Вступление. Постановка вопросов.
Доброго времени суток, друзья. Сегодня, как и было обещано, я провожу запуск новой пилотной рубрики. Мысль о ней у меня зародилась давно, и я уверен вам она точно понравится.
Не секрет, что раньше каждый сколь-нибудь кассовый фильм сопровождался видеоигрой по мотивам. Разработчики совершенно разного толка днём и ночью корпели над играми, лишь бы успеть доделать их к премьере одноименного фильма. Они тратили деньги, время и нервы ради того, чтобы игра стала похожа на первоисточник. Чаще всего, это был лёгкий способ наживы за счёт известного имени. Фильм смотрят значит и игру купят. Из-за чего, в игровой культуре даже образовалось расхожее выражение «игра по лицензии», которое стало синонимом плохой, забагованной, некачественной игры. Но были среди них и единицы отличных проектов, никто не спорит.
В рубрике «За кадром!» я буду сравнивать фильм и его игровую адаптацию с целью ответить на два главных вопроса: «Хорошая ли это игра по фильму?» и «Хорошая ли это игра вообще?». Моё мнение в этом материале исключительно субъективно, вы можете соглашаться с ним или нет. Я сторонник позиции, что каждый волен играть и думать так как он того хочет. Не стесняйтесь делиться своим мнением в комментариях, будет интересно узнать ваши мысли на сей счёт. И да, формат подразумевает максимальные спойлеры, так что будьте готовы к ним.
Ну что ж, приступаем!
О фильме. Новая киска в кино.
В 2004 году, а именно 19 июля, на широкие экраны вышел сольный фильм о женщине-кошке. Кинокартина предложила новый, осовремененный взгляд на историю уже известного аудитории персонажа. Сценаристы перезапустили ориджин героини, при этом изящно вписав историю в уже существующий канон. Вместо того чтобы, как это часто бывает, перечеркнуть всё, что было придумано ранее.
В актёрский состав пригласили знаменитостей того времени. Хэлли Берри, отметившаяся в фильме о Джеймсе Бонде «Умри, но не сейчас» и Марвеловской серии Люди Икс, заняла главную роль. Шерон Стоун досталась участь главной антагонистки. В режиссёрское кресло сел Питоф – французский супервайзер визуальных эффектов, в 2001 году снявший претенциозный фильм Видок. Бюджет фильма в 100 миллионов долларов, тогда и сейчас был внушителен. Фильм должен был продолжить успех супергероиских кинокартин и предложить зрителю новый, женственный взгляд на супергеройскую тему. Что из этого вышло, я расскажу далее.
Сюжетный анализ. Кошачий роман.
Фильм рассказывает об истории скромной и неприметной художницы Пейшнс Филипс. Она работает дизайнером в косметической компании Джорджа Хедера «Hedare Beauty», сплетничает с подругой Сэлли и позволяет всем собой помыкать. Компания готовиться запустить в продажу новый крем «Бьюлин». Джордж смещает свою жену Лорен с поста главной модели компании и нанимает новую девушку Дрину. А Пейшнс успевает навлечь на себя его гнев и, ради сохранения места роботы, вынуждена в кратчайшие сроки переделать весь рекламный концепт нового продукта.
Её жизнь состоит из сплошных уступок и стеснений. То босс явно грубит, то сосед громко слушает музыку, то внезапные порывы альтруизма накатывают. Во время одного из них она спасла кошку с карниза и чуть не разбилась сама, если бы её не спас вовремя подоспевший офицер полиции Том Лоун.
Толком не поблагодарив его, Пейшнс спешит на работу доделывать обещанный проект. Однако, Том находит её, возвращает потерянный бумажник и приглашает на импровизированное свидание, в обедненный перевив, завтра. И всё должно было закончиться хорошо, но работу она завершила только к полуночи и ей пришлось самой ехать на завод и сдавать концепт боссу. Чего только не сделаешь, чтобы не быть уволенной.
Случайно, на заводе она подслушала ужасную правду. Учёный химик Иван Славики требовал у Лорен отменить производство «Бьюлина» так как помимо привыкания он вызвал катастрофические последствия, когда человек переставал пользоваться кремом его кожа начинала буквально гнить.
В силу природной неловкости, Пейшнс обнаруживает себя и теперь вынуждена убегать от, преследующих её охранников, Армандо и Уэсли. Она скрывается в дренажной трубе, а Лорен Хедер, приказывает запустить слив отходов. В результате чего Пейшнс Филипс погибает.
Ночь её смерти, стала и ночью рождения. Спасенная ею кошка Полночь, из породы египетских мау, возвращает душу художницы из мира мёртвых. Пейшнс открывает глаза, но её чувства сильно меняются, глаза стали видеть дальше и чётче, слух обострился, как и обоняние, а движения стали по кошачьи стремительны и грациозны.
