В свое время Rome: Total war произвел на меня огромное впечатление. И тем удивительнее, что на следующую часть серии я наткнулся совершенно случайно. Описывая Medival 2 очень трудно не скатывается в самоповторы. Запустив кампанию можно увидеть пусть и с подтянутыми текстурами тоже меню и карту(хотя на сам деле это не так. Все так же перемещаем армии и агентов по карте, тратя очки действия. Знакомые механики по добыче денег из налогов и торговли. Тактические сражения использующие тот-же движок. Что же мешает назвать эту игру платной сборкой модов? Mediaval 2 действительно во многом основывается на идеях первой Medival и Rome, особенно на дополнении Barbarian invasion. Игра полна множеством, небольших изменений и механик, которые по отдельности кажутся незначительными, но вместе могут изменить игру.
У каждого века есть свое средневековье
Самое заметное отличие от Rome это то, что поселения делятся на два вида: города и замки. Замки не только защищены лучше, чем города, в них набираются лучшие войска. Доход замки приносят относительно небольшой, и им нельзя ставить ставку налога. Основные экономические центры вашего государства это города. Им доступны все ветки экономических построек и гильдии. Солдаты набираемые в городах за редким исключением хуже по характеристикам их аналогов в замках. Зато города могут содержать гарнизон, находясь в котором солдаты не требуют платы за содержание. В отличие от замков, в которых для каждого рода войск требовалось построить свои казармы, города строят только один вид казарм который еще и увеличивает общественный порядок в городе. Изменилась система развития поселений. Для увеличения уровня города строятся улучшенные стены или твердыня. Самый развитый город одновременно и самый защищенный. Выполняя некоторые условия, игроку могут предложить построить в городе гильдию или капитул ордена. Эти специальные постройки улучшают характеристики агентов и юнитов, или позволяющие набирать хорошие подразделения.
Изменилась система набора солдат. Можно рекрутировать сразу несколько подразделений за ход, поэтому армии набираются быстрее. Но есть ограничение. Количество набираемых подразделений ограниченно, и требуется подождать несколько ходов чтобы оно восстановилось, что вынуждает игрока разнообразить войска, а не набирать целую кучу одинаковых подразделений.
Игре остались события. Они делятся на информационные или влияющие геймплей. Например изобретение пороха дающие новых юнитов, вторжения монголов добавляющие новую фракцию или открытия Америки, что увеличивает карту. Такие важные события сопровождаются роликом на движке игры. Задания в Medival 2 выдаются всем фракциям. Они стали разнообразнее. Причем заказчиками могут стать как внутренний совет, так и гильдии, папа Римский или даже другая фракция(например наследник хочет убить отца).
Мама, папа я одна рыцарская семья
Без командиров армии теряют серьезные преимущества, и могут даже взбунтоваться. Поэтому назначаем генералов из собственной семьи. Как и в прошлых играх они не толлько сильный юнит. У каждого есть свои характеристики и особенности полученные при рождении или приобретённые в течение жизни, делающие из них уникальных персонажей. Командование отвечает за то, как сражаются наши солдаты. Благочестие защищает от инквизиторов и влияет на религию в провинции. Верность отвечает за лояльность генерала. У главы фракции верность заменена влиятельностью. Чем она больше, тем меньше шанс что генералы и простые солдаты предадут. Благородство и Устрашение взаимно исключают друг друга и показывают моральный компас персонажа. Благородство повышается за счет постройки церквей, отпуска пленных и мирного занятия городов. Устрашение наоборот требует строительства борделей, найма агентов и использования убийц, казни пленных и уничтожения мирных жителей. Оба этих параметра влияют на общественный порядок, усмиряя недовольство. Благородный правитель дает бонус к морали солдат и обеспечивает рост населения. Устрашающий, уменьшает мораль вражеских войск. Развилась система особенностей, дающая бонусы и штрафы к характеристикам, также как и система свиты и предметов. В целом генералы больше полезны на поле боя, чем губернаторы. За редким исключением (например в свежезахваченном городе) генерал быстро приобретает плохие черты и приносит больше вреда чем пользы. Как и в Rome численность генералов пополняется за счет взросления детей, женитьбы и повышения капитанов. Нанимать новых генералов нельзя, но, на мой взгляд их было более чем достаточно, скорее были проблемы найти войска.
