Процесс поиска игры на телефон «под себя» всегда составлял для меня некоторые трудности. В основном, с моей точки зрения, Play Market переполнен казуалками и играми на один вечер. Поэтому, когда в рекомендациях вдруг высветилась игра, от превью которой повеяло духом первых двух BioShock, я ликовал. А потом оказалось, что это карточная стратегия про мистические обряды, — я был куплен с потрохами.
В этом тексте мы поговорим о самой игре и попробуем разобраться, почему в неё стоит сыграть.
Добро пожаловать в культ
Суть проста: вы оказываетесь лидером Тёмного культа, и ваша задача — призвать в этот бренный мир 7 древних божеств. Для достижения этой цели вам выдаются на руки карты с ресурсами — дальше вас ждёт череда событий, которые могут привести вас к господству бок-о-бок с Божествами… или к смерти.
Бросается в глаза, что сами Древние вдохновлены не только творчеством Говарда Лавкрафта, но и городскими легендами, что привносит здоровское разнообразие в восприятие концепции. Так, например Виндигу очевидно ссылается на злобный дух вендиго, который заставляет людей заниматься каннибализмом; а Угл’ухт’к неиллюзорно намекает на Ньярлатотепа, Шуб-Ниггурата и иже с ними.
И первое, что хочется отметить из строго положительного — это визуал игры. В угловатый стиль, больше всего напоминающий смесь комиксов и рекламных брошюр сороковых-шестидесятых годов, моментально влюбляешься (прямо как в одном подводном городе мечты). Именно он в сочетании с приятнейшей плавной анимацией заставил меня задержаться дольше, чем на пять минут, и исследовать всё, что может предложить игра до самой игры:
Но потом вы всё равно нажмёте на кнопку «Play».
Где у вас тут ритуальный стол?
Перед вами окажется деревянный «игровой стол» с выжженным посредине оккультным символом, и две колоды карт. Верхняя — это колода Событий: именно она будет генерировать вам ситуации, с которыми придётся разбираться. Карты внизу — это ваша рука, в которой вы держите Ресурсы.
За несколькими исключениями, каждое событие (от прихода молочника до ярости богов) несёт за собой три опции, из которых вам нужно выбрать одну. Чаще всего это приблизительно «хорошая опция», «опция средней паршивости» и «самое ужасное», но не всегда. Например, от разозлённых божеств можно откупиться либо принеся в жертву пятерых человек, либо заплатив им двумя артефактами — если же эти варианты вы себе позволить не можете, остаётся просто проиграть раунд; а вот у молочника можно просто забрать продукт, или похитить его и получить и еду, и пленника (и привлечь внимание полиции), или привлечь его денежной выгодой и сделать культистом-последователем вашей организации (и забрать молоко :)). Есть, однако, и чисто положительные события, как Новичкам везёт: оно приносит вам на выбор двух Культистов, две единицы Денег или две вкусняшки, то есть две карты Еды.
Тут хочется вернуться к вопросу арта и анимации. Когда вы играете карту или приобретаете благодаря той или иной опции, орнамент в центре стола загорается и сжирает выложенную вами карту (или из ниоткуда создаёт новую).
О, боже!
Важнейшие события — это этапы поиска и пробуждения представителей хтонического пантеона. Для каждого из них этих этапов может быть разное количество, но практически все они затребуют от вас достаточно серьёзных вложений. Работает это так: первые один-два этапа представляют из себя начальные действия — покупку непонятного крупного яйца у сомнительного торговца на чёрном рынке или отправку экспедиции в чащу джунглей для исследования. Следующие этапы — это попытки предварительно задобрить божество. В это время будьте готовы тратить культистов, деньги, еду, пленников особенно рьяно: боги бывают очень жадными. Ну а если вы всё сделали правильно и не вызвали на себя и свой культ гнев Древних, то выставляйте на витрину самые привлекательные и самые тёмные артефакты: вы в шаге от нового опасного, но выгодного знакомства.
Победа в раунде (то есть призыв каждого нового бога) открывает перед вами дополнительные карты в колоде Событий — читай, дополнительные возможности. От каждого Древнего вы получаете благословение в виде двух карт, и чем выше по иерархии призванный боженька, тем круче (и опаснее) те опции, которые он приносит. Так, если ивенты после открытия первого бога влияют чисто положительно, то вот уже события бога-кита Кекуджиры могут привести вас прямо к проигрышу. Так что следует быть крайне осторожным и помнить, что в первую очередь перед вами стратегия.
Расходные материалы
В вашем непосредственном распоряжении находятся только карты с ресурсами, коих в игре шесть. Первый и самый главный — Артефакты: именно они становятся решающим аргументом в торгах с Божеством и позволяют, собственно, убедить его выйти из небытия. Кроме того, Артефакты можно использовать в процессе остальной игры — они, как локомотивы в Ticket to Ride, заменяют собой карту любого другого ресурса. Например, если вам не хватает Денег, вполне можно сбросить с руки одну карту золота и одну карту артефакта.
Второй по важности ресурс — это, пожалуй, и есть Деньги. За условную валюту в игре решается большинство вопросов. Вы соблазняете монеточкой молочника, платите налог, отсыпаете валюты доктору, чтобы разобрался с инфекцией, внезапно охватившей вашу организацию — ведь иначе придётся объявлять карантин и лишаться часто ценных людских ресурсов. Как и потратить, деньги в игре получить проще всего. Они капают за работу вне культа; приходят, когда вам жертвуют прихожане; появляются, если вы используете в качестве рабочей силы собственного ребёнка.
