23 апреля 2021 23.04.21 4 1067

Bandidos románticos

+10

Вступ

Приветствую Вас, друзья. Я тут новенький, а это моя первая статья в блогах StopGame. Ее я посвящаю такому неоднозначному, но крайне необходимому феномену, как романтизация преступников.

Для начала разберемся с терминологией. Романтизировать, значит, представлять или изображать кого-то, или что-то в некоем идеализированном свете. При этом сам объект будет весьма далек от романтических представлений.

Картинка для привлечения внимания.
Картинка для привлечения внимания.

Если по-простому, то перед нами явно негативный персонаж (редиска), который при этом не вызывает негативных эмоций. Ярким примером является Робин Гуд. Легендарный человек, который по своей сути был дорожным грабителем, но при этом был обожаем народом из-за того, что любил делиться.

Но у нас здесь все-таки игровой блог, поэтому и разговор пойдет про игры. Я решил взять 3 проекта и на их примере рассмотреть, как выглядит романтизация преступников и сравнить ее с суровой реальностью.

Возлюби врага своего

Для начала я выбрал Mafia: The City of Lost Heaven. Выбор пал на нее не случайно. Во-первых, мне он нравится и я прошел ее раз 5. Во-вторых, здесь четко видно, что такое и, зачем нужна эта самая романтизация.

Главный герой — Томми Анджело, является членом итальянской мафии в США. Он убийца, вымогатель и вор, но игрок во время прохождения не испытывает и не осуждает протагониста. А местами, даже сочувствует.

Этого эффекта достигли в несколько шагов. Для начала Томми сделали поближе к народу (прямо, как политики перед выборами). С первых кадров мы видим таксиста, который оказался не в то время, не в том месте. Под страхом смерти ему пришлось помогать бандитам, а потом поплатиться за эту же помощь. Представители конкурентов (семья Морелло) напали на Анджело и чуть не убили. Все закончилось бы печально, если бы не ребята Сальери, которых ранее выручил Том.

После таких страстей протагониста увольняют, чтобы не привлекать к себе внимание сильных мира сего, и таким образом, буквально не оставляют другого выбора, кроме как присоединиться к «семье». Фундамент заложен. На первых этапах игры Анджело показали жертвой обстоятельств.

После этого Томми занимается различными поручениями и, если и стыкается, то только со шпаной иличленами другой семьи. На фоне всех этих подонков, наш протагонист выглядит качественно лучше. Еще один прием романтизации. Даже если герой бандит, покажи бандита похуже, и наш будет казаться не таким плохим.

Следующий важный момент наступает, когда Анджело отказывается убить проститутку, а потом и а консильери Фрэнка. Опять-таки демонстрируется «порядочность» гангстера, который не проливает кровь просто так.

И еще один важный этап в жизни Томми, когда он узнает о «леваках» своего босса. Таким образом все последующие действия (ограбления банка) оправданы, ведь наш герой хранил верность, а его обманули.

На фоне всех этих ситуаций тот факт, что Томми бандит, просто уходит на второй план. Именно для этого романтизация и использовалась. Создателям игры нужно было показать человека, который сошел на «темную» дорожку, но даже на ней пытался остаться человеком. Им нужно было создать особую связь между игроком и протагонистом, а достигнуть этого можно было только через симпатию и сопереживание. Согласитесь, трудно сочувствовать закоренелому бандиту.

Неожиданный финал, после которого долго сидишь и смотришь в экран с открытым ртом.
Неожиданный финал, после которого долго сидишь и смотришь в экран с открытым ртом.

Именно поэтому, когда Анджело «стучал» на своих, все казалось правильным. В эпилоге драма достигла апогея, а смерть Томми стала настоящим ударом для аудитории. В Mafia: The City of Lost Heaven прием романтизации выполнен виртуозно. Она не так сильно бросается в глаза и усиливает впечатление от сюжета, но…

…как было на самом деле?

