8 августа 2021 8.08.21 0 5181

Downfall: A Horror Adventure Game (2009)/Downfall Redux (2016)

+3

Мы уже спускались в пугающий и волнующий мир ужасов Ремигуша Михальски — польского разработчика хоррор-игр, мечтающего стать Стивеном Кингом во вселенной видеоигр. Весьма сильное заявление, не так ли? Однако когда лично ознакамливаешься с работами польского творца, сомнений не остаётся — большая мечта может вполне оказаться достижимой целью. Вместе мы познакомились с «The Cat Lady» (2012) — рассадник депрессии и скорби. Игра рассказала нам историю Сьюзан Эшворт — удивительной женщины, на долю которой выпало столько бед и лишений, каких обычному человеку трудно было бы преодолеть и жить дальше. Мы опустились в холодные воды одиночества и страха, облепляющие душу и разум, словно тягучая зыбкая смола; побывали в яме смерти и собственных чувств стыда и вины, встретились с жестокими отвратительными людьми, не ведающими ничего, кроме омытия кровью и криками жертв, мы боролись и противостояли этому мусору, этим Паразитам. Мы научились жить, несмотря ни на что.

Это всё красивые слова о трагичной, но воодушевляющей истории. А как насчёт спуститься ещё глубже? В такие недра жестокости и боли, откуда не возвращается адекватное сознание. Туда, где прошёл Дьявол. Здесь здравый рассудок воспаляется до исступлённого психоза. Гаснет надежда и рождается боль. Желание помочь, спасти любимого человека обращается жестоким убийством. Вместо выхода бесконечные коридоры, комнаты искажаются, перед глазами возникают обезображенные трупы бедных людей. Кто с ними это сделал? Какая-то реальная угроза или же наш собственный затуманенный разум? Руки маньяка по призванию или наши уже окрасились кровью невинных? В этом месте такая хрупкая и незначительная часть как психическое здоровье не имеет значения, всё равно не поймёшь, что правда, а что вымысел.

Приготовьтесь к неизбежному свободному падению.

«Downfall: A Horror Adventure Game» была создана польской студией Harvester Games 15 мая 2009 года и стала дебютом Михальски в «Дьявольской троице» его хоррор-работ на данный момент. Позже, 15 февраля 2016 года вышел ремейк игры «Downfall Redux», события некоторых сюжетных моментов которого переплетаются с уже упомянутой «The Cat Lady». Настоятельно рекомендую сначала пройти оригинал, потом уже ремейк, так как, очевидно, графика и музыкальное сопровождение, а также тонкости сюжета и концовок значительно отличаются друг от друга. Вместе с этим можно встретить и отсылки на события игры 2012 года. По сути, все произведения Михальски связаны между собой, не зря он прозвал это трио «Здесь прошёл Дьявол». Проходя каждую, только сильнее в этом убеждаешься.

Downfall Redux 
Downfall Redux 

Хоррор point-and-click игра в этот раз поведает о семейной паре Джо и Айви Дэвис, тягостную и мрачную историю которых игрок просмотрит в полном наборе тёмных оттенков. Как обычно бывает у молодых пар, брак блещет яркими красками и ожиданиями идеальной семейной жизни, но по прошествии времени союз трескается в силу индивидуальных причин, а в конечном счёте распадается. У наших героев такая же печальная кайма, но всё намного глубже и сложнее. Пару можно описать как типичных кандидатов на приём к психиатру: Джо — мужчина сорока лет, перенёсший трагедии в семье и её распад, страдающий вспышками гнева и всепоглощающей вины за ошибки прошлого.

Он угрюм, порой груб, остр на язык и вспыльчив. Айви — женщина средних лет, переносящая расстройство пищевого поведения и сильные галлюцинации. Она не может правильно воспринимать своё тело, собственное отражение становится монстром во плоти, голоса в голове велят отказываться от пищи, убить себя, ведь такое чудовище просто не достойно существовать в этом мире.

Они друг друга стоят, правда же? Этим людям нужна была помощь, а так как никто, даже они сами, оказать её не смогли, всё пришло в такое запущенное состояние, из которого вернуться к обычной жизни не представляется возможным.

Пытаясь спасти и без того натянутые отношения, Джо привозит жену в удалённый отель «Тихая гавань», где и будет разворачиваться основной сюжет игры, стремительно обрастая загадками, неразрешёнными вопросами и неожиданными поворотами, резко переворачивая обыденное видение реальности.

В запале гнева и негодования можно наговорить множество неосторожных ужасных слов тому, кого по-настоящему любишь. Однако что если после ссоры он пропадёт без следа, а всё окружение станет пугающим и чуждым нормального реального мира? И где-то там, в недрах этого ужаса пропал тот самый лучик надежды, а сам ты остался в одиночестве. Осознание сей факта хорошо сотрёт гордость и обиду с твоего лица и заставит отправиться на поиски этого человека, бросая вызов собственному безумию.

