Как часто, садясь за игру, вы отмечали для себя «Так, это можно и в плейлист добавить!» или перепроходили миссию по несколько раз ради саундтрека. Но задумывались ли вы, почему некоторые треки нас цепляют. Сегодня я расскажу о саундтреках из игр, которые мне особенно запомнились и постараюсь разобрать-почему.
ошибка! неправильный номер
Пожалуй, нет игры, где игровой процесс настолько сильно сочетался бы с музыкой, как в Hotline Miami. Ведь давайте признаем, без саундтрека игра бы потеряла львиную долю крутизны. Но почему он так цепляет? Во-первых: саундтрек соответствует ситуации и не выбивает из колеи. На этом моменте многие закатят глаза и скажут, что в этом нет смысла, игре про забористые мясорубки, где одна сменяет другую почти без перерыва, не нужен подходящий ситуации трек. Достаточно будет накидать тяжелого металла под каждый уровень и норм будет. И действительно, такой подход никто не отменяет и, отчасти, он даже верен. Но это не отменяет того, что саундтрек должен подходить хотя бы под саму ситуацию или жанр, ведь будет странно, если во время прохождения Doom на фоне заиграет «Белогривые лошадки». Знаю, пример совсем детский, но он больше для тех, кто совсем не разбирается в теме, для более тонких ценителей есть пример поизящнее. В первой части, после того, как герой просыпается, чтобы прослушать автоответчик на фоне играет (Sun Araw — Deep Cover) и здесь стоит сделать небольшую ремарочку, все треки я рекомендую сначала прослушать, чтобы лучше понять, о чём идет речь. Возвращаясь к теме, музыка соответствует состоянию героя- потрёпанное. Она довольно громкая и напоминает больше какофонию- всё звенит, гудит, дребезжит, прям как в голове гг. Или трек (Daisuke- El Huervo) играющий во время поездки домой, музыка не давит на уши, а скорее наоборот-стремится расслабить и успокоить после всего, что произошло. Однако в целом, саундтреки из Hotline Miami хороши и сами по себе, а когда дополняют такую игру- так вообще отлично!
тяжёлой пушке- тяжёлый металл
Если разговор заходит о саундтреках для игр на ум сразу приходит Мик Гордон. И действительно, написать столько качественного саундтрека к нескольким играм серии довольно тяжело, однако благодаря таланту Гордон сделал себе имя в игроиндустрии, не многие могут похвастаться, что при прослушивании саундтрека называют не только игру, но и композитора, написавшего трек. Но чем так хорош саундтрек Doom? Первое- оригинальность, Гордон сам пишет саундтреки, причём его подчерк в музыке стал настолько узнаваем, что когда на место композитора для Doom Eternal позвали другого, фанаты сразу заметили. Кроме уникального подчерка у Мика есть ещё пара тузов в рукаве: необычный метод, при котором смешивается хоровое пение или человеческие крики с металлом (я не выдумываю, видео с созданием музыки для Doom Eternal есть у него на канале, советую ознакомится.) и пара редакторов звука, заставляющих треки звучать неестественно, придавая им инфернальный оттенок. По поводу последнего аргумента многие могут сказать, что другие композиторы тоже используют программы для искажения или модификации звука, на что я отвечу.-"Важен не сам инструмент, а то, как ты им владеешь.» — даже простой гармошкой можно удивить, если знать, как это делать, а Мик судя по всему, уже давно пересел с гармошки на что-то потяжелее.