Итальянская мафия в США своими корнями уходит на остров Сицилия. Именно там в 19 веке начали формироваться первые банды. У них была четка иерархия и 10 заповедей. Проблемы часто улаживались заключением сделок, но, в случае чего, горячий характер давал о себе знать. Убивали людей на Сицилии регулярно.

Представители Коза Ностра
Представители Коза Ностра

Банды крепли, и кто знает, как бы все было, если бы в Италии к власти не пришли фашисты. Правительство объявило настоящую войну мафиози. На остров ввели армию и бандитизм практически уничтожили. Остаткам Коза Ностра пришлось бежать в США, где и так уже была организованная преступность (Восточное Побережье), но с притоком «свежей» крови, вышла на совершенно другой уровень. Особенно ярко это выражалось на фоне «сухого закона».

Одним из самых примечательных представителей итальянской мафии в США можно считать Аль Капоне. Американец итальянского происхождения. Свою карьеру Альфонсо начинал в Нью-Йорке в семье Коллозимо, однако из-за подозрений в убийстве со временем перебрался в Чикаго.

После покушения на главу семьи и его последующую отставку, Аль Капоне быстро продвинулся по карьерной лестнице. Став главарем, Альфонсо не церемонился. Он постоянно вел уличные войны за власть над территориями, например, с ирландской диаспорой. К сожалению, во-время подрывов и перестрелок нередко страдали и простые прохожие.

Этот «пончик» держал в страхе весь Чикаго, представляете?
Этот «пончик» держал в страхе весь Чикаго, представляете?

Основным заработком было бутлегерство, подпольные игры и контроль над профсоюзами. Так же на териториях Капоне была введена «такса» для частных предпринимателей. Все обязаны были платить Альфонсо «за защиту». Несогласных убивали. Общее число жертв посчитать трудно, но по разным источниками варьируется от 100 до 500 человек.

К сожалению, образ Томми Анджело не имеет ничего общего с беспринципными гангстерами, которых интересовали только прибыль и их собственное благополучие. Простой человек и не надеялся на справедливость или сострадание со стороны мафии. А благородных и романтичных итальянских преступников можно было встретить только в криминальном чтиве или на экране.

Ворвались в нулевые

В период нулевых Mafia, в плане заигрывания с криминальным миром, не была уникальной. Уже никто особо не стеснялся выставлять в центре сюжета плохих парней. К таким играм можно отнести Kane& Lycnh, Saints Row или же GTA Vice Сity. В те же года, кстати, на мониторах впервые засветилась лысая башка со штрихкодом. Но эти игры категорически нам не подходят, поскольку персонажи в них не прикидываются хорошими парнями. Романтикой там и не пахнет.

В поисках подходящего примера я обратил внимание на Восток и да… следующей игрой для разбора является Yakuza. SEGA смогла удивить, ведь каждый раз, когда речь идет о Японии, мы видим самураев. Но в Yakuza нам показали современность от лица представителя восточной мафии.

Протагонист и его суровый взгляд.
Протагонист и его суровый взгляд.

Как и в игре Mafia, здесь использовали несколько приемов для того, чтобы мы прониклись симпатией к главному герою. И хоть в самом начале мы занимаемся выбиванием денег (типичное занятие якудза), довольно быстро Кадзума Кирю становится жертвой обстоятельств, приняв на себя вину за преступление, которое не совершал.

Дальше — больше. В процессе разбора главным героем, что за хрень творится вокруг (а имеем мы пропавшую подругу и пропавшую кучу денег), ему внезапно втюхивают маленькую девочку в спутники. Сценаристы поступают подло, используя Харуку (ту самую девочку). Она не только играет ключевую роль в сюжете, но и «замыливает» глаза игроку, перетягивая одеяло на себя и заставляет отвлечься от прошлого Кадзумы.

