Какими были бы видеоигры во вселенных «1984» Дж. Оруэлла и «О дивный новый мир» О. Хаксли?
«1984» и «О дивный новый мир» рисуют нам утопические миры, которые совсем не похожи на наш. А если предположить, что даже в этих утопических мирах будут существовать видеоигры? Какими бы эти игры были? Каких жанров и сюжетов они бы придерживались? Сегодня мы с Вами окунемся в выдуманные вселенные Дж. Оруэлла и О. Хаксли с целью узнать: какими были бы видеоигры в этих двух противоположных друг другу мирах? Если Вам интересно, то добро пожаловать в мой блог, присаживайтесь поудобнее и мы начинаем!
Статья в формате видео
Статья в текстовом формате
«О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла — это два самих ярких и часто противопоставляемых друг другу представителя литературного жанра антиутопий. А как вы думаете, какими были бы видеоигры, если бы их создавали в этих двух выдуманных Оруэллом и Хаксли мирах?!
В этой статье мы с Вами попытаемся представить в какие видеоигры играли бы геймеры из двух самых знаменитых антиутопий. Но для начала нам с Вами нужно будет сделать одно очень важное допущение — это сам факт возможности существования в приведенных вселенных такого понятия и явления как видеоигра.
Ну, а почему бы и нет?
В мире «1984» — видеоигры отлично бы пропагандировали идею наличия внешнего врага, необходимости борьбы с ним и пр.
А в «Дивном новом мире» — была бы пропаганда необходимости поддержания кастовой системы, необходимости приема лекарств (сомы), ну и конечно же для обычного развлечения людей видеоигры бы тоже подошли.
Чтобы хоть как-то структурировать наш рассказ и не превращать его в эссе на свободную тему, мы с Вами подберем по три самых подходящих игровых жанра для каждого из миров. Ну и как вишенка на торте, мы попытаемся представить себе, как бы выглядели некоторые известные нам видеоигры в этих вымышленных вселенных. И так давайте приступать.
1984
Big brother is watching you.
Мир 1984 строится на тоталитаризме и полном внешнем контроле над личностью со стороны так называемого Большого брата.
В условиях постоянной войны между тремя сверхдержавами и необходимости пропаганды наличия внешнего врага, особенной популярностью пользовались бы милитари шутеры, военные стратегии, а также, как это не было бы странно, так называемое игровое кино.
Все эти жанры отлично подошли бы для пропаганды необходимости поддержания военных действий, помогли бы в обозначении и идентификации конкретного врага, а если бы он внезапно поменялся, как это было не раз в мире «1984», то любой патч или DLC запросто смогли бы перетасовать врагов и союзников в нужном порядке.
Шутеры при помощи мастерски поставленных кинематографических сцен отлично бы продемонстрировали жестокость врага, вырабатывая тем самым у игроков неприязнь к нему.
Что касается стратегий, то тут отлично впишутся военно-экономические стратегии с уже продуманными сценариями.
И скорей всего, те кто хорошо знаком со вселенной Оруэлла скажет, но подождите, по Оруэллу предполагалось подавление любой творческой активности, поскольку она способствует критическому мышлению. А любая стратегия — это в первую очередь творческий подход к решению задачи.
Конечно, вы будете правы, поэтому наш вариант это исключительно стратегии с прописанными сценариями без возможности свободной игры. Именно сценарный подход позволит добиться необходимого влияния на умы геймеров из 1984 — по сути вы можете показать все ужасы творимые предполагаемыми противником, ставя игрока в заведомо более невыгодные условия, тем самым вызывая у него необходимые для правящей партии чувства страха, злобы и всего прочего.
Что же касается игрового кино, то тут все еще проще — благодаря таким играм с иллюзией выбора можно продвигать абсолютно любую идею: необходимость осуществления доносов, верность государству и пр. Хорошо прописанный сюжет может запудрить голову пропагандой абсолютно любому игроку. А видимость выбора позволит в итоге привести игрока к нужному правящим элитам финалу, заставив при этом поверить, что именно сам игрок своими действиями сделал свой итоговый выбор!
Хотелось бы отметить, что поскольку в мире 1984 процветает стукачество и доносы на всех и вся, то именно игровые фильмы могут отследить скажем так «идеологических диссидентов», посредством все того же предоставления игроку выбора.
Представим что в игре предоставляется сделать определенный выбор: допустим донести или не донести на какого-то персонажа. Игрок выбирает, к примеру, вариант «нет» и вот уже информация на него поступает в «МИНИСТЕРСТВО ПРАВДЫ» (Оруэлловский аналог КГБ) и он находится под еще большим колпаком чем раньше.
