Государственное управление и высшие политические лидеры порой бывают слишком жестокими и слепыми к своему народу, за счёт которого и существуют. Единая машина власти закрывает глаза на ужасы, что терзают простых людей, тысячи и миллионы послушных, запуганных деталек вынуждены радоваться порой чудовищным условиям жизни и мириться с несправедливыми и абсурдными новыми законами, что извергаются из этого механизма чуть ли не каждый день. Если государственного колосса не устраивают внешние отношения с другими политическими машинами, он вводит строгие санкции, которые в дальнейшем отразятся на нём же и снизят его работоспособность. Колосс понимает это не сразу, прикрываясь «долгом перед нацией», на деле это фарс, способ показать крупному оппоненту своё умение держать ситуацию в руках. Уверять, что всё в порядке с гнилыми внутренностями. Так можно описать все страны современного мира в той или иной степени. Политической и социальной утопии не было и никогда не будет. Как бы сильно вы ни любили свою страну, даже смотря сквозь пальцы на определённые ситуации, всё равно подгнивающее нутро будет проскальзывать перед глазами.
С одной стороны, власть строго реагирует на разного рода беспорядки, вводя ужесточённые правила для большего контроля и безопасности. Ведь поддельные документы, провоз контрабанды через границу, подкуп работников пропускных пунктов, а так же более серьёзные преступления, такие как террористические акты или убийства политическими шпионами дипломатов не поощряются законом. Именно благодаря правилам и запретам можно попытаться контролировать поток подозрительных лиц, пытающихся попасть в страну, соответственно, защитить собственных граждан.
Однако с другой, представьте себе ситуацию. Через пропускной пункт одной страны проходит лицо из другой и устраивает теракт, лишая жизни и себя, и людей вокруг. В КПП поступает новый указ: категорический отказ всем гражданам страны, из которой был родом этот самый террорист, будь то дипломаты или простые граждане. Отказ людям, прибывшим на дорогостоящую операцию. Отказ матери, не видевшей своих детей долгие годы. Отказ мужчине, получившему более благополучную работу, чтобы кормить семью. Последующие политические споры, конечно, преобразуются в новые законы и строгие требования въезда, обязуя указывать причину и продолжительность визита, иметь всевозможные проштампованные разрешения, карточку с личными данными внешности и многое-многое другое.
Все знакомы с антиутопией Джорджа Оруэлла «1984», в которой тотальная форма контроля за каждым пустым человеком проводится от лица Большого Брата.
Мир виртуальной реальности может похвастаться отеческим «Beholder»Warm Lamp Games, и другими проектами, в которых раскрываются разнообразными формами темы полного государственного контроля и жестокая расправа над теми, кто не соответствует установленным моделям социального поведения, или же просто становится неработоспособным, не в состоянии проявлять послушание стране.
Все эти игры прекрасно справляются со своей целью — показать, как же ничтожен один возмущённый человек перед махиной более дисциплинированных и довольных ситуацией пешек. Вытекают из этого и мотивы революционизма, свержения жестокого аппарата власти каким-либо общественным движением или тайной организацией, борющейся за права простых граждан.
Игроки сами выбирают, как им поступить. Они будут попадать во всяческие сложные ситуации, для решения которых потребуется либо безмолвное подчинение, либо воскрешение в себе морали и человечности со всеми последствиями.
Мы сталкиваемся с несправедливостью власти в реальной жизни, зачем же терпеть это ещё и в играх? Ответ прост: в игре именно мы можем повлиять на немилосердное окружение. Мы можем двигаться как вперёд, так и назад, но не оставаться на месте, как, к сожалению, чаще всего в обычной жизни. В этом и заключается главная прелесть подобных проектов: игрок почувствует себя чем-то важным, способным что-то поменять. Так же он получит опыт выживать и приспосабливаться в жестоких социальных условиях, учась обходить сложные ситуации. К тому же разработчики разных частей света любят экспериментировать в этой весьма многообразной теме, преподнося игроку нечто новое и увлекательное.
Как раз в одну из таких политических тираний мы сегодня и погрузимся.