Очнувшись на следующий день в своей квартире, она не помнила ничего, что с ней произошло, но она не могла не заметить случившихся с ней изменений. Памяти нет, свидание она пропустила, а делать со всем этим что-то надо.
Пейшнс находит на ошейнике кошки адрес хозяина и возвращает Полночь её владелице – старой кошатнице Офелии Пауэрс. На работе она грубит боссу, за что тут же её увольняют. Подруга Сэлли падает в обморок и попадает в больницу. Вечером Пейшнс находит Тома и извиняется перед ним. Ночью она мстит регулярно шумящему соседу, одевает кожаный костюм и несётся на байке в город, где предотвращает ограбление ювелирного магазина, но только чтобы самой скрыться с награбленным.
Утром она естественно мало что помнит. Полиция уже приступила к расследованию ограбления. Том находит пропавшие драгоценности в бумажном пакете под дверь магазина, но, несмотря на это, женщину-кошку объявляют в розыск.
Испуганная, Пейшнс начинает искать информацию о творящейся вокруг мистике в интернете, но не найдя чего-то определённого вынуждена вернуться к Офелии. Готовая слушать, героиня узнаёт всю правду о женщинах-кошках. Оказывается, она не первая кого египетские мау вернули к жизни. В разное время были разные женщины-кошки и Офелия одна из них.
Приняв правду о себе Пейшнс решает вспомнить, найти и отомстить тому, кто её убил.
Приблизительно в этот момент стартуют события игры. Пейшнс отправляется предотвращать ограбление ещё одного ювелирного магазина. И попутно прикарманивает особое украшение, кошачий глаз. Происходит полицейская облава, на вызов приезжает офицер Том Лоун (который из зрелого брюнета внезапно превратился в молодого блондина) и ей не остаётся ничего кроме как убегать.
Начинается ролик, в котором героиня вкратце рассказывает, как погибла Пейшнс и родилась она. О её ссоре с Джорджем Хедером, о проникновении на фабрику и смерти в дренажной трубе. (Разница в том, что за кадром остаётся спасение кошки, знакомство с Томом, исчезает охранник Уэсли, а также не видно с кем разговаривает Славики).
После ролика игра возвращается в реальное время, начинается уровень обучение, в котором героиня продолжает скрываться от полиции. Погоня выводит её на след охранника Армандо, первого человека, которому предстоит отомстить. Только вот если в фильме сцена драки в клубе занимала всего пару минут, то в игре предстоит до этого клуба ещё добраться, а потом пройти целый уровень в нём и сразиться с Армандо как с полноценным боссом.
Как и в фильме Армандо быстро сдаёт всё что знает. Он рассказывает, что по словам Славики формула «Бьюлина» токсична. Узнав это, героиня решает, что Хедер приказал убить её, чтобы скрыть этот факт от общественности, и отправляется мстить.
И в фильме, и в игре женщина-кошка проникает на завод Хедера. Только, опять же, если в фильме посещение завода заняло всего две минуты, то в игре это два полноценных уровня по проникновению на завод и саботажу внутри оного. В любом случае, героиня находит Ивана Славики уже мёртвым.
Женщину-кошку обвиняют в убийстве учёного. Месть Пейшнс обернулась против неё. Навещая подругу, она заметила, что Сэлли пользуется «Бьюлином» (который раздобыла в начале фильма). Понимая теперь последствия его использования, героиня выкидывает крем в мусор.
Тем временем, Том продолжает расследование личности женщины-кошки, он подозревает, что за ограблением (а если верить игре, то уже двумя ограблениями) и убийством Славики стоит она. После работы, он идёт на свидание с Пейшнс в парк развлечении, где они оба демонстрируют чудеса ловкости и спасают себя и горожан, застрявших на сломанном чёртовом колесе.
Ночью, в поисках Джорджа Хедера женщина-кошка проникает в его особняк. По традиции, в фильме это действо занимает всего две минуты, а в игре снова два полноценных уровня по проникновению и действиям внутри особняка, в конце которого нас ждёт битва с Лорен. Как и в фильме, она прикидывается, что не знает ничего о «Бьюлине» и сдаёт местоположение Джорджа в опере «Гидрополис». В фильме она даёт героине для связи свои старый мобильник. Однако, в игре, сразу после этого Лорен приказывает убить женщину-кошку до того, как она туда попадёт.
Исключительно в игре, на «кошку» начинает охоту неизвестная снайперша. Стартует уровень погони под обстрелом, в завершении которой героине удаётся скрыться и добраться до оперы.
Там нас ждёт ещё один большой уровень. Героиня находит Хедера и обвиняет в умышленном отравлении её подруги и миллионов людей. Но Джордж Хедер оказывается не в курсе происходящего. Расправиться с ним героине мешает вовремя подоспевший офицер Лоун. В игре начинается босс-файт с ним.