Троица агентов из шпиона, убийцы и дипломата все также с нами. Шпионы и убийцы становятся доступны раньше чем в предыдущих частях серии, буквально в течение нескольких ходов, что вносит существенное разнообразие в стратегию игрока. Теперь действия шпионов и убийц сопровождаются неплохим роликом, не лишённом юмора. К основной троице добавился торговец, добывающий деньги, если его расположить на ресурсах, раскиданных на стратегической карте. Его использование оправдано, особенно если найти достаточно дорогой ресурс. Также к нам вернулись принцессы. Их высочества все также выполняют роль дипломатов, но могут перевербовать генерала из другой фракции. Можно, как и в Rome выдать девушку замуж сразу по достижению взросления.
Богу, богово
Механики религий в целом работают также как и в Barbarian Invasion, но как и в оригинальном Medival вернулись священники распространяющие религию фракции. У Православных меньше всего возможностей. Мусульмане могут созвать джихад в ранее завоеванные провинции. Самая подробно проработанная система религии у католиков. Им доступна вкладка с рейтингом католических стран, на которой можно посмотреть отношение Папы к фракции. Можно поучаствовать в выборах Папы и крестовых походах. Но у всего есть цена. Война с католиками быстро уменьшает благосклонность Рима. Если она упадет до нуля, то легко заработать отлучение, что резко снижает лояльность населения, спровоцировать поход на свои земли, или в качестве епитимии предложат насильно отправить своего наследника или короля в крестовый поход. Также у Папской области есть уникальный агент- инквизитор охотящийся на генералов с низкой религиозностью. У повстанцев тоже появились свои религиозные адепты. Это ведьмы и еретики, снижающие уровень религии основных конфессий. Против них можно использовать убийц, но и священники могут их нейтрализовать.
Присоединение к крестовому походу или джихаду позволяет нанимать особых юнитов и передвигаться по территориям единоверцев без всяких штрафов (впрочем и нападать такой армией на единоверцев нельзя). Каждый ход армия должна двигаться примерно в направлении цели иначе начнется дезертирство. Выполнять цели похода выгодно. Можно получить уникальную свиту или предметы, увеличить характеристики или приобрести черты. Другими словами превратить посредственного генерала в весьма выдающуюся личность
Рыцарская Доля.
Управление армиями на стратегической карте не изменилось. Передвигаемся, тратя очки действия. Строим форты и наблюдательные вышки. Контролируем важные точки из перевалов и мостов, к которым добавилась переправы через короткие проливы отмеченные стрелочкой. Их можно пересекать без кораблей. В случае крайней необходимости доступна возможность набирать корабли и наемников. Наемники в принципе стали полезнее. Некоторые, например арбалетчики могут серьезно усилить армию.
Первое что видишь, попадая на поле боя это графон. Без шуток! Игра выглядит неплохо даже по сегодняшним меркам. Окружение и юниты избавились от угловатости и прибавили в детализации. И рыцари и простые пехотинцы в одном подразделении могут выглядеть по разному, приобретая вид настоящей средневековий армии, где каждый был одет во что горазд. Более того! На солдатах теперь отображается улучшения брони, а во время сражений они будут покрываться грязью и кровью. Улучшились старые эффекты, вроде горящих стрел или дождя, и появились новые.