Ну а для усиления эффекта «хорошего парня» нам накидывают дополнительные активности: спасаем/кормим щеночка, выручаем девушек и так далее. Дальше по ходу игры мы узнаем, что в пропаже денег из клана Тодзё замешана Юми (подруга детства) и Мидзуки (ее сестра), а Харука (дочь Мидзуки) является ключом к разгадке. Сюжет начинает нас уводить в глухие дебри и из криминальщины уходит в детектив. Мы все больше начинаем заниматься расследованием и поиском денег.

Скриншот из игры. Типичная улица японского мегаполиса.
Скриншот из игры. Типичная улица японского мегаполиса.

Пересказывать до конца весь сюжет смысла нет ведь, приблизительно с середины игры романтизация потихоньку самоустраняется.

Зачем же она тогда была нужна и какую роль выполнила? Романтизация протагониста необходима была для плавного перехода от члена бандитской группировки к человеку, который пытается спасти маленькую девочку и оказался втянут в разборки, нафиг ему не нужные. Без романтизации у нас был бы жесткий диссонанс, а так ближе к финалу уже и забываешь о криминальном прошлом Кирю.

Как было на самом деле?

Корнями якудза уходит к карточным мошенникам периода Феодальной Японии. Такие шулеры назывались «бакуто», а со временем взяли себе другое имя — «якудза». Этот термин является собирательным — «я-ку-дза», что в переводе означало самую слабую комбинацию карт в популярной игре того времени. Мошенники решили, что имя самой плохой вариации цифр можно отождествлять с их плохим образом жизни и положением в обществе. Со временем «якудза» стала ассоциироваться с любыми криминальными элементами в Японии.

Так же львиную долю фундамента для будущей японской мафии составили «тэкия» (уличные торговцы) «тэкия (странствующие торговцы) и ронины, которых было преизрядное количество в те годы. Ронинами называли самураев, которые по разным причинам лишились покровительства своего госпо

Могу ошибаться, но по запросу «ронин» часто попадал на эту картинку.
Могу ошибаться, но по запросу «ронин» часто попадал на эту картинку.

Карьера Якудза, уже как группировки, начиналась с организации карточных домов. Нетрудно догадаться, кто в итоге оставался в выигрыше. Многие попадали в долги, поправляя при этом финансовое положение банд.

А для более легкой организации ведения дел в группировках было принято перенять традиции японской культуры. Это означало, что в каждой «семье» была четкая иерархия с беспрекословным подчинением отцу-боссу-главе (немного непонятным отсюда кажется поведение Кадзумы, когда его начальство запретило ему вмешиваться и спасать Юми).

Паралельно с этим, ронины культивировали Бусидо (кодекс воина) в бандах. Они обучали своих «братьев» и создавали боевые подразделения якудза, которым был не ведом страх. Именно в бесстрашии и дисциплинированности японских преступников прослеживается почерк самураев. в бандах.

Таково было начало известной на весь мир японской мафии. Но для удобства, предлагаю перескочить временной отрезок и отправиться в относительную современность, чтобы сравнить Якудза в игре и Якудза в реальности.

Так вот, к «нулевым» Восточная мафия довольно крепко засела в жизни страны. В Японии члены таких группировок не скрываются и часто можно встретить соответствующие таблички на входе в здание, где базируются банды. Сами же якудза также не скрывают свой статус и часто выставляют татуировки напоказ.

Вот такие красавцы разгуливают по городам Японии.
Вот такие красавцы разгуливают по городам Японии.

Сфера деятельности тоже не сильно претерпела изменений с истоков. Якудза все так же контролирует развлекательный сектор: игорные дома, «массажные салоны» и многое другое. Но не гнушаться при этом и вымогательством с шантажом, а любые деньги полученные с местного населения воспринимают как обычный налог.