Примерно отсюда начинается расхождение фильма и игры. В фильме, на следующий день Хедер начинает паниковать, он в ужасе от того, что продажи крема могут сорваться. Лорен пытается его осадить, он бьёт её, но калечится сам. От пользования «Бьюлином» кожа Лорен стала крепка как мрамор. Джордж с самого начала не знал о губительных свойствах крема и только сейчас увидел их своими глазами.
В то же время, свидание Тома и Пейшнс перерастает в нечто большее. Однако, ночью Том находит на полу её дома коготь женщины-кошки и похищает стакан с отпечатками её губ. Сравнение отпечатка со стакана и отпечатка губ с щеки Тома оставленных женщиной-кошкой даёт полное совпадение. Теперь он знает, что его любимая Пейшнс и есть женщина-кошка – убийца и воровка.
В игре же после битвы с Томом в опере. Между героями завязывается серьёзный разговор. Женщина-кошка рассказывает о заговоре и о вреде «Бьюлина». Том готов ей поверить, но он требует доказательств, которые героиня готова достать.
В обоих случаях, вечером того же дня героиня, по зову Лорен, возвращается в особняк Хедера, где находит его свежий труп. Лорен убила Джорджа за то, что тот пытался остановить продажи крема, увидев на жене его свойства. Она подбрасывает пистолет Пейшнс и вызывает полицию, а героиня скрывается.
В игре после этого стартует последний уровень, а вот в фильме нас ждёт ещё целый кусок сюжета.
Героиня сбежала. Однако, дома её поджидает всё знающий Том. Он берёт Пейшнс под арест. В тюрьме она умоляет его поверить ей, но в итоге понимает, что действовать надо самой. Из личной мести это дело превратилось в масштабную катастрофу, цена которой миллионы невинных жизней. Героиня выбирается из тюрьмы и направляется в штаб квартиру «Hedare Beauty».
Женщина-кошка ломает колёса грузовикам с «Бьюлином» и отправляется на охоту за Лорен. Офицер Том, также решается на рискованный шаг и выводит Лорен на чистую воду (в обоих случаях она простреливает ему плечо).
В фильме за героями начинают охотиться охранники Уэсли и Армандо, которых герои устраняют один на один, а в игра сразу же наступает финальная битва с боссом Лорен. В игре в ходе битвы «кошка» расцарапывает ей лицо из-за чего Лорен спрыгивает с крыши и разбивается насмерть. В фильме происходит тоже самое, но вместо царапин, её лицо начинает гнить от «Бьюлина».
В конце игры Том целует героиню, и она снимает перед ним свою маску. В фильме после смерти Лорен все обвинения с Пейшнс были сняты. Сэлли вышла замуж за своего доктора. А героиня оставила Тому записку, в которой описала почему не может остаться с ним.
Разработчики. Ненастоящие греки.
Разработкой игры занималась британская студия Argonaut Games. Она была образована в Лондоне 23 февраля 1982 года одним старшеклассником Джез Саном, имя компании, как не сложно догадаться, обыгрывало название мифа «Ясон и аргонавты».
На заре своей жизни, Argonaut Games занималась производством разнообразных игр для платформ: Commodore 64, ST и Amiga. Однако, известность к студии пришла лишь в 1993 году. В то время Argonaut Games в сотрудничестве с Nintendo разработала для них экспериментальный метод защиты от копирования картриджей для Game Boy.
Сразу после этого, в том же году студия разработала прототип игры Star Fox – космосимулятора, в котором игроку предстояло взять на себя управление космическим самолётом, пилотируемый отважным лисом, в компании других аморфных зверей.
Изначально, игра ориентировалась на NES, но быстро изменила предпочтение в сторону SNES. Однако, её мощностей также не хватало для отрисовки 3D пространства игры. Тогда Джез Сан предложил написать для Nintendo кастомный движок, который позволит SNES заиметь возможности настоящего 3D. Nintendo согласилась и вскоре Аргонавты написали движок, названный просто и лаконично «Super FX».
Star Fox произвела фурор в мире видеоигр, а студия, окрылённая успехом, всерьёз заинтересовалась производством других чипов-процессоров для сторонних компании, в число которых вошли Phillips, Apple и Hasbro.
В 1995 году компания раскололась на две части Argonaut Technologies Limited (ATL) и Argonaut Software Limited (ASL). Первая стала заниматься проектированием центральных и графических процессоров, а также развивала «BRender» – фирменный графический 3D движок и набор инструментов для внутреннего производства игр студии. Вторая продолжила выпускать игры для разных платформ. Так, в 95-м она портировала, упомянутую мной в прошлом выпуске, Scooby-Doo Mystery для SNES.
