4 июля 2021 4.07.21 0 1263

Ретро X-COM от Alawar || Обзор I am not a Monster: First Contact

+9

Всем привет! Чуть ли каждый русскоязычный игрок знает про простенькие игры от компании Alawar, где требовалось ухаживать за фермой, искать предметы и тому подобное. Однако компания изменила свою прежнюю политику и с 2015 года решила выпускать более серьезные игры, а для их распространения выбрала площадку Steam. И сейчас я хотел бы рассказать про один из их проектов под названием I’m not a Monster, вышедший 27 сентября 2018 года.

Изначально игра являлась мультиплеерной пошаговой стратегией, вдохновленной ролевой игрой «Мафия» и фантастикой 60-70-х годов. Интересно, что Among Us вышла на ПК в том же году 17 августа и тоже сначала была невзрачной игрой, которая заново родилась и обрела бешеную популярность через 2 года. А вот I’m not a Monster так не повезло, из-за чего разработчики сменили курс с угасшего мультиплеера на синглплеер. Именно о нем и будет последующее повествование.

 

Сюжет

Что касательно сюжета. На дворе далекое будущее, где межзвездные путешествия являются обычным явлением, а земляне уже успели выиграть в войне с инопланетной расой, похожей на Вулканцев из вселенной Star Trek. Текущие игровые события проходят на огромном туристическом звездолёте "Альбатрос". Компания собралась разношерстная: обычные пассажиры наслаждаются путешествием, известные актеры снимаются в новом фильме, инопланетная делегация решает свои вопросы, и даже темные делишки проворачивает банда контрабандистов.

Всю вечеринку портят враждебные ящероподобные монстры, появившиеся из ниоткуда и захватившие большую часть корабля. Теперь всем пассажирам приходится подстраиваться под ситуацию, где на кону собственная жизнь. Управлять вы сможете 10-ю персонажами, но открываются они не сразу и ещё реже состоят в одном отряде.

Дело в том, что разработчики решили рассказать историю сразу с нескольких сторон. Для этого они поделили персонажей на группы и раскидали их по всем частям корабля. Следовательно, игрок сможет увидеть самые потаенные места, о которых знали лишь некоторые члены экипажа.

Ну а самое главное — характеры персонажей сильно отличаются друг от друга. Одни стараются спасать всех выживших, других заботит только своя шкура, ну а третьи пытаются обернуть внезапное нападение под свои тайные замыслы. Параллельно игрок будет погружаться в личные истории самих главных героев, где раскрываются довольно неожиданные факты.

Интересно, что протагонисты хоть и не могут окончательно погибнуть из-за действий игрока, но это не означает, что сценарий их всегда будет защищать. Большая часть персонажей не сможет дожить до финальной миссии. Их гибель происходит не на пустом месте, но и внезапность от этого не исчезает.

Графика и музыка

Дизайнеры справились над своей задачей на все 100%. Все те, кому нравятся фантастические фильмы 60-70-х годов будут в восторге. Самый сильный вдохновитель — это оригинальный сериал Star Trek. Что дизайн одежды совпадает, что монстры порождены от одного из знаменитых врагов капитана Кирка — ящера Горна.

Комнаты, мебель, терминалы, оружие, различные переносные устройства — ни к чему нельзя придраться. Всё выглядит в соответствующем ретрофутуристическом стиле. Даже небольшие видеовставки сделали пиксельными, как в старых играх.

Уровни тоже постарались разнообразить. Сначала бродите по обычным жилым палубам, потом пробираетесь через технические отсеки, а вот вы уже снаружи корабля в открытом космосе, где нужно миновать как врагов, так и мощный огонь из двигателей.

А вот что касается музыки, то тут двоякое чувство. С одной стороны, она радует первые несколько часов. Затем начинаешь понимать, что композиций чрезвычайно мало для такой объемной игры. Вдобавок они все разделены по четким границам: во время боя проигрывается одна мелодия, при стелсе — другая, ну и при свободном перемещении — третья.

Геймплей

Что касается геймплейной составляющей, то это упрощенный Х-СОМ со своими особенностями. До боя герои могут свободно перемещаться по местности и пользоваться различным оборудованием, не тратя очки действия.

В ином случае пол покрывается квадратами, где есть разметка по границам: ближней желтой и дальней рыжей. Такой вид деления используется из-за того, что у каждого персонажа есть два очка на ход. Соответственно, если переместиться на квадрат в рыжей области, то дальнейшие действия невозможны.

Что доступно, помимо перемещения из одной части карты в другую? Внизу экрана есть три прямоугольника. Левый показывает второстепенные предметы по типу: телепорты, аптечки, энергощит и так далее. Правый демонстрирует используемое оружие. В обеих ячейках можно использовать по два предмета. Копии браться не будут, но и ограничений, например, по массивности нет. То есть девушка медик может без проблем взять массивный пулемет и здоровенный ракетомет. Однако чем мощнее предмет, тем больше требуется очков действий.

Центральный прямоугольник является своеобразным окном для суперприема. Его вариация зависит от комбинаций предметов из левой и правой ячеек. Допустим, есть аптечка и гранатомет, а значит, в центре появится возможность выстрелить лечебной гранатой на длинную дистанцию с покрытием обширной площади.

Чтобы активировать суперприем, необходимо заполнить соответствующую шкалу в центральном прямоугольнике. Для этого надо выполнять полезные действия: лечить союзников и уничтожать монстров. Если игрок будет попадать по выжившим, то будут накладываться штрафы, и шкала уменьшится до самого минимального значения. С полным списком всех комбинаций вы можете ознакомиться в руководстве стима, так как некоторые из них можно пропустить, хотя они являются довольно полезными.           

