26 марта 2021 26.03.21 1 2057

Игровое оружиеведение. Dark Souls 1. Часть 1

+4

Часть 1

Dark Souls. Сколько уже было сказано об этой серии… Фанаты и просто любопытствующие разобрали историю и мифологию мира тёмных душ, казалось бы, до самых мельчайших подробностей. Не удивлюсь, если где-нибудь на задворках интернета найдётся статья, посвящённая кулинарным вкусам Гвина, или Арториаса, или конкретно «вот этого безымянного полого» из Городе Нежити.

Но даже так, всегда остаётся простор для исследования. А как Вам заявление, что протагонист слепой? Если что, то это шутка, или нет?

Так или иначе, сегодняшний разговор пойдёт об обмундировании в серии игр Dark Souls. Понятное дело, обсуждать каждый из бесчисленного множества комплектов доспехов мы не будем. Откровенно фэнтезийные выдумки оставим без внимания, вместо этого, рассмотрим предметы, у которых есть реальные исторические прототипы.

И первым делом, хотелось бы похвалить From Software, которые, не смотря на своё японское происхождение, всё-таки не дали окончательно разгуляться своей буйной фантазии. А все мы знаем на что способны носители духа Ямато, особенно в области облачения, как вымышленного, так и реального.

Вместо этого разработчики ориентировались на реальное европейское Средневековье, пусть и, простите за тавтологию, «усреднённое». В реальности, представленные образцы, вряд ли могли бы существовать в одну и ту же эпоху, но как мы помним: «В Лордране течение времени искривлено» Поэтому не стоит удивляться, что не только сами войны-нежить, скорее всего, выглядят друг для друга как путешественники во времени, но и доспехи некоторых, как будто, собраны с трупов людей, живших в совершенно разные эпохи. (Впрочем, возможно, так оно и было)

И начнём мы, пожалуй, с того, с чего начинало большинство игроков в Dark Souls, а именно с класса рыцаря и его стартовой экипировки. И при взгляде на полный комплект доспехов, возникают смешанные чувства. Впрочем, это слово лучше всего подходит для описания данного сета. Нагрудник и наплечник имеют ярко выраженные рёбра жёсткости, что характерно для максимилиановкого доспеха начала XVI века, буквально, самого излёта средневековья. Шлем напоминает армет с поднятым забралом, примерно, того же периода. И в контексте происходящего в игре, открыть лицо — это правильный шаг, подробнее поговорим об этом, когда будем рассматривать другой очень похожий шлем.

А вот с защитой рук и ног уже не всё так хорошо. Если на левой руке, ещё надета латная перчатка, которую, судя по рёбрам жёсткости, так же можно отнести к максимилиановскому доспеху, то на правой красуется кожаная. Та же ситуация и с ногами — рифлёные наколенники и кожаные сапоги, которые ожидаешь увидеть скорее на лёгком всаднике или кочевнике. Но вообще кожаная обувь — это темя для отдельного разговора. Ещё более странно подобное решение выглядит в контексте того, что носить этот доспех предполагается рыцарю, поскольку именно правая рука и ноги являются наиболее уязвимыми частями тела тяжёлого всадника. Учитывая, что в правой, как правило держится оружие, а ноги вообще всегда находятся в зоне риска, особенно при сражении конника с пехотой. Тогда как левая рука и корпус обычно прикрыты щитом.

Но самая странная деталь в этом доспехе — это защита бёдер и таза, в виде кольчато-пластинчатой юбки, то есть кольчуги со вставками из металлических пластин. В реальности, данный тип защиты существовал примерно в то же время, когда готический и максимилиановский доспехи, но ареалом их распространения была не Западная Европа, а страны Ближнего Востока, Средней Азии и Восточная Европа. То есть, в итоге доспех рыцаря представляет собой некоего монстра Франкенштейна — наполовину максимилиановские латы, наполовину русский бехтерец или юшман.

Плод любви оружейников из Священной Римской Империи и Великой Степи.
Плод любви оружейников из Священной Римской Империи и Великой Степи.

И конечно рассматривать сет рыцаря стоит в связке с другим комплектов доспехов — сетом элитного рыцаря. Защита рук совершенно не поменялась. Тогда как на ногах красуются уже более уместные латные поножи, правда, чуть более раннего периода, скорее всего XIV века, что на 100-200 лет старше остального доспеха.