А теперь давайте посмотрим, как бы современные реальные игры выглядели бы во вселенной 1984.
Что касается шутеров, то тут неплохо бы подошла серия игр Call of duty. В ней отлично показаны конфликты, есть потрясающие катсцены, обеспечивающие наилучшее погружение игрока в игровой мир, острые сюжетные ходы, продвигающие нужные идеи. Одним словом, просто идеальный инструмент пропаганды.
Сам же сюжет такой игры можно было бы закрутить вокруг судьбы неизвестного бойца, с честью борющегося против очередного врага Океании — Евразии или Остазии, находящего и драматически теряющего своих друзей. Как по мне, если Вам нужно показать ужасы войны, а иногда и ее необходимость, то именно серия Call of Duty отлично подойдет для этого.
Ремарка: В сети уже много новостей о том, что американская армия использует серию Call of Duty для вербовки новых солдат и пропаганды необходимости службы в армии. Не знаю выдумки ли это или нет, но для заинтересовавшихся можно полистать вот эту статью.
В качестве примера военной стратегии я бы привел серию игр Противостояние. Это отличнейшая реал-тайм стратегия, в которой есть идеальный внутриигровой баланс, строящейся на постоянной нехватке ресурсов, и отличная компания. Думаю, что при правильном идеологическом подходе к сюжету игры из этой стратегии получилось бы сделать отличный инструмент пропаганды. Как и в случае с шутерами за основу сюжетной компании подойдет любые военные действия, происходившие во вселенной книги «1984».
Ну, а что касается игрового кино, то лично мой выбор остановился на играх от известной студии Telltale Games. В них есть и иллюзия выбора игрока, якобы влияющего на ход сюжета, ограниченные геймплейные механики. Но не это заставило меня выбрать игры от Тейлов в качестве примера. А потрясающие сюжеты, захватывающие игроков своим драматизмом, с необычными и нестандартными поворотами.
Думаю, что аналогичные игры во вселенной 1984, посвященные патриотически настроенному главному герою, который вынужден противостоять различным искушениям, и исполняющему свой гражданский долг перед партией, а сюжеты которых были бы целиком и полностью наполнены актуальной для данной антиутопии политической повесткой, постоянно удостаивались различных почетных премий и наград от игровых журналистов этого выдуманного мира.
И с 1984 у меня на этом все. Внимательный зритель наверное уже отметил, что я использовал игры исключительно как средство пропаганды и никак больше.
К сожалению, в мире абсолютного тоталитаризма, который был изображен Оруэллом, любой вид искусства, а не только игры, был бы направлен на пропаганду нужной для партии идеологии и модели поведения, искореняя тем самым вольнодумство и инакомыслие.
И на столь прекрасной ноте, давайте перейдем к «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
Дивный новый мир.
Христианство без слез — вот, что такое сома.
Антиутопия Хаксли посторожена на принципах биолого-кастового разделения населения и тотального контроля его численности. Все параметры будущего человека определяются путем изменения генетической мутации плода, тем самым или улучшается внешность и умственные способности будущего человека или же наоборот его уродуют до невозможности.
В связи с чем во вселенной Хаксли существуют 5 каст людей: Альфы, беты, гамы, дельта, и ипсилоны — все они различаются по умственным способностям и, как следствие, занимаемому положению в обществе.
В этом мире нет войны или насилия, а контроль над населением осуществляется постоянным навязыванием необходимости потреблять наркотики, которые искореняют любые грустные мысли и чувства, а также пропагандой вступления в беспорядочные половые связи, тем самым полностью нивелируя институт семьи как таковой.
Думаю, что для общества со столь строгой социальной иерархией и описанными выше ценностями подойдут такие жанры игр, как ММОРПГ, симуляторы жизни и простейшие мобильные игры по типу кликеров.
Давайте начнем с ММОРПГ и симуляторов жизни. Их целями во вселенной «дивного нового мира» будет закрепление социальной градации (кастовости) населения, а также превосходства одной социальной группы над другой. Игры данного типа могут привить модель поведения для любой касты, при этом саму игру можно сделать в любом сеттинге от фэнтезийного до реалистичного.