«Papers, Please» — компьютерная игра в жанре симулятора-головоломки, созданная независимым американским разработчиком Лукасом Поупом и вышедшая 8 августа 2013 года. Идея для создания пришла к автору из его путешествий по Азии, в Сингапур и обратно в США. Именно тогда он подметил однотипную, повторяющуюся раз за разом работу служащих иммиграционных точек, подумав, что напряжённый процесс проверки паспортов и прочих документов можно превратить в интересный игровой опыт, и у него это получилось. Для продумывания истории и игрового мира Поуп вдохновлялся разными фильмами, в которых персонажи пытаются проникнуть в другие страны или же покинуть их, прибегая к разному роду ухищрениям. И здесь чувствуется одно из главных детищ Оруэлла. Ещё энтузиазма к созданию добавила история Берлинской стены и сложности с взаимоотношениями Восточной и Западной Германией. Однако разработчик постарался максимально избегать любых прямых отсылок. К примеру, не использовалось обращение «товарищ» как в английской версии, так и во всех переведённых, так как это воспринималось бы в качестве указания на СССР. Хотя и без всяких импликаций (отсылок) игрок может сам догадаться об источниках вдохновения. Основой для сюжета также послужило то, что Поуп, будучи американцем, проживал в Японии, из-за чего испытывал трудности в международных поездках.
27 января 2018 года вышел короткометражный фильм с одноимённым названием по мотивам данной игры. Режиссёрами являются Никита Ордынский и Лилия Ткач. Роль Инспектора исполнил российский актёр театра и кино — Игорь Савочкин, известный по таким фильмам как: «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, «Левиафан» Андрея Звягинцева и др.
Режиссёры выбрали идеального актёра, который прекрасно вжился в свою роль и дополняет визуальное представление игрока об образе главного героя. Гладя на игру Савочкина можно уверенно сказать: «Да, это Инспектор КПП Арстотцки». Очень советую посмотреть фильм, даже если вы не играли в игру, так как понять основной сюжет по нему точно не получится, а значит, никаких спойлеров. Там показан просто очередной рабочий день Инспектора, а также несколько непростых решений, которые ему придётся принять. Создатели очень постарались над деталями всех костюмов и оформлений декораций, прекрасно передана основная атмосфера игры. Стоит глянуть хотя бы по этим причинам, можно глубже проникнуться игровым миром.
Итак, сюжет игры начинается в маленькой каморке контрольно-пропускного пункта в вымышленном государстве, именуемого Арстотцка. События датируются 1982 годом, когда Арстотцка и соседняя страна Колечия вышли из шестилетней войны и отношения между ними стали более напряжёнными. Особенно болезненным вопросом является статус города Грештин, находящегося на границе враждующих государств. Он был разделён на Западный (владеет Колечия) и Восточный (Арстотцка) Грештин. Можно понять, что это и является основной отсылкой на историю Германии после окончания Второй мировой войны. Пересечение границы между двумя половинами Грештина было невозможно, даже для арстотцких граждан, до 23 ноября 1982 года, когда Арстотцка открыла КПП для въезда из Колечии. Историческая справочка закончилась, теперь начинается повествование тяжёлой государственной службы нашего главного героя.
Безымянный мужчина среднего рабочего класса одерживает победу в лотерее рабочих мест и получает должность пограничного инспектора миграционной службы. У его пункта каждый день стоит огромная очередь граждан, предоставляющих свои документы и пытающихся попасть в Арстотцку. Задача инспектора — проверять документы на подлинность в соответствии с правилами в ежедневном руководстве и решать, поставить в паспорте «отказ» или «разрешение».
Игру справедливо можно назвать симулятором бухгалтера, так как всё, что требуется от игрока — сидеть в своём обшарпанном КПП и проверять множественные документы, непреклонно отказывая всем, у кого будет обнаружена малейшая ошибка. Причём с каждым днём в стране возникают новые проблемы, которые неизбежно коснутся нашего главного героя. Уровень сложности проверки в свою очередь увеличивается, можно легко запутаться, в какой-то момент проглядеть крохотную ошибку и впоследствии получить штраф и выговор от начальства. Если ещё учесть, что в стране зреют радикальные революционные идеи, перерастающие в жестокие действия, и всё повышающееся недоверие к собственным гражданам, работа игрока становится по-настоящему сложной, а ответственность взваливается непосильной ношей на его плечи.
Игрок должен обладать повышенным вниманием и концентрацией, а также достаточно быстрой реакцией, дабы воспрепятствовать какому-либо противозаконному действу. И даже с набором этих качеств в начале можно испытывать трудности, путаться в деталях проверки, совершать первые неоплачиваемые штрафы в качестве предупреждения. В какой-нибудь из непредвиденной ситуации и вовсе можно полностью растеряться, потерять контроль, что приведёт не к самому благополучному раскладу. Однако, если пробовать снова и снова, быть более сосредоточенным к мелочам, пройти игру можно достаточно быстро даже с минимальным или нулевым количеством штрафов, ещё и насладиться интересными разветвлениями сюжета.
