9 марта 2021 9.03.21 1 712

Философия и мои мысли по поводу игры — What Remains of Edith Finch

+2
Воображение не менее реально, чем тело.

Как и What Remains of Edith Finch является дневником, то и этот блог будет похож на дневник, в котором я постараюсь показать свое видение сюжета и метафор этой игры. Я кратко пробегусь по сюжету, обсужу ключевые идеи каждой главы. Глава - это личная или не очень история человека из семьи Финчей. Эти истории являются небольшими притчами или сказками, которые несут сильный философский посыл и раскрывают персонажей. Внутри каждой истории есть своя законченная мысль. В данной работе мы поднимем такие философские темы, как:

  • Проблема памяти о человеке
  • Проблема смерти
  • Проблема семьи
  • Проблема реального и идеального
  • Проблема реального и виртуального
  • Проблема крайностей

Перед прочтением этой статьи, рекомендую пройти игру. Тем более, что игра достаточно короткая (примерно 2-3 часа). Это вас погрузит в сюжет и поможет вам лучше прочувствовать те идеи, которые я хочу с вами обсудить. Аларм! Может показаться, что некоторые идея я буду высасывать из пальца, но я это буду делать для того, чтобы вместе с вами подумать на вечные темы, которые проявила игра. Читая интервью разработчиков, я понял, что авторы главной парадигмой игры считают идею о том, что не нужно бояться смерти, все мы когда-нибудь умрем. На деле же я вижу, что игра переросла эту тему и показала мне не менее важные идеи, которые я бы хотел с вами обсудить. Некоторые истории я пропускал, потому что они повторяли уже прошлые мысли и в них не было каких-то важных дополнительных проблем.

Семейное древо семьи Финч
Семейное древо семьи Финч

Главная героиня - Эдит, приезжает в старый семейный дом, который уже пустует какое-то время. Оказывается, что дом живой и  он начинает рассказывать историю ее семьи с помощью быта и внутреннего устройства. У каждого бывшего жителя дома была своя комната, которая после смерти запечатывалась. Комната - это памятник человеку. По тому, как в ней все устроено, можно многое сказать о том, кто в ней жил. Таким способом можно попытаться сохранить память о человеке, ведь пока о нем помнят, он все еще находится в этом мире. В этом великая сила воспоминаний.

Глава 1. Молли - проблема смерти.

Начинается все с очень непрозрачной главы, где посыл лежит не совсем на поверхности. От чего может возникать огромное количество разнообразных интерпретаций этой части.

Повествуется "сказка" от лица Молли, мама уложила ее спать и не покормила. Девочка прсонулась ночью от дикого голода и начала есть все подряд. После этого она превратилась в кошку.  Кошка ест птичку, сова - кролика, Акула - тюленя, змея - человека. Авторы хотели показать, что сильный побеждает слабого - это закон природы. В данной главе максимально хорошо прослеживается главная парадигма всей игры. Смерть - это естесвенно, все мы когда-нибудь умрем, не нужно этого бояться. Давайте тоже поговорим об этом важном и неизбежном событии для каждого человека - о смерти. Авторы придерживаются идеи стоицизма, что все вещи в мире имеют конец, и это так естественно, что неразумно бояться смерти. Платон считал, что смерть есть отделение души от тела, освобождение ее из «темницы», где она пребывает в своей земной жизни. Но и стоики и Платон были уверены в том, что после смерти наша душа отделится и мы переродимся в другом теле. По сути есть два противоборствующих лагеря - идеализм и материализм. Идеалисты считают, что душа(сознание) первична в человеке и что после смерти тела, она перейдет в другой мир, либо переродится. Материалисты же считают, что материя первична, поэтому душа умрет вместе с телом, т.к. без него она не может сущестовать. Надеюсь, я понятно объяснил, потому что эта информация будет важна по ходу статьи. 

Вот так из сказки маленькой девочки мы вывели такую серьезную и очень важную тему.

Глава 2. Один - бегство от смерти.

Один - глава семьи. После смерти своей жены и новорожденного ребенка  он решил, что семья проклята и собрался переехать в другое место вместе с домом и семей (Действительно, в другом месте проклятие перестанет работать), но во время шторма их дом утонул вместе с Одином. Убегая от смерти он сам приблизил себя к ней. Событие произошло в 1937 году и тема проклятий и порч в то время была вполне рабочей, но в наше время, я думаю, большинство осознает, что нет никаких колдунов и ведьм (Спасибо "Битве экстрасенсов"). Нужно четко понимать, что есть вещи на которые мы не можем повлиять, например, пресловутая смерть, и на которые можем повлиять,например, забота о своем здоровье, поэтому стоит сосредоточиться именно на таких вещах. Мы можем продлить свою жизнь, но никак не можем убежать от смерти.