В 1998 году Argonaut Technologies Limited (ATL) сменила название и стала полностью независимой компанией ARC, по названию её основного продукта – Argonaut RISC Core. Игровая же Argonaut Software Limited (ASL) тоже получила независимость и называлась с тех пор Argonaut Games.
В 2000 она выпустила ужасно несбалансированную игру Alien Resurrection, которая пересказывала события одноименного фильма. А в 2001-2002 годах подарила игрокам замечательную дилогию по первым двум фильмам о Гарри Поттере, эксклюзивно для платформы PlayStation One.
Затем, из-под её пера вышли ещё несколько проектов качеством пониже Bionicle, I-Ninja, Malice, Power Drome. И вот наконец в 2004 году вышла игра, приуроченная к премьере фильма 2004 года Catwoman.
Геймплей. В поисках утраченного хвоста.
И снова засияет солнце.
Что же из себя представляла игра? По жанру это традиционный 3D экшен. Бегаем по локациям, избиваем врагов, активируем механизмы и вытворяем сложные акробатические этюды, эдакий Принц Персии.
Уровни и спецудары.
Игроку предлагается 6 больших миссий. Первые пять разбиты на два уровня, так что всего их выходит 11. Часть из них расширяет короткие сцены фильма, часть пересказывает, а часть предлагает совершенно новые кусочки сюжета. Хорошо, когда есть разнообразие.
Каждый уровень радует игрока необычным дизайном, разного рода акробатикой, а также уникальными геймплейными ситуациями, но об этом позднее. В любом случае цель каждого уровня – добраться из точки А в точку Б, либо одолеть босса.
Все уровни разбиты на чекпоинты, которые нужны только для воскрешения после смерти. Загрузка из главного меню перезапускает уровень заново. Континью всего 9, как 9 жизней у кошки. Однако, игрок может найти скрытых в секретных местах мау. За их спасение дают дополнительную жизнь, но больше 9-и набрать, всё равно, не получиться.
В перерывах между уровнями нам показывают красивые заставки на движке игры, а также ведут подсчёт очков, на которые мы можем покупать спецудары в местном меню прокачки.
Всего спецударов девять, и они реально меняют геймплей, разноображивая его как визуально, так и ситуативно. Открывается возможность отнимать у противников пистолеты, захватывать их в заложники, видеть уязвимые места, пугать их своим внешнем видом. Есть даже режим ярости. Красота.
Боевая система.
Боёвка в игре выполнена необычно. Подобно Бэтмену, женщина-кошка не убивает своих противников, но и не может нокаутировать. Вместо этого, авторы постарались и придумали несколько новых механик. Так, героиня раскидывает врагов орудуя своими ногами и хлыстом. На каждой боевой арене расположены бочки, столы, стулья и другие предметы интерьера. И если толкнуть противника на подобный объект, то он сломает их собой, а игроку начислят больше очков за эффектность битвы.
Хотя их нельзя нокаутировать, вечно избивать противников не придётся. Можно избить супостатов до такой степени, что они испугаются (моделька врага будет гореть зелёным) и убегут туда откуда пришли. Но дело в том, что, чтобы довести врага до такого состояния, подраться придётся изрядно.
Однако, есть и другой способ. На уровнях расположены открытые мусорные бачки и открытые шахты лифта, куда можно толкать противников. И это, по сути, есть сама цель каждого поединка. Однажды столкнув противника в лифт, мы избавляемся от него на совсем. Можно ещё сбрасывать их с возвышенностей: мостов, лестниц. Кроме того, некоторые объекты, вроде закрытых люков на заводе, надо сначала открыть с помощью хлыста и лишь потом толкать в них агрессора.
Здоровье превыше всего.
Здоровье героини выполнено в виде шкалы заполненной бриллиантами. Тратится она быстро, но, как ни странно, умереть в игре практически невозможно. Объясню на примере. В любой ситуации, даже если вы постоянно падаете с большой высоты, а тут это частое явление, здоровье автоматически восстанавливается до минимального предела.
Если вы подбираете эмблему «кошачий глаз», которых довольно много и, за подбор которой начисляют дополнительные очки, то здоровья автоматически восстанавливается полностью. Плюс есть куча скрытых способов восстановить здоровье, о которых вам ничего не расскажут – экспериментируйте. Так если набрать на уровне количество очков кратное 10.000, то здоровье полностью восстановиться. Если заполнить множитель любых атак х5, то здоровье также восполниться. Удобно и не сложно.
Скрытые механики. Игра в игре.
