ВСТУПЛЕНИЕ.
Привет.
Сегодня мы поговорим об игре, где нам предстоит взять на себя командование военным подрезделением и пройти с ним через огонь и воду, через артобстрелы и под градом бомб пикирующих бомбардировщиков.
Где мы должны будем озаботиться комплектованием подразделения и вопросами тыла…
Стоп, что… А, я думал какой-то старый сценарий по Арене достал…
Нет, сегодня мы поговорим об Enlisted — f2p шутере в сеттинге второй мировой, издаваемый нашими хорошими знакомыми Улитками. Авторами War Thunder — знаменитой игры в жанре «ДА ОТКУДА?».
ТРАВИА.
Так уж получилось, что интернет у меня появился лишь в 2011. И так уж получилось, что WoT стала первой моей массовой многопользовательской игрой. А технику я любил с детства — и тут сошлись все звезды.
Сейчас, конечно, мой аккаунт ВГ уже давно стоит и пылится, ибо надоело.
Потом был мир самолетов (где успех у WG был заметно слабей), и «Корабли» (тут все куда лучше). Многие полушутя-полусерьезно говорили про «мир пехоты» — и Варгейм анонсировали «Калибр» в 2016.
Гайдзины в моих глазах стали этаким противовесом аркадной Картошке: у них и танки с самолетами в одних боях, и модель разрушения кое-какая, и пулеметы не для красоты, и многобашенные танки стреляют со всех орудий, и ПТУРы, и вертолеты…
И вот теперь Гайдзины повторили путь Картофельного Варгейма полностью — выкатив на суд пока что ограниченной общественности свою вариацию пехоты.
Давайте же на нее посмотрим?
Сразу оговорюсь — я рассматриваю ЗБТ. Так что тут аргумент «позже поправят/добавят/отменят» со скрипом, но применяется. Мне довелось играть на первом ЗБТ, попасть на День Победы в Берлин (было круто!), и вот теперь — ЗБТ, который предваряет начало ОБТ 8 апреля.
Тут я должен упомянуть, что некоторые люди за полторы тысячи купили набор для ЗБТ — с уже прокачаным до максимума солдатами, и с уникальными стволами. Так что… Решайте сами. Вообще эти наборы — весьма сомнительное приобретение, по крайней мере пока что. Они привязаны к компаниям (по сути дела — к определенному набору карт). Вы не возьмете советских бойцов с пулеметами Шоша в Нормандию, и наоборот — не сможете притащить под Москву элитных американских морпехов в качестве помощи союзникам. Что логично.
ГРАФИКА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.
Наше любимое, ага.
Графика в Enlisted, мягко говоря, не поражает воображение. Текстурки даже с высокими настройками ОЧЕНЬ неравномерные: персонажи выглядят хорошо, хотя анимациям не достает плавности. Солдаты одеты в форму и выглядят нормально — на карте Московской компании нас встречают красноармейцы в ватниках и шинелях, с буденовками и шапками. Их противники-немцы — в бутылочно-зеленой форме и сапогах.
На пляжах Нормандии англо-американские подразделения браво шагают в ботинках с обмотками, а против них — немцы в летней форме.
Внешний вид это важно, и после Batllefield 5 большое количество белых мужиков, которые одеты в ФОР-Р-РМУ и то и дело разлетаются от близкого взрыва гранаты — это очень подкупает.
Да-да, с ужасами войны тут тоже все обстоит очень сурово. Я очень удивился, когда увидел, ЧТО может сделать противотанковое ружье с вражеским пехотинцем. После все той же стерильной Батлы — мое почтение.
Техника тоже хорошая — броня танков выглядит как броня. Она покрыта мелкими царапинами, сколами и есть ощущение, что это большая железная консервная банка на гусеницах.
Правда, хотелось бы больше повреждений — чтоб танк после прилета коктейля Молотова был покрыт адской черной сажей, через лоб башни шла полоса от рикошета снаряда, а поврежденные гусеницы лязгали, как при сексе терминаторов.