Но воспитание ронинов с их честью все-таки наложил свой отпечаток. Поэтому нередко Якудза считает своим долгом помогать «подопечным». Известен такой случай, когда после землетрясения пострадал порт Кобе и именно Якудза мобилизовались первыми и начали устранять результат катастрофы. Также довольно часто правительство просит мафию усмирить беспорядки в районе, правда методы там… т

Именно эти противоречия нам и демонстрирует игра. Вначале выбиваем долги и наказываем несогласных, а потом главный герой постает, как защитник, человек слова и чести.

Вроде бы все гладко и правдоподобно, но не стоит забывать, что в реальности якудза заинтересованы были в первую очередь только в беспрерывном потоке денег. Стоит кому-то задержать выплату или попытаться обмануть организацию, то этого бедолагу ожидает один исход.

Оромантизированный герой Кадзума Кирю только частично соответствует современности. Без надлежащей «шлифовки» характера и поступков он так бы и остался отморозком, а серия могла бы остаться в истории, как второсортный клон GTA.

Не саке единым

И вот наконец, последний яркий пример романтизации преступного мира — серия Red Dead Redemption. Первую часть, к сожалению, я пропустил, поэтому говорить буду про вторую, которая есть в моей коллекции. Именно здесь романтизация выполнена изумительно, нет. Гениально! Да, бывали и огрехи, когда сценаристы немного перегибали палку, но в целом образ протагониста получился шикарным.

История Red Dead Redemption 2 рассказывают нам про период (точнее его конец) Дикого Запада и про банду Голландца. Повествование ведется от лица его «соратника» Артура Моргана.

Главный герой второй части отличного (по-моему мнению) вестерна.
Главный герой второй части отличного (по-моему мнению) вестерна.

С самого начала сценаристы резким скачком начинают выдавливать из нас жалость. Банду преследуют, вокруг холодно и они несут потери. Будто этого было мало, добавляют женщин и пацана (опять используют маленьких засранцев, чтобы растопить наше сердце). Как мне кажется вот так сразу пытаться залезть нам в душу было ошибкой, но в последующем развитии все было гораздо аккуратнее.

Ключевую роль в развитии истории и личной драмы Артура играет философия Голландца. Его цель — утопия. Место, где он может уйти на пенсию со своей семьей и больше никогда не будет онлайн. Но проще сказать, чем сделать. Дорожка к мечте просто усыпана трупами.

Здесь, как нигде, романтизация нужна, чтобы убрать углы. На каждое преступление есть причина или же следует цена, которую платит банда за его совершение. Например, выбивание долгов просто претит Моргану, но он этим занимается ради выживания. В итоге — смертельная болезнь. Они пытаются скопить денег, чтобы уехать из страны и грабят банк. В итоге — смерть Хозии. И так постоянно. Преступления на фоне драмы уходят на второй план.

Все живы и здоровы. Никто еще не знает, что ждет «семью» Голландца в будущем.
Все живы и здоровы. Никто еще не знает, что ждет «семью» Голландца в будущем.

В процессе игры видно, как Артур раскаивается и пытается исправить содеянное. Особенно это заметно на фоне переменчивости Голландца и неутешительного диагноза. Усиливают впечатление поступки и «жизнь за кадром». Момент с рыбалкой показывает, что Артур мог бы быть отличным отцом, если бы не его печальное прошлое. А ситуация, когда ростовщику пришлось покинуть банду показывает, что Морган больше не может держаться курса, которым идет его «семья».

Все это и много другое говорит нам о том, что к Артуру пришло осознание. Да, он сделал много дурного, но и много хорошего. Пускай в конце, но он понял, где свернул не туда и пытался изменить, что мог (например, дать денег вдове, муж которой умер от побоев Артура).

К сожалению, финал игры неизбежен. Преступника не может ждать пенсия и песчаный пляж. Но вот, что бандит и может изменить, так это свой конец. Для Артура Моргана — это был рассвет, как символ наступления гармонии внутри его души и того, что ночь (читай между строк) закончилась.

