11 июля 2021 11.07.21 0 917

Первородный эксклюзив Sony

0

Приключенческая игра, от третьего лица в открытом мире. Наверное, только ленивый ещё не пнул Sony, за то, что все их крупные эксклюзивы последних лет выглядят ну уж очень одинаково. Но так было не всегда.

 

Видеоверсия блога - продолжительность 31:34

В начале нулевых выходило много шутеров, РПГ, стратегий, но вот полноценных приключенческих игр было совсем немного. Жанр станет набирать популярность лишь через несколько лет, благодаря компании Naughty Dog и серии Uncharted, в частности. Но была одна игра, которая словно опередила своё время, и это была Primal. Вышла она весной 2003 года, эксклюзивно для PlayStation 2 и была разработана SCE Studio Cambridge. Которая до этого была создала две части MediEvil, эти игры оказались весьма успешны и поэтому студии дали добро на их первый большой проект. А Primal действительно был масштабным проектом, и явно целился в блокбастеры. В игру было вбухано огромное количество денег и сил, это видно хотя бы по тому как она выглядит. Sony очевидно рассчитывала на гигантские продажи, и поэтому продвигала игру как могла. Так, для японской версии, был изменен логотип игры, который стал явно иметь в себе азиатские мотивы, так же подкорректировали и внешность главной героини, что бы она могла казаться ближе азиатской аудитории, а сама игра вышла вообще под другим названием. А ещё, Primal это первая видеоигра, которая было официально переведена и дублирована на русский язык. Адаптацией занималась всем известная СофтКлаб, и на мой взгляд справилась с этим делом вполне достойно.

Primal это приключенческая игра с большим упором на сюжет. Что бы вы понимали, одни катсцены в игре занимают почти три часа хронометража. И это не просто говорящие головы или краткий брифинг перед миссией, а хорошо срежесированные и поставленные ролики. Сейчас мы уже привыкли, что заставки в играх могут длиться десяток минут, но в те времена такое было в новинку. Для сравнения, в том же первом Uncharted катсцен где-то на полтора часа, то есть вдвое меньше. Столько же времени на сюжет уделялось разве что в первой Мафии, но её тогда и считали самой кинематографичной игрой.

И так как вся игра строиться вокруг истории, я думаю будет разумно сначала поговорить о ней, а потом уже о всех остальных аспектах игры.

История

Существуют первородные силы – Порядок и Хаос, которые находятся в вечной борьбе между собой. За порядок отвечает богиня Аррела, а за Хаос – владыка Аббадон. За каждой из сторон закреплено два мира демонов, энергия которых перенаправляется в Нексус. За поддержанием баланса сил, следит беспристрастный страж – Хронос. Однако такой расклад долгое время не устраивал Аббадона, и тот решил сместить баланс сил в свою сторону. Он стал склонять миры порядка на свою сторону, и ещё больше усилил собственную власть в мирах хаоса. Это нам и предстоит исправлять на протяжении всей игры. Да, основная сюжетная линия в игре весьма банальна – противостояние добра и зла, но раскрывается она в отдельных историях каждого мира.

Солум

Первый мир, который мы посещаем это Солум. Неприветливый мир вечной зимы и ночи, населяют его суровые, но добропорядочные Фераи. Эстетически и архитектурно мир сильно напоминает раннее средневековье или Древний Рим, с его колоннами, некрополями и крепостями. По обычаям Фераи, король обязан в расцвете своего правления, принести себя в жертву и таким образом передать власть наследнику. Однако, нынешний правитель – Херн, так и не передал власть, хотя его срок уже давно подошел к концу. Немного побродив по окрестностям, главные герои встречают короля лично. Он рассказывает, что не может отречься от власти, так как его сына недавно похитили и ему попросту некому передать трон.