Отдайте же сердца и души своей любимой и процветающей Арстотцке.
Структура игры
Итак, в данной игре предстоит прожить около одного игрового месяца в роли работяги, преданного своему Отечеству. Всё начинается и заканчивается в неизменно тёмной, унылой и узкой каморке, заваленной необходимыми бумагами для работы. Принцип игры описывается и дополняется каждый день в специальном сборнике правил Арстотцки, в котором содержится главная информация о документах разных стран и нововведениях, что добавят мороки и в не без того тяжёлый рабочий день.
В начале руководства приводятся основные вырезки из новостей и указов, призывая обратить внимание на одних граждан, отказывать другим, а третьих без всяких отклонений досматривать.
Как уже было сказано, игрок должен в течение дня принять как можно больше иммигрантов, так как за каждый зелёный штампик без единого замечания в наш карман капает энное количество кредитов. Как у любого порядочного гражданина у нас есть большая любящая семья, которую нужно хорошо обеспечивать, дабы у Арстотцки было сильное здоровое будущее. Наказание же за неспособность выполнения этой важнейшей функции весьма сурово. В конце каждого дня у игрока будет возможность оценить семейный бюджет и выделить средства на жильё, отопление, пропитание и лекарства в случае необходимости. Позвольте привести интересное наблюдение с ссылкой на другую игру.
В «Beholder» содержать такую же большую семью крайне и крайне сложно, так как кроме примитивных основных потребностей каждому члену хочется что-то своё, чего-то им постоянно не хватает. Учитывая низкий доход отца семейства и главного героя, а также сложность в добыче этих самых ресурсов, делают данную задачу почти невозможной, и в любом случае стоит ожидать скорую кончину близкого человека.
В нашей же «аллюзии на СССР» семье Инспектора нужно лишь питаться, не мёрзнуть и лечиться для выживания. Ну один только раз сын попросит коробку карандашей на День рождения. Весьма мрачная картина, вы так не считаете? Причём здесь более чем реально до одной из концовок держать семью сытой и счастливой. Для этого потребуется внимание и сосредоточенность игрока, чтобы делать всё правильно, при этом не нарываясь на штрафы. В итоге все могут быть довольны, ещё и останется пару кредитов на покупку улучшения.
Не только финансовые сложности будет испытывать герой. Автор сделал значимый акцент на моральном давлении, лицемерии и избирательности в отношении пропуска в страну того или другого гражданина. Закон есть закон, как говорится, и основных правил оценки необходимых документов это тоже касается. Любая бумага с ошибкой подлежит отказу и возврату невнимательному владельцу, однако здесь совесть игрока постоянно будет испытываться ситуациями разной сложности. Взятки, мольбы, заверения об исправлении, истории о погибшей семье и тяжёлой жизни, и ещё тысячи причин, почему герой должен пропустить гражданина с несоответствиями, рискуя собственным доходом и благополучием семьи. Здесь справедлив метод «всё или ничего»: либо пропускать всех несчастных, либо отказывать, строго следуя предписанным правилам. Личная избирательная позиция игрока теряет свою логичную обоснованность. А ведь ещё есть и наглое начальство с родственниками и друзьями, желающими покинуть КПП с зелёной печатью в паспорте, несмотря на недочёты. И таких ситуаций будет действительно много, а времени подумать над судьбой иммигранта не так много, ведь после шести вечера плата за работу не начисляется, вопреки незавершённому рабочему дню. Прибавьте к этому ещё и обязанность быстро реагировать на террористические акты и предотвращать попытки взрыва пограничной стены, всё покажется совсем кошмарным. Так и будет, пока вы не начнёте стремительно разбираться и принимать решения, которые приведут вас к наиболее благоприятным последствиям.
Концовок в этой игре целых 20, многие очень похожи друг на друга, различаются только по нескольким деталям получения. В основном вас будет ожидать суровое наказание, если начальство посчитает, что вы плохо служили своему государству или значительно провинились. Понятное дело, что в подобном жанре истории есть ветка событий перемены власти и обещания о лучшей жизни, нежели может дать Арстотцка. Для счастья и рекомендованной безопасности вас и вашей семьи всего-то нужно предать Родину и послушно выполнять все поручения некоего ордена «EZIC», посыльный которого будет наведываться в КПП и передавать указания. Так что быть ли преданным подданным своей страны с её суровыми законами, или же воспротивиться тирании, решайте сами. Игрок будет в интересных поисках трёх счастливых концовок, натыкаясь на семнадцать бедственных.