А вообще, скрытые механики – это лейтмотив всей игры. Сложнее всего в ней пройти два обучающих уровня. Потому что игра вам, конечно, подскажет, какую кнопку надо нажать для прыжка с сетки на сетку. Но она не уточнит, что надо одновременно нажимать клавишу управления или не надо, или надо зажать ещё и вторую кнопку. Или что, если подождать, когда «кошка» сползёт по стене, в последний момент она непременно сделает сальто и приземлиться прямиком в пропасть.
Серьёзно, обучение я проходил дольше всего, но когда эмпирическим путем перепробовал всё и разобрался в ней, то играть стало очень просто. Акробатика в игре сложная, как и в упомянутом Принце Персии и, да, до уровня Принца она не дотягивает, но, когда ты поймёшь, чего от тебя хочет игра в конкретных акробатических ситуациях играть становится в разы проще.
Главное тут не торопиться. Игра не прощает спешки и расслабления. Играть надо сосредоточено и аккуратно, иначе одним неловким движением можно запортачить всё и придётся снова забираться на верхотуру, на которую ты забирался уже минут 5. Будьте бдительны. Не теряйте концентрации.
Кроме того, в игре есть и, так называемое, «зрение кошки». Вид от первого лица, в котором можно осмотреться по сторонам и понять куда двигаться дальше. Получить подсказки, а также, увидеть подсвеченные интерактивные объекты. При этом, когда героиня смотрит на важный объект камера приближается. Разработчики бережно скопировали механику кошачьего зрения из сцены перерождения Пейшнс в фильме.
Ах, как всё бодро начиналось. Чего в игре хорошего.
Видно, что Argonaut Games подошли к созданию игры бережно и с душой. И механику зрения скопировали из одной сцены. И с боёвкой поэкспериментировали, и обыграли тот факт, что «кошка» не убивает людей. Движения героини по больше части взяли из фильма. Акробатику ввели интересную и, с каждым разом всё более усложнённую. Реализовали прокачку, существенно меняющую геймплей. Интерактивных объектов на уровни завезли массу. Причём, о том, что половина из них интерактивна даже не сообщили. Экспериментируй и проверяй, как говориться.
В результате, игра постоянно подкидывает новые геймплейные ситуации, как обязательные, так и те, которые можно и не заметить. То с боссом дают подраться, то неожиданно включают вид из камеры наблюдения, то заставляют перемещать фабричный кран. Или заставят спасаться бегством под снайперским обстрелом, или выбираться из комнаты под шквалом пуль, когда каждое промедление равносильно смерти. О возможности вырубить свет на уровне я узнал вообще ближе к концу. Хотя это довольно полезно. Экран становиться черно-белым, а все враги превращаются в беспомощных слепых котят.
Разработчики реально постарались, расширили вселенную фильма, наделали новых для игровой индустрии механик, разнообразили геймплей. Но… не могло же всё быть так хорошо.
Тёмная сторона луны.
Много о грустном.
И действительно, сколько в Catwoman хорошего столько же и плохого. Да, если пробраться сквозь все проблемы и, что самое главное, принять правила игры, то удовольствие от неё можно получить много, но. Игроки то от супергеройской игры ожидали другого. Они хотели почувствовать себя крутой воительницей, одолевать негодяев, прыгать по зданиям – быть супергероем. А мало того, что от фильма, который тоже был экспериментальным, они получили обычный женский роман с лёгким налётом фантастики. Так ещё и игра оказалась не супергеройским beat em up’ом. Но что ещё страшнее, так это то, что все революционные игровые механики часто сбоили и не работали так, как должны.
Континью и баги.
Начнём по порядку. Система континью не нужна вообще. За всю игру я потратил только две жизни на последнем уровне, и это при том, что дополнительных жизней я нашёл штук семь. Игра настолько лёгкая, что даже самоликвидироваться в ней нельзя. Серьёзно, в особняке я словил баг, первый и последний за всю игру, когда должны были выбегать новые волны врагов. А они не выбегали. Скрипт не сработал. Музыка боя осталась, а противников нет. И сделать ничего нельзя. Я минут 20 кружил по комнате, но всё же решил заглянуть в интернет. На видео противники выбегали, а у меня нет.
И так как, рестарта с чекпоинта в этой игре нет, а чекпоинт был вот прямо перед этой битвой, а это уже конец уровня. Я решил поспрыгивать со второго этажа, чтобы разбиться, и игра после смерти откатила бы меня на чекпоинт. Но нет! Это же лёгкая игра. Одного падения для смерти недостаточно. Не вопрос, спрыгну ещё раз, подумал я, но пока я бежал на верх, здоровье успевало восстановиться до минимального уровня. Короче говоря, самоубиться в игре нельзя.
И это должно быть прикольно, но если нет рестарта с чекпоинта и есть баги, то это уже превращается в боль. Пришлось перепроходить уровень полностью.
Боевая система и спецприёмы.