В надежде, что мы сможем ему помочь Херн передает им свой дар – первый демонический облик Джен. В облике фераи она может быстрее бегать и выше прыгать, а также намного эффективнее сражаться с врагами. Основательно изучив город, главные герои забредают в запретный некрополь, где и оказывается заперт похищенный сын короля – Джаред. Он рассказывает, что его похитила и удерживала здесь собственная мать, точнее не она, а слуга Аббадона принявший облик его матери. И что бы развеять проклятье, необходимо сжечь тело, которое находится в соседнем зале. Но этот зал заперт особым ключом, который можно найти только в королевских покоях. Джен и Скри отправляются в долгое путешествие к королевскому замку. В дороге они окажутся в древнем Колизее, где на них нападает слуга Аббадона – Белазур, тот самый демон что напал на Джен в нашем мире. С помощью хитрости они одолеют Белазура, но тут успеет сбежать. Добравшись до замка и достав нужный им ключ, они возвращаются к Джареду в некрополь, где их ждет финальное побоище. Прервет которое лишь появление короля. Все заканчивается хорошо, отец воссоединяется с сыном, а заговорщики разоблачены, но ритуал должен быть завершен. Поэтому Херн, не теряя времени сбрасывается с утеса, тем самым завершая передачу власти к своему сыну. На этом так же и заканчивается прохождение первого мира.

Аквис

Второй мир является полным противоположим Солума. В Аквисе всегда закат и стоит теплая весенняя погода. Населяют его технологически развитые Ундины, но как понятно по названию Аквис – водный мир, и это первая проблема, ведь Джен не умеет плавать. Благо Скри это не нужно, ведь он каменный, так что он просто ходит по дну. Отправившись на разведку, он встречает местную правительницу Эйно, которая дарует Джен второй демонический облик. При превращении в Ундину, Джен может не просто плавать, но и свободно дышать под водой.

Эйно рассказывает, что её народ постигла беда – страшная чума распространяется в воде, а очистительные сооружения были отключены. Главным героям предстоит вернуть подачу электричества, а затем активировать пять фильтрационных машин.

История в Аквисе куда прямолинейнее чем в Солуме, здесь вам почти в самом начале ставят задачу, после чего вы все оставшееся время будете её выполнять. Это компенсируется относительной нелинейность прохождения -активировать фильтрационные машины можно в любом порядке. Разобравшись с проблемой, герои возвращаются в Нексус.

Интерлюдия

В Нексусе, им является сама Аррела и просит продолжить их путешествие. Однако Дженнифер, не согласна, она требует объяснений и хочет вернуться домой. Тогда Аррела раскрывает ей правду о её прошлом. Она, как и её парень Льюис – полукровки, получеловек-полудемон. Поэтому она и может принимать образы разных созданий. Когда они родились Аббадон хотел использовать их для собственных целей поэтому их и спрятали в нашем мире. Разъяренный Аббадон схватил и долго пытал военачальника армии порядка – Абдизура. Который и спрятал детей от него. Аббадон заточил Абдизура в недрах мира Вулка, однако тот сумел сбежать, собрав всю свою силу воли и переселив душу в маленькую статую… Как уже понятно, это и есть наш верный друг и соратник – Скри.

И сейчас, получив в свое распоряжение Льюиса, Аббадон уже не перед чем не остановится, пока не победит Аррелу и не уничтожит все остальные миры. Понимая это, Джен просит прощения у Скри, и они продолжают свой путь.

Аэта

Аэта, наверное, самый мрачный из всех миров. Небо здесь всегда затянуто серыми тучами, и по грязным улочкам барабанит бесконечный дождь. Населяют этот мир создание именуемые Призраками, которые делятся на две касты – аристократы и илоты. Первые живут в роскоши и комфорте, а вторые влачат жалкое существование в нижних районах города. Архитектура и общая атмосфера Аэты сильно напоминает Европу XVII-XVIII веков, с её сословным обществом и бесчинством дворянства.

Добравшись до городской площади, герои становятся свидетелем страшной картины. Местные аристократы – граф Раум и графиня Эмпуза требуют принести им жертву одного деревенского жителя. Поговорим со старостой деревни, Джен и Скри узнают, что с недавних пор аристократы стали заниматься чёрной магией и кровь илотов им нужна для алхимических опытов. Герои решают пробраться в графское поместье и остановить ужасные эксперименты. Но не всё так просто. Аэта – это мир хаоса, и никто помогать главным героям здесь не собирается, даже угнетенные илоты относятся к ним с презрением. Так что рассчитывать, что им преподнесут дар трансформации, как это было в Солуме и Аквисе – не стоит. Для того, чтобы получить форму Призрака, Джен и Скри должны совершить специальный ритуал, для которого нужно убить начальника стража и отобрать у неё меч, а также достойно похоронить останки одного дворянина. Получив наконец третью демоническую форму, они отправляются в поместье. В форме Призрака Джен способна замедлять время, а в бою моментально уклоняться от атак.