Геймплей
Игровой процесс на первый взгляд не вызовет сложностей. Ведь мобильность практически нулевая, игроку необходимо просто сидеть за своим столом и сканировать, в случае чего указывать на ошибку. Но это только на первых днях от нас требуется выполнять минимальные действия, потом же очень просто утонуть в море штрафов.
Если вкратце, игрок с помощью мыши и сканера может выделять область графы в документах, например, дату регистрации и сравнивать её с часами в углу, проверяя, не просрочены ли данные.
В случае несоответствия какого-либо пункта, инспектор обязан задать вопрос напрямую иммигранту. Если же всё в порядке, игрок со спокойной душой ставит зелёную печать, а прибывший проходит на территорию Арстотцки. В дальнейшем будут добавляться всё новые характеристики проверки и полномочия, такие как: арест с помощью вооружённых солдат, изъятие паспорта и другое. В ситуации с атакой террористов игрок должен среагировать быстро и выстрелить в нарушителя зарядом транквилизатора. За каждое попадание начисляется дополнительная плата. Совершать всяческие махинации с документами, брать взятки или помогать сомнительным лицам пересечь границу великой страны игрок вправе на свой страх и риск, только пусть помнит, что у него есть семья, и если её потерять, игра сразу закончится.
Также для облегчения своей участи постепенно станут доступны улучшения, которые значительно упростят процесс работы, но стоят некоторое количество кредитов, обязуя игрока правильно планировать свои траты.
Графика
Общий стиль визуализации — мелкие пиксели, оформленные в человеческие силуэты, глядя на которые сразу можно увидеть различия в разных национальностях этого выдуманного мира. Лица и цвета людей угрюмые и тёмные. Даже насыщенного розового цвета одежда окутана тенями, смешиваясь в грязные тёмные оттенки. Нам не показывают ничего, кроме пейзажа пограничного пропускного пункта, где по правую сторону стоят солдаты и видна дорога въезда, а по левую выстроилась чуть ли не бесконечная очередь одинаковых размытых силуэтов людей, стремящихся всеми способами попасть в страну. Сама каморка Инспектора тоже затемнённая, узкая, состоит только лишь из огромного рабочего стола со всем необходимым и решётки, что нужно поднимать каждый рабочий день, встречаясь с потоком бесстрастных угрюмых лиц мужчин и женщин.
Музыкальное сопровождение
Постоянной музыкальной темы в игре как таковой нет, на фоне в главном меню играет своеобразная сильная мелодия, ритмичность и сила которой нарастает в её кульминации, напоминая национальный гимн Арстотцки, играющий без остановки. Её дополняют ещё несколько саундтреков в разных концовках, все они зациклены и будут повторяться, пока игрок не начнёт игру заново. Кроме этого в КПП не раздаётся посторонних звуков, кроме грохота печатей, негромкого короткого диалога между инспектором и въезжающим, шуршания бумаг и звука сканирования. Озвучка персонажей также отсутствует, общаются они неразборчивыми словами и звуками, явно не испытывая сложностей с пониманием друг друга. Вообще и хорошо, что у игры нет саундтрека, кроме начальной мелодии, иначе бы она отвлекала от напряжённой работы, в какой-то степени давала игроку немного расслабиться от потока однотипной информации с некоторыми только различиями. Без неё можно по-настоящему почувствовать себя в шкуре простого служащего, старающегося не сойти с ума от шелеста документов звука штамповки, раздающийся снова и снова. С одной стороны слышится шум улиц, с другой — негромкий гомон нескончаемой очереди, а в каморке перед тобой лишь бумаги, бумаги, бумаги…
Игра проверит ваши способности и умения принимать быстрые решения в морально тяжёлых ситуациях, расставлять правильные приоритеты лично для себя и людей вокруг, а также даёт немало возможностей изучения тоталитарного окружения. На свой страх и риск вы можете пропустить маньяка в страну, дать безутешному отцу устроить самосуд, воссоединить или навсегда разлучить любимых. Вся ваша власть находится в двух штампах: благоговейное «разрешение» и синоним смертного приговора «отказ». Только не увлекайтесь слишком сильно и помните, что над вами стоят две ещё более могущественные стороны — государство и орден «EZIC».
Посмотрим, сколько дней вы сможете продержать свою семью в сытости и тепле и сколько документов проверить без ошибок.
Слава Арстотцке!
Лучшие комментарии