Если бы Один прочитал мою статью на stopgame.ru, то он бы перестал бояться смерти и не утонул бы вместе с домом (Скорее всего).

Глава 3. Келвин - бегство к смерти.

Здесь раскрывается важная тема- тема крайностей. Один настолько боялся смерти, что это вредило ему жить. Келвин же напротив абсолютно не боялся смерти, что привело к тому же исходу. Важно держать баланс во всем, в любой теме. Неважно, смерть это или разговоры о политике в 8-Б классе. Правда где-то посередине, в определенном балансе противоположностей. В больишнсве культур и религий на протяжении всей истории люди создавали дуальности (инь и ян, материя и пустота, разум и чувства). Это специфика человеческого восприятия, мы очень любим делить все на "белое и черное". Весь наш мир прошит этой связью противоположностей и только вместе,а не раздельно они могут нормально существовать. Ведь не будь зла, как бы мы поняли, что такое добро?

Что же касается Келвина, он решил, что может полететь, как и любой ребенок он еще не совсем познал наш мир, он мечтателен, он верит в чудеса. Ну и естественно раскачавшись на качелях он полетел с обрыва. Я бы опять хотел вернуться к теме материализма и идеализма. Мальчик - идеалист, он верит в идеи, в душу. Возможно, Келвина можно назвать солипсистом. Солипсизм - это идеализм, признающий единственной реальностью только собственное сознание и отрицающий существование внешнего мира. То есть он решил, что только подумав о том, что может полететь, законы физики изменятся. Увы, нет, зато шлепок об воду будет реальным. Как я и говорил, придерживаться какой-либо крайности - это билет в один конец. Вот что говорит о нем брат:

Именно таким я хочу помнить своего брата. Как в тот день, когда он решил взлететь и полетел.

Да, я согласен, что иногда нам хочется помечтать, представить какое-нибудь чудо, но всегда нужно помнить, что если спрыгнуть со скалы, то ты непременно разобьешься и никакие твои мысли о полете не спасут тебя от больших и совсем неприятных камней у подножья.

Глава 4. Барбара - современная проблема.

Проблема Барбары действительно уникальна для этой игры, если не брать опять тему смерти. Девочка получила дикую популярность будучи ребенком за ее звонкий крик, но с возрастом крик ее стал меняться из-за биологический особенностей и роста человека. И Барбара стала никому не нужной, выкинутой за борт. Я бы назвал это - проблема легкой популярности. Есть огромное количетсов примеров в нашей жизни, когда люди, которые становились звездами либо в детском возрасте, легко и без особого труда - пропадали. Такой человек очень быстро после спада популярности впадал в депрессии, либо начинал злоупотреблять алкоголем и другими более страшными вещами. Увы, если за популярностью не стоит тяжелая работа, профессионализм и четкие цели, то популярность легко может сломать человека. Особенно жалко детей, которые в целом еще просто мало пожили и не успели научиться многим вещам, чтобы контролировать изветсность. Как много в наше время артистов умирает в молодом возрасте из-за вредных привычек и депрессий, которые не смогли пережить резкой и большой популярности. Думаю, что вы все слышали хотя бы о парочке таких случаев. Увы, в наше время сложно каким-либо образом решить эту проблему, так как толпа - это страшная сила, но, как минимум, понимание того, что для популярности нужно очень много работать - это факт. А от Барбары осталось только ее ухо. УХО-хочешься...

Глава 5. Уолтер - современное бегство от смерти.

Почему история Уолтера - это современное бегство от смерти? Давайте попробуем разобраться.

После смерти Барбары, он был настолько напуган, что ушел под землю и жил в одиночестве в бункере 30 лет. Он решил, что отгородив себя от всего, что может его убить, он проживет долгую и счастливую жизнь. Уолтер делал все по расписанию, ел одну и ту же еду, в одно и то же время. Эту концепцию можно перенести на жизнь современного офисного человека, который боится жизни. Он живет по графику "дом-офис-дом", занимается одним и тем же монотонным делом, не рискует брать на себя новые задачи и не ищет интересную работу. Ведет максимально комформистский образ жизни, когда еда и кров есть, то больше ничего и не надо. Интересно, как поменялось ощущение времени, когда через 30 лет Уолтер понял, что он устал бояться. Следующая монотонная неделя была пыткой для него и тянулась целую вечность. Он вышел в мир, начал дышать полной грудью, но слишком поздно. Уолтер уже был пожилым человеком, но даже в таком состоянии, он хотел хотя бы один день прожить без страха.