Интересный факт: на кладбище можно заметить могилу, с написанной на ней эпитафией Ларе Крофт. Была ли эта просто безобидная отсылка? Или намек? Ведь в том же 2003 году, вышла Angel of Darkness – самая провальная игра о расхитительнице гробниц, которая чуть не похоронила всю серию

Изрядно побродив по казематам под особняком, герои наконец-таки находят выход. Но как только они попадут в поместье, Джен попадает в ловушку графа Раума и Скри придется её выручать. Причём граф, успевает снять с неё наручи, а без них она не способна принимать демоническую форму. Ещё они узнают, что графья используют кровь для создания особого зелья, которое делает их неуязвимыми, поэтому идти на них в открытую – не имеет смысла.

Джен приходиться переодеться в бальное платье и во время маскарада незаметно выкрасть ключ у графа. Вернув свои наручи и отыскав путь через лабиринт, они находят кровевыжималку и отравляют следующую партию зелья кровью Джен. Испив коктейль из крови полукровки, аристократы становятся уязвимы, и Дженнифер расправляется с обоими, положив конец жертвоприношениям.

Вулка

Вернувшись в Нексус, они не застают там Аррелы, зато появляется Аббадон вместе с Льюисом. Аббадон конечно недоволен, тем что мы пустили все его планы псу под хвост, но у него остается последний козырь. Он разделяет главных героев и поручает Льюису убить Хроноса, что тот беспрекословно выполняет. Лишившись своего сердца, Нексус начинает разрушаться, и единственный способ его спасти находится в мире Вулка.

Весь мир Вулка представляют собой один огромный вулкан. Населяют его богоподобные существа – Джинны, вся жизнь которых напрямую связанна с вулканическими циклами. В интерьерах и дизайне врагов Вулки, заметно влияние египетской и арабской мифологии.

Оказавшись в Вулке, герои сразу же встречают местного правителя – короля Илбиса. Который щедро преподносит им свой дар – облик джинна. Но когда он узнает, что герои служат Арреле, он подчиняет волю Джен и заставляет её сражаться со своим другом. Скри приходится силой привести Дженнифер в себя, после чего они продолжают спуск в жерло вулкана. Проходя по бесчисленным залам, они встречают другую королевскую особо – жену Илбиса – королеву Маликель. Она сразу же распознает в них служителей порядка, но предлагает им сделку. Главные герои должны убить её мужа, сделав Маликель единоличной правительницей Вулки, а за это она дарует им часть каменного сердца – амулета способного возвращать к жизни. История в Вулке, как и в Аквисе, тоже не наполнена сюжетными поворотами и весьма прямолинейна. Здесь большее время уделяется геймплею – сражению с врагами и решению головоломок.

Спустившись в самые недра Вулкана, Джен и Скри конечно побеждают зазнавшегося короля и получают нужный артефакт для воскрешения Хроноса. Попутно, Скри находит место своего заточения и возвращает свой истинный облик.

Финал

Герои возвращаются в нексус, где и пройдет финальное сражение между силами порядка и хаоса. Скри вновь бьется со своим заклятым врагом Белазуром, а Джен предстоит схватка с Льюисом. Конечно, наши герои побеждают, они воскрешают Хроноса и восстанавливают баланс сил. Однако, Льюис все же не приходит в себя, и они сбрасывают его в колодец Нексуса, в надежде что его душа сама найдет путь домой. А Джен возвращается в мир смертных где и будет ждать, пробуждения своего возлюбленного.