На этом особенности не заканчиваются. Если в том же Х-СОМ все шаги проходят поочередно, то тут и враги, и ваши персонажи, и союзные нпс выполняют назначенные действия одновременно. Смотрится довольно необычно. Если персонажи не за укрытием (которые отмечаются значком со щитом), то возникает ощущение прошлых войн времен Наполеона, когда передние шеренги стреляли друг в друга и уклониться от попадания было практически невозможно.

Тут почти так же. Процентной системы уклонения нет, поэтому промахов не бывает. Либо орудие достает до противника, либо нет. Так что при одновременной стрельбе каждый получит урон, что заставляет размышлять, как лучше применить приемы и предметы для сокращения потерь.

Тем не менее, определенные правила по порядку действий всё же есть. Первыми выполняются шаги, где используются второстепенные предметы, суперприемы или включение/выключение дверных/компьютерных терминалов. Затем проводится стрельба, а после всего этого начинается перемещение на новый квадрат.  

Такие методы сполна нивелируют разницу в геймплее по сравнению с продуманными пошаговыми стратегическими играми. Например, игрок может использовать телепорт на выбранном персонаже и поменяться с врагом местами, а так как недоброжелатели запоминают последний пункт пребывания вашего героя, то будет открыт огонь по их же товарищу.

Кстати, в игре есть стелс, но сделали его пародийным. Это даже высмеивается в одном из игровых роликов, когда главные герои на корточках идут по мосту, игнорируя ораву врагов. Стелс активируется, если ваш герой остался незамеченным, а враг проявился на карте.

Поверхность локации покрывается всё теми же квадратами, но часть из них отмечается белым цветом. Именно туда и надо перемещать своего персонажа. От этого возникает масса забавных ситуаций, когда необходимая ячейка находится в гуще врагов, и ваш герой гуськом и с невозмутимом видом пробирается к пункту назначения.

Да, забыл уточнить, что помимо спецприемов, у каждого героя есть уникальные способности. Например, инопланетный принц может чувствовать врагов за стенами, а контрабандист делает мощные выстрелы, но с короткой дистанции.

Самый шикарный персонаж — это девушка с несколькими личностями, и каждая из них обладает определенными навыками. Причем они загружены в определенное устройство, и менять их можно в любой момент, в зависимости от ситуации. Срочно нужен медик — нет проблем! А можно сконцентрироваться на ранимой личности, которая быстрее накапливает специальный прием при большом числе мужчин в группе.

Минусы

И перед подведением итогов, естественно, стоит упомянуть о минусах. Как я уже говорил онлайн мертв, но в него можно поиграть с помощью ботов, генерируемые при истечении времени поиска. Играть в такое скучно, но можете узнать, как было раньше.

В игре довольно своеобразная система чекпоинтов. Самому сохраниться нельзя, и если вы выйдете из миссии, не дойдя её до конца, то будьте добры при следующем заходе начать всё сначала. Если отряд игрока уничтожают, то события вернутся к последнему моменту, где была побеждена прошлая партия врагов.

Казалось бы, что это здорово и проблем нет. Как бы не так. Несколько раз возникали неприятные ситуации, когда игра засчитывала уничтожение врагов в одной комнате, и ей было плевать, что из соседнего зала издалека уже ведется огонь по главным героям. Увы, но чтобы переиграть заведомо проигрышный бой, приходилось возвращаться к самому началу.

Далее вернусь к персонажам. Некоторые из них имеют не только уникальные навыки, но и личные орудие или предмет, которые ничем нельзя заменить. Это фактически отрезает часть комбинаций и ухудшает геймплей. Например, бывший военный обладает слабеньким пистолетом, и он ни за что его не променяет на какой-нибудь мощный пулемет. Благо таких персонажей только трое, так что остальные не такие привередливые. 

Ну а самый курьезный момент застал меня в финальной миссии. Внезапно проявились два фатальных бага. Моему персонажу отдавали ход, и он просто не мог шевелиться. Курсор двигался, музыка играла, то есть зависания самой игры не было.

В первый раз дефект пробудился, когда я не встал на выделенный квадрат, а решил сэкономить несколько ходов и выполнил условия издалека. Игра будто этого не ожидала и решила наказать меня за несоблюдение правил. Благо чекпоинт сработал удачно, и на этот раз я встал, куда просили.

Второй раз даже предположить не могу, как активировалась дополнительная ловушка. Здесь сохранения не спасли, и пришлось переигрывать миссию с самого начала. Интересно, что на форумах Стима я не нашел подобные баги. Так что они явно не у всех проявляются.

Итог

Итак, подведу итог. Компания Alawar приятно удивила этой игрой. Мне, как любителю ретрофантастики, игра очень понравилась. Даже не помню, когда сюжет так сильно увлекал и хотелось быстрее узнать, что же произойдет в новой миссии. Alawar очень удачно переставила игру на новые рельсы. Да, I’m not a Monster может отпугнуть своеобразным геймплеем, отчего фанаты Х-СОМ, скорее всего, забросят данный проект.

Тем не менее с ней обязательно стоит ознакомиться. Персонажи хорошо прописаны, враги со временем мутируют, а разнообразные спецприемы, орудия и предметы совершенно не дадут заскучать. Возможно, что у кого-то из вас I’m not a Monster пылится в библиотеке Стима с тех пор, когда её раздавали бесплатно. Так что проверьте на всякий случай и по возможности погрузитесь в столь уникальный проект. Ну а я надеюсь, что Alawar когда-нибудь сделает продолжение с новой кампанией и сможет снова приятно удивить.


Лучшие комментарии

Читай также