Оказавшись в этой кровавой западне один на один со своими внутренними демонами и сдерживаемыми желаниями, Джо Дэвису необходимо бросить все силы на поиск своей жены, попутно преодолевая страхи и сомнения, открыться тёмной душой. Всё, лишь бы вернуть и уберечь Айви.

Структура игры

Несмотря на существенные различия исходной версии игры и ремейка не только в основных концовках, но и во многих сюжетных линиях и даже в фигурирующих персонажах, это остаётся леденящей душу историей в стиле хоррора и безумия.

Игра расскажет не только о детстве Джо, но и о прошлых отношениях с Айви, когда всё, конечно, было не чудовищно, но брак уже трещал по швам, и они не знали, что с этим делать. Куда выплёскивать скапливающуюся злость и раздражение? А главное — как справиться со своими личными демонами и спасти маленькую семью, ведь со стороны видно, что эти бедные люди всё ещё очень любят друг друга, боятся потерять ту прекрасную связь, что когда-то крепко связывала их.

Итак, как уже было сказано, несмотря на различия (а каждое расписывать нет смысла, легче сравнить самому), цель оригинала и ремейка одна — выжить в безумном отеле и спасти Айви Дэвис, по пути раскрывая створки тёмных и глубоких душ обоих супругов.

После заселения в номер отеля пара сильно ссорится, и вот тут начинается главная механика выборов, которые критическим образом влияют не только на исход всей игры, но и на формирование личности и характера Джо Дэвиса. С этим связана одна примечательная деталь в ремейке — после титров игрок может увидеть экран со своеобразными «очками кармы» — это определённое количество кошачьих черепков (поймёте, почему именно бедные кошки, это прямая сюжетная деталь). Чем больше игрок совершает негативных выборов и действий, тем больше черепков окрашивается в чёрный цвет, как бы обугливаясь, и тем хуже концовка.

Вне зависимости от решения игрока во время ссоры, на следующий день, обнаружив пропажу жены, мистер Дэвис без лишних разговоров отправляется её искать, встречая на своём пути то ли сцены жестокой реальности, то ли сюрреалистичные картины собственного воспалённого сознания.

Downfall: A Horror Adventure Game 
Downfall: A Horror Adventure Game 

Спустившись в фойе, главный герой из всего персонала находит только администратора и начинает настойчиво расспрашивать её, где сейчас находится Айви. Девушка говорит туманно и томно, нам ещё не раз придётся с ней столкнуться, так как эта особа так же сильно влияет на концовку. Она говорит, что миссис Дэвис ушла с некой Софи Шэфер, живущей в номере по соседству.

По заверениям администратора Софи утащила Айви в зеркало — другой страшный нереальный мир. Теперь помимо истории семьи Дэвисов, игрок узнаёт о мисс Шэфер — бедной девушке, сгубившей себя ради любимого мужчины, у которого были весьма специфичные предпочтения в женском теле. Софи ненавидела себя и своё тело, постоянно уродуя его и критически подрывая организм. Конец этой маленькой истории предугадать не трудно. Мы понимаем, что у Айви Дэвис есть схожие проблемы, возможно, именно поэтому она так легко впускает Софи в голову и даёт увести себя в её мир, но это уже решать вам. Сюжет не даст игроку конкретных ответов на некоторые вопросы, но и такова изначальная цель — окунуть гостя в омут иррационального безумия, где логика явно не приветствуется. Главное насытить пугающей атмосферой неопределённости и вопросов.

Если говорить о персонажах и деталях, то в исходнике они полнее и проработаннее, намного больше разговоров и сюжетной информации, тогда как в ремейке сделали упор на мощную подачу, что вышло прекрасно, сочно переданы моменты напряжения и дискомфорта.

В обеих версиях 3 основных концовки: положительная, нейтральная и негативная. С большей вероятностью при первом прохождении игрок получит нейтральную концовку, так как для двух других нужно неплохо так постараться. И самым худшим порой быть нелегко. В ремейке достижений всего 30 и они совершенно разного характера: от определённых сюжетных выборов, до намеренного поиска дополнительных ачивок, например, встреча со Слендерменом в лесу или же небольшое выступление Джо на пианино, поиск записок от Айви и многое другое. Этим и хорош ремейк — в нём полно дополнительных интересных вещей, делающих прохождение более оживлённым. В то же время полные сюжетные повороты оригинала не дадут расслабиться, поражая глубиной фантазии «польского Стивена Кинга».

Геймплей

По типу передвижения и взаимодействия с объектами «Downfall» полностью схож с проектом 2012 года. Всё решается кликом вашей мыши, в обновлённой версии предусмотрено передвижение стрелочками на клавиатуре. Персонаж движется по игровому экрану точечно, собирая на своём пути необходимые предметы в инвентарь, чтобы позже применить их к той или иной загадке. Тут стоит отметить, что сами задачи не сложные, решение приходит быстро на основе предметов и локаций, однако в оригинале трудности всё же есть, конкретно — за малое продвижение по сюжету инвентарь главного героя уже полон предметами под завязку, так сказать, а вот в каких ситуациях их применить, вопрос открытый. Ремейк же более последователен в плане прохождения и применения своих возможностей, запутаться трудно.