Ремарка: не могу отметить эту вашу сексуализацию в ММОРПГ. Все эти полуголые эльфийки в бронелифчиках отлично бы зашли игрокам из «дивного нового мира» и учитывая какое-либо отсутствие нравственных устоев (в нашем понимании этого слова), то не факт, что эти самые бронелифчики были бы обязательны к ношению. Отношение к интимной жизни в двух вселенных крайне разное, если Оруэлл говорит о постоянном воздержании и сублимации в общественно полезную деятельность, то вот Хаксли прям ратует за беспорядочные связи и за то, что в реальной жизни называется растлением. Как-то так…
Что касается кликеров, которые являются простейшими играми, то они отлично подойдут для низших каст, обделенных умственными способностями. Примитивный геймплей, быстрая награда, отсутствие каких-либо сложных или трудно повторяемых механик, «залипательный» геймплей — все это поможет скрасить вечер после трудного рабочего дня какому-либо уставшему гамме или эпсилону.
Если обращаться к реальным играм, то в качестве примеров симулятора жизни можно привести Sims, где могут быть выстроены абсолютно любые отношения между персонажами, а также могут быть привиты игроку нужные модели поведения под любую социальную группу. Именно социальные взаимоотношения между персонажами будут центральным аспектом данной игры.
Что же касается ММОРПГ и кликеров, тот тут подойдет любая игра из нашей с вами действительности, поскольку они все отлично подойдут для целей, которые я описал выше.
Как вы наверное заметили основной упор для игр, которые могут быть созданы во вселенной, придуманной Олдосом Хаксли, я сделал на социальное взаимодействие между геймерами и поддержание устоявшейся кастовой системы со всеми вытекающими последствиями.
Как итог, хочу сказать, что если в мире Оруэлла мы видели с Вами внешнее ограничение личности (слежка, пропаганда и пр.), то по Хаксли ограничение будет внутреннее (принудительное вмешательство в геном человека). Что же хуже? Вопрос риторический.
Ну, а на этом у меня все. Если Вам понравилось эти видео и статья, то обязательно напишите об этом в комментариях, буду рад придумать еще что-то в аналогичном формате. Всем удачи и пока-пока.
Самые известные юристы в играх. (узнайте историю Кена Розенберга, Двуликого и Совиголовы)
Видеоигровой приговор Васу Монтенегро из Far Cry 3! Какое наказание получил бы Вас за свои преступления? (часть 1) (Один из самых одиозных антагонистов последнего десятилетия должен получить по заслугам!)
Самые необычные преступления, совершенные персонажами видеоигр. (Разбираем преступления Н. Дрейка, Гаррета и других известных персонажей видеоигр).
Популярные игровые механики, которые в реальной жизни являются уголовными преступлениями. (изучаем популярные механики на предмет их законности).
Лучшие комментарии
a. s. И полетели блин минуса… за что, почему — непонятно. Найти и руки оторвать нужно.
Интересный и незаурядный материал, так держать)
Имхо, наилучшим жанром для утопий/антиутопий/дистопий/пантопий является иммерсив симы.
Почему? Потому, что как минимум одна книжная утопия уже представлена игрой — Bioshock (очень сильно вдохновлен «Атлантом» Айн Ренд). А многие элементы из «1984» послужили для Half Life 2 (из «Прекрасный новый мир» тоже).
К слову, у меня еще почему-то Dishonored ассоциируется с «451° по Фаренгейту». Особой логики в этом нет, но аббатство смотрителей напоминает «пожарных», особенно после просмотра фильма.
Mirror's Edge — это тоже интересная игровая антиутопия, но тут кор-геймплей это фриран и платформинг, и получается такая ситуация: ты наслышан о тотальных запретах в городе и его изоляции, однако, никогда этого не увидишь.
Для мира «1984» не хватает только залихватского боевого симулятора с 1500+ единиц военной техники. Вечная война за окном угрожает режиму, вот и пусть молодчики среднего школьного возраста обкатывают ОБТ загодя.
Мне всегда казалось что в контексте «Дивного нового мира» игровая индустрия чувствовала бы себя прекрасно независимо от жанра.
Я не буду разглагольствовать, а просто скажу: «Привет!»
Спасибо за комментарий и поддержку.
Про иммерсив симы согласен на все 100%! Как по мне, большинство таких игр рассказывают историю про борьбу главного героя с системой, что является для многих антиутопий центральной сюжетной веткой.
Да и если говорить субъективно, все Dishonored, HL2 и Байошоки (первая часть) — они визуально и стилистически очень хорошо передают мрачность, жестокость, а порой и отчаяние, царящее в мире этих игр, что, как ни странно, и антиутопиям (1984, Атлант, 451 гр.) удается очень хорошо проделать (мне именно мрачность очень сильно привлекает в утопиях, наверное, именно поэтому мне «1984» понравилась больше «дивного нового мира»).
Кстати, занимательный факт: Arkane Studios помогали дизайнить окружение в Bioshock 2, а Виктор Антонов был ведущим дизайнером у Half Life 2 и Dishonoured.
И тебе =)