Геймплей относительно Rome не изменился. Но баланс сместился, сделав основной ударной силой кавалерию. В отличие от ранних игр серии легкая и тяжелая кавалерия становится доступной с первых ходов игры. Что сразу открывает практически все основные тактические возможности. Пускай первые рыцари не так эффективны в бою на мечах но как следует, разогнавшись они способны обратить в бегство любую пехоту. Тем не менее, хорошо укрепившиеся копейщики могут ответить, особенно если есть поддержка стрелков. Позже с появлением в арсенале пороха, пехота получит аркебузы и мушкеты, а осадные орудия сменятся пушками и бомбардами. Из-за ставки на кавалерию, в сражениях приходится больше уделять микро-контролю по сравнению с предыдущей игрой. ИИ в целом мало изменился с Rome, но чаще предпочитает действовать агрессивно.
Осады все еще остаются моей любимой частью игры. Благодаря новой графике и эффектам сражения по эпичности могут сравняться с голливудскими блокбастерами. Именно тут видно различие в защищённости между городами и замками. Если город еще можно взять с налету, то к осаде замка надо подходить со всей серьезностью, одной двух катапульт бывает недостаточно. Замок не только окружен двойной, а то и тройной стеной, но и стоит на холме, а сами стены гораздо выше и крепче городских. Зато защищать замок одно удовольствие. Небольшой отряд может отбиться от вдвое, а то и в трое большей армии.
Изначально нам доступны только 5 европейских фракций, но пройдя любую кампанию можно открыть все остальные. В том числе мусульман и восточных европейцев. Как и западные нации, Мусульмане тоже делают ставку на конницу, но предпочитают более легких всадников. Восточные европейцы что-то среднее между католиками и мусульманами. Различия между конкретными фракциями тоже присутствуют. Так англичане в качестве стрелков используют только лучников, Турки и Русь изначально нанимают вместо ударной кавалерии только конных стрелков, а Византия и Дания делают ставку на пехоту. Игра проигрывает Rome в том, что различия фракций в юнитах и используемой тактике заметны только на начальных этапах. На средних и поздних ощущаются они примерно одинаково. Уникальные для фракции юниты могут делать свою работу лучше, но не настолько чтобы приходилось из-за этого менять тактику на что–то совершенно новое.
Что ни век, то век железный
К атмосфере средневековья очень подходит музыка, выполненная на отличном уровне. Присутствует как оригинальные композиции, так и переиначенные из Rome. Отдельно хочу отметить оптимизацию. В отличие от предыдущих частей, Mediaval 2 идет без всяких проблем на современных компьютерах. У мод сообщества эта часть является самой любимой. Глобальные модификации иногда меняют игру до неузнаваемости, добавляя новые фракции и механики. Игроков могут отправить в практически в любой период истории или же в фэнтезийные миры Толкина, Древних свитков, Зельды или даже Готики.
К сожалению, игра не лишена других недостатков. Движок игры был достаточно гибок во множестве аспектов и позволил реализовать разнообразные механики, но и в тоже время накладывал серьезные ограничения. Многие возможности из первых игр такие как, например титулование командиров или спешивание рыцарей не были реализованы. Также как и в Rome дипломатия мало применяется, особенно на высоких уровнях сложности. Для некоторых юнитов, особенно это касается набираемых в поздний период, не сообщаются особенности управления. Например стрелки с пороховым орудием могут стрелять линиями, что увеличивает скорострельность, а пикинеры должны не только построится, но и включить режим защиты для максимальной эффективности. Стратегический режим, на мой взгляд играется медленнее чем в Rome, это касается не только конфронтации с другими фракциями, но и развития собственных поселений.
***
Medival 2 является квинтэссенцией всех наработок предыдущих игр серии. Достоинства отполированы недостатки если и не устранены, то заретушированы. Игра идеально подойдет для новичков. А мод-сообщество обеспечит разнообразием, если основная кампания наскучит. Для меня игра не стала любимой. Тут мое сердце принадлежит первому Rome, но в Medival 2 я возвращаюсь регулярно.
Как и в предыдущих играх серии для Medival 2 вышло дополнение. Отличие состоит в том, что оно состоит сразу из четырех кампаний, в каждой из которых разработчики решили поэкспериментировать с механиками.