Вот с окружением все обстоит куда хуже: сразу видно, что-то тут, то там торопились и поставили какую-то временню заплатку. С другой стороны — смотрим на жанр, видим f2p, и понимаем, что надо было выдержать некий баланс. Чтоб шло даже у студента на его когиттаторе, купленном родителями для учебы на благо Империума за 30 тысяч монет.
Огонь и взрывы с момента первого ЗБТ подтянули: однако взрывам гранат и
взрывпакетов все-таки не достает выразительности и огня. С другой стороны, как
сказал один великий философ и военный теоретик — «в огне нет тротила». Реальный
взрыв толовой шашки далеко не так эффектен, как взрывы в кино.
Вот взрывы танков и огонь сделаны хорошо. Когда вспыхивает и бьет вверх факел, сигнализирующие о пожаре БК — это круто. Правда, тут сразу отмечу геймплейный момент — коктейль Молотова против танка не очень эффективен. В реальности попадание на МТО горючей смеси имело куда больший эффект — в игре же Молотов эффективен больше против пехоты.
Подходим к интересному — к локациям. И локации удались на славу…
ТЕАТР БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ.
На данный момент доступно две компании — Нормандия и битва под Москвой.
Нормандия уже где только ни была, потому вызвала у меня меньший интерес. Серьезно — в скольких играх нам предлагали выпрыгивать на пляж под пулеметным огнем? Хотя и тут есть пара плюсов — это карты болото и церковь. Первая дает возможность покататься на амфибийном автомобильчике, плавая по болотной жиже со скоростью хорошего катера.
Карты зеленые, яркие, летние. Стены уцелевших домов увиты каким-то плющом…
Московские карты наоборот — зимние, холодные и просторные. Если в Нормандии бой чаще всего идет на близкой дистанции, то под Москвой снайперы лютуют, а противотанковые ружья становятся большой проблемой. Нет, прикрутить на них оптику нельзя, да и БК у них малый — но поверьте, опытный пользователь ПТРС способен наваливать со своей бабахи очень быстро и точно.
Тут локации очень свои, руССкые: бревенчатые избы, здания чаще всего одноэтажные (хотя есть и городская застройка), церковь (неизбежно со снайпером на колокольне)…
И ТОЛЬКО БЕРЕЗКИ ШУМЯТ!!!
Наконец, есть карта Поместье — сделанное по мотивам поместья Чернышевых. Это такое П-образное здание, где снаружи сражается техника, пытаясь валить друг друга и оказывать поддержку пехоте. Внутри же происходит адская мясорубка, и если бы не исчезающие со временем тела — там было бы все завалено трупами в пять рядов.
Разрушаемость в игре… Эм… Присутствует. Частично.
Мы можем сломать деревья, заборы, какие-то пристройки и деревянные амбары. Подбитая бронетехника остается на месте, перегораживая улицы и адски чадя в небо. Но вот разрушить здание не получается. При этом снаряды прошивают стены и взрываются внутри помещений, радуя обороняющуюся пехоту. Обломки кругом летают, перемешанные с порубленными в фарш солдатами и где-то коптит в небо горящий танк — тем ярче на этом карнавале разрушения выглядят несокрушимые деревянные избушки. Наверное, сила ГОСТа помогает.
Возможно, позже мы таки получим свой, не имеющий аналогов в мире аналог леволюшена — по крайней мере, я на это надеюсь.
ГЕЙМПЛЕЙ.
Ну да ладно — графику можно подтянуть, производительность — повысить… Мы сюда пришли играть, а не смотреть низкопробную псевдофантастику про андроидов в Детроите! Что с геймплеем?
Ну-у-у… Весело, масштабно, хотя куда медлительней обычного.
Одна из главных фишек игры — это то, что бегаем мы не одни. Мы командуем отрядом и способны переключаться между солдатами путем нажатия одной кнопки. То есть, несмотря на то, что в матче участвует и близко не 64 человека из Батлфилд, на карте не приходится слишком усердно искать врага.
Пусть вам на прицел попадется кто-то из ботов — но вы внесете свою лепту в происходящее.
