили ему первый компьютер. Мальчик подсел на видеоигры и понял, что он непротив создавать их сам.

В 18 лет он купил себе AMIGA, но так как в Чехии в то время не сильно была развита игровая индустрия, то и соответствующих учебных заведений не было. И, выбрав первое увлечение, Вавра поступает в школу прикладного искусства в Турнове и заканчивает по специальности гравировка. И именно художественное образование поможет ему обеспечить себе будущее в игровой индустрии.

Даниэль начал свою карьеру в качестве графического дизайнера в рекламной компании TIPA. Однако, спустя время, он нашёл своё пристанище в другой компании — Illusion Softworks. Попадает он туда в качестве геймдизайнера, но, по его словам, тогда ещё такого понятия, как «игровой дизайнер» не существовало, и он не видел особых перспектив в данном направлении.

Глава 2. Illusion Softworks и Mafia: The City Of Lost Heaven

Логотип Illusion Softworks
Логотип Illusion Softworks

Первым проектом Даниэля Вавры становится «Hidden & Dangerous». Но на тот момент разработка игры была на финальной стадии, и он успел нарисовать всего несколько текстур для неё.

Однако, на тот момент компания уже задумывалась над новым проектом. Изначально это должно было быть фэнтезийное RPG, но идея заглохла и команда решила сменить направление. На сей раз это оказался симулятор вождения с элементами экшена. В 1997 году проект приобретает название «Gangster», и только спустя время он получит своё нынешнее название «Mafia: The City Of Lost Heaven». И вот тут Вавра раскрывается во всей красе.

Дэн всегда интересовался гангстерской эпохой. Он читал книги, смотрел фильмы, которые показывали в то время и для нового проекта черпал вдохновение из таких картин, как «Крёстный отец» и «Славные парни». Отсюда у него сформировалось представление, как должна выглядеть игра про гангстеров. И на тот момент разработчики сами не понимают, как должна выглядеть игра. Тут в дело вступает Вавра.

Он включается в процесс, предлагает свои идеи и в итоге его поставили на должность сценариста игры. Тут стоит сделать ремарку, что такое решение руководства не было чем-то сверхкрутым, как может показаться. Так как в компании не было чёткого деления на должности, то каждый занимался чем-то по-немногу. И как потом скажет Даниэль в одном из своих интервью:

«Работа геймдизайнера и сценариста считалось простой. Никто особо не хотел заниматься этим — поручили мне».

Так получилось, что парень прикипел к этой работе, хотя ему пришлось прямо на ходу изучать режиссуру и читать книги о том, как правильно писать сценарий. И под его надзором игра приобретает совершенно другой вид. Именно он убеждает своих коллег, что в «Мафии» должна быть серьёзная история.

Обложка Mafia: The City Of Lost Heaven
Обложка Mafia: The City Of Lost Heaven

Позже он станет не только главным сценаристом серии Mafia, но и полностью возглавит разработку игры. Потом он станет лидером дочерней компании Illusion Softworks — Silver Wish Games, ну, а в 2008 году «Иллюжинов» выкупит Take-Two Interactive и последним проектом Вавры в стенах этой компании станет Mafia 2…

Глава 3. 2K Czech, Mafia 2 и уход Вавры

Логотип 2K Czech
Логотип 2K Czech

После выхода первой «Мафии», в 2004 году Дэн немного поработал над игрой Wings of War и в 2005 над шутером Hi-Tech, который так и не появился на свет. К началу разработки второй части «Мафии» Вавра окончил сценарный и режиссёрский курсы и имел положительный опыт после работы над первой частью.

При работе над Mafia 2 он руководствовался теми же принципами: смотрел фильмы, изучал эпоху 50-х и у него сложилось своё впечатление о том, какое должно быть продолжение. В разработке второй мафии у Вавры основной работой было написание сюжета, как геймдизайнер он практически не принимал участие. Однако общая концепция и сюжетная линия всё ещё были на нём. Идея с прямым продолжением и тесным переплетений сюжетных линий первой и второй частей была сразу отвергнута, так как для игроков это было бы предсказуемо. Для понимания, насколько подход к созданию игр у Вавры отличается от других студий стоит отметить, что сначала были написаны факты о сюжете, мире и персонажах, потом выбрали из них лучшие и стали на их основе писать сюжет. Иной подход к созданию игр станет одной из причин ухода Вавры из студии.

Кадр из Mafia 2
Кадр из Mafia 2

Дэн постоянно ссорился с коллегами, отвечающими за графику и испытывал давление со стороны издателя. Тут влияло два фактора: финансовая составляющая (на вторую части было потрачено больше денег, чем на первую и хотелось бы окупиться) и длительная разработка игры. Как я уже сказал, за графику отвечали другие люди и они же работали над геймплеем и игровыми механиками. И вышло так, что приходилось подгонять сценарий под механики, а не наоборот. Даниэль Вавра дописал сюжет для Mafia 2 и покинул студию в 2009.