Кровь богу солнца
Сражения в американских джунглях и степях приятное разнообразие после северных лесов и пустынь Египта и Сирии. Основная идея кампании в различиях воюющих сторон, как в стратегическом так и в тактическом режимах. Южноамериканские индейцы, ацтеки и майя ближе всего к классическому геймплею Medival 2, также развиваем города и набираем солдат. В бою они опираются на большие армии высокомотивированной пехоты ближнего боя. Отсутствие кавалерии и осадных орудий накладывает серьезные ограничения на тактику. Тем не менее? европейцы не становятся проблемой, так как их просто можно задавить числом, главное между битвами подводить подкрепления. Основной проблемой станут такие-же индейцы, так как никакой другой тактики кроме как стенку на стенку не остается.
Европейские колонизаторы представленные испанцами (Франция и Англия, управляются компьютерами) кардинально отличаются. В бою европейцы полагаются на свое технологические превосходство. Стрелки вооружены арбалетами или мушкетами, пехота и кавалерия закована в сталь, а пушки с легкостью разносят любые стены. Но подразделения испанцев малочисленны, поэтому более чувствительны к потерям. Первую половину кампании приходится штурмовать города, где преимущество в огневой мощи и кавалерии серьезно ограниченно. Что приводит к весьма нудным сражениям, решить которые автобоем не выйдет, так как пополнение армии затруднено. Изначальный набор солдат ограниченный, как по количеству, так и по виду. Для испанцев реализована система развития. Выполняя задания метрополии игроку дают титулы, каждый из которых открывает новые постройки и дает возможность производить новые подразделения. До этого момента приходится полгаться только на подкрепления из метрополии или набирать наемников из местных. Проблема в том, что жадные до золота испанцы требуют большее жалованья. Неожиданное подкрепленье может легко опустошить казну. Поэтому приходится следить за притоком денег и постоянно расширятся иначе легко оказаться в долгах.
Североамериканские индейцы изначально тоже оперируют только пехотой, но делают ставку на дальний бой. Большая часть их войск стрелки и даже копейщики способны бросать дротики. Изначально набор войск ограничен. Им тоже доступна система прогрессии, но работает она по другому. Для открытия новых юнитов индейцам требуется уничтожать солдат противника в бою. Чем больше побед тем быстрее открываются новые типы юнитов. Если они столкнутся с европейскими армиями, североамериканские индейцы могут получить лошадей и мушкеты, что открывает новые тактические возможности для фракции. Также североамериканские индейцы могут объявить выход на тропу войны, которая работает по принципу крестового похода.
Пожалуй это самая любимая мной часть дополнения. Единственный недостаток в том, что стратегический режим ощущается медленнее остальных компаний. Во-первых, из-за ограничения одновременного набора юнитов, что заставляет собирать армии буквально по одному подразделению. Во-вторых, города расположены достаточно далеко друг от друга и приходится тратить приличное количество ходов, чтобы добраться. Во всем остальном отличная кампания.
Британская коммуналка
За Британию борются пять фракций. Англия пытающуюся сформировать единое королевство, но столкнувшаяся со внутренним и внешним противодействием. Стремящиеся сбросить английское владычество Ирландия, Шотландия, Уэльс и мечтающие вернуть Британию под свой контроль норвежцы. Для кампании сделали интересную механику. Различия в религии заменены на культурные и если в городе доминирует культура отличная от культуры фракции игрока, то можно набрать солдат данной культуры.
Стратегический режим для большей части фракции отличается мало, за исключением Англии. Играя за эту фракцию словно вернутся в Рим из Barbarian invasion. Будущая владычица морей окружена врагами и приходится играть в начале от обороны, так еще и есть не малый шанс получить восстание и появления фракции мятежников. Остальные же пытаются оторвать кусок островов у Англии или друг у друга.