Впрочем, с некоторых пор появился режим бойцы-одиночки — где мы управляем одним бойцом и бегаем в гордом одиночестве. Боты и тут есть, они создают массовку и даже порой убивают игроков. Лично мне кажется, что бегать отрядом куда веселей. Да, жизни вам в таком режиме чаще всего не больше чем на пять минут — ибо боты палятся, так как не отличаются интеллектом. Но ощущение масштаба происходящего куда лучше.
Как в «лучших домах Европы» — у нас есть тело и ноги. А еще некоторая инерция при движении и поворотах — так что резко и дерзко расставлять пять хедшотов подряд просто так не выйдет. Есть даже отдельный перк — чтоб при резком повороте оружие не так дергалось.
Как человека, таскавшего солдатское снаряжение (пусть и в 21 веке), меня всегда смущали реактивно бегающие солдаты в брониках и с вещмешками. Смею заверить — так это не работает. Особенно если тебе не повезло, и ты тащишь на себе пулемет или шайтан-трубу РПГ, а шлем своим весом по ощущениям вот-вот сломает шею.
Солдаты в Enlisted ощущаются чуть ли не ультрареалистичными: они медленно переваливаются, шебурша валенками, через невысокий забор. По снегу они бегут очень небыстро — и куда живей передвигаются внутри помещений и по дорогам. И эта медлительность может смениться быстрым рывком — после которого стоит немного передохнуть, оглядевшись вокруг.
Режимы игры не вызывают удивления — надо захватывать и удерживать точки, и уничтожать врага. При этом расходуются очки подкреплений — у кого они кончатся раньше, тот проиграл.
Все просто.
Второй режим — штурм. Есть сразу семь баз, которые мы должны последовательно захватить. А враг пытается обороняться — и не всегда безуспешно. Одна из главных задач наступающих — это использовать способности Инженеров и грамотно расставлять точки возрождения, в то время как противнику есть смысл яростно контратаковать, уничтожая эти точки респауна. Чтоб наступающим приходилось терять время и наступать по простреливаемой местности.
НАДО БОЛЬШЕ ДАККИ!
Стрельба — очень гулкая и раскатистая, и стволы чаще всего отличаются друг от друга. Болтовки — Ли Энфилд, Маузер, Мосинка — есть, и каждая не в одном варианте.
Например, есть карабин Мосина в виде снайперской винтовки, драгунской винтовки, карабина образца 1930 года, и винтовки 1907 года. Точно так же — Маузер Кар 98 — есть военный, довоенный, артиллерийский карабин, снайперский вариант.
Между прочим, в большинстве игр винтовки с продольно-скользящим затвором это что-то из области снайперской стрельбы и кемперства. В Enlisted к данному массовому оружию пехоты отнеслись со всем уважением, что радует.
Впрочем, автоматическое оружие тут тоже представлено богато: пистолеты-пулеметы Дягтерева, МП-28, МП-30, американский М-3, а еще экзотичный ППК — Коровин это очень талантливый советский конструктор, которому не особо везло с его образцами. И приятно было видеть, что его не забыли.
Разнообразие тут также присутствует.
Особо бросается в глаза разница между ППД, который способен вблизи выкосить длинной очередью сразу трех противников — и американским М3 из компании в Нормандии. Прозванный Масленкой, этот ПП обладает медленной скорострельностью всего лишь в 300 выстрелов в минуту, и не самой высокой начальной скоростью — но при этом имеет мощный патрон 45 калибра, который куда быстрей убивает неприятеля.
Но игрок, разбалованный современными шутерами (например, CoD 2019 года) может посчитать, что «маловато будет». На это остается лишь развести руками и сказать, что стволы — историчные. Во Вторую Мировую не было такой возможности для кастомизации и тактикульности, как сейчас — но в игре все-таки попытались что-то такое приделать.
Мы можем улучшать свое оружие. Улучшение производится путем разбора аналогичного ствола на запчасти, накопление нужного количества запчастей, а далее — сборка. Улучшение никак не отражается внешне — просто рядом со стволом появляется звездочка, да примечание «-N процентов к вертикальной отдаче».