И хоть характер и образ Артура мог бы подойти например истории про какого-нибудь техасского рейнджера, в целом cюжет, как и в Mafia: The City of Lost Heaven не выбивается из общей картины, но…

…как было на самом деле?

Диким Западом называли территорию, которая включала в себя весь запад (вот неожиданность) и частично центр современной США. Изначально эти земли населяли индейцы и… все. Вокруг сплошная девственно-чистая природа. Отсюда и название.

В то время вся жизнь кипела на Восточном Побережье. Места там становилось все меньше и мало-помалу американцы начали осваивать Великие Равнины. В основном это были богатые скотоводы, которым уже не хватало места по месту жительства или плантаторы, ищущие землю, где бы развернуться. А поскольку переезд в то время дело было хлопотное, то каждый владелец нанимал охрану дабы злые аборигены не внесли своих корректировок. Вся эта братия и составила основную массу первых переселенцев.

Сильно выглядит, правда?
Сильно выглядит, правда?

Ну там еще Золотая Лихорадка народу нагнала тоже, но это уже другая история. Суть в том, что люди, которые были готовы свалить с насиженных мест по природе своей авантюристы. Не каждый готов был пересечь тысячу километров в поисках не пойми чего.

Дикий Запад начал обрастать поселениями и контингент в них был соответствующий. Чуть что народ хватался за револьверы и вопросы решались хоть и радикально, но результативно. Даже правосудие было «диким» по современным меркам. Убийство само по себе не считалось преступлением, а вот мотивы, совсем другое дело.

Допустим, вы повздорили со своим другом и решили выяснить отношения в перестрелке. Убиваете его и, случайно, еще двух наблюдателей (а такое случалось), ну что ж… бывает. У Вас есть шанс выкрутиться. Но вот если убийство было совершено в целях ограбить или изнасиловать, то это уже совсем другое. Вердикт один — повешение.

Учитывая, какой компот характеров варился на Диком Западе нет ничего удивительного, что многие сорвиголовы объединялись в банды и искали пути легкого заработка. Например, «Дикая банда» членами которой были известные Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид.

Бутч Кэссиди (внизу слева) и Сандэнс Кид (внизу права).
Бутч Кэссиди (внизу слева) и Сандэнс Кид (внизу права).

Группировка несколько лет успешно грабила поезда и банки. Во время нападений опирались на запугивание, но в случае угрозы не стеснялись применять насилие. «Дикая Банда» пускала в ход револьверы без зазрения совести при малейшей угрозе. На их «счету» убийство нескольких шерифов, что уже гарантировало виселицу, но лихих парней такой расклад не сильно пугал. Они оставались верны своему образу жизни до самой смерти.

Если проводить аналогию с Red Dead Redemption 2, то реальности больше соответствуют парни О’Дрисколла. Банда Голландца с ребенком и «ночными бабочками» далека от тех группировок, которые действовали в истории. Но все это сделано в угоду сюжету и драмы, поэтому не стоит обращать внимание на такие детали.

Заключение

Получилось немного больше текста, чем я рассчитывал в начале =) Но романтизация преступников заслуживает такого внимания. Это очень важный элемент в любой криминальной драме и лично меня впечатлило то, как, порой, сценаристы могут выставить в хорошем свете даже конченого уголовника.

К сожалению, романтизация играет и злую шутку. Начитавшись, некоторые девушки начинают верить в созданные кем-то образы и встревают в неприятности. Тоже касается и парней, которые считают, что это так романтично «стырить» бутылку водки из-под прилавка. А вместо обожания и ореола загадочности, получают пиз****й.

Поэтому пускай благородные бандиты с их преступлениями и дальше остаются на страницах книг и экранах, а мы, простые смертные, будем хвататься за мышку (или геймпад), представляя, что в руках держим винтовку и идем на дело.