Но самая архаичная часть комплекта — это защита корпуса в виде короткой кольчуги эпохи Раннего Средневековья, с накинутым на неё роскошным сюрко — одеждой надеваемой поверх доспеха, что более характерно уже для Высокого Средневековья.

И конечно нельзя не рассказать про деталь снаряжения, ставшую символом первой части — шлем элитного рыцаря. И это тот же самый армет, про который уже упоминалось выше, но только с опущенным забралом. В массовой культуре подобный шлем стал, в некотором роде, символом рыцарства как такового.

Но в контексте происходящего в игре, носить шлем с закрытым забралом — не самая лучшая идея. А всё из-за крайне ограниченного обзора. Если посмотреть на лицевую часть шлема, то можно увидеть, что низ чуть выпирает вперёд, что характерно для чисто кавалеристского снаряжения. Подобный выступ служил как щиток, во время боя всадник чуть наклонял корпус назад в седле, таким образом полностью защищая лицо от удара, но при этом лишаясь возможности видеть хоть что-то. Так что подобные шлемы чаще использовались на турнирах, тогда как в реальном бою многие рыцари всё же предпочитали пожертвовать защитой ради манёвренности и удобства.

В некоторых ситуациях, таких как штурм крепостной стены и других случаях, когда рыцарю всё же приходилось спешиваться, забрало предпочитали поднимать. Подробнее об этом можете посмотреть на канале World of armor. ArmorSmith. Не случайно, что многие из средневековых пехотных шлемов были открытыми, например, та же знаменитая шапель. Хотя, в не меньшей степени тут играет роль и простая бедность обычного пехотинца.

И учитывая сколько хитроумных ловушек и обрывов ведущих в бездонную пропасть, предстоит встретить протагонисту, пожертвовать защитой ради удобства — вполне разумное решение. Хотя, внутри игры протагонист может носить любого кендибобера на голове и это никак не отразиться на его манёвренности, что можно считать игровой условностью, хотя, возможно, избранный мертвец — это слепой воин, вроде Затойчи.

Возможно, кто-то скажет: «О каком вообще удобстве и маневренности может идти речь, при обсуждении рыцарской брони?» Ведь всем известно, что рыцарь в доспехах не мог самостоятельно подняться после падения, на коня взбирался только с чужой помощью, из-за огромного веса брони с трудом передвигался, да и, вообще, не мог нормально справить нужду, ведь так?

Конечно же всё это уже давно развеянные мифы. Рыцарь в боевых доспехах не сильно стеснён в движениях, учитывая, что вес равномерно распределяется по телу, так что ничто не мешало натренерованному бойцу делать такие же перекаты какие продемонстрированы в игре, а иногда и что покруче. Не стану останавливаться на остальных мифах, учитывая сколько о них уже было сказано различными специалистами гораздо компетентнее меня.

Хотя всё же, крохотное зерно истины в этих мифах есть. Но речь скорее о турнирных доспехах, которые действительно делали война малоподвижным, но давали дополнительную защиту. Но это очень зыбкая почва для обсуждения, и я не стану ни на чём настаивать.

К слову, у описанного выше армета был и чисто турнирный вариант.  И нельзя не упомянуть, что ещё один шлем для турниров послужил вдохновением и для другого знаменитого пердмета из игры — катаринского шлема, в который облачён знаменитый «луковый» рыцарь Сигмайер. По внешнему виду кажется, что подобная форма — это нелепая выдумка разработчиков, либо фантазия на тему восточных шоломов (более известных у нас как «те шлемы богатырей»). Но на самом деле, это эволюция всё того же турнирного армета, а именно турнирный шлем для боя на булавах. Только в отличии от оригинала, в игре вместо решётки предполагается наблюдать окружающую реальность через узкую смотровую щель, что, скорее всего, делает данное защитное снаряжение совершенно неприменимым в реальном бою.

Вы могли заметить, что в тексте часто говорится про турнирные и боевые доспехи, но такое деление не всегда было актуально. В начале эпохи рыцарства не существовало такого понятия как отдельное снаряжение для боевых походов и отдельное для турнирных ристалищ. Рыцарь мог в одном и том же комплекте брони сначала пойти пограбить соседа, затем отправиться на турнир к какому-нибудь герцогу, после чего уйти в «паломничество» за Гробом Господнем в Святую Землю.

Об одном из таких рыцарей мы и поговорим… Но только в следующий раз.

Продолжение следует…


Лучшие комментарии

Читай также