Атмосфера

Визуально игра выглядит великолепно, это одна из самых красивых игр на второй PlayStation, а отсутствие подзагрузок только увеличивает погружение. Интересно, что в игре даже реализовано быстрое перемещение без загрузочных экранов. Главные герои могут перемещаться между всеми найденными ранее рифтовыми вратами, все что им нужно это выбрать место назначения и предать колесу ускорение. После чего, они пройдет через врата и моментально окажутся в нужном им месте. Весьма впечатляюще для 2003 года.

Ближайшую по духу к Primal игру – я бы назвал серию Legacy of Kain. Очевидно именно из неё черпали вдохновение создатели Primal. Обе игры находятся в стилистике темного фентези, и там и там есть моменты перемещением между разными мирами, а также большое число головоломок и загадок.

Primal это взрослая игра, с весьма мрачной и даже жестокой атмосферой. Когда вы попадаете в очередной мир, вы быстро понимаете, что вас здесь никто не ждет и ковровую дорожку перед вами расстилать не собираются. Вы чужак, пришлый, вы не знаете местных нравов, и даже язык демонов для вас остается неизвестным. Это всё только усиливает общее ощущение того, что это вас вытащили из привычного окружения и отправили в путешествие по неизведанным мирам. Сами миры – Солум, Аквис, Аэта и Вулка максимально дистанцируются друг от друга. Они отличаются не только природно-климатическими условиями, но народами населяющих их, архитектурой и обычаями. Причем, это не стандартные гномы/эльфы/орки, а более чем уникальные и не тривиальные сеттинги. Так, мир Солум во многом напоминает Древний Рим, но его обычаи больше подходят раннефеодальным и варварским государствам. А Вулка является симбиозом арабской и египетской мифологии, такое не часто увидишь в фентезийных играх.

В игре множество персонажей, многие из которых преследуют свои личные целы. И используют наших героев, только как орудие собственной воли. Например, дочка графа Раума согласится отдать вам ключ от лабиринта, только после того, как вы пообещаете убить её родителей. Отдельно хочется сказать о главной героине – Дженнифер. Она получилась отличным протагонистом. Простая девушка с тяжелым детством, которая попадает в непривычную для себя ситуацию, но не раскисает и быстро включается в дело, сама, проявляя инициативу. При этом, Джен не походит на типичную Мэри Сью, она лажает, ошибается и попадает в нелепые ситуации. А ещё она ответственна за большинство шуток в игре.

C Музыкой в игре всё тоже отлично. У каждого мира есть свой запоминающийся эмбиент. А в бою, начинают играть минусовки песен рок-группы 16 Вольт. Она записала для игры целых 10 треков, которые отлично подходят для напряженных сражений.

Геймплей

Геймплено игра состоит из двух основных частей – это сражения и решения головоломок. С первым у игры всё в порядке. У каждой демонической формы есть свои небольшие фишки, так Призраки могут уворачиваться от атак, а Джинны использовать два стиля оружия. Сражения динамичные и не заскриптованные, так, если рядом есть обрыв, то можно скинуть туда врага, или использовать преимущество местности. Сами бои не сложные, но нужно следить за своими ресурсами. Энергия Джен сама по себе не восстанавливается, её можно восполнить из убитых врагов или специальных камней. Но если вы будете постоянно получать большое количество урона, то начнете уходить в минус. Так что игра заставляет вас обдумывать свои действия, а не тупо бежать в атаку. Раздражает только необходимость добивать большинство врагов.

А вот с головоломками, ситуация плачевная.

Их много, и они сложные, очень сложные. На мой взгляд, в Primal самые сложные задачки, которые я только видел во всех видеоиграх. И если, например, в Silent Hill, был выбор сложности головоломок, то тут его нет. Квестовые предметы никак не подсвечиваются, вы сами должны знать, что из окружения интерактивно, а что нет. То, что вам необходимо сделать, чтобы продвинуться дальше – тоже не всегда очевидно. Я сам, в детстве несколько раз забрасывал игру, просто потому что, не знал, что мне делать дальше, а интернета у меня тогда не было. Вот, к примеру ситуация, это тот момент, когда граф похищают Джен, и мы, играя за Скри должны её спасти. Нам в распоряжение дают огромную локацию, а единственная наводка – «он запер её в башне». Какой башне? Как туда попасть? Где она вообще находится!? И вот вы, сейчас глядя, на экран, сможете отгадать куда нам надо идти? (не знаю как передать этот момент в тексте, так что пусть остается как есть)