автомат, пластинка и чеканная монета
Говоря о саундтреках, нельзя обойти стороной и поляков, создавших потрясающий саундтрек к серии «the Witcher». Балалайки сочетаются со старославянским напевами и выглядят органично, как в плане сеттинга, так и ситуации. У Геральта диалог- спокойный хоровой напев, напали гули- неистовое дергание домры. Радует и разнообразие инструментов, CD Project выдали композиторам целую кучу старых реквизитов (особенно заметно на записях с сочинением и исполнением внутри студии), но даже обычным ухом можно уловить, что использовалось множество разных инструментов. Стоит также упомянуть и хоровое пение, опять же, атмосферно и приятно уху, в некоторых случаях выступает только один человек (как правило женщина), хороший пример такого сольного исполнения с аккомпанементом- трек You’re immortal (битва с атаманом в DLC «каменные сердца»).Трек динамичный, но при этом не сильно громкий и непрерывный, есть чёткий ритм и тайминг (для исполнителя или атаки?) В целом, весь саундтрек в the Witcher довольно приятно слушать, но как я уже сказал, основных плюса два- органичность в сеттинге и само по себе приятное звучание мелодий.
гори, гори полностью
Наверное, до 2012 года почти никто не задавался вопросом «Какая музыка лучше всего подходит для сжигания марихуаны?», да и после, думаю, вряд ли кто-нибудь им задавался, однако Far Cry 3 сам дал ответ- Make It Bun Dem. Вообще, как и в случае с «the Witcher» саундтрек старается работать не только на ситуацию, но и на атмосферу. Большинство треков имеют гавайски оттенок, то и дело слышны укулеле и бонго. К сожалению, большинство из этих треков вы будете слушать в машине, по дороге на очередное дело. Но те, что работают на ситуацию-делают это на все 100%. Надо показать суматошную богатую жизнь- M.I.A Paper Planes, безумие вокруг героя- journey into madness. Вообще все композиции можно условно разделить на осмыслительные, когда герой пытается понять, что с ним происходит и треки Вааса- суматошные и безумные. Различаются и инструменты, в храме Цитры играют бонго и духовые, однако стоит шагнуть на территорию Хойта и тут же вы услышите барабанную дробь и тревожный хор- Ваас уже ищет. Итог: несмотря на относительно маленькое количество треков Far Cry 3 очень умело ими оперирует, создавая незабываемую атмосферу тропического безумия.
вперёд, ввысь
Ещё один достойный пример музыки, действительно создающей атмосферу, — Bioshock infinite. Музыка здесь хорошо передаёт атмосферу «золотой эпохи». Особенно это чувствуется, когда играют механические пианино или шарманки. С другой стороны, игра и с помощью простых инструментов умеет создать хорошую мелодию, например тема Лютесов уже давно висит у меня в плейлисте, а песня «Will the circle be unbroken» в исполнении Элизабет действительно трогает за душу. В целом, создается атмосфера крайне лампового и уютного мирка, в котором хочется задержаться на подольше.
чашки, кофе, потанцуем?
Не уходя далеко от ретро стилистики стоит упомянуть Cuphead. Если Infinite отсылал нас к прекрасной эпохе возрождения, то Cuphead переносит нас в лихие 30-е, во времена старого Диснея, Бонни и Клайда, сухого закона и, конечно же, джаза. Да, джаз здесь как нельзя кстати и отлично подходит к сеттингу. Отдельный плюс и то, что все композиции довольно сильно различаются и одну с другой вы точно не спутаете.
Лучшие комментарии
всё очень хорошо написано, лично у меня в плейлисте в spotify Azio's famaly из AC, весь плейлист музыки из 3 ведьмака и Dust от MlOlOlN из hotline miami, а в плейлисте вк у меня саундтрек из DooM 2016 и DooM eternal от Мика Гордона
Хм… пост про музыку, но без музыкальных примеров и вставок? Сейчас же есть возможность вставить музыку со сторонних ресурсов, почему бы этого не сделать? (тот же Make It Bun Dem можно прикрепить с я.музыки).
Плюсик статья заслуживает, т.к. явно постарался автор своими словами изложить свое восприятие и понимание треков из игр.
Лично у меня есть в плейлисте пара треков из двух-трех игр (это Michael McCann — Icarus и Alex Brandon — UNATCO из разных частей Deus Ex, Path of Borealis — из HL2).