Боевая система завязана не на удар кнопкой атаки, и даже не на комбо-ударах, как все мы привыкли, а на стик, либо клавиши num pad’а на клавиатуре. Это необычно, но неудобно. Бьёшь больше наугад, чем намеренно. Серьёзно, я подобную систему только в Blade 2 на PlayStation 2 видел, когда орудовал кулаками или мечом. Ну ещё в Too Human слышал подобная боёвка есть и как бы всё.
Спецприёмы тоже действуют не так как должны. Стрелки в этой игре коцают больно. И как только прокачал, такую способность, я всегда первым делом старался обезоруживать их хлыстом. И все было хорошо, игра работала. А потом я прокачался ещё раз и, вместо того чтобы обезоружить противников, «кошка», чаще всего, притягивала хлыстом их к себе, хватала и откидывала в сторону, но в таком случае пистолет в руках у них оставался.
Ещё большая дичь – режим ярости. Я воспользовался им буквально один раз и то сожалею. При его активации включается дикое slow-mo, сила ударов не меняется, а вот полоска собственных жизней тратиться моментально. Чуть не погиб в битве.
В игре можно хватать хлыстом интерактивные объекты и кидать их во врагов, но прицелиться невозможно, они постоянно летят в непредсказуемом направлении. Проще ногами забить. Попытки толкнуть противника в мусорный бак часто заканчиваются ничем. Они могут просто картинно удариться об него или пролететь мимо.
Как итог, взаимодействовать с интерактивным окружением на уровне во время битвы неудобно. Прежде чем получиться что-то сделать, противник двадцать раз успеет подбежать и двадцать раз ударить героиню по голове.
Акробатика.
Акробатика в игре – это отдельная песня. Учитывая то, что она занимает 80% времени игрока, бои можно было просто вырезать из игры и сделать симулятор женщины-акробата. Акробатика просто не могла быть идеальной и не стала.
Я уже говорил, что игра требует полной сосредоточенности. Игрок не должен торопиться, но должен четко понимать какую кнопку, в какой момент зажимать, в какой позиции находиться и в каком направлении двигаться, чтобы успешно пройти ту или иную полосу препятствий.
И даже зная всё, иногда, игрок не застрахован от ситуации, когда: «Вот ты залез на верхотуру. И видишь куда надо направляться дальше. Но стоишь на месте и понимаешь, что не понимаешь, как туда забраться. И тут либо лезть в интернет, чего делать не хочется, всё-таки приятнее самому догадаться. Либо экспериментировать, и в случае провала падать в самый низ и опять пять минут взбираться наверх, чтобы снова поэкспериментировать и, скорее всего, упасть снова».
Это не плохо, раньше игры в принципе были сложнее, но и не удобно. Ведь и раньше выходили сложные, но удобные игр, и Catwoman к ним не относиться.
А вот что реально плохо, так это камера. Она часто берёт такие неудобные ракурсы, что ты бежишь и видишь балку, на которую надо прыгнуть, но толи для этого надо нажать вправо и прыжок, толи вперёд и прыжок, толи обе вместе или какую-то одну кнопку, а в полёте потом другой скорректировать. Заранее этого не знаешь и вот это реально злит.
Но ладно это, часто просто необходимо прыгнуть на балку, которая находится чётко справа. Нажимаешь прыжок, и… «кошка» не долетает. Пробуешь ещё, «кошка» перелетает. Ещё и опять не получается. С десятого раза все проходит успешно. Радостный ты забираешься дальше, там падаешь и вот ты уже снова у той самой балки. Реальный случаи из уровня по проникновению на завод Хедера. Верхотура высокая, лазить много, а вот таких вот сюрпризов хоть отбавляй.
То, о чём Аргонавты забыли.
Кое-где, разработчики с этим реально поработали и ещё в обучении научили нас что, пройдя немного вперёд игрок будет открывать шорткаты, чтобы в случаи падения, не приходилось забираться с самого начала. Только вот, в самой игре они о них позабыли напрочь. Шорткаты встретились мне лишь в миссии на заводе Хедера. Вся остальная игра идёт по хардкору.
Отдельно ото всего, стоят битвы с боссами. Они одинаковы. Бьют больно. При этом в лоб их не ударишь. Приходиться бегать вокруг боссов или перекатываться и атаковать со спины. Конечно, можно ещё кидаться в них или их самих толкать на интерактивные объекты, но это либо самому подставляться под удар, либо просто нереально. Так как после пары ударов по боссу он становиться в защитную стойку и героине приходиться убегать.
Главными особенностями игры выступили боёвка и акробатика. И то и другое создавалось с явным старанием и душой. Что из этого получилось вы теперь знаете. Но какими бы они ни были, боёвка и акробатика являются главными достоинствами этой игры.
Графика и музыка. Мурлык.