Причем улучшение может окончиться неудачей — и вы, по сути, потеряете время и ресурсы. И мне кажется, я уже вижу одно из направлений, которое Гайдзины могут монетизировать, когда начнется ОБТ и можно будет продавать премиум-аккаунт.
Про пехоту поговорим отдельно — ибо тут у нее еще полным-полно механик. Пока что — пройдемся по матчасти.
СТАЛЬНЫЕ КОНИ.
Про баг-модель Тундры сказано много. И что снаряды порой исчезают, и ведут они себя странно — но я с таким уже смирился.
В Enlisted разработчики не стали изобретать велосипед, и напрямую взяли рентген при попадании по технике, и даже озвучку некоторых фраз («Вызываю артиллерийский удар!»). Если что-то работает — то и трогать его особо не надо.
В Enlisted техника одновременно ощущается и максимально опасной, и максимально беззащитной. Если в Батле у нас была возможность вида от 3 лица, то в Enlisted наш обзор очень маленький. Выбирая танк, мы должны как самурай говорит себе:
Сегодня я умру.
Потому что танк — как слепой котенок… Слепой котенок с пулеметом, орудием и броней — но обидеть его все равно может почти каждый. Танком управляет экипаж, и мы точно по нажатию кнопки можем переключиться на командира и высунуться из люка — сразу обзор становится лучше. Но перейти в таком случае в режим прицеливания нельзя, а снайпер постарается прострелить голову любопытной «мазуты».
В режиме же наводчика — основной для танка — мы делаем все МЕД-ЛЕН-НО. Башня медленно вращается под натужный лязг шестеренок, и к нам может подкрасться вражеский ПТ-боец, нам могут кинуть гранату под днище или взрывчатку под гусеницу. Вражеский танк может выехать и дать по нам выстрел — после чего высока вероятность подрыва БК. Мы можем не увидеть под огнем вражеского окопа и завязнуть в нем.
Мне удалось пощупать Т-26 во время первого ЗБТ, Т-34-85 и Пантеру во время Берлинской акции. А также поездить на БА-11, Т-60, Пуме и М3 Стюарт.
Что сказать — технкиа в игре действительно опасная, причем в том числе для команды. Особенно если за рычагами сидит кто-то вроде меня — кому хочется быстрей ворваться огннем и сталью на вражеские позиции… Чтоб быстро сдохнуть от тактически подкаченного взрывпакета.
Разумеется, никто не отменяет идиотских ситуаций, когда танк ведет огонь, а за его кормой стоит толпа вражеской пехоты. У которой нет гранат, нет ПТ-ружей, но есть желание расковырять врага. После чего начинаются… Эм… Попытки изнасиловать и унизить вражескую технику морально?
Гранаты и взрывчатка в игре, мягко говоря, требуют привычки. У гранат очень большая задержка — к которой надо привыкнуть. С другой стороны мы говорим о гранатах Второй Мировой — устройствах куда более простых, нежели современные гранаты. А вот что неприятно удивит привыкших к веселому аркадному безумию — это то, как работает здешняя взрывчатка.
Мы привыкли к прилипающей к поверхности взрывчатке, которая подрывается дистанционно по нажатию ПДУ (даже в 1940) — забудьте! Взрывпакет — это кусок тола и простейшее устройство для детонации. Нажал на ручку, откинул в сторону врага, спустя пять секунд он взорвался. При этом почему-то нет возможности просто «положить» подарочек врагу перед собой, только метнуть со всей силы. То есть нельзя подкрасться к танку и положить бабаху на МТО — чтоб потом мерзко хихикать и караулить экипаж, когда тот полезет чинить поломку.
Коктейли Молотова при попадании в технику ее ослепляют — но я ни разу не встречал ситуацию, когда Молотов реально вредил. Если кто сталкивался — напишите в комментах, вредит ли огнесмесь танку? Потому что сколько раз я не попадал на МТО танку, ему было пофиг. Он просто некоторое время был слепым, и все.
ВЫСШИЕ СФЕРЫ.
Авиация в игре представлена в виде штурмовиков и истребителей. И тут все неоднозначно.