Присутствует несколько активных боевых сцен с применением различного оружия, а в оригинале и вовсе есть длительный бой с боссом в стиле файтингов 90-х годов.

Графика

В версии игры 2009 прорисовка персонажей, предметов окружения и фонов очень простая, применён принцип пикселизации и замыливания, но это и делает всё происходящее настолько мрачным. Особенно сильно это чувствуется на начальном экране, где помимо кнопок действий, на чёрном фоне изображена девушка, сидящая за туалетным столиком и смотрящая в зеркало. Однако на геймера взирает отражение скелетированного лица, всё вокруг слегка подсвечивается, словно неровный лунный свет или слабое пламя подрагивающей свечи в полной темноте.

Графическое оформление издания 2016 повторяет стиль «The Cat Lady». Знакомое мрачное сочетание чёрно-белого, будто бы даже невзрачного, окружения с ярко-красной кровью и детальной прорисовкой сцен жестокости и насилия. Создателю игры действительно удалось сделать каждый фон, каждый фрейм по-своему отягощающим, поражающим своим сильным эффектом погружения в общую страшную картину.

Цель выполнена с избытком — поставить игрока в такое непривычное и давящее окружение, чтобы он не мог быстро принимать решения, поставил себя на место бедного мистера Дэвиса, которому приходиться созерцать кошмар каждую секунду своей жизни; заставить игрока вариться в чувстве сконфуженности, пропитываться страхом и непониманием к необъяснимому безумию вокруг него.

Если играть в последовательности от старого к новому, то просто поражаешься, насколько там всё было переделано, исправлено и дополнено, много неприятных подробных деталей, усиливающих напряжение от течения сюжета. Лица персонажей вблизи, показывающие игроку свои истинные эмоции в той или иной ситуации. Без сомнения, ремейк выглядит сочнее и «красочнее» в своей угнетающей гамме тёмных оттенков с преобладанием теней. Оригинал же не столько полон страшными изображениями, сколько давящими моментами в простой рисовке. Не будет покидать ощущение нереальности, когда находишься в настолько жестоком и зловещем мире.

Музыкальное сопровождение

Состав музыки в обоих проектах абсолютно разный, особенно по ощущению и восприятию, что они в себе несут. Интересно то, что в ремейке не единожды используются музыкальные композиции, помимо саундтреков без слов, это добавляет колоритности и разнообразия. Если говорить о последних, то их идеально можно использовать в видео о реальных преступлениях или страшных историях — нагоняют настолько напрягающую и тягостную, но одновременно глубокую атмосферу, что и словами передать трудно. Мрак и обречённость — вот что они приносят с собой, идеальнейшим образом подходя к происходящему и заседая отдалённым фоном в голове игрока.

В оригинале всё несколько иначе. Атмосфера всё так же не даёт игроку ни минуты на расслабление, однотонные, повторяющиеся мотивы с тревожным звучанием держит сознание, словно на иглах, однако немного не так. Это всё больше соответствует квесту, где игрок неустанно что-то ищет, разгадывает новые головоломки на пути к продвижению сюжета. Музыка меньше сжимает эмоционально, больше побуждая к конкретным действиям. Всё это только сильнее показывает точное и удачное использование композиций в определённые моменты повествования, усиливая ощущения от прохождения.

После прохождения игры и выхода на одну из концовок (не важно в какой из версий), вас может не покидать чувство дезориентированности, появится больше вопросов, чем на них сможет ответить игра. Все размышления намеренно оставляют на вас, дабы попытаться выбить из обычного понимания ситуации и выйти за рамки всех допустимых значений в сложной человеческой психологии.

Можете думать о Джо Дэвисе что угодно: он бесчувственный маньяк с шизофренией и желанием видеть страдания невинных людей? Отчасти. Ведь на пути мужчины часто попадаются сомнительные и сложные ситуации, в которых применение фатальной жестокости является единственным выходом. Считает ли он свою жену обузой и цинично относится к её проблемам? Поначалу. Под давлением всевозможных проблем, что свалилось ему на голову в одночасье, неудивительно, что дошло всё до крупной ссоры. Однако, опять же, в независимости от решения игрока, Джо отчаянно ищет свою жену, готов уничтожить любого недруга на пути своих поисков, допускает невозможные действия только лишь ради её спасения, идёт на компромисс со своими принципами и тяжёлым характером, что само по себе является важным и мужественным ходом в отношениях. Чем бы ни мотивировались жестокие поступки главного героя, все они были во имя спасения дорогого человека, практически единственного, кто его и держит в этом грустном мире.

Выносите какой вам будет угодно вердикт, основываясь на личных ощущениях от прохождения, просто помните: Джо Дэвис всего лишь любил свою жену и пытался ей помочь.

Путешествуя по бесконечным мрачным проходам отеля, может и вы найдёте свой рай гниющей плоти.


Лучшие комментарии

Читай также