Что касается графического и музыкального исполнения то тут ответ двойственный. С одной стороны, ни то, ни другое не выдающееся, с другой, разработчики хорошо передали дух и женственный лоск фильма. Динамичная клубная музыка, женский шёпот в главном меню, повсюду сверкающие бриллианты. Даже за героиней тянется бриллиантовый шлейф.
В самой игре есть галерея с иллюстрациями, стилизованными под комикс. А ещё, в игре можно найти секретных код от хранилища в EXTRAS (спойлер 1940), который открывает три последние галереи и меняет обложку комикса в главном меню. Игра хорошо отрисовывает главных героев, всех кроме Тома Лоуна, он единственный с абсолютно другой внешностью, даже модельку Хэлли Берри без маски в последнюю кат-сцену вставили. Блеск.
Пресса о фильме и игре. Котя возвращается.
Так или иначе, фильм ожидал не самый тёплый приём. Да, некоторым публицистическим изданиям, пользователям и мне самому фильм понравился. Оценки варьируются от 7 до 10, но это лишь малая часть мнений. Большинство кинокритиков разнесли кинокартину в пух и прах выставив ей нули, нули Карл. Даже «Slender man» не заслужил подобных оценок.
Обычные пользователи поддержали уничтожение фильма 2, 1, 0 – flawless victory. Серьёзно, на Metacritic у него стоит оценка 27, а пользовательский рейтинг всего 2,7, ужас. В 2005 году фильм даже наградили четырьмя статуэтками на премии «Золотая малина» как: худший фильм, худшая женская роль Хэлли Берри, худший режиссёр Питоф и худший сценарий.
В России кино приняли чуть теплее, но лишь чуть. «Мир Фантастики», в лице Александра Чекулаева, выставил фильму 5 баллов из десяти, но только спустя два года после премьеры. На «Кинопоиске» рейтинг картины упорно застрял в районе 5,8 балла. Большинство критиков осуждали топорную игру актёров, невнятную режиссуру и хилый сценарии, объясняя все проблемы некомпетентностью режиссёра. Главная мысль их рецензии в том, что нельзя было приглашать неопытного европейского режиссёра снимать голливудское супергеройское кино, подобные случаи уже происходили раньше и ничем хорошим такой обмен опытом не заканчивался.
Пользователи ли же напротив объектом нападок сделали саму героиню. Не привыкли у нас люди тогда, да и сейчас не все, что существуют перезапуски и альтернативные вселенные развития любимых героев. Чаще всего они сетовали на то, что история Мишель Пфайффер в фильме «Бэтмен Возвращается» была лучше и каноничнее, этот фильм не про неё, значит смотреть незачем. Хотя, заочно Мишель присутствует в новом фильме и появление новой «кошки» в лице Хэлли Берри грамотно объясняется.
Лично я считаю, что фильм излишне унизили. Просто цель у него была другая. Он должен был создать поджанр женского супергеройского кино. И своей цели фильм добился. Не проблема фильма, что экспериментальный жанр понравился не всем. Кто-то любит пельмени, а кто-то салат и не надо ругать салат за то, что он не пельмень, я так думаю.
Надо сказать, что игра заимела ещё более худший приём. Версии игры для PlayStation 2, X-Box, GameCube и PC идентичны, их оценивали приблизительно одинаково, поэтому остановимся на критике PC версии.
Иностранная пресса присвоила ей рейтинг не выше 5-6 балов. Eurogamer вообще оценил её на 3 балла из 10 возможных. Солидарной с ней осталась редакция IGN – 3,8 из 10. Чуть лучше проект принял GameSpot – 5,6 из 10. Исходя из чего агрегатор экспертного мнения Metacritic выдвинул игре 46/100 от прессы и 3,4 балла от простых пользователей.
В русском сегменте придирки и суждения об игре с западными полностью совпадают. Все вместе они возлагали большие надежды на игру, но… Оценки финальной версии остались в районе 5 баллов из 10-и. Игромания – 5,5, Playground – 5,7, Ag.ru – 50 ровно, ЛКИ в принципе воздержался от прямых оценок игры.
Все издания сравнивали игру с Prince of Persia: the Sound of Time (чем и я непременно воспользовался), а точнее критиковали не самую лучшую реализацию основной механики Принца в этой игре. Акробатика, по их словам, получилась не настолько отзывчивой, как того бы хотелось. Произошло это по двум причинам – неудобной камере, которая постоянно выхватывала странные ракурсы и сломанном управлении. Ещё все единогласно сошлись на том, что идея боёвки со спихиванием врагов в мусорные баки креативна, но слишком скучна и излишне затягивает игровой процесс.
Хвалила пресса только графику, арт-дизайн, анимацию главной героини и озвучку игры. Хотя, обилие блёсток во всём сильно отпугивало многих рецензентов.