"Поддержание" жизни, попытка уйти от проблем, закрыться в себе - это все, увы, не поможет человеку хорошо и счастливо сущестовать в нашем мире.

Глава 6. Сэм - живой счастливый человек.

Сэм был одним из тех, кто не боялся жить. Тем самым, он был единственным из братьев и сестер, кто продолжил семейное древо, у него было 3 ребенка. Даже сами авторы проявляли симпатию к нему через слова главной героини - Эдит.

Из всех историй я бы больше всего хотела услышать от мамы именно эту.

И правда, человек жил, был увлечен каким-то делами, воспитывал своих детей, учил их. Даже умер он достойно, на охоте, обучая свою дочку стрельбе. Я вижу прямой посыл авторов, которые говорят: "Смотрите, человек не боялся и прожил прекрасную жизнь".

Глава 7 и 8. Милтон и Льюис - проблема реального и вирутального.

Мы уже смирились, что проблема смерти есть в каждой главе. Но именно в главах у Милтона и Льюиса поднимается на поверхность безумно важная проблема в наше время, которая непосредственно связана с играми и воображаемой (виртуальной) реальностью. 

Начнем с Милтона. Мальчику подарили краски на день рождения и он влюбился в рисование. Он отточил свои навыки настолько, что в какой-то момент "человек с картинки" ожил. Воображению детей можно только позавидовать. В общем у него появился нарисованный друг. В какой-то момент Милтону так хорошо было с этим персонажем, что он понял, что тот нарисованный выдуманный мир ему нравится больше, чем наш реальный - серый и грустный. Он просто нарисовал дверь на огромном холсте и вошел в нее, попращавшись с реальным миром навсегда. В век технологий, выдуманные миры стали настолько привлекательны, что некоторые люди предпочитают их - реальному.

Увы, с развитием виртуальной реальности и игр, случаи ухода от нашего мира участились. Я много встречал ребят, которые проводили в игре, например, Lineage 2 все свое свободное время. У них есть дети, работа, жена, но они совершенно не заботятся об этом. Реальная жизнь уходит на второй план, она становится предатком, ведь в ней он обычный инженер. В то время как в игре он безумно крутой воин в самой лучшей экипировке, все его уважают и ценят. То же самое произошло и со вторым героем - Льюисом. Его выдуманнный мир, где он был принцем, оказался намного интереснее реального, в котором он работал на рыбном заводе и отрезал головы рыбам. Воображаемый мир с каждым днем занимал все больше и больше места в жизни Льюиса, пока совсем не заместил реальный. Исходом такой замены явилась смерть персонажа, потому что жизнь в реальном мире максимально обесценилась для него, она его тяготила и была ему абсолютно не нужна, ведь в ней было так мало хорошего и так много грустного.

Мораль сей басни такова, у нас есть реальный мир, в котором, если захотеть, стараться и работать возможно все, чего пожелаешь, не нужно искать ложных легких путей, все это боязнь настоящей жизни, страх не реализоваться, но от него не надо убегать, с ним нужно сражаться. Есть только один мир - мир реальный и у него есть определенные законы, следуя которым ты будешь счастлив. Каждый эти законы определяет по-своему, но общее для всех одно - не останавливайся.

Еще два важных посыла игры. Семья и память

Думаю, вы заметили, что проблемы семьи и памяти были одними из самых главных. Пробабушка Эди и Эдит понимали это, поэтому и вели дневник, храня воспоминания об их предках. Даже если мы умрем, мы будем жить в памяти тех, кто нас помнит. Пока нас помнят, мы бессмертны. Это очень простая мысль, но от этого не менее важная. И именно семья будет помнить вас, а новые поколения будут стараться стать такими же, как и вы, когда им будут рассказывать истории про их прекрасного дедушку <подставьте любое имя>. Я понимаю, что не всегда родственники - это что-то позитивное, но очень часто можно найти что-то хорошее в них и рассказать об этом своим детям и внукам, чтобы они гордились своей семьей и хотели прожить такую же реальную и счастливую жизнь, как их дедушки и бабушки и остальные родственники. Берегите друг друга.


Лучшие комментарии

Это первый мой опыт в подобном стиле. Хотелось бы услышать обратную связь)

Читай также