29 марта 2021 29.03.21 12 4904

Parasite Eve — обзор самой «не Японской» JRPG

+30

Жанр японских ролевых игр на мой взгляд имеет странную репутацию. Лично я встречал два типа людей: тех, кто любит этот жанр, и тех, кто его не принимает совсем. Ситуация напоминает отношение людей  к аниме, что впрочем не удивительно, учитывая общую страну-производителя. Однако, как и с аниме, есть люди, не понимающие, что JRPG это не какие-то строгие рамки, а довольно широкий жанр, и различных игр в нем предостаточно. Сегодня я хочу рассказать как раз об одной из «необычных»  представительниц этого жанра.

Игра 1998 года для PlayStation 1 «Parasite Eve», на первый взгляд не выглядит как JRPG, здесь нет фэнтезийного сеттинга, магии (в типичном ее понимании), и даже нет целой гурьбы различных персонажей под управлением игрока. Главный герой, а точнее героиня, здесь одна, Айя Бреа, девушка-полицейский, которая просто хотела сходить на свидание, а в итоге стала спасительницей родного города Нью-Йорка.

В начальной сцене игра предлагает изменить имя главной героини, но делать это не обязательно.
В начальной сцене игра предлагает изменить имя главной героини, но делать это не обязательно.

История Айи начинается с похода в оперу с безымянным молодым человеком, однако во время выступления, главная певица Мелисса внезапно меняется в лице, и все люди в здании вспыхивают и сгорают заживо, разумеется, кроме нашей протагонистки. Айя не теряется, а, выхватив табельное оружие, пытается остановить певицу, но та после небольшой битвы сбегает. Героиня бросается за ней в погоню. Побродив по закулисьям театра и сразившись с внезапно появившимися монстрами, Айя настигает певичку, которая мутировала в чудовище. Та представляется Евой, и снова после короткой битвы сбегает. Преследуя библейскую отсылку, девушка оказывается в канализации, в которой вновь настигает злодейку, но Еве все же удается скрыться. На этом заканчивается первый день этой истории. Всего же дней в игре 6, и я не буду подробно их расписывать, чтобы избежать спойлеров, потому что хоть игра и старая, я считаю, что те, кто с игрой не знаком, вполне могут ее попробовать. Скажу лишь, что история в игре, хоть и является чушью, с научной точки зрения, вполне интересная, пусть и довольно просто написанная.

Ева — то, во что превращается Мелисса.
Ева — то, во что превращается Мелисса.

Я уже упоминал битвы, и люди, которые знают что такое JRPG, уже наверняка представили себе, как героиня стоит на месте, напротив нее стоят враги, и все по очереди друг друга бьют, однако в этой игре все не так. Бои здесь довольно не типичные для жанра, в том плане, что как Айя, так и ее враги, не стоят на месте, а свободно перемещаются по псевдоарене в реальном времени. Пошаговость же заключается в том, что у каждого есть полоска энергии, при заполнении которой можно совершить действие. И если у монстров эти действия заключаются только в атаках, наносящих прямой урон, и иногда накладывающие статусный эффект, то с бравой хранительницей порядка все не так просто. Помимо выстрела из экипированного оружия, Айя может так же применить предмет из инвентаря или использовать местный аналог магии, паразитические силы. На них тратится паразитическая энергия, и «спеллов» у героини предостаточно, как защитных, так и атакующих.  В итоге, получаются довольно динамичные и быстрые битвы, которые не успевают надоесть.

Самая первая битва с еще не обращенной Мелиссой, прямо на сцене театра. Грандиозное начало.
Самая первая битва с еще не обращенной Мелиссой, прямо на сцене театра. Грандиозное начало.

Прокачка же в игре как раз типичная для жанра,  при накоплении нужного количества опыта, характеристики Айи сами растут и она становится сильнее. Но так же даются бонусные очки, и каждую сотню можно лично потратить, либо на увеличение места в инвентаре или скорость заполнения шкалы действия, либо прокачать характеристику выбранной пушки.

Справа характеристики девушки. Все они растут с уровнем, а нижние две можно увеличить самому.
Справа характеристики девушки. Все они растут с уровнем, а нижние две можно увеличить самому.