«Я утратил контроль над тем, что делаю, и не хотел плясать под чужую дудку. Я писал сценарий для совершенно другой игры», — так Вавра описал свой уход.

Перед выходом игры в 2010 году много чего вырезали и в итоге вышло то, что мы зовём сейчас Mafia 2. Также, перед уходом, Дэн написал сюжет для третьей части, но от него отказались.

Глава 4. Warhorse Studios и Kingdom Come: Deliverance

Логотип Warhorse Studios
Логотип Warhorse Studios

После ухода из 2K Czech Вавра начал искать новую работу. Но так как в Чехии мало игровых студий, где он мог бы разрабатывать что хочет, то не придумал ничего лучше, чем нанять самого себя. Вообще, идея создать собственную студию появилась у него ещё до начала работы над Mafia, а RPG про средневековье он пытался сделать ещё в школьные годы и, по его словам, игра даже как-то работала.

И 21 июля 2011 года, вместе с небольшой командой разработчиков Даниэль Вавра основывает студию Warhorse Studios. Для создания нового проекта они лицензируют движок CryEngine 3. Деньги на игру решили собрать на Kickstarter, нужную сумму соберут (и даже больше), но потом выявляется ещё один подводный камень — надо же, помимо игры, содержать студию, платить зарплаты. Вполне возможно, что вся эта затея завяла, если бы на помощь не пришёл чешский предприниматель Зденек Бакала. Инвестор поверил в Дэна и его команду и был уверен, что проект сможет создать конкуренцию на мировом рынке, поэтому и вложился в это дело. Но вернёмся к созданию игры.

Обложка Kingdom Come: Deliverance
Обложка Kingdom Come: Deliverance

Вавра остался верен своим принципам и огромное внимание уделил реализму и мелочам. С «Мафией» в этом плане было проще — мир Лост-Хэвен вымышленный и упор там делался на историю. А вот для Kingdom Come мало было придумать сюжет и сделать локацию — игра должна быть исторически достоверной. И для достижения этой цели были изучены не только книги, но и городские архивы, судебные записи и даже торговые отчёты средневековья. Разработчики консультировались с историками, профессорами. Вавра гулял по замкам Чехии, да и в принципе тщательно подходил к изучению той эпохи, во времена которой разворачивались действия игры. Если вам показалась этого мало, то вот ещё пара фактов: Warhorse Studios купили у спутниковой компании карты высот, но основе которых и создавался мир игры. Также, имена персонажи получали в честь реально живших в тех местах людей и каждая фамилия, что встречается в игре — это реальная фамилия реального человека. В общем, перечислять много, а отнимать лишнее время у вас не хочется.

Вавру также можно встретить в игре в роли Пана Гануша
Вавру также можно встретить в игре в роли Пана Гануша

После выхода Kingdom Come стал успешной игрой, а Даниэль Вавра даже попал на обложку чешского издания Forbes. В 2019 году компанию Warhorse Studios покупает Koch Media (это Deep Silver, если что), которая в свою очередь принадлежит к Embracer Group.

Заключение

Даниэль Вавра — один из самых известных людей в игровой индустрии, хотя он сделал всего две с половиной игры. Его проекты всегда запоминаются интересными персонажами и проработкой деталей. Вавра всегда хотел делать игры так как захочет и в итоге создал свою студию, не самую богатую в мире, но определённо успешную.

«Игра должна предоставлять уникальный опыт. В западном геймдеве многие делают упор на голые игровые механики: кто-то придумывает что-то новое, и все бросаются за ним повторять, думая, что вот это «ядро игры» — именно то, что заставляет весь мир в это играть. Но это не про меня, я считаю, что игра в первую очередь должна давать тебе экспириенс, возможность пережить эмоции или ситуации, с которыми в жизни ты столкнуться не сможешь. И это применимо ко всем проектам, над которыми я когда-либо работал.
Мы не занимаемся копированием механик или самоповторами, мы сначала придумываем классную историю, а уже потом начинаем наполнять ее геймплеем, и именно поэтому часто приходится выдумывать новые приемы, искать уникальные механики, а не, наоборот, подстраивать под них сюжет. Можно сказать, что мое главное правило — нет никаких правил. Я просто хочу рассказать игроку интересную историю, дать почувствовать что-то новое, и делаю для этого все необходимое», - говорит Вавра.

Mafia: The City Of Lost Heaven до сих пор считается одной из самых успешных игр (если не самой), созданных в Чехии, Mafia 2 — не совсем то продолжение, что мы ожидали, а Kingdom Come: Deliverance определённо не единственная часть в этой серии и явно стоит ожидать сиквел.

Изначально, вместе с этим блогом планировался выход его видеоверсии, но я не удержался и выпустил его в таком виде :)
На этом у меня всё, прошу любить и жаловать!


Лучшие комментарии

Читай также