Культисты и Пленники часто взаимозаменяемы: по сути, оба типа карт обеспечивают вас людскими ресурсами, которые практически не используются ни для чего, кроме убийства. Однако у ваших последователей функционал всё-таки пошире. Кроме принесения в жертву, их можно использовать, чтобы иметь своего человека в банке (позже можно будет ограбить учреждение на кругленькую сумму) или в полиции (тем самым затерев следы и сбросив с руки несколько карт Подозрительности). Именно культистов вы посылаете в вышеупомянутые экспедиции и именно они могут украсть для вас артефакт, который несведущие плебеи пытались продать на аукционе.
Пленниками же вы почти всегда просто расплачиваетесь с богами. Но и тут есть нюанс: иногда есть возможность получить с этого не только выгоду в духе «вы остаётесь живы», но и более практически применимую: так, с их помощью можно заглянуть в будущее (посмотреть три верхних карты, как во Взрывных котятах) или пополнить запасы еды («но это, дорогие дети, называется „каннибализм“, и не приветствуется в большинстве обществ» ©).
Еда. Еда всегда растрачивается очень неоднозначно. Бывает, её у вас полные склады и делать с ней критически нечего; а бывает, в ней вы нуждаетесь больше всего, а нет. Вообще. К слову, если у вас полностью закончилась пища, вы выйдете на рут Виндигу: вам придётся начать трапезничать своими же людьми, вызывая очень крупные подозрения со стороны представителей правопорядка, а это крайне нежелательно, и вот почему…
Подозрительность — это самый нежелательный, но, тем не менее, частый ресурс. Если его у вас будет слишком много (5 и больше), на вас обратит пристальное внимание полиция, и откроется эпизодическое событие Полицейского рейда. Вариантов перед вами (помимо моментального геймовера) будет два: откупиться валютой или послать пару сподвижников встретить законников сопротивлением. Оба варианта заберут из вашей руки 3-4 красных карточки, что позволит понемногу реабилитироваться и продолжить свою стратегию.
Помимо таких радикальных действий, от нежелательного ресурса можно избавиться, жертвуя на благотворительность деньгами или кушаньями. А избавляться стоит, потому что, помимо wrong kind of attention, карты занимают место в вашей руке, и собирать их больше 15 не стоит.
Излишек карт на руке открывает второй замеченный эпизодический ивент — Жадность. Прямо как в смертном грехе, ничего хорошего в нём нет: за искупление придётся уплатить двумя артефактами или лишиться пяти карт на выбор самой игры. И поверьте, чаще всего она отбирает ровно то, на что у вас были самые большие планы. Помимо экспроприации нужных вам ресурсов, игра почти всегда забирает и все имеющиеся артефакты всё равно. Поэтом накопительство — это здорово, но в игре очень классно выставлены рамки, его ограничивающие, поэтому про меры стоит помнить.
А что в итоге?
А в итоге у игры в Play Market стоят заслуженные 4.5 звёзд, и это самая достойная для неё оценка. Underhand прекрасна, как визуально и аудиально, так и геймплейно. Пока ты восхищаешься, наблюдая, как прожигаемые в картах на столе дыры формируют узор, напоминающий человеческий агонизирующий череп, происходит увлекательнейший игровой процесс.
Попытки выйти на связь с Древними затягивают и действительно вызывают желание играть и играть, пока у тебя в галерее не откроются все семь Тёмных богов. Процедурная генерация колоды в каждом забеге создаёт необходимость подбирать всякий раз новую стратегию, тем самым оправдывая указанный жанр.
А ещё у авторов есть чувство юмора. Мрачное, конечно, но разве может в таком проекте быть иначе? Судите сами: когда перед вами событие Благотворительный взнос, в его описании прямо сказано: это поможет вам отвести от себя подозрения; а опции ещё более прекрасные — «еда для голодающих», «деньги для бедных» и «благотворительность для слабаков». А в попытках призвать Виндигу вы наткнётесь на описание: «Кажется, он разделяет ваши диетические предпочтения», а одна из опций предложит… сожрать самого Виндигу. Это ли не прекрасно?! : р
Из серьёзных проблем я заметил только одну: когда пытаешься использовать возможность заглянуть в будущее, а колода уже закончилась, и её, как в Котятах, надо для использования фичи перетасовать, игра поломается и не покажет вам ничего. Это, конечно, не вылет на рабочий экран, но всё равно маленькая неприятность, которая не позволяет поставить игре максимальные пять звёзд.
Проект, очень много взявший от обычных сольных настолок (таких, как стратегическая же Thermopyles), адаптировал их идеи и механики, дополнил чисто видеоигровым процессом, и на выходе получилась отличная история управления Тёмным культом. Конечно, в игре нет лора, но и без него она чувствует себя вполне комфортно.
Underhand — строго рекомендуется любителям карточных настолок и треска поленьев в камине зимним вечером.
4.5/5
На самом деле, я думаю, возможно было бы разработать настолку на основе этой игры, но она перестала бы быть одиночной: другому участнику пришлось бы сидеть и исполнять функции высшего разума, играющего колодой Событий. Тем самым он мог бы создавать на пути игрока-культиста подлянки и напускать на него собирателей налогов, инфекции, вредителей… Хм. Звучит, как идея для стартапа!
John W. Walkstone
Лучшие комментарии