С одной стороны — да, пушки и бомбы крошат все живое. С другой — попробуй это живое найди, потому что ни танки, ни пехота с воздуха почти не видны. У нас есть лишь вид от первого лица, что я категорически одобряю. Хотите сеять смерть с небес — пожалуйста, но угол обзора будет у вас именно таким, как был у пилота.
Нате вам в качестве боевого наставления сборник «Сказки Ганса Ульриха Руделя». Про 50 сожженных советских танков, ага.
А вот истребители не так полезны: видите ли, основное предназначение истребителя — бой с самолетами. Но штурмовик быстрее сам выпилится об ПВО, или врежется в землю, не рассчитав скорость и высоту, чем его собьет истребитель. Штурмить на истребителе можно — работать по пехоте, но зачем? Так что полезность данного класса самолетов под вопросом.
ЦАРИЦА ПОЛЕЙ — КУКУРУЗА.
Пехота… Пехота может все — но далеко не сразу.
В бой мы идем с 4 выбранными подразделениями. Требования к формированию такие: 3 пехотных подразделения+1 механизированное (авиация или танки).
Основные классы солдат:
— Боец. Вооружен винтовкой, солдат по умолчанию.
— Штурмовик. Автоматчик.
— Инженер. Строит всякое полезное, вроде ПТ-орудий, пулеметов, мешков с песком, точек ркспа и ящиков с боеприпасами. Также может перегородить все вокруг ежами и проволокой — отчего противник и союзники начинают гореть.
Пока что наборы построек у всех сторон одинаковые, но позже обещают разнообразить. Я бы хотел увидеть у немцев минные поля с минами-лягушками, а у СССР — ДШК.
— Снайпер. Без комментариев. Особо лютый вариант — снайпер с СВТ.
- Гранатометчик. В московской компании использует ПТ-ружья, в Нормандии — гранатометы.
— Пилот/Танкист. Управляют техникой.
— Пулеметчик. Отдельная заноза в заднице: не счесть, сколько раз ВНЕЗАПНО вылезший на фланге пулемет клал целые отряды.
По мере боев игрок получает, во-первых — заявки на вооружение, во-вторых — заявки на личный состав. В одном случае мы из коробки с сюрпризом получаем ствол и некое количество снаряги (запчасти, взрывчатка, гранаты, коктейли Молотова), в другом — свежего солдата. Таким образом мы во-первых — лутаем ресурсы и стволы для личного состава, во-вторых — улучшаем через Академию его качество.
И тут снова видны уши для последующей монетизации — с шансами на выпадание тех или иных ресурсов, на вероятность выпадания бойцов с большим числом перков, бонусы за премиум аккаунт и так далее…
Возможности по кастомизации отряда тесно связаны с его назначением. По мере игры мы получаем жетоны улучшений, которые открывают отдельные пункты — улучшения мастерской (тот самый апгрейд оружия — мы получаем больше запчастей при разборе, меньше тратим на апгрейд). Или улучшения отряда (увеличение его размера или возможность взять еще одного снайпера/штурмовика/гранатометчика).
Наконец, есть улучшения самих солдат — например, они научатся брать с собой пистолеты, или получат дополнительную ячейку инвентаря — куда можно засунуть аптечку или гранату.
И тут можно вспомнить слова Наполеона — что каждый солдат таскает маршальский жезл в своем рюкзаке. Кстати о рюкзаках — тут они есть, много, разных. И судя по некоторым вкладкам — в игре будет возможность как-то изменить свое обмундирование. Пока что это лишь косметика — военная мода, так сказать, но неактивная вкладка «броня» жирно намекает, что все еще впереди. И судя по тому, что каждому предмету снаряжения указан в ТТХ вес — эта сбруя может влиять на скорость передвижения бойцов.
Хм…
Интересно, будут ли доступны обладателям премиум-аккаунта батистовые портянки для их любимых солдатиков? Постиранные детским душистым мылом?
По мере игры у солдата копится его личный опыт — и когда он получит желтую звездочку, появляется возможность выбрать перк. Желтая звездочка на немецком солдате каждый раз заставляет меня хихикать. Жаль, она не шестиконечная.