Лучшие комментарии

Да, редактор из меня не самый лучший оказался =) В следующий раз буду повнимательнее. А на счет моей национальности, надеюсь никаких предрассудков не возникнет. Хотел поменять отображаемое имя, но почему-то сайт не разрешает.

А на счет моей национальности, надеюсь никаких предрассудков не возникнет.

Конечно никаких предрассудков. Даже авторский состав этого сайта состоит из украинцев, русских, как минимум  одного белоруса, и как минимум одного эстонца и хорошо справляются вместе и по отдельности. Ни чего страшного, если вы сударь маленько ошибётесь в языковом плане, люди подскажут.

На сколько мне известно — на данный момент изменить своё «имя» на сайте нельзя. Пишите ещё в блогах, если будет о чём.

Готов к любой критике) Ну а тем, кто похвалит будет плюсик в карму. Аминь

Прелюбопытнейший блог, вы сударь Павло Веклюк не плохо начали здесь. Но раз всем лень, я немножко по критикую эту статью.

Начну с маленьких опечаточек: 

иличленами

— пробел

а потом и а консильери Фрэнка.

— буква «а» лишняя

покровительства своего госпо

  — не дописанное слово.

почерк самураев. в бандах.

  — точка в место запятой либо не хватает большой буквы.

Небольшой смысловой огрех ( в моём понимании) :

Аль Капоне. Американец итальянского происхождения. Свою карьеру Альфонсо начинал

— я бы уточнил, что Аль Капоне и Альфонсо — это одно лицо. (Да, да, знаю читателю и так понятно, но всё же).

Ещё одно :

По заголовку «Вступ» ( и по вашему нику) можно догадаться, что вы из Украины, в этом нет ни чего плохого, но уж коли решили выражать свои мысли на русском языке — будьте добры исправьте на «Вступление». 

Относительно смысла, понятно, что дабы показать героя более положительным — нужно показать более отрицательных. В кинематографе это работало и работает, особенно заметно в  жанрам «Нуар» и  «Вестерн». К стати о последних, вторую Red Dead Redemption ещё не проходил, но именно в «Дико Западном» жанре куча не однозначных героев. И это понятно почему. Вот в реальности, человеку в беде может помочь умеющий что-то делать. То есть претендентка на «Мисс- Вселенная» врядли освежит бакана, броситься в бой с мечом защищая других и т.д. А тот кто это умеет видал много не хорошего и скорее-всего зачерствел (  напрашивается мем с совой из игры про «Гарри Поттера» ). Ну или можно вспомнить Джоела из «The Last of Us».  А вообще, Уайетт Эрп, один из реальных американских героев, тоже был не очень то и законопослушным человеком, хотя некоторое время исполнял роль шерифа.

Касательно примера первой «Мафии» не очень согласен. Здесь, по моему мнению, больше подошла бы вторая часть. Там герой тоже, как бы был под гнётом обстоятельств, но решение пойти в преступность он сделал из-за не желания работать за гроши и из-за красивой жизни ( в которой он позже разочаровался  кстати). Томми Анджело действительно влип, при чём когда его мысли были типа: «Может пора свалить?» он встретил свою будущую жену.

А «Стучал» он потому, что понял из «Мафии» выхода два: либо ногами вперёд, либо подружиться с полицией.

Хотя на счёт «Mafia: The City of Lost Heaven» могу ошибаться, ведь проходил только раз, плюс смотрел два раза «Историю серии». И про того же Аль Капоне, когда-то смотрел какой-то американскую передачу, так там звучала мнение, что этот чувак не однозначно плохой. Например, для «отмывки денег» он открыл очень дешёвые прачечные, которые были гораздо выгоднее простым людям по ценам, чем другие их аналоги. 

Вот заключение — мне очень понравилось. Павло Веклюк, надеюсь вы не примите мои претензии близко к сердцу, они направлены не на оскорбление вас, а скорее на улучшения ваших навыков и блогов в целом. Спасибо за любопытную статью.

Читай также