В дополнение к версии для старших консолей выходила версия для Game Boy Advance, но о ней я распространяться не буду, так как она немного выбивается из сравнения фильм-игра. Скажу только то, что она удостоилась не сильно лучших оценок 61 из 100 баллов на Metacritic.
Заключение. Кошка на раскалённой крыше.
Вот такая вот получилась игровая адаптация нашумевшего голливудского фильма, который попытался взглянуть на жанр супергеройского кино с другой стороны и превратил историю в хороший женский роман с лёгким налётом фантастики.
Игра, тоже попыталась взглянуть на мир супергероиских beat em up’ов с другой стороны и выдать что-то оригинальное. Получилось ли у них? Да, получилось. Но как сказал zontique в своей рецензии от 11 октября 2004 года на сайте Ag.ru: «Как и большинство посредственных игр, Catwoman легка и непринуждённа в общении, если подсознательно чуешь, чего от тебя ждут разработчики, но стоит начать своевольничать, и прохождение карты затягивается на долгие часы». И действительно, если принять правила игры, которые установили для игрока разработчики, то удовольствие от неё получить можно много. Если нет – то ничего хорошего не выйдет.
Пока я изучал рецензии игры, наткнулся на вот такие слова: «Возможно, со мной не согласятся даже разработчики, но я пребываю в твердой уверенности, что Catwoman — это игра для девушек. Другими словами, если рассматривать Catwoman с женской точки зрения — игра практически идеальна. Игровой баланс, сильно смещенный в сторону акробатики, романтики и эстетики, признан великолепным всеми опрошенными представительницами прекрасного пола. Неуправляемая камера, символизирующая для меня инфернальное зло в чистом виде, была поддержана обеими руками — ведь она всегда показывает героиню в самом красивом и выразительном ракурсе...» - автор этих слов Алексей Шуньков из журнала «Лучшие компьютерные игры». И знаете, я с ним согласен.
Catwoman – это фильм и игра направленные на женскую аудиторию, что не делает их хорошими или плохими. Мужчинам они тоже могут понравиться, но только если вы решите в них разобраться.
У меня с игрой сложились странные отношения. Catwoman была на моем первом диске для PC. В него входило 11 игр про супергероев и не только. Так вот, в остальные игры я играл с удовольствием, а вот Catwoman, я – неопытный третьеклассник, забросил как страшный сон. Непонятно было как двигаться, атаковать и что вообще нужно делать.
Сейчас, имея за плечами 363 пройдённые игры для PC и 664 пройдённые игры вообще. Устав от засилья лёгких оказуаленных игр, в Catwoman я нашёл прямо-таки отдушину. Да, я понимаю, что игра с проблемами, но проблемы раньше были в каждой второй игре. Да корявенько, но и корявость была повсюду. Камеру и управление ненавидели буквально все рецензенты в каждой игре. Поэтому я рад, что, наконец-то, осилил Catwoman и закрыл свои старый гештальт. Играть ли в неё сейчас вам, можете решить сами. По-моему, я уже высказал о ней всё, что думал.
А теперь перейдём к главной цели этого материала.
1) Хорошая ли это игра по фильму? – Однозначно, да. Она, за исключением пары моментов, следует за фильмом след в след. Добавляет новые эпизоды, а также расширяет короткие сцены фильма до полноценных больших эпизодов.
1) Хорошая ли это игра вообще? – Спорно. Игра определённо не лучшая и хорошей её тоже на назовёшь. Оценки в 5-6 баллов вполне заслуженные. Тем более, если учитывать сколько денег она тогда стоила. Но если абстрагироваться от стоимости, если вы, как и я, устали от засилья однообразных проектов, где от игрока практически ничего не зависит. И если вы готовы принять правила игры и вдумчиво её проходить, то Catwoman подарит вам много азарта и удовольствия, а также, точно запомнится как неординарный проект скроенный со старанием и любовью.
И от того вдвойне грустно, что Argonaut Games обанкротилась. Игра вышла 24 июля 2004 года, а студия закрылась 1 октября. Catwoman буквально уничтожили, а вместе с ней уничтожили и самих разработчиков. А ведь у них уже были планы на последующие проекты: Bionicle: City of Legends, I-Ninja 2, Zero Hour, Cash on Delivery, Kanaan, Harry Potter and the Prisoner of Azkaban для PS One. Но увы, мы так их и не увидели.
А на этом на сегодня всё. Я очень рад, что вы дочитали статью или досмотрели видео до конца. Делитесь своим мнением в комментариях на сайте и на канале. Ставьте плюсы и лайки. В следующий раз, как и обещал, я открою ещё одну рубрику.
Всем пока. Всем мятных шариков!
Лучшие комментарии