У солдата 1 ранга перк может быть лишь один, второго — два и так далее. Для того, чтоб получить солдата второго ранга, надо отправить ТРЕХ солдат первого ранга с открытыми перками в академию. В результате сурового солдатского гачимучи из трех мужиков в ФОР-Р-РМЕ получается один мужик В ФОР-Р-РМЕ — уже с двумя звездами. Какие за ними перки скрываются — зависит от исходного материала.
Которые опять надо открывать. Для одного трехрангового бойца надо три второранговых, и так далее. Вроде бы сейчас максимум — это 6 ранг с 6 перками.
И перки тут разные — начиная от сомнительной «скорости смены оружия», и заканчивая архинужной «разброс при резком повороте» (помните про инерцию движения?). Тут кому что больше нравится, но я старался улучшать выносливость, отдачу, скорострельность. А скорость смены оружия и высота прыжка… Ну такое.
Хотелось бы отметить, что система Академии, упомянутая выше, крайне сомнительна. Во-первых, она требует времени. Чтоб сделать из трех бойцов первого ранга одного второго — надо пять минут. Из трех второранговых одного третьерангового — два часа, и так далее. И снова привет монетизации на ОБТ и возможности продажи всяких там «ускорителей прокачки».
Во-вторых — специализация полученного солдата рандомна. И в итоге вы отправляете двух снайперов и одного танкиста в академию (потому что никого другого у вас с одним рангом нет) — и получаете танкиста 2 ранга. Который вам нах не нужен.
Серьезно — то из двух снайперов и автоматчика получается пилот, то эта фигня… У меня уже все казармы забиты бьющими баклуши летягами и безлошадной мазутой!
Новые подразделения открываются по ходу компании весьма медленно. Я играл преимущественно за СССР, так как не знал, сколько продлится ЗБТ и хотел пройти как можно дальше. Сколько нужно времени для того, чтоб докачаться до максимума в компании за ОБЕ стороны — я не знаю. Тем более что некоторые награды не активны — там стоят заглушки. Но можно посмотреть на количество опыта для преодоления очередного уровня. И слегка офигеть — но потом успокоиться, ибо это f2p. Если что — можно немного ускорить прогресс (если вы понимаете, о чем я).
Правда, структура компаний вызывает сомнения. Например, в компании Москвы противотанковые ружья надо качать очень долго и упорно — хотя по идее это наоборот, очень распространенная и надежная штука, широко использовавшаяся в войсках.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ.
Что ж — скоро ОБТ.
Игра станет доступна всем желающим, и нам таки явят систему монетизации, все скрытые ранее баги выползут наружу, ТыТуб наполнится новыми подборками нелепых моментов и так далее — как всегда бывает.
Batlefield 5 со своей странной атмосферой безумного карнавала имел свои плюсы. Но если говорить именно об ощущении боевых действий, постоянного действия, взрывов, то Enlisted мне понравился. Вот только непонятно, что там будет с косметикой — ибо в официальной группе ВК уже начались всякого рода опросы на тему шляп и брелков для оружия.
Очень надеюсь, что создатели смогут удержаться от соблазна пойти по пути R6 Siege. Вот действительно — не надо так! Давайте у нас будет игра, где война похожа хотя бы внешне на войну. И мне было отрадно видеть, что большинство игроков в коментариях придерживалось такого же мнения.
Ну а вы что думаете?
Лучшие комментарии
"«Кто-то» это запомнил". Ждем блог про Калибр.
Самый главный плюс Enlisted: Можно за НКВД убивать немцев, а не то, что в современных фильмах пошло про заград-отряды. Приятно за «Синие фуражки» с ППД расстреливать в спины немцев, забравшись по окопам им в спины
Желающим могу предложить мой переобзор на игру Man of War 2 Arena. Грустный сказ про то, как убить интересную затею, которая неплохо стартовала. Ну а дальше… Дальше посмотрим, что может предложить кровавый WG — обзор на Калибр.
Да, я поехавший. Буду делать обзор на «Калибр»! ЗАПОМНИТЕ МЕНЯ!!!