И таких ситуаций в игре – полно. Очень часто вам нужно найти какое ни будь малозаметное отверстие, чтобы пролезть в него и таким образом решить задачку. В игре предусмотрена специальная кнопка, если нажать на неё, герои посоветуются, что им дальше делать. В теории, это звучит как элегантный способ дать игроку подсказку. Но на практике, это не работает. Скри в 90% случаев выдает какую-нибудь общую фразу, которая вообще никак не помогает делу. Вот, вы стоите перед закрытой дверью, и не знаете, как её открыть. Спрашиваете подсказу и получаете – «кхм, чтобы добраться до библиотеки, нам нужно открыть эту дверь». СПАСИБО БЛИН КАПИТАН ОЧЕВИДНОСТЬ! А может быть подскажешь КАК открыть эту дверь? Особенно, это становится заметно в мире Вулка, когда головоломок становится уж очень много. И для решения многих, вам нужно бегать по весьма обширным и запутанным локациям.

Но всё же, хочется немного похвалить разработчиков. Так, как для решения головоломок нужно использовать весь, весьма обширный арсенал возможностей главных героев. Скри умеет забираться почти по любой каменной поверхности, а также переселять свою душу в некоторые объекты и управлять ими. А способности Дженнифер меняются, в зависимости от облика, который она приняла. В облике Фераи, она способна запрыгнуть на очень высокие уступы, в облике Ундины проплыть под водой и так далее. Причем менять облики можно прямо на лету, для этого не нужно ни специальное место, или предмет. При этом, при смени облика меняется не только цвет наручей и лицо Джен. Метаморфозы присходят по всему телу героини. Так, в облике Фераи она выглядит намного более коренастой, и широкоплечной, а в Призраке – наоборот, начинает походить на дистрофика с тоненькими ручками и просвечивающимися ребрами. В игре вообще внимание к деталям на высоком уровне. Есть работающие отражения, звук шагов отличается в зависимости от поверхности по которой вы идёте, а в холодных местах, у Джен изо рта будет идти пар.

Заключение

Primal безусловно особенная игра. В ней есть что-то такое, что заставляет меня вспоминать и возвращаться к ней вновь и вновь. Это одно из лучших игровых приключений, с нестандартным сеттингом, запоминающимися персонажами, и уникальными локациями. Разработчиками была проделана огромная работа по созданию окружения и густой, мрачной атмосферы. Primal на несколько лет опередила тренд на сюжетные игры и в какой-то степени была обречена на провал.

Sony хотела получить блокбастер, который продался бы миллионными тиражами и запустил успешную франшизу. Но, даже если бы в игре не было геймплейных огрехов, я сильно сомневаюсь, что она стала бы популярной. Слишком непривычный сеттинг и специфичный игровой процесс. Далеко не всем по духу решения сложных головоломок, долгая беготня и общий неспешный тон игры. Обычно, известными франшизами становятся более понятные и простые видеоигры, так что судьба Primal была предрешена до её выхода.

А ещё, в 2003 году сложилась забавная ситуация. Вышла The Angel of Darkness, Silent Hill 3, Final Fantasy X-2 и Beyond Good & Evil, во всех этих играх был женский протагонист. А ещё была вторая часть Max Payne и Knights of the Old Republic, где девушки тоже играли центральную роль в сюжете. Не слишком ли много женский персонажей в один год? Так что, возможно Primal просто затерялась на их фоне. Потенциальные покупатели приходили в магазин, видели «очередную игру с женщиной на обложке» и проходили мимо неё.

Долгое время единственным способом поиграть в игру оставалось владение консолью PlayStation. Primal попросту не работала на эмуляторах, выдавая ужасную производительность даже на топовых системах. Но, в последних версиях эмулятора, вместе с установленным патчем, это наконец то исправили, и теперь в игру можно спокойно поиграть в высоком разрешении на любом ПК. Если кого-то игра сильно заинтересовала, то я оставлю в описании к видео ссылку на нужную версию эмулятора с патчем.


Лучшие комментарии

Читай также