Собственно, перейдем к вооружению в игре. Я человек, не интересующийся оружием совсем, мои познания заканчиваются на понимании разницы между пистолетом и пулеметом. Поэтому я не могу в полной степени описать местный арсенал, который очень даже широк. В игре куча различных пистолетов, автоматов, пистолетов-пулеметов  гранатометов со всякими страшными названиями по типу М1911А1 или М16А1. Насколько мне позволяют судить мои скудные познания, большая часть пушек представляет собой реально существующие орудия уничтожения. Но на самом деле, вид оружия не играет большой роли, здесь важны статы, а именно: Урон, Дальность атаки и Количество патронов в обойме.  Так же сильно влияют модификации пушек, и их тоже достаточно, есть увеличение выстрелов за один ход, добавление эффекта к урону, например холод или кислота, или под конец игры появляются очень полезные штуки, позволяющие сделать два или даже три разных действия за один ход.  Все эти моды и статы позволяется переносить с одной пушки на другую, но с ограничениями. На протяжении игры вы будете находить инструменты, с помощью которых можно либо перенести все плюсы статов со старой пушки на новую, с уничтожением старой, либо с таким же условием перенести один мод. Так же есть Супер-инструменты, которые позволят сделать то же самое, при этом сохранив «донора».

Похожая ситуация и с защитой нашей героини. Точно так же, в игре много различных типов бронежилетов, у которых тоже три статы и места под моды, но естественно, у брони эффекты другие, для меня самым полезным был мод, позволяющий автоматическое, без траты действия, использование аптечек из инвентаря, при достижении низкого уровня здоровья.

Такую коллекцию я собрал к концу игры, но здесь далеко не все, что-то я разобрал, а что-то просто не нашел.
Такую коллекцию я собрал к концу игры, но здесь далеко не все, что-то я разобрал, а что-то просто не нашел.

Кстати об инвентаре. Местная система хранения предметов может издалека напоминать Resident Evil, в том плане, что он ограничен, и для ключевых предметов место волшебным образом не появляется. Поэтому если вы ходите с целой горой аптечек и различных лекарств от вражеских статусов, и вам нужно подобрать какой-то важный ключ, то что-то придется уничтожить.

Сходства с серией про зомби-вирусы не заканчиваются на одном инвентаре. Игра выполнена в том же стиле, что и первые резиденты, как, впрочем, и 7-9 финалки. То есть, на нарисованных 2D-задниках бегают 3D-модельки героев и стоят объемные активные объекты. Как и борцы с корпорацией Umbrella, Айя ходит по локации, ищет ключи от дверей чтобы пройти дальше, однако ждать каких-то сложных головоломок от игры не стоит, максимум на который способна игра, это поиск трех важных предметов на 10 экранах, чтобы пройти дальше.

Сохранения здесь тоже напоминают Survival horror’ы. Здесь это различные телефоны, с помощью которых Айя связывается с участком, а игрок сохраняет прогресс.
Сохранения здесь тоже напоминают Survival horror’ы. Здесь это различные телефоны, с помощью которых Айя связывается с участком, а игрок сохраняет прогресс.

Мешать собирать эти самые предметы вам будут разнообразные враги, на каждой игровой локации они свои, уникальные, практически все из них это мутировавшие животные, наподобие крыс и попугаев в театре, змей, обезьян и медведей в зоопарке и летучих мышей в канализации.  Встречи с ними случайны, но их не больше одной на экран, когда срабатывает триггер, экран стильно сереет и начинается бой. Что приятно, битва не переносится на отдельную арену, а происходит непосредственно на том экране, на котором и должна, лишь появляются невидимые стены по краям. Отличаются от этих встреч только боссы, появление которых сопровождается катсценой, но на мой взгляд, боссы здесь довольно сильное слово, потому что настоящую проблему представляет только финальная пара. Выглядят эти  монстры, что обычные, что боссы, довольно мерзко, и именно из-за них, на мой взгляд, игра получила свой возрастной рейтинг М, что было для студии Square впервые. Но мерзость здесь интересная, лично мое самое сильно впечатление от игры, еще из детства, это катсцена с мутацией крысы, эта картинка навсегда осталась в моем мозгу.

Вот этот крысавчик прогрыз своими зубками подкорку моего неокрепшего детского мозга и поселился в нем.
Вот этот крысавчик прогрыз своими зубками подкорку моего неокрепшего детского мозга и поселился в нем.

Катсцены в игре вообще довольно запоминающиеся, они в духе студии, очень красивые и технологичные, и не смотря на год выпуска, до сих пор выглядят очень хорошо. Мои любимые моменты это выше упомянутая крыса, два прыжка с вертолета в конце игры, и выступление Мелиссы в начале.