Кампания Британии очень подходит тем, кто любит осадные битвы. Карта островов достаточно компактна. Города и замки находятся буквально в шаговой доступности. В контроле местности очень помогут новая постройка на стратегической карте - форт, заменившая лагерь. По сути, представляет собой маленький замок с каменными стенами. Цена возведения кусается, зато становится бесплатным содержание нескольких подразделений расположенных внутри.
Недостаток кампании один. Фракциям не хватает разнообразия. Все стороны конфликта, несмотря на то, что имеет уникальные юниты, выглядят по разному, играются примерно одинаково.
Того требует бог, Эпизод Третий
Кампания крестоносцев отправляет игрока во времена третьего и четвертого крестовых походов.
Уникальных наций для компании две христианские королевство Иерусалим и герцогство Антиохское. Их армии представляют собой смесь из подразделений европейских фракций. Византийцы и мусульмане Египта и Турции в целом повторяют себя оригинальной кампании, но имеют несколько новых юнитов. Сама кампания основывается на захвате центров силы являющиеся столицами конфликтующих сторон. Они не только являются крупными городами, но и позволяют набирать для каждой фракции своих уникальных и сильных юнитов. Для захвата каждая фракция уже в начале обладает большой армией, что позволяет проводить эпичные сражения.
Не обделили кампанию и специфической механикой. У каждого лидера фракции есть своя уникальная способность. Эти способности заменяют обычную опцию «командирский рог», которая просто поднимает боевой дух ближайших юнитов. Например способность Ричарда Львиное Сердце немедленно сплачивает любые отступающие юниты. У Филиппа II есть способность временно повышать выносливость и атаку своих войск. Император Мануил получает «Византийскую дипломатию», которая вызывает замешательство и хаос среди вражеских юнитов и заставляет их сражаться друг с другом. Способности полезны, но из- за того, что они доступны только одному генералу из фракции, о них иногда просто забываешь.
Кампания интересна скорее не своими механиками и новыми фракциями, а периодом, в котором она происходит.
Балтийский фронт
Кампания тевтонцев посвящена вторжению ордена в восточную Европу и Балтику. Новичков для кампании двое: сам Тевтонский орден и языческая Литва (Норвегия недоступна, а Новгород прикрашенная Русь из оригинала).
Самая сильная сторона кампании дополнения это разнообразие, пускай и не такое сильное как в Американской кампании. Во первых место действия. Нам доступны мрачные леса северной Европы, холмистая Литва и открытые степи Украины. Во вторых сами фракции разнообразны, тяжело- вооружённые Тевтонцы , легковооруженные отряды Литвы, Конные стрелки Новгорода и делающая ставку на пехоту Дания. Приходится использовать разную тактику и набор армии для каждого из противников. В третьих разнообразие религий, католицизм, православие ислам и язычество.
Не обделили кампании и уникальными механиками. Так Литва может из язычества перейти в христианство, что хоть и лишит фракцию уникальных юнитов и построек, зато моментально улучшит отношения с католиками. Дания получила возможность путем дипломатии присоединить Норвегию и сформировать новую фракцию. К сожалению все эти возможности доступны только по скрипту.
Дополнение получилось неплохим к тому же приятно можно поиграть за Александра Невского.
***
К недостаткам я бы добавил отсутствие нормальных исторических сражений с постановкой и кат-сценами на движке. Тем не менее, кампании Kingdoms праву считаются одним из лучших дополнений во всей серии. Они полны если не событиями то сражениями. После динамичных кампаний дополнения трудно возвращаться к достаточно размеренной кампании оригинала . Крайне рекомендую всем кто по каким-то причинам не был знаком.
Лучшие комментарии
Спасибо за комментарий. Medival 2 по праву считается одной из вершин серии. К сожалению новой части не предвидится.
И Папу на мыло.
Открыл для себя игру год назад — 8 часов не мог оторваться от компа, вынесло мозг напрочь) действительно очень крутая и актуальная даже спустя столько лет.
p. s. проверьте текст еще разок и исправьте мелкие ошибки — зачем портить хороший блог орфографией и пунктуацией?)
p. p. s. Как же меня задрал Папа Римский...