Вот эта красотка — Мелисса (Ева), главная злодейка, смотрит на то, как перед ее глазами сгорает заживо толпа людей.
Вот эта красотка — Мелисса (Ева), главная злодейка, смотрит на то, как перед ее глазами сгорает заживо толпа людей.

Крутости выступлению Мелиссы добавляет музыка и пение актрисы. Хоть в самом геймплее по законам жанра в то время нет озвучки, пение в катсценах все же есть, и оно завораживает, одновременно успокаивая и пугая. Эта оперная ария встречается каждый раз перед тем, как в игре будет появляться Ева. Да и остальной саундтрек крайне приятный, композитор  Йоко Шимомура выдала шикарный саунд, и боевая музыка, и тема из метро надолго поселились в моем плейлисте.

Но что я все о хорошем, как известно, не существует идеальных игр, так вот и здесь тоже есть свои минусы. Несмотря на в целом интересную историю, мне показалось, что диалоги в игре очень простые и иногда возникает ощущение, что игра считает игрока за дурака, когда несколько раз очень сильно намекает на то, куда надо идти и что сделать. И это вызывает диссонанс, потому что в некоторых моментах начинаются сложные монологи с кучей научных терминов. Так же, меня немного удивила продолжительность игры, я не ожидал, что пробегу её за 8 часов, при том что я часто ходил до пункта сохранений и триггерил кучу лишних битв. Но для тех кому не хватило геймплея, в игре есть новая игра+, или как она называется здесь EX Game в которой можно начать игру заново, с заранее выбранным оружием и броней. Враги ожидаемо станут мощнее, но самое важное добавление это Крайслер-билдинг, по сути это данж с 77 уровнями, в конце которого ждет «настоящий» финальный босс. Но на мой взгляд, это решение не лучшее, потому что гриндить еще несколько часов ради крупицы сюжета это не самое веселое занятие. Еще в этой игре была самая странная смена диска, которую я видел. Она происходит не в конце одного из дней, как я думал, а внезапно в середине пятого дня. Это конечно не минус, но мне это показалось несколько странным.

В целом же, на мой взгляд, игра вышла очень хорошей, не без минусов, но они не фатальные, и особо игру не портят. Я рекомендую ее попробовать как фанатам JRPG, которые по каким-то причинам ее упустили, так и людям, которым хочется какого-то уникального игрового опыта, потому что похожих на Parasite Eve игр в индустрии мало.


Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!

Спасибо большое!
Да, вторая часть очень сильно отличается, и по боевке, и по настроению.
С этим модом я и играл, потому что шрифт он делает действительно лучше, но подсветка важных слов только усиляет ощущение держания за ручку.

Действительно. Мой косяк, не знаю, что в голову пришло. Извиняюсь за дезинфу. 

Вроде выходил ремейк или продолжение, по крайней мере, я встречал пару игр с похожим названием. Но не играл.

Песня очень даже годная, узнал про неё случайно, и сразу влюбился)

Есть вторая часть, тоже на PS1, и на PSP выходила 3rd Birthday, но лучше бы она этого не делала)

Благодарю за обзор, запостил ссылку в нашу группу ВК по «Паразитке» :)

Год назад прошёл первую часть и она у меня оставила сильные впечатления. Очень бы хотелось увидеть полноценный перезапуск/римейк, но видимо у Square Enix другие планы на свои серии.

Огромное спасибо)

Можно ссылочку мне вк, у меня в профиле мой указан, хочу посмотреть)) 

Вдохновляясь данной игрой, группа Bring Me The Horizon записала трек “Parasite Eve”, совместно с Миком Гордоном, кстати)

Отличный блог!
Как же я давно играл в эту игру, помню что ещё во второй части вроде полностью поменяли боевую систему, которая стала больше напоминать обычную стрельбу из Resident evil.

иногда возникает ощущение, что игра считает игрока за дурака, когда несколько раз очень сильно намекает на то, куда надо идти и что сделать.

Так фанаты ещё сделали мод к игре, который подсвечивает все эти намёки в тексте. Хотя к счастью сделали они не только это, но ещё и поменяли шрифт на чутка более приятный

Да и остальной саундтрек крайне приятный, композитор Final Fantasy, Нобуо Уэмацу снова выдал шикарный саунд, и боевая музыка, и тема из метро надолго поселились в моем плейлисте.

??? 

Композитором первой части была Yoko Shimomura, всё до последней композиции

Читай также